Январь - март 2002 года

О социально-экономическом положении Республики Беларусь

и состоянии государственных финансов

январь-март 2002 года

Динамика ВВП и реального сектора экономики

Финансы субъектов хозяйствования

Инфляция

Потребительский рынок и доходы населения

Внешняя торговля

Государственные финансы

Рынок страховых услуг

Динамика ВВП и реального сектора экономики

По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за I квартал 2002 г. составил в текущих ценах 4 764 млрд. руб. Реальный объем производства ВВП был на 3,2% выше, чем в I квартале 2001 г. Темп роста ВВП в январе-марте 2001 г. по отношению к январю-марту 2000 г. составлял 102%. В I квартале текущего года динамика основных показателей развития реального сектора экономики неоднозначна по сравнению с I кварталом 2001 г. — отмечается как увеличение, так и отставание темпов роста отдельных макроэкономических показателей развития страны, рис 1. 
Рис. 1. Изменение основных показателей развития экономики в % к соответствующему периоду предыдущего года (экспорт и импорт – январь-февраль 2002 г. к январю-февралю 2001 г. и январь-февраль 2001 г. к январю-февралю 2000 г.)

В I квартале текущего года произведено промышленной продукции (работ, услуг) на сумму 4 503 млрд. руб., что на 2% выше уровня I квартала 2001 г. Прирост промышленного производства в январе-марте 2001 г. по сравнению с январем-мартом 2000 г. составлял 2%. Выпуск потребительских товаров составил 1 004,8 млрд. руб., что на 4,9% выше уровня января-марта 2001 г. При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 4,7%, непродовольственных – на 3%. Объем продукции сельского хозяйства, по оценке, в I квартале текущего года составил 552,6 млрд. руб. и увеличился по сравнению с I кварталом 2001 г. в сопоставимых ценах на 1,8%. Инвестиции в экономику и социальную сферу республики составили 624,7 млрд. руб., что на 7% больше, чем в I квартале 2001 г. (в сопоставимых ценах). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 10,2% в январе-марте 2001 г. до 13,1% в январе-марте текущего года. На объекты производственного назначения использовано 367 млрд. руб. капитальных вложений, что на 24,1% больше, чем в январе-марте прошлого года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 58,7% (в январе-марте 2001 г. – 50,7%). Объемы капитальных вложений в объекты непроизводственного назначения уменьшились на 9,4%. На строительство жилых домов использовано 172,5 млрд. руб., что на 8,5% меньше, чем в январе-марте прошлого года. Грузооборот предприятий транспорта за I квартал 2002 г. составил 8 218,5 млн.ткм и увеличился по сравнению с I кварталом 2001 г. на 8,9%. Объемы розничного товарооборота возросли на 15,7%.

Финансы субьектов хозяйствования

В январе-феврале 2002 г. предприятиями и организациями республики было получено 274,5 млрд. руб. прибыли в текущих ценах, что в номинальном выражении на 17,6% меньше, чем в январе-феврале прошлого года. Удельный вес балансовой прибыли в ВВП составил 9,1% вместо 16,8% в январе-феврале 2001 г., рис. 2. 

Рис. 2. Финансовые результаты работы предприятий республики 

Доминирующая часть балансовой прибыли в республике получена предприятиями промышленности. Однако в результате ее сокращения в январе-феврале текущего года по сравнению с началом прошлого года (в номинальном выражении на 27,1%), ее доля в отраслевой структуре балансовой прибыли упала с 64,2% до 56,4%, рис. 3.

Рис. 3. Структура балансовой прибыли по основным отраслям экономики. 

