Студзень - верасень 2006 года

О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов

(январь-сентябрь 2006 года)

Динамика ВВП и реального сектора экономики

Финансы субъектов хозяйствования

Инфляция

Потребительский рынок и доходы населения

Внешняя торговля

Государственные финансы

 

Динамика ВВП и реального сектора экономики

По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за январь-сентябрь 2006 года составил в текущих ценах 56,6 трлн. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 9,6% выше, чем в январе-сентябре 2005 года. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год предусмотрен рост ВВП на 7-8,5%, на январь-сентябрь – на 8%.

Для января-сентября текущего года были характерны высокие темпы роста основных макроэкономических показателей развития страны, рис 1.

Рис. 1. Изменение основных показателей развития экономики
в % к январю-сентябрю 2005 г.

В январе-сентябре 2006 года произведено промышленной продукции, работ, услуг на сумму 55,7 трлн. рублей, что на 12,2% (в сопоставимых ценах) выше уровня января-сентября 2005 года (при прогнозе на год – 6,5-8%, на январь-сентябрь – 6,5%).

Доля предприятий государственной формы собственности в общем объеме произведенной промышленной продукции составила 35,9%, предприятий частной формы собственности, имеющих в уставном фонде долю государства, – 53%.

Потребительских товаров выпущено на сумму 12,1 трлн. рублей, что на 10,7% выше уровня января-сентября 2005 года (прогноз на год – 8-9%, на январь-сентябрь – 7%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 12,6%, непродовольственных – на 9,1%.

В январе-сентябре 2006 года в экономику и социальную сферу республики инвестировано 12,7 трлн. рублей — на 31,9% больше, чем в январе-сентябре прошлого года (в сопоставимых ценах) (при прогнозных темпах прироста на 2006 год 13-14%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 21% в январе-сентябре 2005 года до 22,4% в январе-сентябре 2006 года.

Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (43,8%), бюджетные средства (25,6%), кредиты банков (включая кредиты иностранных банков) (17,2%) и средства населения (8,3%). За девять месяцев 2006 года в экономику страны капитальные вложения за счет иностранных источников (без иностранных кредитов) составили 84,1 млрд. рублей и занимали 0,7% в структуре источников финансирования.

На объекты производственного назначения использовано 8,2 трлн. рублей капитальных вложений, что на 37,5% больше, чем в январе-сентябре 2005 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 64,6%, что соответствует уровню января-сентября 2005 г. Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 23,3%. На строительство жилых домов использовано 2,4 трлн. рублей инвестиций, что составило 18,8% к их общему объему.

Объем продукции сельского хозяйства (по оценке) в январе-сентябре 2006 года составил 11,8 трлн. руб. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 2,2% (при прогнозе на 2006 год – 6-8%, на январь-август – 5,5%).

Объем грузооборота предприятий транспорта за девять месяцев 2006 года сложился в размере 36 697,8 млн. ткм и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2005 года на 6,8%.

 

Финансы субъектов хозяйствования

За январь-сентябрь 2006 года предприятиями и организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 111,8 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 19,3% больше, чем в январе-сентябре 2005 года. Оплаченная выручка составила 95,3% от всей выручки, или 106,5 трлн. рублей.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг за девять месяцев 2006 года сложилась в размере 9,3 трлн. рублей, что на 21,8% больше, чем за девять месяцев 2005 года. По сравнению с январем-сентябрем 2005 года прибыль от реализации продукции в январе-сентябре 2006 года увеличилась в реальном выражении на 13,7%, при этом рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж сократились на 0,5 и 0,4 процентных пунктов, составив соответственно 13,9% и 8,3%.

За девять месяцев текущего года хозяйствующими субъектами республики было получено 9 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 15,8% ВВП за январь-сентябрь. По сравнению с тем же периодом 2005 года сумма прибыли до налогообложения возросла на 15,3% в реальном выражении. Чистая прибыль в реальном выражении увеличилась на 21,3%, составив 6 трлн. рублей. Более половины прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности, рис. 2.

Рис. 2. Структура прибыли до налогообложения в январе-сентябре 2006 г.

В январе-сентябре 2006 года 1535 организаций, или 14% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 487,1 млрд. рублей вместо 479,6 млрд. рублей в январе-сентябре 2005 года. В январе-сентябре 2006 года рентабельными были 86% организаций, учитываемых в текущем порядке (в январе-сентябре 2005 года – 82,7% от общего числа организаций), рис. 3.

