Студзень - чэрвень 2002 года

О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов

январь-июнь 2002 года

Динамика ВВП и реального сектора экономики

Финансы субъектов хозяйствования

Инфляция

Потребительский рынок и доходы населения

Внешняя торговля

Государственные финансы

Рынок страховых услуг

Динамика ВВП и реального сектора экономики

По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за I полугодие 2002 г. составил в текущих ценах 10 597,7 млрд. руб. Реальный объем производства ВВП был на 4,7% выше, чем за I полугодие 2001 г. Темп роста ВВП в I полугодии 2001 г. по отношению к I полугодию 2000 г. составлял 103,9%. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. № 640, предусмотрен рост ВВП на 4-5%. По прогнозу на I полугодие 2002 г. прирост ВВП по сравнению с I полугодием 2001 г. должен составить 4,9%. В I полугодии текущего года динамика основных показателей развития реального сектора экономики неоднозначна по сравнению с I полугодием 2001 г. — отмечается как увеличение, так и отставание темпов роста отдельных макроэкономических показателей развития страны, рис 1. 

Рис. 1. Изменение основных показателей развития экономики в % к соответствующему периоду предыдущего года (экспорт и импорт – январь-май 2002 г. к январю-маю 2001 г. и январь-май 2001 г. к январю-маю 2000 г.)

В I полугодии текущего года произведено промышленной продукции (работ, услуг) на сумму 9 569,7 млрд. руб., что на 4% выше уровня I полугодия 2001 г. (при прогнозе на год – 5-6%, на I полугодие – 5,5%). Прирост промышленного производства в I полугодии 2001 г. по сравнению с I полугодием 2000 г. составлял 4,6%. Выпуск потребительских товаров за шесть месяцев текущего года составил 3 328,5 млрд. руб., что на 4,2% выше уровня января-июня 2001 г. При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 2,8%, непродовольственных – на 4%. Объем продукции сельского хозяйства, по оценке, в I полугодии текущего года составил 1 573,9 млрд. руб. и увеличился по сравнению с I полугодием 2001 г. в сопоставимых ценах на 4,3% (прогноз на год – рост на 3-4%, на I полугодие – на 4,1%). Инвестиции в экономику и социальную сферу республики составили 1 604,4 млрд. руб., что на 6,1% больше, чем в I полугодии 2001 г. (в сопоставимых ценах) (при прогнозных темпах роста на год 106-107%, на I полугодие – 105%). На объекты производственного назначения использовано 971,6 млрд. руб. капитальных вложений, что на 21,4% больше, чем в январе-июне прошлого года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 60,6% (в январе-июне 2001 г. – 52,7%). Объемы капитальных вложений в объекты непроизводственного назначения уменьшились на 9,9%. На строительство жилых домов использовано 396 млрд. руб., что на 11,2% меньше, чем в I полугодии прошлого года. Государственная собственность в структуре инвестиций составила 57,8% (в I полугодии 2001 г. – 58,6%), частная – 41,6% вместо 41% в том же периоде прошлого года. Иностранная собственность в структуре инвестиций в основной капитал занимает 0,6% вместо 0,4% в I полугодии 2001 года. Грузооборот предприятий транспорта за I полугодие 2002 г. составил 17 520 млн.ткм и увеличился по сравнению с I полугодием 2001 г. на 10,2%. Объемы розничного товарооборота возросли на 15,3%.

Финансы субьектов хозяйствования

В январе-мае 2002 г. предприятиями и организациями республики было получено 1 098,3 млрд. руб. прибыли в текущих ценах. Удельный вес балансовой прибыли в ВВП за пять месяцев текущего года составил 13,3% вместо 16,6% в январе-мае 2001 г., в том числе в мае 2002 г. – 16,8% и мае 2001 г. – 16,2%, рис.2. 