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) за два месяца 2002 года составила 231,4 млрд. руб., или 7,6% от произведенного в январе-феврале валового внутреннего продукта (в январе-феврале 2001 г. – 14,3%). В январе-феврале текущего года сократилось число рентабельных предприятий в реальном секторе экономики. Удельный вес убыточных предприятий в общем их числе в достиг 47,7%. На 1 марта 2002 г. 5553 предприятия в результате своей хозяйственной деятельности имели убытки. Кредиторская задолженность субъектов хозяйствования республики на 1 марта 2002 г. составила 8,8 трлн. руб. Ее прирост за янваарь-февраль текущего года по отношению к ВВП за этот период составил 22,1% вместо 20,2% в январе-феврале прошлого года. Основную часть кредиторской задолженности занимают суммы по оплате поставщикам за товары, работы, услуги – 75,6% общей кредиторской задолженности. Из нее 49,3%, или 3,3 трлн. руб., приходилось на задолженность за энергоресурсы. Дебиторская задолженность в целом по республике на 1 марта 2002 г. сложилась в размере 6,5 трлн. руб. Ее прирост по отношению к ВВП за январь-февраль 2002 г. составил 18% против 17,1% в январе-феврале 2001 г. Кредиторская задолженность по республике на 1 марта 2002 г. на 35,5% превышала дебиторскую, в том числе в сельском хозяйстве – в 7,9 раза, в промышленности – в 1,4 раза. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской в целом по республике на 2,3 трлн. руб. свидетельствует об отсутствии у предприятий источников покрытия долговых обязательств на эту сумму. Внешняя кредиторская задолженность за товары, работы и услуги на 1 марта текущего года сложилась в размере 1 447,3 млрд. руб. За январь-февраль она сократилась на 5,2% в реальном выражении. Внешняя дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 2,5 раза меньше. 

Инфляция

Индекс потребительских цен на товары и услуги в марте текущего года по отношению к февралю составил 102,6%, в том числе: на продовольственные товары — 101,6%, на непродовольственные — 101,4%. В марте прошлого года значения соответствующих показателей были следующие – 103,9, 103,6 и 102,7%. Платные услуги подорожали на 9,6% вместо 7,3% в марте 2001 г. Индекс цен производителей промышленной продукции за февраль текущего года составил 102,4%, строительно-монтажные работы подорожали на 1,6%, рис. 4. 

Рис. 4. Динамика сводных индексов цен в народном хозяйстве 

Накопленный за январь-март текущего года к декабрю предыдущего года прирост потребительских цен составил 12,7%, цен производителей промышленной продукции – 9,5, на строительно-монтажные работы – 10,6%. Аналогичные показатели в январе-марте прошлого года были на уровне 13,1, 11 и 12%. При среднем росте цен на промышленную продукцию в марте текущего года на 2,4% промышленные цены на потребительские товары увеличились на 1,8%, на средства производства – на 1,9%. Колебания уровня цен наблюдаются по отраслям промышленности. Индекс цен производителей промышленной продукции вырос за март от 0,2% в черной металлургии до 7,7% в химической промышленности, рис. 5. В электроэнергетике цены снизились на 1,7%.

1 Электроэнергетика 4 Химическая 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная
2 Топливная 5 Нефтехимическая 8 Легкая
3 Черная металлургия 6 Машиностроение и металлообработка 9 Пищевая

Рис. 5. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за январь-март 2002 г.

Потребительский рынок и доходы населения

В I квартале 2002 года розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 2253,3 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 15,7% по сравнению с I кварталом 2001 года. В январе-марте текущего года розничный товарооборот на 69% формировался торговыми предприятиями, доля рынков составила 31%. В структуре объема розничного товарооборота 23,6% занимала государственная собственность, 74,9% — частная и 1,5% — иностранная собственность. При этом удельный вес продовольственных товаров в I квартале 2002 года занимал 65%, непродовольственных — 35%, что примерно соответствует структуре продаж I квартала 2001 года (66 и 34%). Доля реализации алкогольных напитков в общем объеме розничного товарооборота торговых предприятий составила в январе-марте этого года 15% (в I квартале 2001 г. — 16%). В I квартале 2002 года объем платных услуг, оказываемых населению через все каналы реализации, сложился в размере 466,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 8,3% больше уровня I квартала 2001 года, при прогнозе на I квартал 2002 года — 5,8%. В январе-феврале 2002 года денежные доходы населения составили 2415,2 млрд. рублей и возросли по сравнению с январем-февралем 2001 года в 1,8 раза. Реально их рост за январь-февраль 2002 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 23%. Структура денежных доходов населения за январь-февраль 2002 года сложилась следующая (в процентах): 
  Январь-февраль
2001 г.
Январь-февраль
2002 г.
Всего денежных доходовв том числе: 100 100
оплата труда работников, включая выплаты социального характера 52,5 53,0
социальные трансферты 21,0 21,6
доходы от собственности 2,3 2,0
доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы 24,2 23,4

Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. За январь-март 2002 года начисленная среднемесячная заработная плата работников народного хозяйства республики составила 163,4 тыс. рублей, что в реальном выражении на 22,2% больше, чем в январе-марте 2001 года. В марте 2002 года начисленная среднемесячная заработная плата работников сложилась в размере 171,1 тыс. рублей, увеличившись в реальном выражении на 3,6% по сравнению с февралем 2002 года. При этом сохранились значительные различия в оплате труда как по отраслям экономики (рис. 6). Наиболее низкий уровень заработной платы наблюдался в ювелирной промышленности – 72,1 тыс. рублей, что в 2,3 раза ниже, чем в среднем по республике; а самый высокий – в нефтедобывающей промышленности – 577,6 тыс. рублей, что в 3,5 раза выше, чем в среднем по республике. В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате в I квартале 2002 года являлись банки — 301,3 тыс. рублей, аутсайдером — младший медицинский персонал в здравоохранении с зарплатой в 91,4 тыс. рублей, рис. 6. 

1 промышленность 6 торговля и общепит 11 наука и научное обслуживание
2 сельское хозяйство 7 здравоохранение 12 банки
3 транспорт 8 социальное обеспечение 13 страхование
4 связь 9 образование 14 управление
5 строительство 10 культура и искусство  

Рис. 6. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям народного хозяйства за январь-март 2002 г., тыс. рублей

В территориальном разрезе по размеру среднемесячной начисленной заработной платы рабочих и служащих абсолютное лидерство занимает город Минск — 217,3 тыс. рублей в январе-марте 2002 г. (133% от среднего значения по всей стране). Следующие по величине среднемесячной зарплаты Минская и Гомельская области идут с большим отставанием — 164,8 и 161,7 тыс. рублей соответственно, что примерно равно среднереспубликанскому уровню. Аутсайдером в данном списке является Брестская область — 140,2 тыс. рублей, или 86% от среднереспубликанского уровня. 

Внешняя торговля

За январь-февраль 2002 года объем внешней торговли товарами и услугами, по данным Минстата, сложился в размере 2 455 млн. долл. США, в том числе экспорт – 1 224,6 млн. долл. США, импорт – 1 230,4 млн. долл. США. По сравнению с январем-февралем прошлого года внешнеторговый оборот сократился на 2,2%, при этом экспорт уменьшился на 6,2%, импорт увеличился на 2,2%. Дефицит внешнеторговых операций в январе-феврале текущего года составил 5,8 млн. долл. США. При этом в торговле услугами получено положительное сальдо (67,7 млн. долл.), а товарами – отрицательное (73,5 млн. долл.). В январе-феврале 2001 г. результатом внешнеторговой деятельности было положительное сальдо в размере 100,8 млн. долл. США (в торговле услугами – 62,1 млн. долл., в торговле товарами –38,7 млн. долл.). Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 89,9% общей суммы торговли товарами и услугами (в январе-феврале 2001 г. – 90,6%). Объем внешнего товарооборота в январе-феврале текущего года составил 2 206,5 млн. долл. США, сократившись по сравнению с январем-февралем 2001 г. на 3,3%, рис. 7. 

