Брифинг представителей белорусского Правительства и Национального банка о Плане совместных действий по реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Беларуси, Пресс-центр Белта, 14.10.2013 г.


14.10.2013г. Белтелерадиокомпания - Сократить внутренний спрос и кредитование экономики. По мнению специалистов, в настоящей ситуации это позволит сбалансировать бюджет. Вообще, ориентир на следующий год – эффективность и прибыльность. Кстати, разговору о новой экономической политике было посвящено несколько вопросов на недавней пресс-конференции Президента. Она, по сути, стала программным заявлением правительству. И, несмотря на доброжелательную и доверительную атмосферу разговора, министрам ставились конкретные задачи по развитию страны. О том, какие подходы будут использоваться, расскажет Андрей Лаптенок.

Денежно-кредитную политику будут ужесточать, расходы бюджета сокращать. Шаг оправданный. Внешние условия торговли наших предприятий после вступления России в ВТО изменились. По ввозным таможенным пошлинам, по налогу на прибыль стали недополучать. Вместе с тем растущие доходы населения раскачали внутренний спрос, а за ним и импорт.

Максим Ермолович, заместитель Министра финансов Республики Беларусь: «Не имея притока внешнего в своих финансах, предприятия были вынуждены кредитоваться для своих инвестиционных программ, а в рамках широкого набора инструментов поддержки бюджет брал на себя эти процентные ставки».

Примечательно, что процентная политика в краткосрочной перспективе будет направлена на рост депозитов населения. И вообще белорусов будут стимулировать к сбережению. В смысле сохранения средств. Сохранят и социальную составляющую бюджета.

Александр Заборовский, первый заместитель руководителя аппарата Совета Министров Республики Беларусь – руководитель секретариата Премьер-министра Республики Беларусь: «После оптимизации государственного бюджета будут полностью профинансированы все социальные и защищенные расходы, включая зарплаты бюджетникам, обязательства по внешнему госдолгу, по внутреннему госдолгу и другие базовые статьи».

Но это, пожалуй, единственное послабление в программных документах новой экономической политики.

Александр Заборовский, первый заместитель руководителя аппарата Совета Министров Республики Беларусь – руководитель секретариата Премьер-министра Республики Беларусь: «Лишних рублей, которые могли бы давить на валютный рынок, просто не будет. До конца года, по нашим расчетам и по тем мерам, которые запланированы, прирост кредитов в экономике не превысит 9 триллионов рублей. Это приблизительно 1% роста кредитования экономики в месяц».

Поддержат сельхозпроизводство, дорожное хозяйство, но тоже предельно сбалансировано. В сфере строительства до конца года объекты только высокой степени готовности. Вообще ориентир на следующий год – эффективность и прибыльность, а не валовые показатели. Этот тезис, как и подход к процессу приватизации, который должен быть прозрачным и эффективным, стали программными для новой экономической политики и были еще раз озвучены во время недавней пресс-конференции Президента российским СМИ.

Применив новую экономическую политику, эффективности ожидают не только от распределения ресурсов. Но и расширение доступа к этим ресурсам, прежде всего к новым отраслям малого и среднего бизнеса, снижение барьеров на рынке товаров и услуг.

Дмитрий Голухов, заместитель Министра экономики Республики Беларусь: «Мы должны повысить эффективность частного сектора, дать возможность задействовать те ресурсы, которые есть в стране. Законодательство, на наш взгляд, является достаточно прогрессивным для того, чтобы действительно быть конкурентоспособными».

Чтобы поддержать бюджет, рассчитывают на эффективные займы на внутреннем рынке. Валютные облигации предложит Минфин. Ожидается и привлечение ресурсов Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Обсуждается и новая программа взаимодействия с МВФ. К слову, новый план представителям Фонда Беларусь передала.

Часть мероприятий будет реализовано еще в этом году, в целом план рассчитан на среднесрочную перспективу. Так прогнозные документы на следующий год уже сформированы с учетом мер, прописанных планом совместных действий.

 

Правительство и Нацбанк представили план совместных действий по реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Беларуси


14.10.2013г. Столичное телевидение - Меры по стабилизации экономики. Правительство и Национальный банк презентовали план совместных действий по реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Беларуси. Так, специалисты намерены достаточно жестко ограничить расходы бюджета до конца 2013 года. В то же время социальные программы, которые финансируются из местных бюджетов, будут максимально сохранены.

Главный оперативный документ – оптимальный ответ на риски. С презентацией плана совместных действий – представители белорусского Правительства и Национального банка. Главные условия экономических преобразований – последовательность, скорость и глубина.

Дмитрий Голухов, заместитель министра экономики Республики Беларусь: На что направлены структурные реформы? Это повышение эффективности распределения ресурсов, высвобождение ресурсов для точек роста белорусской экономики.