Рис. 2. Финансовые результаты работы предприятий республики 

Доминирующая часть балансовой прибыли в республике получена предприятиями промышленности. Однако в результате ее сокращения в январе-мае текущего года по сравнению с январем-маем прошлого года, ее доля в отраслевой структуре балансовой прибыли упала с 64,4% до 57,2%. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) за пять месяцев 2002 года составила 987,7 млрд. руб., или 12% от произведенного в январе-мае валового внутреннего продукта (в январе-мае 2001 г. – 14,4%). Продолжает оставаться низкой рентабельность реализованной продукции. В январе-мае текущего года рентабельность продукции составила 9,1%, что в 1,1 раза ниже, чем за тот же период прошлого года. По данным Минстата, на 1 июня 2002 г. 4825 предприятий в результате своей хозяйственной деятельности имели убытки. Их удельный вес в общем числе предприятий составил 40,9% (в январе-мае 2001 г. – 35,6%). В промышленности убыточные предприятия составили 38,7% от их общего числа, в сельском хозяйстве – 61,6%. Сумма убытков за пять месяцев текущего года составила 262,3 млрд. руб. Сумма накопленной кредиторской задолженности субъектов хозяйствования республики на 1 июня 2002 г. составила 10 трлн. руб. и возросла в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) по сравнению с той же датой 2001 года на 7,8%, дебиторской — на 7,9% (суммарная дебиторская задолженность — 7,5 трлн. руб.). Темпы прироста кредиторской задолженности по отношению к ВВП за январь-май текущего года снизились на 1,5 процентных пункта по сравнению с январем-маем 2001 г., дебиторской задолженности – на 1,4 процентных пункта. Основную часть кредиторской задолженности занимают суммы по оплате поставщикам за товары, работы, услуги – 74,6% общей кредиторской задолженности. Из нее 47,7%, или 3,5 трлн. руб., приходилось на задолженность за энергоресурсы. Наибольший удельный вес в общем объеме кредиторской задолженности по республике занимает задолженность предприятий промышленности – 47,1%, сельского хозяйства – 13,1%. Внешняя кредиторская задолженность за товары, работы и услуги на 1 июня текущего года сложилась в размере 1 553,1 млрд. руб. За январь-май она сократилась на 5,7% в реальном выражении. Внешняя дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 2,1 раза меньше. Сумма накопленной задолженности белорусских предприятий хозяйствующим субъектам стран СНГ на 1 июня 2002 г. составила 925,7 млрд. руб., или 59,6% всей внешней кредиторской задолженности, и превысила дебиторскую задолженность предприятий стран Содружества предприятиям республики в 2,1 раза.

Инфляция

Индекс потребительских цен на товары и услуги в июне текущего года по отношению к маю составил 101,4%, в том числе: на продовольственные товары – 100,2%, на непродовольственные – 102,3%. В июне прошлого года значения соответствующих показателей были следующие – 102,1, 102,2 и 101,1%. Платные услуги подорожали на 4,8% вместо 3,5% в июне 2001 г. Индекс цен производителей промышленной продукции за июнь текущего года составил 101,9%, строительно-монтажные работы подорожали на 1,7%, рис. 3. 

Рис. 3. Динамика сводных индексов цен в народном хозяйстве

 Накопленный за январь-июнь текущего года к декабрю предыдущего года прирост потребительских цен составил 20,2%, цен производителей промышленной продукции – 14,8, на строительно-монтажные работы – 16%. Аналогичные показатели в январе-июне прошлого года были на уровне 22,4, 17 и 15,8%. Среднемесячный прирост индекса потребительских цен за январь-июнь текущего года составил 3,1% вместо 3,4% в январе-июне прошлого года. При среднем росте цен на промышленную продукцию в июне текущего года на 1,9% промышленные цены на потребительские товары увеличились на 0,5%, на средства производства – на 1,7%. Колебания уровня цен наблюдаются по отраслям промышленности. Индекс цен производителей промышленной продукции вырос за июнь от 0,2% в черной металлургии до 13,9% в топливной промышленности, в пищевой промышленности он снизился на 0,4%, рис. 4.