Рис. 3. Финансовые результаты деятельности предприятий и организаций республики в январе-сентябре 2005-2006 гг.

На 1 октября 2006 года предприятия и организации республики имели просроченную задолженность в размере 4,6 трлн. рублей. За девять месяцев текущего года ее сумма сократилась в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 7,5%. При этом просроченная задолженность по кредитам и займам, занимавшая 8,3% общей просроченной задолженности, сократилась на 15,3% в реальном выражении и составила 383,8 млрд. рублей.

Основную долю суммарной просроченной задолженности субъектов хозяйствования республики занимала просроченная кредиторская задолженность – 91,7%. Ее сумма на 1 октября 2006 года составила 4,2 трлн. рублей, или 16,5% всего объема кредиторской задолженности (вместо 23,2% на 1 октября 2005 года). По сравнению с началом 2006 года она сократилась в реальном выражении на 6,7%.

Задолженность промышленных предприятий занимала 42,1% в общей просроченной кредиторской задолженности по республике, предприятий сельского хозяйства – 24,7%, жилищно-коммунального хозяйства – 7,3%.

Сумма просроченной дебиторской задолженности на 1 октября 2006 года составила 3,7 трлн. рублей, или 19,5% общей суммы дебиторской задолженности вместо 27,9% на 1 октября 2005 года. По сравнению с началом текущего года она уменьшилась в реальном выражении на 9,2%.

Просроченная кредиторская задолженность по республике на 14,3% превышала просроченную дебиторскую задолженность, в том числе в промышленности – на 16,4%.

Сокращение удельного веса неденежной формы расчетов в оплаченной выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг в январе-сентябре 2006 года по сравнению с январем-сентябрем 2005 года позволило увеличить платежеспособность предприятий. На 1 октября 2006 года денежные средства на счетах предприятий составили 97,6% от суммы просроченной кредиторской задолженности, что в 1,7 раза выше, чем на ту же дату 2005 года.

Внешняя просроченная кредиторская задолженность за товары, работы и услуги за январь-сентябрь текущего года в реальном выражении сократилась на 2,4% и составила на 1 октября 2006 года 577,7 млрд. рублей. Внешняя просроченная дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 2 раза меньше.

Сумма накопленной просроченной кредиторской задолженности белорусских предприятий хозяйствующим субъектам стран СНГ (232,4 млрд. рублей) занимала 40,2% всей внешней просроченной кредиторской задолженности. Просроченная дебиторская задолженность предприятий стран Содружества предприятиям республики была на 9% меньше – 211,5 млрд. рублей.

На просроченную кредиторскую задолженность белорусских предприятий субъектам хозяйствования России, основного торгового партнера республики, приходилось 36,3% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и 90,1% просроченной задолженности странам СНГ. Ее сумма составила 209,5 млрд. рублей, что на 18,7% меньше (в реальном выражении), чем на начало года. В просроченной задолженности предприятиям Беларуси просроченная задолженность российских предприятий (170 млрд. рублей) занимала 57,8% и 80,4% просроченной задолженности предприятий стран СНГ.

 

Инфляция

В сентябре 2006 года прирост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 0,2%, что на 0,9 процентных пунктов выше значения предыдущего месяца и на 0,1 процентных пункта ниже значения сентября 2005 г., рис. 4.

Рост цен в сентябре по сравнению с августом 2006 года отмечался на продовольственные (на 0,3%) и непродовольственные товары (на 0,3%), платные услуги подешевели на 0,1%.

Всего за девять месяцев 2006 года инфляция на потребительском рынке составила 3,1% против 4% за аналогичный период предыдущего года. Среднемесячный прирост цен за январь-сентябрь 2006 года (0,3%) был на 0,2 процентных пункта ниже, чем за тот же период 2005 года.

Рис. 4. Динамика сводных индексов цен

Цены производителей промышленной продукции за сентябрь 2006 года относительно августа возросли на 0,2%, строительно-монтажные работы подорожали на 0,5%. Прирост цен производителей промышленной продукции за девять месяцев 2006 года составил 5,8%, цен на строительно-монтажные работы – 7% вместо 7,8 и 10%, соответственно, за тот же период 2005 года.

Ценовая ситуация в промышленности в июне определялась в основном ускорением роста цен в черной металлургии, пищевой промышленности, машиностроении и металлообработке, продукция которых подорожала на 1; 0,7 и 0,6% соответственно, рис. 5.

