Студзень - снежань 2006 года

О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов

(январь-декабрь 2006 года)

Динамика ВВП и реального сектора экономики

Финансы субъектов хозяйствования

Инфляция

Потребительский рынок и доходы населения

Внешняя торговля

Государственные финансы

 

Динамика ВВП и реального сектора экономики

В 2006 году сохранялась тенденция динамичного развития экономики страны. В основном были выполнены параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 12 декабря 2005 года № 587. По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за 2006 год составил в текущих ценах 79 231,4 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 9,9% выше, чем в 2005 году рис.1. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год был предусмотрен рост ВВП на 7-8,5%.

Рис. 1. Динамика основных макроэкономических показателей

В 2006 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено на сумму 74,8 трлн. руб., что на 11,3% больше, чем в 2005 году (при прогнозе – 6,5-8%). В отраслевой структуре валового внутреннего продукта удельный вес добавленной стоимости промышленности увеличился с 27,4% в 2005 году до 27,6% — в 2006 году.

Доля предприятий государственной формы собственности в общем объеме произведенной промышленной продукции составила 36,1%, предприятий частной формы собственности, имеющих в уставном фонде долю государства, – 52,5%.

Потребительских товаров выпущено на сумму 16,6 трлн. рублей, что на 10,5% выше уровня 2005 года (прогноз – 8-9%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 11,3%, непродовольственных – на 9,8%.

В 2006 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 19,2 трлн. рублей, или на 31,4% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2005 году (при прогнозных темпах прироста 13-14%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 23,2% в 2005 году до 24,3% в 2006 году.

Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (42,8%), бюджетные средства (26,5%), кредиты банков (включая кредиты иностранных банков) (18%) и средства населения (7,6%).

На объекты производственного назначения использовано 12,6 трлн. рублей капитальных вложений, что на 36,7% выше уровня 2005 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,7% (в 2005 году – 66,2%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 23,2%. На строительство жилых домов использовано 3,3 трлн. рублей инвестиций, что составило 17,1% к их общему объему и 119,8% к уровню 2005 года. В 2006 году в эксплуатацию введено 4 136 тыс. квадратных метров жилья – на 9,3% больше, чем в 2005 году.

Объем продукции сельского хозяйства в 2006 году составил 15,1 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2005 годом в сопоставимых ценах на 6,1% (при прогнозе – 6-8%).

Объем грузооборота предприятий транспорта за 2006 год сложился в размере 49 743,3 млн. ткм и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 5,3%.

 

Финансы субъектов хозяйствования

В 2006 году предприятиями и организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 153,1 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 17,9% больше, чем в 2005 году. Оплаченная выручка составила 96,6% от всей выручки, или 147,9 трлн. рублей.

По итогам 2006 года прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась в размере 12,4 трлн. рублей, или 15,7% от произведенного валового внутреннего продукта (за 2005 год – 15,3%), что в реальном выражении на 16,7% больше, чем в 2005 году. Рентабельность реализованной продукции увеличилась на 0,2 процентных пункта и составила 13,6%, рентабельность продаж сократилась на 0,1 процентный пункт, составив 8,1%.

В 2006 году хозяйствующими субъектами республики было получено 11,9 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 15,1% ВВП (в 2005 году – 15,3%), рис.2. По сравнению с 2005 годом сумма прибыли до налогообложения возросла на 12,4% в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась на 15,5%, составив 7,9 трлн. рублей. Почти 60% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности.

Рис. 2. Финансовые результаты деятельности организаций республики

В 2006 году 926 организаций, или 8,5% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 484 млрд. рублей вместо 136,4 млрд. рублей в 2005 году. Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики возросла по сравнению с предыдущим годом в 1,9 раза.

В 2006 году отмечалась положительная динамика во взаимных расчетах организаций страны. На 1 января 2007 года предприятия и организации республики имели просроченную задолженность в размере 4,5 трлн. рублей. За 2006 год ее сумма сократилась в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 13,3%, в том числе просроченная задолженность по кредитам банков и займам, занимавшая 8,7% общей просроченной задолженности, — на 17,4%.