1 Электроэнергетика 4 Химическая 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная
2 Топливная 5 Нефтехимическая 8 Легкая
3 Черная металлургия 6 Машиностроение и металлообработка 9 Пищевая

Рис. 4. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за январь-июнь 2002 г. 

Потребительский рынок и доходы населения

В январе-июне 2002 года розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 5012,1 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 15,3% по сравнению с I полугодием 2001 года (при прогнозе на I полугодие 2002 г. 4,5%). В структуре розничного товарооборота 67% приходилось на торговые предприятия, а на долю рынков — 32%. И если темп роста торговых предприятий составлял 15,3 п.п., то объем товарооборота рынков рос более быстрыми темпами — 22,5 п.п. к аналогичному периоду прошлого года. Из общего объема розничного товарооборота на долю частной собственности приходилось 76,3%, государственной — 22,2% и иностранной собственности — 1,5%. При этом удельный вес продовольственных товаров занимал 65%, непродовольственных — 35%, что примерно соответствует структуре продаж в январе-июне 2001 года (66 и 34%). В январе-июне 2002 года объем платных услуг, оказываемых населению через все каналы реализации, сложился в размере 1031,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 6% больше уровня января-июня 2001 года, что соответствует прогнозу на I полугодие 2002 года. В январе-мае 2002 года денежные доходы населения составили 6661,8 млрд. рублей и реально возросли по сравнению с январем-маем 2001 года на 18%, а по сравнению с январем 2002 года — на 17%. 

Структура денежных доходов населения за январь-май 2002 года не претерпела существенных изменений (в процентах): 

  Январь-май
2001 г.
Январь-май
2002 г.
 Всего денежных доходов
в том числе:
100 100
оплата труда работников, включая выплаты социального характера 53,4 54,2
социальные трансферты 19,8 20,8
доходы от собственности 2,3 2,1
доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы 24,5 22,9

Денежные расходы и сбережения населения в январе-мае 2002 года составили 6644,4 млрд. рублей. Из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 4644,9 млрд. рублей (69,9%), оплату налогов и добровольных взносов — 525,6 млрд. рублей (7,9%), накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупку валюты и другие расходы составили 1473,9 млрд. рублей (22,2%). Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. За I полугодие 2002 года начисленная среднемесячная заработная плата работников народного хозяйства республики (без военнослужащих) составила 174,6 тыс. рублей, что в реальном выражении на 16,3% больше, чем в I полугодии 2001 года. В июне 2002 года начисленная среднемесячная заработная плата работников сложилась в размере 194,9 тыс. рублей, увеличившись в реальном выражении на 4,6% по сравнению с маем 2002 года. При этом по отраслям экономики продолжают сохраняться значительные различия в оплате труда (рис. 5). Наиболее низкий уровень заработной платы в январе-июне текущего года наблюдался в ювелирной промышленности – 77,8 тыс. рублей, что в 2,2 раза ниже, чем в среднем по республике, а самый высокий – в горнохимической промышленности – 579 тыс. рублей, что в 3,3 раза выше, чем в среднем по республике. Таким образом, в реальном секторе экономики разрыв между нижней и верхней границами в оплате труда в январе-июне 2002 года составил 7,4 раза. В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате в январе-июне 2002 года являлись банки — 321,3 тыс. рублей, аутсайдером — младший медицинский персонал в здравоохранении с зарплатой в 97,6 тыс. рублей.