Рис. 7. Консолидированный торговый баланс 
 

Снижение стоимостных объемов внешней торговли в целом по республике в январе-феврале текущего года по сравнению с январем-февралем 2001 года стало результатом сокращения объемов экспорта белорусских товаров в долларовом эквиваленте на 8,1% с одновременным ростом импорта на 1,6%. Уменьшение объемов экспорта обусловлено снижением средних экспортных цен на 8,3% при росте физических объемов экспортируемых товаров на 0,2%. При этом стоимость экспорта товаров в долларах США в страны СНГ сократилась на 13,6%, в страны дальнего зарубежья – осталась на уровне января-февраля прошлого года. Стоимостные объемы импорта товаров в долларовом исчислении в январе-феврале 2002 г. увеличились по сравнению с январем-февралем 2001 г. на 1,6% за счет роста импортных поставок из стран дальнего зарубежья на 17% и сокращения их из стран Содружества на 4,3%. При этом физический объем импорта увеличился на 10%, средние цены снизились на 7,6%. Основными партнерами республики в торговле товарами в январе-феврале текущего года являлись: Россия – 57,6% от всего товарооборота, Германия – 5,3%, Латвия – 4,2, Украина – 3,2%. Стоимостные объемы взаимной торговли с Россией в январе-феврале текущего года составили 1 270,7 млн. долл. США, что на 6,3% меньше, чем в январе-феврале 2001 г. Стоимость экспорта в Российскую Федерацию сложилась в размере 545,1 млн. долл. США и уменьшилась по сравнению с январем-февралем прошлого года на 8,6%. На долю России приходилось 51,1% покупок белорусских товаров. Физический объем экспорта уменьшился на 3,4%, средние цены на экспортируемые товары снизились на 5,4%. Импортировано из России товаров на сумму 725,6 млн. долл. США, что на 4,5% ниже уровня января-февраля 2001 г. (в долларовом эквиваленте). При этом физические объемы импорта увеличились на 6,6%, средние цены снизились на 10,4%. Импорт товаров из России занимает 63,6% общего импорта республики. Более значительное сокращение стоимостных объемов экспорта в Российскую Федерацию по сравнению с импортом товаров из этой страны обусловило расширение дефицита торгового баланса со 173,4 млн. долл. США в январе-феврале 2001 г. до 180,5 млн. долл. США в январе-феврале текущего года, или на 4,1%. В январе-феврале текущего года сохранилась тенденция предыдущих двух лет сокращения доли бартерных поставок во внешней торговле страны. Доля бартера в общем товарообороте составила 11,7% вместо 22% в январе-феврале 2001 г. Удельный вес бартерных сделок сократился как в экспортных, так и импортных операциях. На бартерные операции приходилось 11,2% общего объема белорусского экспорта вместо 24% в январе-феврале 2001 г. и 12,1% вместо 19% — импорта товаров. Поставки товаров по договорам купли-продажи составили 69,7% стоимости белорусского экспорта, поставки продукции из давальческого сырья после переработки занимали 15,1%. В начале текущего года сохраняется прошлогодняя тенденция более динамичного развития по сравнению с торговлей товарами торговли услугами. По данным Нацбанка, стоимостные объемы предоставленных и полученных услуг за два месяца составили 128,5 млн. долл. США и увеличились по сравнению с январем-февралем 2001 г. на 9,7%. При этом экспорт услуг увеличился на 9,5%, импорт — на 9,9%. 

Государственные финансы

В январе-марте 2002 года в бюджет государства поступило 1 582,1 млрд. рублей доходов. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 56,7%. При этом более четверти всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость – 27,6%. Расходы государственного бюджета составили 1 611,4 млрд. рублей, дефицит – 29,3 млрд. рублей, или 0,6% к ВВП (в I квартале 2001 года — 0,5% к ВВП). Динамика доходов и расходов государственного бюджета представлена на рис. 8. 
Рис. 8. Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов государственного бюджета в 2001 г. – марте 2002 г., % (январь 2001 – 2002 гг. = 100%) 

Из графика, иллюстрирующего динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2001 – март 2002 гг., видно, что темпы роста номинальных доходов в марте 2002 года совпадают с прошлогодними мартовскими, однако темпы роста расходов выше, чем в марте прошлого года, на 20,1 процентных пункта, при этом лезвия бюджетных “ножниц” в марте 2002 года разомкнулись шире по сравнению с мартом 2001 г. на 21,6 п.п. Это подтверждает и динамика ежемесячных реальных темпов роста доходов и расходов государственного бюджета и линии их полиномиальных трендов третьей степени, рис. 9. На графике видно, что краткосрочная напряженность первого квартала 2002 года выразилась в расхождении линий трендов. В марте 2002 г. реальные темпы роста ежемесячных доходов государственного бюджета увеличились по сравнению с мартом 2001 г. на 34,4 процентных пункта, а значения реальных темпов роста расходов бюджета за соответствующие периоды – увеличились на 36,2 процентных пункта, при этом стала заметна тенденция линий трендов к расхождению.

Рис. 9. Динамика ежемесячных темпов роста доходов и расходов государственного бюджета за 2001 г. – март 2002 г., скорректированных с учетом инфляции, % (январь 2001 г. = 100%) 

Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки) в январе-марте 2002 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась с 38,6 до 37,4%, или на 1,2 процентных пункта, причем удельный вес доходов государственного бюджета в ВВП снизился с 36,3 до 33,2%, а недоимка резко выросла — с 2,3 до 4,2%. Удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) на сопоставимые даты увеличился с 6,4 до 12,5%, табл. 1. 

