№ 1 (276) студзень 2017

ФИНАНСЫ РЕГИОНОВ  
«Поиск незадействованных резервов»
Борис КИЧАНОВСКИЙ, начальник главного финансового управления Витебского облисполкома
Исполнение бюджета Витебской области в 2016 году проходило в непростых условиях работы экономики. На наполняемость казны непосредственное влияние оказывали недостаточные темпы роста валового регионального продукта, изменение конъюнктуры традиционных рынков сбыта, рост затрат в реальном секторе. Ответом на данные проблемы стало ограничение расходов, контроль за соблюдением законодательства субъектами хозяйствования городов и районов, а также поиск незадействованных резервов, позволяющих повысить наполняемость бюджета.
Финансовый план для столицы
Минский городской Совет депутатов 21 декабря 2016 года утвердил бюджет города Минска на 2017 год. Как сформированы доходы и расходы? Куда будут направлены средства столичного бюджета?
 
ЭКОНОМИКА  
Трансформация госсектора: поиск компромиссов
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
Что делать с громоздким государственным сектором в белорусской экономике, за счет каких мер повысить его эффективность, как безболезненно провести реформирование и приватизацию госактивов. Такими вопросами в последнее время все чаще задаются не только в экспертном сообществе, но и в органах госуправления. Эта тема обсуждалась и в рамках недавнего Октябрьского экономического форума. При этом, как отмечают эксперты, без реструктуризации госсектора дальнейшее реформирование экономики будет проблематично.
 
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ  
«Независимое мнение»
Для составления объективной картины о собственной экономике полезно узнать точку зрения со стороны на происходящие у себя события. По оценке экспертов Всемирного банка, Беларусь еще не преодолела кризисные явления. Помочь решить актуальные проблемы позволит реализация комплекса мер, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций.
Белорусский ответ мировому кризису
Михаил ЧЕПИКОВ, старший преподаватель экономического факультета Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ
Большинство прогнозов, посвященных развитию традиционных для белорусских предприятий зарубежных рынков, не сулят нам благоприятного будущего – коммерческие организации ожидает сокращение в среднесрочной перспективе. Поэтому особую актуальность приобретает выработка мер, позволяющих адаптироваться к изменяющимся условиям.
Найти собственный путь
Андрей МОВЧАН, директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги
При выборе приоритетов развития страны необходимо учитывать циклы мировой экономики. Взаимозависимость государств не позволит «играть» против общих правил и закономерностей. Плохо ли это для Беларуси? Не думаю, у вашей страны достаточно возможностей для опережающего роста ВВП.
 
РЫНОК ТРУДА  
Что делать с безработицей?
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
Экономическая ситуация на отечественных предприятиях постепенно ухудшается. Вполне логично, что проблемы организаций по цепочке затрагивают и работников предприятий. Тенденции на рынке труда в настоящее время крайне неблагоприятные. В том, как с ними бороться, разбирались эксперты и представители госорганов на Кастрычніцкім эканамічным форуме (KEF-2016).
 
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА  
Адаптация к новым реалиям
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
С 1 января 2017 года вступил в силу Указ Президента от 11 апреля 2016 года № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», в соответствии с которым в Беларуси повышается пенсионный возраст. В течение ближайших шести лет он будет ежегодно увеличиваться на шесть месяцев и в 2022 году достигнет 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Также будут проведены эквивалентные повышения для льготных пенсий, пенсий за выслугу лет и военных пенсий. При этом для предотвращения дефицита пенсионного фонда в долгосрочной перспективе зарубежные эксперты рекомендуют продолжить проведение пенсионной реформы в стране.
 
ФИНАНСЫ ЖКХ  
О совершенствовании механизма субсидирования услуг ЖКХ
Александр КОРЗЮК, начальник управления финансов жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Минфина
Стоимость оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг в Беларуси существенно ниже, чем в соседних государствах, что является важным фактором поддержания социальной стабильности в стране. При этом значительные ассигнования за счет средств местных бюджетов направляются на удешевление этих услуг. Бюджетные субсидии получают как организации системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства, так и ведомственные поставщики коммунальных услуг для нужд населения, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда.
 
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ  
Новые возможности
Людмила ГУРЬЯНОВА, заместитель начальника Главного государственного казначейства Минфина
Министерством финансов начата работа по проекту «Модернизация системы управления государственными финансами в Республике Беларусь». Одним из главных направлений планируемых преобразований является реформирование национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора госуправления.
 
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА  
Зачем Беларуси инновационные кластеры?
Ирина НОВИКОВА, доктор экономических наук, завкафедрой менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития БГТУ
Говоря о необходимости создания инновационной экономики, мы сводим предлагаемые мероприятия лишь к увеличению финансирования науки. А кто сказал, что не хватает именно денег? Вполне возможно, гораздо важнее изменить организационные формы взаимодействия в инновационной сфере. В условиях увеличения выделяемых ресурсов сохраняются старые традиционные для индустриальной экономики формы взаимодействия науки с производством. В таких условиях вряд ли приходится рассчитывать на серьезную отдачу от вложенных ресурсов.
 
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  
Топтание на месте
Василий СВИРИДОВИЧ, ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук
Сегодня практически каждое современное государство заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса и оказывает этому сектору (в той или иной мере) финансово-кредитную поддержку. Республика Беларусь, относящаяся к странам с переходной экономикой, не является исключением. О важности предпринимательства и его всемерной поддержке у нас говорится регулярно и уже достаточно давно. Тем не менее, несмотря на принимаемые меры, прогресса в этой сфере в последние годы не наблюдается.
 
ТОЧКА ЗРЕНИЯ  
Отстирать темные пятна
Глобализация мировой экономики обострила проблемы размывания компаниями налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения. Данные «болезни» поразили большинство стран мира, в том числе и Беларусь. Работа по поиску решений, позволяющих успешно противостоять имеющимся трудностям, усложняется необходимостью координации действий между государствами. Прорывным шагом в данном направлении стал План BEPS, разработанный ОЭСР. Несмотря на то, что члены ЕАЭС (в том числе и Беларусь) не входят в этот союз, основные принципы документа решено распространить и на наше объединение. О том, насколько активно проходит данный процесс, читателям журнала «Финансы, учет, аудит» рассказал начальник отдела налоговой политики Евразийской экономической комиссии Нурмат МАМБЕТАЛИЕВ.
 
К 100-ЛЕТИЮ МИНФИНА  
Сквозь время
В преддверии столетия отечественной финансовой системы редакция журнала «Финансы, учет, аудит» решила опубликовать серию тематических исторических материалов. Начнется она со статьи о становлении финансов Витебской губернии. На ее примере мы рассмотрим, в каких условиях приходилось трудиться специалистам в то время и много ли было отличий от решаемых сегодня задач. Идея стартовать именно с этой области появилась совсем не случайно. Северный регион раньше остальных частей нашей страны влился в общесоюзную финансовую систему (еще до официальной даты рождения Минфина). Пока Минск и Могилев потрясали драматичные исторические события, а БССР как таковой еще не существовало, на Витебщине, входившей в ту пору в состав РСФСР, уже пошли процессы формирования профильных институтов, стали закладываться традиции.
 
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ  
От «валютной змеи» до евро
Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ
15 лет назад, 1 января 2002 года, была выпущена в обращение наличная общеевропейская валюта – евро, придя на смену условной единице ЭКЮ, которая использовалась в валютной системе Евросоюза с 1979 по 1998 год в соотношении 1:1. При этом путь к единой полноценной валюте оказался небыстрым и занял около сорока лет.
 
версія для друку