Максим Ермолович, заместитель министра финансов Республики Беларусь: План на сегодняшний день в области бюджетной политики состоит из двух частей. Первое – это обеспечение сбалансированности бюджета в краткосрочном периоде, то есть в 2013 году. Во-вторых, это некая среднесрочная стратегия бюджетной политики.

Новый план утвержден был недавно: постановлением от 10 октября. Совершенствование инвестиционной, денежно-кредитной, тарифной и бюджетной политики, стимулирование экспорта и формирование на территории ЕЭП единой промышленной политики.

О тактике действий речь шла и на совещании о текущих вопросах социально-экономического развития у президента. Об итогах года говорили премьер-министр, главы Нацбанка и Администрации Президента, министры экономики и финансов.

Григорий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации: Акценты, точки роста заложены. Это опять-таки акцент на инвестиции в условиях проблем с внутренним финансированием. Тем более в данном случае речь идет не просто о финансах, а о новых рынках сбыта, которые должен привести с собой инвестор.

Всего 72 пункта и охват сразу нескольких горизонтов: краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных. В Год бережливости жесткий контроль над расходами нужен, но социальные программы сворачиваться тоже не будут. Новый план будет на жестком контроле в аппарате Правительства. Коснется он и госпрограмм, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Александр Заборовский, первый заместитель руководителя аппарата Совета Министров Республики Беларусь – руководитель секретариата премьер-министра Республики Беларусь: Все государственные программы с 2014 года будут финансироваться через Банк развития, и никаких квазибюджетных операций через иные банки не будет.

Документ уже был представлен Международному валютному фонду. К слову, в планах белорусской стороны – сотрудничество с МВФ. А точнее, консультации о возможности финансирования в рамках новой программы взаимодействия.

Тарас Надольный, заместитель председателя правления Национального банка Республики Беларусь: Достижение положительных результатов при этом основано на переходе к экономической политике, направленной на повышение эффективности использования факторов производства и распределения ресурсов.

 

Минфин Беларуси намерен жестко ограничить расходы бюджета до конца года

фото БЕЛТА фото БЕЛТА

14.10.2013г. БЕЛТА - Минфин Беларуси намерен достаточно жестко ограничить расходы бюджета до конца текущего года. Об этом сообщил сегодня журналистам заместитель министра финансов Максим Ермолович, комментируя план совместных действий по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики страны, утвержденный 10 октября, передает корреспондент БЕЛТА.

Разработка плана была обусловлена тем, что практически с начала текущего года постепенно, но достаточно угрожающе нарастали дисбалансы, которые необходимо было ликвидировать, действуя оперативно, пояснил представитель Минфина. «Мы начали терять доходы бюджета с начала 2013 года, и по налогу на прибыль, и по ввозным таможенным пошлинам. Связано это было с тем, что изменились внешние условия доходов наших предприятий, что существенно и повлияло на состояние счета текущих операций, в результате пострадал и бюджет, и возникло некое давление на золотовалютные резервы», – пояснил замминистра. Отрицательно на состояние бюджета и доходы повлияла и ситуация на калийном рынке.

План на сегодняшний день в области бюджетной политики состоит из нескольких частей. «Первое – обеспечение сбалансированности бюджета в 2013 году, во-вторых, это некая среднесрочная стратегия бюджетной политики, установление бюджетных правил, которые бы ограничивали основные позиции управления государственными расходами, и третье – долгосрочная целевая установка по формированию налоговой политики и формирования расходов бюджета в широком смысле, управление в целом политикой по финансированию государственных программ», – сообщил Максим Ермолович.

«Что касается текущего состояния бюджета, то в 2013 году мы ограничиваем дефицит бюджета сектора госуправления цифрой не более 0,8% ВВП. Это достаточно жесткий параметр для текущего года, потому что потери бюджета оцениваются около Br17 трлн. по сравнению с тем, что было утверждено. Высокие процентные ставки по кредитам и структура кредитного портфеля также генерировали дополнительные существенные расходы по субсидированию процентных ставок в рамках госпрограмм», – сказал замминистра.

Чтобы бюджет был сбалансирован с таким минимальным дефицитом, который государство способно профинансировать, необходимо ограничить расходы до конца года. «И они будут достаточно жестко ограничены», – подчеркнул представитель Минфина. В первую очередь ограничения коснутся республиканского уровня. «Та социальная составляющая, которая финансируется из местных бюджетов, будет максимально сохранена, тем более что местные бюджеты демонстрируют достаточно высокую стабильность исполнения своих доходов», – сказал он.

Сложнее дела обстоят с государственными программами. «Здесь проблема двоякая. С одной стороны, остановка кредитования создаст дополнительные проблемы в экономике, в первую очередь в строительном секторе. Поэтому здесь мы достаточно долго и всесторонне взвешивали наши возможности по кредитованию государственных программ, максимально концентрируя ресурсы на вводных объектах, на тех объектах, которые могут дать максимальную отдачу до конца года. Это уже практически готовые к вводу в эксплуатацию объекты», – сообщил Максим Ермолович.