1 промышленность 6 торговля и общепит 11 наука и научное обслуживание
2 сельское хозяйство 7 здравоохранение 12 банки
3 транспорт 8 социальное обеспечение 13 страхование
4 связь 9 образование 14 аппарат органов гос. управления
5 строительство 10 культура и искусство  

Рис. 5. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям народного хозяйства за I полугодие 2002 г., тыс. рублей 

В территориальном разрезе по размеру среднемесячной начисленной заработной платы рабочих и служащих абсолютное лидерство занимает город Минск — 230,8 тыс. рублей в I полугодии 2002 г. (132,2% от среднего значения по всей стране). Следующие по величине среднемесячной зарплаты Минская и Гомельская области идут с большим отставанием — 176,5 и 170,0 тыс. рублей соответственно, что примерно равно среднереспубликанскому уровню. Аутсайдером в данном списке является Брестская область — 151,1 тыс. рублей, или 86,5% от среднереспубликанского уровня.

Внешняя торговля

За январь-май 2002 года объем внешней торговли товарами и услугами, по данным Минстата, сложился в размере 6 983,3 млн. долл. США, в том числе экспорт – 3 522,5 млн. долл. США, импорт – 3 460,8 млн. долл. США. По сравнению с январем-маем прошлого года внешнеторговый оборот увеличился на 2,2%, в том числе экспорт — на 3%, импорт — на 1,5%. Сальдо внешнеторговых операций в январе-мае текущего года в целом сложилось положительным в размере 61,7 млн. долл. США. При этом в торговле товарами дефицит составил 149,4 млн. долл. США., услугами — получено положительное сальдо (211,1 млн. долл.). В январе-мае 2001 г. результатом внешнеторговой деятельности было положительное сальдо в размере 11 млн. долл. США (в торговле услугами – 155,5 млн. долл., в торговле товарами – отрицательное – 144,5 млн. долл.). Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 90% общей суммы торговли товарами и услугами (в январе-мае 2001 г. – 90,6%). Объем внешнего товарооборота в январе-мае текущего года составил 6 287,2 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с январем-маем 2001 г. на 1,2%, в том числе в мае – на 1,9%, рис. 6. 

Рис. 6. Консолидированный торговый баланс 

Увеличение стоимостных объемов внешней торговли товарами в целом по республике за пять месяцев текущего года по сравнению с тем же периодом 2001 года на 1,2% стало результатом роста объемов экспорта белорусских товаров на 1,1% и импорта на 1,2% в долларовом эквиваленте. Увеличение стоимостных объемов экспорта обусловлено ростом физических объемов экспортируемых товаров на 8,7% при снижении средних экспортных цен на 7%. При этом стоимость экспорта товаров в долларах США в страны СНГ сократилась на 10,3%, в страны дальнего зарубежья возросла на 18,3% по сравнению с январем-маем прошлого года. Стоимостные объемы импорта товаров в долларовом исчислении в январе-мае 2002 г. увеличились по сравнению с январем-маем 2001 г. на 1,2% за счет роста импортных поставок из стран дальнего зарубежья на 9,4% при сокращении их из стран Содружества на 2,1%. При этом физический объем импорта увеличился на 10,7%, средние цены снизились на 8,6%. В январе-мае текущего года несколько изменилась тройка лидеров торговых партнеров республики. Удельный вес товарооборота с Украиной сократился в 1,7 раза по сравнению с тем же периодом 2001 г. и составил 3% в общем товарообороте республики. В результате Украина уступила третье место Латвии, доля которой составила 4,1%. Второе место по объемам торговых операций с республикой занимает Германия – 6,1% от всего товарооборота. Основным торговым партнером страны остается Россия – 56,8% в общем товарообороте. Доля остальных стран СНГ (кроме России и Украины) в общем внешнеторговом обороте составила 1,4%. Стоимостные объемы взаимной торговли товарами с Россией в январе-мае текущего года составили 3 568,1 млн. долл. США, что на 3,3% меньше, чем в январе-мае 2001 г. Стоимость экспорта в Российскую Федерацию сложилась в размере 1 502,8 млн. долл. США и уменьшилась по сравнению с тем же периодом прошлого года на 4,8%. На долю России приходилось 49% покупок белорусских товаров. Физический объем экспорта увеличился на 2,8%, средние цены на экспортируемые товары снизились на 2%. Импортировано из России товаров на сумму 2 208,8 млн. долл. США, что на 2,1% ниже уровня января-мая 2001 г. (в долларовом эквиваленте). При этом физические объемы импорта увеличились на 9,3%, средние цены снизились на 10,5%. Импорт товаров из России занимает 64,2% общего импорта республики. В январе-мае текущего года сохранилась тенденция двух предыдущих лет — сокращение доли бартерных поставок во внешней торговле страны. Доля бартера в общем товарообороте составила 10,2% вместо 19% в январе-мае 2001 г. Удельный вес бартерных сделок сократился как в экспортных, так и импортных операциях. В текущем году сохраняется прошлогодняя тенденция более динамичного развития по сравнению с торговлей товарами торговли услугами. По данным Нацбанка, стоимостные объемы предоставленных и полученных услуг за пять месяцев составили 696,1 млн. долл. США и увеличились по сравнению с январем-маем 2001 г. на 13,1%. При этом экспорт услуг увеличился на 17,6%, импорт — на 5,4%. Однако услуги все еще не играют серьезной роли во внешнеторговых потоках страны. Торговля услугами более динамично развивалась со странами вне СНГ, прирост составил 15,3% по сравнению с январем-маем 2001 г. Со странами Содружества объемы торговли услугами увеличились на 9,5%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 65,5% общего объема экспорта услуг республики и 56,7% — общего объема импорта услуг. В торговле услугами сложилось положительное сальдо в размере 211,1 млн. долл. США. По сравнению с январем-маем прошлого года оно увеличилось на 3,3%.