Таблица 1 
Динамика налоговых нагрузок в народном хозяйстве 
 Показатели  Ед. изм.  2000 г.,
январь-март
 2001 г., 
январь-март
 2002 г.,
январь-март
1. Валовой внутренний продукт  млрд. руб.  1319,2  3134,2  4764,0
2. Доходы консолидированного бюджета (с государственными внебюджетными и бюджетными целевыми фондами)  млрд. руб.  471,4  1138,7  1582,1
3. Недоимка по доходам и поступлениям  млрд. руб.  10,2  73,0  197,7
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам гос. бюджета (с госуд. внебюд. и бюд. целевыми фондами)  %  2,2  6,4  12,5
5. Общая совокупная налоговая нагрузка  %  36,5  38,6  37,4
в том числе:        
уд. вес доходов гос. бюджета в ВВП  %  35,7  36,3  33,2
уд. вес недоимки в ВВП  %  0,8  2,3  4,2

Консолидированный бюджет в I квартале текущего года сложился на 51,2% из доходов республиканского бюджета и 48,8% — доходов местных бюджетов. В I квартале прошлого года доходы местных бюджетов составляли 48,5% всех доходов консолидированного бюджета. Дотации из фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц играют значительную роль в формировании доходной части местных бюджетов. Как отмечалось выше, в 2001 году финансовая помощь составила 16,8% доходов местных бюджетов и 17,3% расходной части республиканского бюджета. В I квартале текущего года дотации местным бюджетам составили 13,4% доходов местных бюджетов вместо 15,9% в январе-марте прошлого года и 14,4% расходной части республиканского бюджета (в I квартале 2001 г. — 17,3%). Доходы местных бюджетов в I квартале текущего года на 68,3% формировались за счет налоговых поступлений, табл. 2. Их доля в структуре доходов увеличилась по сравнению с I кварталом прошлого года на 2,1 процентных пункта. Это обусловлено, главным образом, ростом удельного веса налога на добавленную стоимость (на 2,5 п.п.) и подоходного налога с физических лиц (на 1,2 п.п.) при снижении в 1,6 раза доли налога на прибыль. 

Таблица 2 
Структура доходов республиканского и местного бюджетов, % 
  Январь-март 2001 г. Январь-март 2002 г.
  Доля местных бюджетов в доходах консолид. бюджета республикан-ский бюджет местные бюджеты Доля местных бюджетов в доходах консолид. бюджета республикан-ский бюджет местные бюджеты
Доходы, всего 48,5 100 100 48,8 100 100
налоговые доходы 48,9 77,7 66,2 49,7 76,1 68,3
неналоговые доходы 45,9 4,3 3,2 39 6,4 3,7
доходы гос. внебюджетных и бюджетных фондов 47,8 18,0 14,7 47,9 17,5 14,6
финансовая помощь     15,9     13,4