Основную долю суммарной просроченной задолженности субъектов хозяйствования республики занимала просроченная кредиторская задолженность – 91,3%. Ее сумма на 1 января 2007 года составила 4,1 трлн. рублей, или 15,8% всего объема кредиторской задолженности (вместо 21% на 1 января 2006 года). По сравнению с началом 2006 года она уменьшилась в реальном выражении на 12,9%.

Задолженность промышленных предприятий занимала 42,2% в общей просроченной кредиторской задолженности по республике, предприятий сельского хозяйства – 25,1%, жилищно-коммунального хозяйства – 6,6%.

В структуре просроченной кредиторской задолженности сократилась доля просроченной задолженности по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению с 16,1% на 1 января 2006 года до 12,6% на 1 января 2007 года. Ее сумма по сравнению с началом 2006 года уменьшилась на 31,8% в реальном выражении, составив 517,3 млрд. рублей.

Сумма просроченной дебиторской задолженности на 1 января 2007 года составила 3,6 трлн. рублей, или 19,4% общей суммы дебиторской задолженности вместо 24,6% на 1 января 2006 года. По сравнению с началом 2006 года она уменьшилась в реальном выражении на 14,7%.

Просроченная кредиторская задолженность по республике на 13,5% превышала просроченную дебиторскую задолженность, в том числе в промышленности – на 17,6%.

В 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась платежеспособность организаций. На 1 января 2007 года денежные средства на счетах предприятий составили 115,2% от суммы просроченной кредиторской задолженности, что в 1,5 раза выше, чем на ту же дату 2006 года.

Внешняя просроченная кредиторская задолженность за товары, работы и услуги за 2006 год в реальном выражении сократилась на 7,2% и составила на 1 января 2007 года 568,1 млрд. рублей. Внешняя просроченная дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 2,2 раза меньше.

Сумма накопленной просроченной кредиторской задолженности белорусских организаций хозяйствующим субъектам стран СНГ (207,9 млрд. рублей) занимала 36,6% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и превысила просроченную дебиторскую задолженность предприятий стран Содружества предприятиям республики на 11,4%.

На просроченную кредиторскую задолженность белорусских организаций субъектам хозяйствования России, основного торгового партнера республики, приходилось 33,7% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и 92,2% просроченной задолженности странам СНГ. Ее сумма составила 191,6 млрд. рублей, что на 25,7% меньше (в реальном выражении), чем на начало 2006 года. В просроченной задолженности предприятиям Беларуси просроченная задолженность российских предприятий (151,6 млрд. рублей) занимала 57,5% и 81,2% просроченной задолженности предприятий стран СНГ.

 

Инфляция

В декабре 2006 года прирост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 0,5%, что на 1 процентный пункт ниже значения предыдущего месяца и на 0,9 п.п. — декабря 2005 года

Всего за 2006 год инфляция на потребительском рынке составила 6,6%, или 0,5% в среднемесячном исчислении, что ниже прогноза на 2006 год (0,6-0,7%). В 2005 году потребительские цены увеличивались в среднем на 0,6% в месяц.

Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен за 2006 год – 3,4% прироста сводного индекса – внесли темпы роста цен на продовольственные товары (на 6,5%). Непродовольственные товары подорожали на 4,4%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 1,2%. Тарифы на платные услуги возросли на 9,4%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2%.

Среднегодовой индекс потребительских цен в 2006 году составил 107%, рис. 3.

Рис. 3. Динамика среднегодовых сводных индексов цен

Цены производителей промышленной продукции за декабрь 2006 года относительно ноября возросли на 0,7%, строительно-монтажные работы подорожали на 0,8%. Прирост цен производителей промышленной продукции за 2006 год составил 8,5%, цен на строительно-монтажные работы – 9,9% вместо 10,2 и 13,9%, соответственно, за 2005 год.

Ценовая ситуация в промышленности в 2006 году определялась ростом цен во всех отраслях. В электроэнергетике они выросли наиболее значительно – на 15,4%, рис. 4.

1 Электроэнергетика 4 Химическая 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная
2 Топливная 5 Нефтехимическая 8 Легкая
3 Черная металлургия 6 Машиностроение и металлообработка 9 Пищевая

 

Рис. 4. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за 2006 год.