Государственные финансы

В январе-июне 2002 года в бюджет государства поступило 3 626 млрд. рублей доходов. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 53,6%. При этом более четверти всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость – 27,2%. Расходы государственного бюджета составили 3 766 млрд. рублей, дефицит – 140 млрд. рублей. Для характеристики поведения бюджетной напряженности рассмотрим доходы и расходы государственного бюджета в динамике, рис. 7. 
Рис. 7. Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов государственного бюджета в 2001 г. – июне 2002 г., % (январь 2001 – 2002 гг. = 100%) 

Как видно из рисунка, лезвия бюджетных «ножниц» в июне 2002 года продолжают тенденцию расширения, что говорит о сохранении краткосрочной бюджетной напряженности в этом периоде. Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки) в январе-июне 2002 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась с 37,2 до 36,0%, или на 1,2 процентных пункта, причем удельный вес доходов государственного бюджета в ВВП снизился с 35,8 до 34,2% при увеличении удельного веса недоимки в ВВП с 1,4 до 1,8%. Удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) повысился с 4,1 на 1.07.2001 г. до 5,3% на 1.07.2002 г., или почти в 1,3 раза, табл. 1. 

Таблица 1 
Динамика налоговых нагрузок в народном хозяйстве 
Показатели Ед. изм. 2000 г.,
январь-июнь
2001 г.,
январь-июнь
2002 г.,
январь-июнь
1. Валовой внутренний продукт  млрд. руб.  3158,4 7028,1 10597,7
2. Доходы государственного бюджета (с государ. внебюджетными и бюджетными целевыми фондами) млрд. руб. 1134,8 2515,0 3625,6
3. Недоимка по доходам и поступлениям  млрд. руб.  21,6 102,0 193,5
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам гос. бюджета (с гос. целевыми фондами) % 1,9 4,1 5,3
5. Общая совокупная налоговая нагрузка  %  36,6 37,2 36,0
в том числе:        
уд. вес доходов гос. бюджета в ВВП  %  35,9 35,8 34,2
уд. вес недоимки в ВВП  %  0,7  1,4  1,8
Отметим, что уровень централизации бюджетных средств в ВВП сократился с 35,6 процентов за январь-май 2002 г. до 34,2 процентов в ВВП за январь-июнь 2002 г., т.е. на 1,4 п.п. (за январь-июнь прошлого года этот показатель составлял 35,8 процента в ВВП). При этом по сравнению с январем-маем 2002 года в январе-июне доля недоимки в ВВП снизилась на 0,8 процентных пункта. 
Рис. 8. Динамика общей совокупной налоговой нагрузки в % к ВВП за 1999-2002 гг. 