1 Электроэнергетика 4 Химическая 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная
2 Топливная 5 Нефтехимическая 8 Легкая
3 Черная металлургия 6 Машиностроение и металлообработка 9 Пищевая

Рис. 5. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за январь- сентябрь 2006 года.

 

Потребительский рынок и доходы населения

В январе-сентябре 2006 года розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 22,1 трлн. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 17,5% по сравнению с январем-сентябрем 2005 года (при прогнозе его роста на 2006 год — на 9-10,5%, на январь-сентябрь – на 9%. Розничный товарооборот торговли составил 21 трлн. рублей, организаций общественного питания – 1,1 трлн. рублей, или соответственно 117,5% и 116,5% к уровню аналогичного периода 2005 года.

В структуре розничного товарооборота в январе-сентябре 2006 года 66% приходилось на торговые организации, 34% — на индивидуальных предпринимателей, торгующих в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и других объектах. При этом удельный вес продовольственных товаров занимал 54%, непродовольственных — 46%, за аналогичный период 2005 года – соответственно 55% и 45%.

За январь-сентябрь 2006 год объем платных услуг, оказываемых населению через все каналы реализации, сложился в размере 5,9 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 11,6% больше уровня января-сентября 2005 года, при прогнозе роста на 2006 год 8-9%, за три квартала – 8%. Организациями государственной формы собственности оказано 61,1% от общего объема платных услуг, частной – 38,5%. Объем бытовых услуг через все каналы реализации за январь-сентябрь 2006 года составил 710,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 20,1% больше, чем за соответствующий период 2005 года (при прогнозе на год – 113-114%). Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими сеть организаций бытового обслуживания населения, оказано бытовых услуг на 456,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 12,8% больше, чем за 9 месяцев 2005 года.

В январе-сентябре 2006 года денежные доходы населения составили 33,9 трлн. рублей и выросли по сравнению с соответствующим периодом 2005 года на 25,6% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7,1%. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы населения выросли по сравнению с январем-сентябрем 2005 года на 17,3% (при прогнозе роста на 2006 год на 7-8,5%), реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов и добровольных взносов) – на 17,2%. В сентябре 2006 года по сравнению с сентябрем 2005 года реальные денежные доходы увеличились на 13,9%.

Структура денежных доходов населения за январь-сентябрь 2006 года представлена ниже (в процентах к итогу):

  Январь-сентябрь 2006 г. Январь-сентябрь 2005 г.
Всего денежных доходов> 100 100
в том числе:    
оплата труда работников 60,6 59,1
социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и прочие) 21,5 21,8
доходы от собственности 1,8 1,7
доходы от официально неучтенной предпринимательской деятельности и другие доходы 16,1 17,4

В январе-сентябре 2006 года денежные доходы в расчете на душу населения составили 386,8 тыс. рублей и выросли в реальном выражении на 17,8% по отношению к январю-сентябрю 2005 года (306,5 тыс. рублей).

Денежные расходы и сбережения населения в январе-сентябре 2006 года составили 33,5 трлн. рублей. Из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 27,6 трлн. рублей (82,3% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), оплату налогов и добровольных взносов – 4,3 трлн. рублей (12,8%), накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, включая сальдо покупки-продажи иностранной валюты – 1,6 трлн. рублей (4,9%).

Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, за январь-сентябрь 2006 года начисленная среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики республики составила 576,7 тыс. рублей, что в реальном выражении на 19,1% больше, чем за соответствующий период 2005 года (в том числе за сентябрь – 606,4 тыс. руб., реальный рост к сентябрю 2005 года – 17,4%).

При этом по отраслям экономики сохраняются значительные различия в оплате труда. В отраслях материального производства наиболее низкий уровень заработной платы за январь-сентябрь 2006 года наблюдался в сельскохозяйственном производстве – 352,7 тыс. рублей, что в 1,6 раза ниже, чем в среднем по республике; а самый высокий – в нефтеперерабатывающей промышленности – 1312,1 тыс. рублей, что в 2,3 раза выше, чем в среднем по республике. В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате являлись банки – 970,3 тыс. рублей, аутсайдером — младший медицинский персонал в здравоохранении с зарплатой в 309,9 тыс. рублей, разрыв составил 3,1 раза, рис. 6. При этом зарплата врачей за январь-сентябрь 2006 года составила 888 тыс. рублей, что в 1,5 раза выше, чем в среднем по республике, профессорско-преподавательского состава – 872,1 тыс. рублей (1,5 раза).