 

Потребительский рынок и доходы населения 

В 2006 году розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 31 трлн. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 17,7% по сравнению с 2005 годом (прогнозом на 2006 год предусмотрен его рост на 9-10,5%). Розничный товарооборот торговли в 2006 году составил 29,4 трлн. рублей, организаций общественного питания – 1,6 трлн. рублей, или соответственно 117,8% и 116% к уровню 2005 года.

В структуре розничного товарооборота в 2006 году 65% приходилось на торговые организации, 35% — на индивидуальных предпринимателей, торгующих в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и других объектах. При этом удельный вес продовольственных товаров занимал 53%, непродовольственных — 47%, за 2005 год – соответственно 54% и 46%.

Данные о структуре общего объема розничного товарооборота по формам собственности приведены в таблице:

  2006 г.,
млрд. руб.
В % к итогу
2006 г. справочно
2005 г.
Общий объем розничного товарооборота 31029,4 100 100
в том числе:      
государственная собственность 4774,3 15,4 15,8
республиканская 3163,4 10,2 10,2
коммунальная 1610,9 5,2 5,6
частная собственность 25318,2 81,6 81,9
смешанная собственность 
без иностранного участия
2967,5 9,6 9,8
смешанная собственность 
с иностранным участием
1315,1 4,2 3,4
иностранная собственность 936,9 3,0 2,3

 

Доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети в 2006 году составила 79,4%, в том числе продовольственных товаров – 86%, непродовольственных – 70,1%.

За 2006 год населению продано продовольственных товаров на 16,3 трлн. рублей, что составляет 113,8% к уровню 2005 года, непродовольственных товаров – на 14,7 трлн. рублей (122,3%).

В продаже основных продовольственных товаров по всем каналам реализации наибольший прирост продаж имели по сравнению с 2005 годом консервы рыбные – на 40,6%, консервы молочные – на 17%, соки – на 26,1%, безалкогольные напитки – на 18,7%.

В 2006 году на потребительском рынке реализовано алкогольных напитков и пива на 2,9 трлн. рублей, что составляет в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций 14%.

За 2006 год торговыми организациями продано непродовольственных товаров на 8,1 трлн. рублей, что составило 55% от всей продажи непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров торговыми организациями в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 28,7%.

В 2006 году объем платных услуг, оказываемых населению через все каналы реализации, сложился в размере 8,3 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 11,2% больше уровня 2005 года, при прогнозе на 2006 год — 8-9%. Организациями государственной формы собственности оказано 60,4% от общего объема платных услуг, частной – 39,1%.

Темпы роста объемов услуг, оказанных населению организациями всех форм собственности независимо от ведомственной подчиненности, в 2006 году к уровню 2005 года в сопоставимых ценах составили: по услугам связи – 123,5% (прогноз на год – 116-118%), транспортным – 100,1% (прогноз – 101-102%), жилищно-коммунальным – 104% (прогноз – 102-103%), культуры – 114,3% (прогноз – 109-110%), туристско-экскурсионным – 126,2% (прогноз – 119-120%), физической культуры и спорта – 119,1% (прогноз – 119-120%), медицинским – 107,6% (прогноз – 105-106%), образования – 103,2% (прогноз – 109-110%), банков – 192,4% (прогноз – 165-170%).

Объем бытовых услуг через все каналы реализации в 2006 году составил 1020,3 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 21,2% больше, чем за 2005 год (при прогнозе роста на год – 13-14%). Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими сеть организаций бытового обслуживания населения, оказано бытовых услуг на 643,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 13% больше, чем за 2005 год.

В 2006 году денежные доходы населения составили 47,4 трлн. рублей и выросли по сравнению с 2005 годом на 25,5% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7%. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы населения за 2006 год увеличились по сравнению с 2005 годом на 17,3% (при прогнозе роста на 2006 год на 7-8,5%), реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов и добровольных взносов) – на 17,1%. В декабре 2006 года по сравнению с декабрем 2005 года реальные денежные доходы увеличились на 15,3%.

Структура денежных доходов населения за 2006 год представлена ниже (в процентах к итогу):

  2006 г. 2005 г.
Всего денежных доходов 100 100
в том числе:    
оплата труда работников 59,2 58,4
социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и прочие) 21,0 21,3
доходы от собственности 1,8 1,7
доходы от официально неучтенной предпринимательской деятельности и другие доходы 18,0 18,6

 

В 2006 году денежные доходы в расчете на душу населения составили 406,1 тыс. рублей и выросли в реальном выражении на 17,8% по отношению к 2005 году (322,3 тыс. рублей).