Если сравнить общую совокупную налоговую нагрузку к середине года в 1999-2001 гг. с январем-июнем 2002 годом, то видно, что она в 2002 году достигла самого низкого уровня (36%) за последние четыре года при том, что в ее структуре удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП снижается, а недоимки — возрастает, рис. 8, 9. 
Рис. 9. Динамика удельного веса недоимки по доходам и поступлениям к доходам консолидированного бюджета за 1999-2002 гг., %

В I полугодии текущего года консолидированный бюджет республики сложился на 51,6% из доходов республиканского бюджета и 48,4% доходов местных бюджетов. В I полугодии прошлого года доходы местных бюджетов составляли 47,5% всех доходов консолидированного бюджета. Доходы местных бюджетов в I полугодии текущего года на 68,2% формировались за счет налоговых поступлений. Их доля в структуре доходов увеличилась по сравнению с I полугодием прошлого года на 2,9 процентных пункта. Это обусловлено, главным образом, ростом удельного веса налога на добавленную стоимость (на 3,2 п.п.) и подоходного налога с физических лиц (на 0,4 п.п.) при снижении в 1,3 раза доли налога на прибыль. При этом сумма поступлений налоговых доходов в местные бюджеты составила 49,3% всех налоговых поступлений консолидированного бюджета вместо 48,6% в I полугодии прошлого года. Расходы консолидированного бюджета за I полугодие 2002 года профинансированы в сумме 3765,9 млрд. рублей. В реальном выражении это на 0,7 п.п. больше, чем за январь-июнь 2001 года. За январь-июнь 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года наиболее значительно выросла доля расходов на социальную политику — с 4,1% до 6,7%, образование — с 19,4% до 21,6%, оборону – с 2,7% до 3,4%. В результате расходы бюджета на образование, здравоохранение и физкультуру заняли в январе-июне 36,1%, а на социально-культурные мероприятия в целом – 48,6% от всех расходов консолидированного бюджета. Наиболее значительно в структуре бюджета за январь-июнь сократилась доля капитальных вложений – с 6,3 % до 4,7%, расходов государственных бюджетных фондов – с 16,2% до 14,6%, финансирование реального сектора экономики – с 6,3 до 4,7%. Снижение прямого государственного финансирования реального сектора экономики на 24,2 п.п. обусловлено практически равномерным сокращением расходов бюджета по всем основным отраслям экономики. Так, финансирование промышленности, энергетики и строительного комплекса составило в реальном выражении 73,6%, сельского хозяйства – 76,7%, транспорта, дорожного хозяйства и связи — 75,7%, а рыночной инфраструктуры – 43,9% от уровня января-июня прошлого года. В то же время в структуре финансирования реального сектора экономики за последние годы сократилась доля сельского хозяйства и увеличилась доля транспорта, дорожного хозяйства и связи, рис. 10. 
Рис. 10. Структура расходов бюджета (без целевых фондов) на финансирование реального сектора экономики (без жилищно-коммунального хозяйства) 