1 промышленность 6 торговля и общепит 11 наука и научное обслуживание
2 сельское хозяйство 7 здравоохранение 12 банки
3 транспорт 8 социальное обеспечение 13 страхование
4 связь 9 образование  
5 строительство 10 культура и искусство  

Рис. 6. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики за январь-сентябрь 2006 г., тыс. рублей

 

Внешняя торговля

В январе-сентябре 2006 года, по предварительным данным Национального банка, объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса составил 33 660,1 млн. долл. США, что на 31,3% (из расчета в фактических ценах) больше уровня того же периода 2005 года, в том числе экспорт – 16 516,2 млн. долл. США, импорт – 17 143,9 млн. долл. США. По сравнению с январем-сентябрем 2005 года экспорт товаров и услуг возрос на 25,8%, импорт – на 36,7%.

Сальдо внешнеторговых операций за девять месяцев 2006 года сложилось отрицательным в размере 627,7 млн. долл. США, в том числе в торговле товарами отрицательное – 1 219,9 млн. долл. США, в торговле услугами – положительное – 592,2 млн. долл. США.

Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 91,7% общей суммы торговли товарами и услугами. Объем внешнего товарооборота по данным торгового баланса в январе-сентябре 2006 года составил 30 870,9 млн. долл. США, в том числе экспорт – 14 747,8 млн. долларов, импорт – 16 123,1 млн. долларов. Стоимостной объем экспорта республики по сравнению с январем-сентябрем 2005 года из расчета в фактических ценах возрос на 27,3%, или на 3 158,9 млн. долларов, импорт увеличился на 38%, или на 3 158,9 млн. долларов, рис. 7.

Рис. 7. Консолидированный торговый баланс

Из общей суммы 54,8% внешнего товарооборота приходилось на страны СНГ (вместо 55,7% в январе-сентябре 2005 года). Объем торговли с ними возрос на 30,4%, со странами дальнего зарубежья – на 30,7%.

Физический объем экспорта увеличился на 9,9%, средние цены на экспортируемые товары ­- на 15,8%. Более половины (58,2%) белорусского экспорта приходилось на страны вне СНГ. Объем экспорта в эти страны возрос на 33,9% по сравнению с январем-сентябрем 2005 года, в страны Содружества – на 19,1%.

Стоимостной объем экспорта товаров в Российскую Федерацию в январе-сентябре 2006 года увеличился относительно января-сентября 2005 года на 18,2% (физический объем – на 8,5%, средние цены экспорта — на 8,9%), составив 4 919,6 млн. долл. США, и занял 33,4% общего объема экспорта. Импорт российских товаров возрос на 38,1%. В структуре импортных потоков доля России составила 60,6%. Увеличение стоимости российского импорта вызвано существенным ростом как физических объемов поставок (на 16,7%), так и цен на импортируемые товары (на 18,3%). В результате дефицит в торговле с Россией за девять месяцев 2006 года составил 4 855,7 млн. долл. США, увеличившись за сентябрь 2006 года на 592,6 млн. долл. В целом товарооборот с Россией за девять месяцев 2006 года возрос на 30,7% по сравнению с девятью месяцами 2005 года, составив 14 694,9 млн. долл. США.

Товарные потоки со странами дальнего зарубежья увеличились на 35,5%. При этом положительное сальдо экспортно-импортных операций с ними составило 3 214,6 млн. долл. США. Основными торговыми партнерами республики в январе-сентябре 2006 года являлись: Россия – 47,6% от всего объема товарооборота, Нидерланды – 9,6%, Германия – 5,7%, Украина – 5,5%, Польша – 4,3%, Соединенное Королевство – 4,2%.

По предварительным данным Национального банка, внешний оборот услуг за девять месяцев 2006 года составил 2 758,8 млн. долл. США (экспорт – 1 675,5 млн. долл., импорт – 1 083,3 млн. долл.) и вырос по сравнению с январем-сентябрем 2005 года на 15,5%. При этом экспорт услуг увеличился на 15,1%, импорт – на 16,1%. В торговле услугами сложилось положительное сальдо в размере 592,2 млн. долл. США. В структуре предоставленных услуг преобладают транспортные услуги – 67,7% и поездки – 12,5% всего экспорта услуг. В импорте услуг 45,9% приходилось на поездки, 29,6% — на транспортные услуги.