Денежные расходы и сбережения населения в 2006 году составили 47 трлн. рублей. Из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 38,8 трлн. рублей (82,5% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), оплату налогов и добровольных взносов – 6 трлн. рублей (12,8%), накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, включая сальдо покупки-продажи иностранной валюты – 2,2 трлн. рублей (4,7%).

Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в 2006 году начисленная среднемесячная заработная плата работников республики составила 590,7 тыс. рублей, что в реальном выражении на 17,6% больше, чем за 2005 год (в том числе за декабрь – 668,0 тыс. руб., реальный прирост к декабрю 2005 года – 11,4%).

При этом по отраслям экономики сохраняются значительные различия в оплате труда. В отраслях материального производства наиболее низкий уровень заработной платы за 2006 год наблюдался в сельскохозяйственном производстве – 357,1 тыс. рублей, что в 1,65 раза ниже, чем в среднем по республике; а самый высокий – в нефтеперерабатывающей промышленности – 1306,4 тыс. рублей, что в 2,2 раза выше, чем в среднем по республике. В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате являлись банки – 978,5 тыс. рублей, аутсайдером — младший медицинский персонал в здравоохранении с зарплатой в 316,3 тыс. рублей, разрыв составил 3,1 раза, рис. 5. При этом среднемесячная зарплата врачей за 2006 год составила 906,9 тыс. рублей, что в 1,5 раза выше, чем в среднем по республике, профессорско-преподавательского состава – 901,8 тыс. рублей (1,5 раза), аппарата органов государственного управления – 847,3 тыс. рублей (1,4 раза).

 

1 промышленность 6 торговля и общепит 11 наука и научное обслуживание
2 сельское хозяйство 7 здравоохранение 12 банки
3 транспорт 8 социальное обеспечение 13 страхование
4 связь 9 образование  
5 строительство 10 культура и искусство  

 

Рис. 5. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики за 2006 г., тыс. рублей

 

Внешняя торговля

В 2006 году, по предварительным данным Национального банка, объем внешней торговли товарами и услугами составил 45 936,4 млн. долл. США, что на 27,4% (из расчета в фактических ценах) больше уровня 2005 года (по прогнозу на 2006 год – 8,3-9,3%), в том числе экспорт – 22 136,6 млн. долл. США, импорт – 23 799,8 млн. долл. США. По сравнению с 2005 годом экспорт товаров и услуг возрос на 21,7% (по прогнозу – 8,5-9,5%), импорт – на 33,3% (по прогнозу – 8-9%).

Сальдо внешнеторговых операций по методологии платежного баланса в 2006 году сложилось отрицательное в размере 1 663,2 млн. долл. США, в том числе в торговле товарами – 2 383,7 млн. долл. США, в торговле услугами – положительное – 720,5 млн. долл. США.

Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 91,6% общей суммы торговли товарами и услугами. Объем внешнего товарооборота, по данным торгового баланса, в 2006 году составил 42 061,7 млн. долл. США, или 123,5% к уровню 2005 года. Из обшей суммы 54,9% внешнего товарооборота приходилось на страны СНГ. Объем торговли с ними возрос на 27%, со странами дальнего зарубежья – на 30,8%.

Рис. 6. Консолидированный торговый баланс

За 2006 год экспортировано товаров на сумму 19 738,5 млн. долл. США, что на 23,5% больше, чем в 2005 году, рис. 6. При этом физический объем экспорта возрос на 8,2%, средние цены на экспортируемые товары – на 14,1%. Более половины (56,4%) белорусского экспорта приходилось на страны вне СНГ. Объем экспорта в эти страны возрос на 24,7% по сравнению с 2005 годом, в страны Содружества – на 22%.