Расходы консолидированного бюджета за январь-март 2002 года профинансированы в сумме 1611,4 млрд. рублей, что составляет 19,8% от годового плана. В реальном выражении это на 5,1 п.п. меньше, чем за январь-март 2001 года при снижении реальных доходов бюджета за аналогичный период на 5,5 п.п. Для отдельных разделов бюджетных расходов по функциональной классификации по сравнению с январем-мартом прошлого года была характерна различная динамика. Так, наиболее значительный реальный прирост финансирования наблюдался по расходам на социальную политику – 59,3 п.п., оборону — 40,3 п.п., судебную власть – 20,7 п.п., управление – 13,2 п.п. и образование — 12,6 п.п. Наблюдающийся второй год рост расходов бюджета на социальную политику в значительной степени объясняется увеличением размеров пенсий, выплаты по которым проходят по этому разделу. На наиболее низком уровне по сравнению с I кварталом прошлого года профинансированы капитальные вложения – на 35,8%, реальный сектор экономики — на 33,0%, средства массовой информации — на 30,8 п.п. и расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий – на 27 п.п. Все это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В I квартале 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года наиболее значительно выросла доля расходов на образование — с 18,7% до 22,2%, социальную политику — с 3,5% до 5,8%. В результате расходы бюджета на образование, здравоохранение и физкультуру заняли в январе-марте 37,2%, а на социально-культурные мероприятия в целом – 55,2% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы республиканского бюджета за январь-март 2002 г. профинансированы в сумме 829,3 млрд. руб., что реально составляет 93,5% от уровня аналогичного периода прошлого года. В соответствии с одним из приоритетов бюджетной политики наиболее значительно увеличился удельный вес расходов на оплату труда рабочих и служащих. При реальном росте на 46,5 п.п. их доля за январь-март 2002 года к аналогичному периоду прошлого года достигла 24,0% в расходах республиканского бюджета. В январе-марте 2002 года наблюдалось суммарное превышение расходов консолидированного бюджета над доходами – дефицит составил 29,3 млрд. рублей, или 0,6% ВВП. Причем почти половина дефицита приходилась на местные бюджеты – 48,1%. В результате дефицит республиканского бюджета достиг 19,2 млрд. рублей, а местных бюджетов – 14,1 млрд. рублей. На фоне снижения сбалансированности бюджета продолжается постепенное снижение уровня централизации средств консолидированного бюджета – за март его величина составила 32,1% ВВП, рис. 13. 
Рис. 10. Динамика налоговой нагрузки и дефицита бюджета помесячно,%

Рынок государственных ценных бумаг

Выпуск государственных ценных бумаг — наиболее приемлемый вариант финансирования дефицита республиканского бюджета. Действующее законодательство Республики Беларусь позволяет выпускать следующие виды государственных ценных бумаг: — государственные краткосрочные облигации; 
 — государственные долгосрочные облигации с купонным доходом; 
 — векселя Правительства Республики Беларусь; 
 — облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте; 
 — облигации государственного выигрышного валютного займа; 
 — государственные компенсационные облигации; 
 — облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь; 
 — долгосрочные государственные облигации Республики Беларусь; 
 — долгосрочные государственные облигации, не обращающиеся на вторичном рынке. 
Цель выпуска государственных ценных бумаг (ГЦБ) заключается, во-первых, в создании устойчивой системы государственного заимствования, во-вторых, в финансировании дефицита республиканского бюджета, в-третьих, в развитии и расширении рынка ценных бумаг. Государственные краткосрочные облигации (ГКО) Республики Беларусь и государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО с КД) выпускаются в бездокументарной форме. Первичное размещение их осуществляется:

 — путем продажи на закрытом аукционе, проводимом Национальным банком, где принимают участие первичные инвесторы, список которых утверждается Национальным банком по согласованию с Министерством финансов; 
 — путем покупки Национальным банком выпуска ГКО и ГДО с купонным доходом для их последующей продажи на вторичном рынке ценных бумаг; 
 — путем их продажи Министерством финансов юридическим лицам на условиях, определяемых этим министерством. 
Сделки купли-продажи данных ценных бумаг на вторичном рынке осуществляются только на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». В целях нормализации ситуации на рынке государственных ценных бумаг Министерство финансов, начиная с 5 февраля 2002 г., уменьшило требования к первичным инвесторам по размеру фактического участия в аукционе с 0,3 до 0,1 % от объявленного объема эмиссии. Продолжается постоянное совершенствование методологической базы по выпуску, обращению и погашению государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом. Во втором полугодии 2002 г. будет принята новая редакция основных условий эмиссии государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь и государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом, позволяющая осуществлять первичное размещение государственных облигаций путем проведения аукционов без участия Национального банка Республики Беларусь, а также размещение государственных облигаций на условиях андеррайтинга среди банков, подписавших с Министерством финансов соответствующие соглашения. Расширение способов первичного размещения государственных ценных бумаг позволит Министерству финансов снизить зависимость признания аукционов состоявшимися от заявок банков – первичных инвесторов, расширит возможности привлечения средств широкого круга профучастников фондового рынка путем их прямого участия в аукционах по размещению государственных облигаций. В целях привлечения свободных рублевых денежных средств населения с 1 июня т.г. Министерство финансов планирует осуществить в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001 г. № 1053 “О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь” первый выпуск облигаций займа общим объемом 5 млрд. рублей. В текущем году планируется также осуществить третий выпуск облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь. 

Департамент бюджетной политики Министерства финансов

версия для печати