За январь-июнь 2002 г. капитальные вложения были профинансированы на сумму 178,5 млрд. руб. Наиболее значительное финансирование капитальных вложений по сравнению с прошлым годом наблюдалось по разделам “Сельское хозяйство”, “Культура”, “Наука” и “Жилищно-коммунальное хозяйство”. Однако в структуре капитальных вложений промышленность, энергетика и строительный комплекс продолжают сохранять приоритет – на них приходится 43,4% от общей суммы. При росте инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме с 4% до 7,1% доля транспорта, дорожного хозяйства и связи по сравнению с шестью месяцами прошлого года сократилась почти в два раза – с 13,3% до 7,1%. Кроме того, можно выделить жилищно-коммунальное хозяйство – 15,5%, образование – 8,2% и здравоохранение и физическую культуру — 9,9%, что в сумме составляет 33,6% всех инвестиций. Расходы республиканского бюджета за I полугодие 2002 г. профинансированы в сумме 1973,6 млрд. руб., что реально составляет 100,4% от уровня аналогичного периода прошлого года. Финансирование отдельных статей бюджета по функциональной структуре осуществлялось в основном равномерно, хотя имели место некоторые отклонения от плановых назначений. Выше среднереспубликанского уровня наблюдалось выполнение плана по разделам “Национальная оборона” (98,9% плана I полугодия), “Социальная политика” (98,7%) и “Капитальные вложения” (98,3% плана I полугодия). Наиболее низкий уровень финансирования сохранялся по разделам “Развитие рыночной инфраструктуры” (51,2% плана I полугодия), “Международная деятельность” (66,6%), “Транспорт, дорожное хозяйство и связь” (73,0%, в том числе железнодорожный транспорт – 43,7%) и “Сельское хозяйство” (74,8% плана I полугодия, в том числе сельскохозяйственное производство – 1,7%). Сравнительный анализ расходов республиканского бюджета за январь-июнь 2002 г. и 2001 г. по экономической классификации свидетельствует о значительных изменениях в структуре, произошедших за последний год, рис. 11. 
Рис. 11. Структура расходов республиканского бюджета за январь-июнь 2001-2002 гг., в процентах к итогу 

В соответствии с одним из приоритетов бюджетной политики наиболее значительно увеличился удельный вес расходов на оплату труда рабочих и служащих. При реальном росте на 27,7% за январь-июнь 2002 года к аналогичному периоду прошлого года их доля достигла 21,5% в расходах республиканского бюджета. Параллельно увеличению заработной платы возрастали расходы на пенсии и стипендии. При реальном росте текущих трансфертов населению на 29,2% их доля в структуре расходов увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 10,5 % до 13,7%, или на 3,2% (из них на долю пенсий, пособий и стипендий приходилось 62,0 %). 
Соответственно, доля расходов на субсидии предприятиям уменьшилась до 4,3% при 6,0% в январе-июне 2001 г. Снижение удельного веса капитальных расходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 3,6% (с 20,4% до 16,8%), что было обусловлено сокращением доли капитальных вложений в основные фонды с 17,0% до 13,9% в расходах республиканского бюджета. 
Таким образом, в I полугодии 2002 года наиболее значительные средства расходовались на текущие трансферты — 30,6% и оплату труда рабочих и служащих (с начислениями) – 21,5%, что в сумме составляло 52,1% всех расходов (в I полугодии 2001 года на эту группу расходов приходилось 44,4%). 
Доля расходов республиканского бюджета за I полугодие 2002 г. составила 18,6% в ВВП (за январь-июнь 2001 года – 19,4% в ВВП). В результате общее превышение расходов над доходами составило в номинальном выражении 103,8 млрд. рублей, или 1% ВВП. 
Для консолидированного бюджета республики была характерна аналогичная тенденция. В январе-июне 2002 года суммарное превышение расходов консолидированного бюджета над доходами составляло 1,3% ВВП. 

Рынок страховых услуг

Действующее законодательство Республики Беларусь позволяет выпускать следующие виды государственных ценных бумаг:

  • государственные краткосрочные облигации;
  • государственные долгосрочные облигации с купонным доходом;
  • векселя Правительства Республики Беларусь;
  • облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте;
  • облигации государственного выигрышного валютного займа;
  • государственные компенсационные облигации;
  • облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь;
  • долгосрочные государственные облигации Республики Беларусь;
  • долгосрочные государственные облигации, не обращающиеся на вторичном рынке.