Стоимостной объем экспорта товаров в Российскую Федерацию в 2006 году увеличился относительно 2005 года на 19,8% (физический объем – на 8,3%, средние цены экспорта – на 10,6%), составив 6 849,6 млн. долл. США, и занял 34,7% общего объема экспорта. Импорт российских товаров в стоимостном выражении возрос на 29,3% и составил 13 084,3 млн. долл. США. Увеличение стоимости российского импорта вызвано ростом как физических объемов поставок (на 12,4%), так и цен на импортируемые товары (на 15%). В результате дефицит в торговле с Россией составил 6 234,7 млн. долл. США вместо 4 402,4 млн. долл. США в 2005 году. В структуре импортных потоков доля России составила 58,6%. В целом товарооборот с Россией за 2006 год увеличился на 25,9% по сравнению с 2005 годом, составив 19 933,9 млн. долл. США.

Товарные потоки из стран дальнего зарубежья увеличились на 40,6%. При этом положительное сальдо экспортно-импортных операций с ними составило 3 297,3 млн. долл. США.

Основные торговые партнеры республики (в % от общего товарооборота):

  1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Россия 55,6 58,6 59,4 57,9 58 58,5 48,4 47,4
Украина 5,5 5,7 4,5 3,3 3,3 3,6 5,5 5,8
Германия 7,2 5,2 5,4 6,1 5,8 5,3 5,6 5,8
Польша 3,4 3,1 2,9 2,9 3,6 4,0 4,4 4,3
Великобритания 1,0 1,3 1,8 3,3 4,7 4,2 3,9 3,9
Итого 72,7 73,9 74,0 73,5 75,4 75,6 67,8 67,2

По предварительным данным Национального банка, внешний оборот услуг за 2006 год составил 3 820,9 млн. долл. США (экспорт – 2 270,7 млн. долл., импорт – 1 550,2 млн. долл.) и вырос по сравнению с 2005 годом на 14,9%. При этом экспорт услуг увеличился на 9,4%, импорт – на 24,1%. В структуре предоставленных услуг преобладают транспортные услуги – 68,3% всего экспорта услуг, поездки – 11,3% и деловые услуги – 10,1%. В импорте услуг 43,5% приходилось на поездки, 31,2% — на транспортные услуги.

Торговля услугами более динамично развивалась со странами дальнего зарубежья. Прирост в торговле с этими странами составил 18,8%. Со странами Содружества объемы торговли услугами увеличились на 8,1% по сравнению с 2005 годом, в том числе с Россией – на 14,7%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 68,5% общего объема экспорта услуг республики и 62,4% — общего объема импорта услуг.

 

Государственные финансы

В 2006 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Наряду с продуманной политикой государственных расходов это позволило сформировать бюджет с профицитом и тем самым ослабить инфляционное давление на экономику.

В январе-декабре 2006 года в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38,4 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 37,3 трлн. рублей, что составляет 95,8% годового плана. В реальном выражении это на 14% больше, чем за январь-декабрь 2005 года при реальном росте доходов на 16,4%. Профицит консолидированного бюджета за январь-декабрь 2006 года составил 1,1 трлн. рублей, или 1,4% к ВВП (за январь-декабрь 2005 года профицит — 0,4% к ВВП), приложение.

Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки и ФСЗН) в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась с 47,8 до 48,8%, или на 1 п.п. При этом удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 47,4 до 48,5% в сравниваемых периодах (рост – на 1,1 п.п.), а недоимка сократилась с 0,4 до 0,3% ВВП (падение – на 0,1 п.п.), табл. По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2007 года составила 234,7 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом 2006 года на 16,7%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,2% на 1.01.2006 г. до 0,8% на 1.01.2007 г.

 

Таблица 1
Динамика централизации доходов консолидированного бюджета

Показатели Ед. изм. 2005 г.,
январь-декабрь
2006 г.,
январь-декабрь
1. Валовой внутренний продукт млрд. руб. 65067,1 79231,4
2. Доходы консолидированного бюджета (с государ. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами и ФСЗН) млрд. руб. 30824,9 38391,2
3. Недоимка по доходам и поступлениям млрд. руб. 281,7 234,7
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консолидированного бюджета % 0,9 0,6
5. Централизация с учетом недоимки % 47,8 48,8
в том числе:      
уд. вес доходов консолидированного бюджета в ВВП (централизация) % 47,4 48,5
уд. вес недоимки в ВВП % 0,4 0,3

 

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2006 год энергетичность доходов составила 1,06, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 6,5 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2005 году энергетичность доходов была 1,16).

Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за 2005-2006 годы, табл. 2. Как видно из таблицы, в 2006 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги увеличились на 2,5 п.п. в основном за счет роста акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли на 1,9 п.п. по сравнению с 2005 годом за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в 2,3 раза в реальном выражении.

Таблица 2
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2005-2006 гг., %

Показатели январь-декабрь 2005 январь-декабрь
2006
Налоговые доходы — всего 72,4 70,1
в том числе:    
- Прямые налоги на доходы и прибыль 16,0 16,0
в т.ч. — подоходный налог 6,1 6,5
- Налоги на фонд заработной платы 1,7 1,8
- Налоги на собственность 3,7 3,3
- Налоги на товары и услуги 35,9 38,4
в т.ч. — НДС 19,2 19,2
- акцизы 4,4 7,4
- Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 5,5 5,4
Взносы на государственное социальное страхование 23,8 24,2
Неналоговые доходы 3,8 5,7
Итого доходов 100,0 100,0

 

Расходы консолидированного бюджета за 2006 год профинансированы в сумме 37 256,2 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 8 491 млрд. рублей.

Расходы бюджета в 2006 году были ориентированы на выполнение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы составили 6 528 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2005 годом на 15,3% (в реальном выражении). Их удельный вес в расходах консолидированного бюджета вырос с 17,3% в 2005 году до 17,5% в 2006 году. Это позволило увеличить среднемесячную заработную плату работников бюджетной сферы до 536,3 тыс. рублей, или на 15,3% в реальном выражении по сравнению с 2005 годом.

В 2006 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 14% по сравнению с 2005 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 21,8%; национальную экономику – 18,7%, социальную политику – 14,1%; при сокращении расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 6,4%.

Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В 2006 году по сравнению с 2005 годом на 0,8 процентных пункта выросла доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при сокращении удельного веса расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 1 процентный пункт, на здравоохранение – на 0,3 п.п., рис. 7.

Рис. 7. Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу

Основная часть расходов бюджета по разделу «Национальная экономика» приходилась на расходы по подразделам: «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» – 43,5% (в 2005 году – 47,3%) всех расходов на национальную экономику, «Дорожное хозяйство» – 22% (24,4% — в 2005 году), «Промышленность, энергетика, строительство и архитектура» – 19,1% (вместо 14% в предыдущем году).

Расходы социального характера по разделам: «Социальная политика», «Образование», «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» составили 53,3% всех расходов консолидированного бюджета. В 2005 году доля этих расходов составляла 53,7%.

Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2006 году сложились на 51,5% из расходов республиканского бюджета и 48,5% — расходов местных бюджетов, рис. 8.

Рис.8. Структура расходов консолидированного бюджета (без ФСЗН).

Доля местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета страны является одним из критериев бюджетной децентрализации. В последние годы для бюджетного процесса республики было характерно повышение уровня централизации ресурсов в республиканском бюджете, рис. 9. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2006 году составил 66,5% вместо 50,1% в 2003 году. В формировании доходной части местных бюджетов значительную роль играют безвозмездные поступления из республиканского бюджета. В 2006 году финансовая помощь местным бюджетам составила 14,4% всех доходов этих бюджетов.

Рис. 9. Структура доходов консолидированного бюджета (без ФСЗН).

Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) в 2006 году составили 19 282 млрд. руб., или 129,8% (в реальном выражении) к уровню 2005 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 18 997 млрд. руб., что на 26,7% больше, чем в 2005 году.

Более четверти (26,6%) всех поступлений в республиканский бюджет (без учета ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2005 годом его объем увеличился на 16,6% в реальном выражении. В 2,2 раза возросли поступления по акцизам. Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций увеличились на 14,9%. Удельный вес этих источников доходов республиканского бюджета составил 9,4 и 7,2% соответственно.

Финансирование по всем разделам республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации было осуществлено выше уровня 2005 года. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку национальной экономики (на 33,9% в реальном выражении), на физическую культуру, спорт, культуру и СМИ (на 28,9%). Расходы социального характера по разделам: «Социальная политика (без ФСЗН)», «Образование», «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», составили 13% всех расходов республиканского бюджета.

В 2006 году доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 285 млрд. рублей, или 0,4% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 1 178,5 млрд. рублей, или 1,5% ВВП.

Главное управление бюджетной политики

версія для друку