Торговля услугами более динамично развивалась со странами вне СНГ. Объемы торговли с ними увеличились на 18,9%, со странами СНГ – на 9,7%, в том числе с Россией – на 18,2%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 69,5% общего объема экспорта услуг республики и 58,3% — общего объема импорта услуг.

 

Государственные финансы

В январе-сентябре 2006 года в консолидированный бюджет поступило 27289,5 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 77,9% годового плана. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,9%. При этом 19% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 25682,9 млрд. рублей, что составляет 70% годового плана. В реальном выражении это на 14,1% больше, чем за январь-сентябрь 2005 года при реальном росте доходов на 14,2%. Профицит консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2006 года составил 1606,6 млрд. рублей, или 2,8% к ВВП (за январь-сентябрь 2005 года профицит — 2,8% к ВВП), приложение.

Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки и ФСЗН) за январь-сентябрь 2006 года по сравнению с соответствующим периодом 2005 года сократилась с 48,9 до 48,7%, или на 0,2 п.п. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП снизился с 48,3 до 48,2% в сравниваемых периодах (падение – на 0,1 п.п.), а недоимка – с 0,6 до 0,5 % ВВП (падение – на 0,1 п.п.), табл. 1. По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 октября 2006 года составила 257,8 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом года на 8,5%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,35% на 1.10.2005 г. до 0,96% на 1.10.2006 г.

Таблица 1
Динамика централизации доходов консолидированного бюджета

Показатели Ед. изм. 2005 г.,
январь-сентябрь
2006 г.,
январь-сентябрь
1. Валовой внутренний продукт млрд. руб. 46272,0 56615,7
2. Доходы консолидированного бюджета (с государ. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами и ФСЗН) млрд. руб. 22320,2 27289,5
3. Недоимка по доходам и поступлениям млрд. руб. 293,5 257,8
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консолидированного бюджета % 1,3 0,9
5. Централизация с учетом недоимки % 48,9 48,7
в том числе:      
уд. вес доходов консолидированного бюджета в ВВП (централизация) % 48,3 48,2
уд. вес недоимки в ВВП % 0,6 0,5

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за три квартала 2006 года энергетичность доходов составила 1,04, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 4,6 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что за три квартала 2005 года энергетичность доходов была 1,23).

Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за январь-сентябрь 2005-2006 годов, табл. 2. Как видно из таблицы, в январе-сентябре 2006 года налоговые доходы выросли на 1,7 п.п. по сравнению с январем-сентябрем 2005 года, а неналоговые – сократились на 2,8 п.п.

Таблица 2
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2005-2006 гг., %

Показатели январь-сентябрь 2005 январь-сентябрь 2006
Налоговые доходы — всего 69,2 70,9
в том числе:    
- Прямые налоги на доходы и прибыль 15,9 16,3
в т.ч. — подоходный налог 5,9 6,4
- Налоги на фонд заработной платы 1,8 1,8
- Налоги на собственность 3,8 3,4
- Налоги на товары и услуги 37,9 38,7
в т.ч. — НДС 19,1 19,0
акцизы 4,4 7,5
- Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 5,6 5,4
Взносы на государственное социальное страхование 23,7 24,8
Неналоговые доходы 7,1 4,3
Итого доходов 100,0 100,0

Расходы консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2006 года профинансированы в сумме 25 682,9 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2005 года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 14,5% в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался по расходам на национальную экономику – 20,5%; физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 24,7%; социальную политику – 15,1% при менее существенном росте общегосударственных расходов – на 7,9%.

Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В январе-сентябре 2006 года по сравнению с январем-сентябрем 2005 года на 1 процентный пункт выросла доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при сокращении удельного веса расходов на образование – на 0,3 процентных пункта, рис. 8.

Рис. 8. Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу

Основная часть расходов бюджета по разделу «Национальная экономика» приходилась на расходы по подразделам: «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» – 48,7% всех расходов на национальную экономику, «Дорожное хозяйство» – 23,2%, «Промышленность, энергетика, строительство и архитектура» – 13,2%.

Расходы социального характера по разделам: «Социальная политика», «Образование», «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» составили 55,2% всех расходов консолидированного бюджета.

В целом сложившиеся тенденции в налогово-бюджетной сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2006 году подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.

Главное управление бюджетной политики

версія для друку