Цель выпуска государственных ценных бумаг — финансирование дефицита республиканского бюджета. Наибольший объем выпуска приходится на государственные краткосрочные облигации (ГКО) и государственные долгосрочные облигации (ГДО) с купонным доходом, которые выпускаются в бездокументарной форме. Сделки купли-продажи данных ценных бумаг (РЕПО, «до погашения») на вторичном рынке осуществляются только через электронную торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» в текущем году предусмотрено осуществить финансирование дефицита республиканского бюджета за счет размещения государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в сумме 75,0 млрд. рублей. В целях нормализации ситуации на рынке государственных ценных бумаг Министерство финансов уменьшило требования к первичным инвесторам по размеру фактического участия в аукционе с 0,3 до 0,1 % от объявленного объема эмиссии. Продолжается постоянное совершенствование методологической базы по выпуску, обращению и погашению государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом. Подготовлена новая редакция основных условий выпуска государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций Республики Беларусь, позволяющая осуществлять первичное размещение государственных облигаций путем проведения аукционов без участия Национального банка Республики Беларусь, а также размещение государственных облигаций на условиях андеррайтинга среди банков, подписавших с Министерством финансов соответствующие соглашения. Расширение способов первичного размещения государственных ценных бумаг позволит Министерству финансов снизить зависимость признания аукционов состоявшимися от заявок банков – первичных инвесторов, расширит возможности привлечения средств широкого круга профучастников фондового рынка путем их прямого участия в аукционах по размещению государственных облигаций. С 2000 г. Министерство финансов выпускает облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь для физических лиц. В настоящее время в Республике Беларусь в целях выполнения заданий по финансированию дефицита республиканского бюджета актуален вопрос создания новых эффективных механизмов привлечения Министерством финансов свободных денежных средств. Расширение номенклатуры государственных ценных бумаг позволяет увеличить их объемы за счет использования низкоинфляционных источников финансирования дефицита бюджета и содействует развитию рынка государственных ценных бумаг в республике. В целях привлечения свободных денежных средств населения с 1 июня т.г. Министерство финансов осуществляет в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001 г. № 1053 “О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь” выпуск облигаций займа. 

Условиями первого выпуска предусмотрено:

  • номинальная стоимость облигации – 100 000 (сто тысяч) рублей;
  • срок обращения облигаций – с 1 июня 2002 г. по 31 мая 2003 г.;
  • срок погашения облигаций – с 1 июня 2003 г. по 1 декабря 2003 г.

Облигации сберегательного займа данного выпуска можно приобрести с 1 июня 2002 г. по 30 апреля 2003 г. в филиалах ОАО “Сберегательный банк “Беларусбанк” и “Приорбанк” ОАО на всей территории Республики Беларусь.
По условиям первого выпуска ставка процентного дохода по облигациям сберегательного займа Республики Беларусь устанавливается равной ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на 1 июня 2002 г., умноженной на индекс потребительских цен за 2002 г. 
Процентный доход по каждой облигации начисляется за период со дня ее продажи по 31 мая 2003 г. и выплачивается при погашении облигации вместе с ее номинальной стоимостью.
Реализация облигаций прекращается за месяц до начала срока погашения облигаций и выплаты процентного дохода по ним, которые производятся в полном соответствии с условиями выпуска – в валюте номинала (белорусских рублях). Досрочное погашение облигаций не предусмотрено.
Облигации сберегательного займа являются ценными бумагами на предъявителя. Операции по размещению, выплате процентного дохода и погашению облигаций могут производиться банками с оплатой по желанию граждан как в наличной, так и безналичной форме в белорусских рублях.
Владельцы облигаций государственного сберегательного займа могут погасить свои облигации и получить доход по ним в течение 6 месяцев с даты начала срока погашения в любом филиале ОАО “Сберегательный банк “Беларусбанк” и “Приорбанк” ОАО на территории Республики Беларусь, осуществлявшем их реализацию.
В текущем году планируется также осуществить третий выпуск облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь.

Департамент бюджетной политики

версія для друку