«Это весьма важный аспект, потому что нам надо заниматься очень глубоко и системно эффективностью тех проектов, которые реализуются в рамках госпрограмм, и не только эффективностью, но и управлением этими ресурсами, потому что чаще всего ресурсы даже на эффективные проекты распыляются, растет потребность в финансировании и возникает расширяющаяся потребность кредитования этих госпрограмм», – обратил внимание замминистра.

 

Минфин Беларуси планирует до конца года рефинансировать более $800 млн. госдолга

14.10.2013г. БЕЛТА - Минфин Беларуси намерен до конца года выплатить для погашения госдолга более $800 млн., которые планируется рефинансировать за счет кредита АКФ ЕврАзЭС и внутренних валютных гособлигаций. Об этом сообщил сегодня журналистам заместитель министра финансов Максим Ермолович, комментируя план совместных действий по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики страны, утвержденный 10 октября, передает корреспондент БЕЛТА.

Максим Ермолович пояснил, что наряду с непростой ситуацией с сальдо торгового баланса, сальдо счета текущих операций есть и некоторые сложности с тем, что приходится по финансовому счету платежного баланса выплачивать значительные суммы погашения и обслуживания государственного долга. «Поэтому мы оценили свои возможности по рефинансированию этого долга в 2013-2014 году и понимаем, как с ним поступать и за счет каких источников рефинансировать», – отметил он.

В текущем году по состоянию на сегодня все платежи по погашению государственного внешнего долга рефинансированы за счет новых внешних и внутренних обязательств правительства, сообщил замминистра. «До конца года нам предстоит еще выплатить более $800 млн. для погашения государственного долга, и эти обязательства мы планируем рефинансировать путем получения транша на $440 млн. кредита АКФ ЕврАзЭС и дополнительного размещения валютных облигаций Минфина на внутреннем рынке», – сообщил замминистра.

Такая работа идет системно, есть планы на этот и следующий год, потому что с учетом преференциальных режимов, которые ввел Национальный банк, с учетом действующей эффективной ставки по этим ценным бумагам привлекательность валютных облигаций Минфина сохраняется как для юридических, так и для физических лиц, подчеркнул Максим Ермолович.

 

Минфин: потери бюджета на 2013 год оцениваются в 17 трлн. бел. рублей

14.10.2013г. Бизнес-Новости - «В 2013 году мы ограничиваем дефицит бюджета сектора госуправления вместе с бюджетом ФСЗН не более 0,8% ВВП. Это жесткий параметр, потому что потери бюджета оцениваются в BYR 17 трлн. по сравнению с тем, что было утверждено ранее», – отметил Ермолович.

Замминистра напомнил, что из-за изменения внешних условий торговли для белорусских предприятий бюджет в текущем году недополучил значительные ресурсы по налогу на прибыль, по поступлению ввозных таможенных пошлин.

«Это существенно повлияло на состояние счета текущих операций, при этом возникло давление на ЗВР. Чтобы сбалансировать бюджет, мы были вынуждены ограничивать расходы. На доходах бюджета также негативно отразилось падение экспорта калийных удобрений, что потребовало дополнительного ограничения бюджетных расходов», – подчеркнул Ермолович.

Также, по словам замминистра, негативно на состоянии бюджета отразились высокие процентные ставки по кредитам, «которые генерировали дополнительные существенные расходы по субсидированию ставок в рамках госпрограмм».

Ермолович уточнил, что, не имея притока экспортной выручки, предприятия были вынуждены кредитоваться в банках.

«В рамках широкого набора инструментов поддержки бюджет брал на себя расходы по субсидированию процентных ставок. Без субсидий процентные ставки оказывались недоступны для субъектов хозяйствования. В этой связи структура кредитного портфеля начала смещаться в сторону госпрограмм, что привело к дополнительным расходам бюджета», – сообщил Ермолович.

В целях формирования сбалансированного бюджета с минимальным дефицитом, который государство в состоянии профинансировать, принято решение о дальнейшем ограничении расходов республиканского бюджета.

Вместе с тем, Ермолович подчеркнул, что остановка кредитования в рамках госпрограмм создаст проблемы в секторах экономики, и, прежде всего, в строительном секторе. В этой связи «ресурсы будут максимально сконцентрированы на вводимых объектах, которые могут дать максимальную отдачу и почти готовы к вводу в эксплуатацию».

Также он отметил, что с целью повышения эффективности использования ресурсов в рамках госпрограмм Минфином предложено отдельно «формировать бюджет кредитования госпрограмм, который будет четко определять, какие объекты, за счет каких ресурсов будут кредитоваться в течение бюджетного года». «Такой бюджет должен быть принят в ближайшее время, чтобы все четко понимали, с какими ресурсами мы входим в 2014 год», – сообщил Ермолович.

версия для печати