Краткая методология: Центральное правительство

I. Аналитическая основа, концепции, определения, классификации

2.1.1 Концепции и определения

  • • Аналитическая основа: Методология составления статистики государственных финансов в основном соответствует аналитической основе, изложенной в Руководстве Международного валютного фонда по статистике государственных финансов в редакции 1986 года (РСГФ 1986).
  • • Данные статистики государственных финансов, публикуемые Международным валютным фондом в Ежегоднике по статистике государственных финансов, составлены в соответствии с Руководством Международного валютного фонда по статистике государственных финансов в редакции 2001 года(РСГФ 2001).
  • • Соответствие международным методическим рекомендациям: Основные бюджетно-налоговые показатели операций центрального правительства соответствуют РСГФ 1986.

2.3.1 Классификация / деление на сектора

Система классификаций: Бюджетная классификация Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита с присвоением объектам классификации группировочных кодов, обеспечивающей республиканскую и международную сопоставимость названных показателей бюджетов.

  • классификация доходов бюджета: Классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджета, в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими источники их формирования. Национальная классификация доходов в целом соответствует РСГФ 2001 за исключением отнесения к доходам бюджета операций с отдельными нефинансовыми активами (например: доходы от реализации основных фондов, земли, материальных запасов, ценностей);
  • функциональная классификация расходов бюджета: Функциональная классификация расходов бюджета отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Классификация основана на классификации функций органов государственного управления, разработанной ООН и использованной в РСГФ 2001.

II. Охват данных

2.2.1 Охват

Охват данных

Институциональный охват отчетных данных по операциям центрального правительства: Распространяемые данные по операциям центрального правительства охватывают бюджетные счета институциональных единиц центрального правительства (республиканских органов управления) и внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН).

ФСЗН выполняет функции государственного социального страхования (включая пенсионное страхование).

В соответствии с Законом о республиканском бюджете на 2017 год республиканский бюджет включает следующие государственные целевые бюджетные фонды:

  • • республиканский централизованный инновационный фонд;;
  • • фонд национального развития;
  • • республиканский дорожный фонд.

Исключение к охвату 
Средства иных (кроме ФСЗН) внебюджетных фондов, а также средства от внебюджетной деятельности бюджетных организаций в состав операций центрального правительства не включаются.

III. Правила учета

2.4.1 Оценка стоимости 
Все операции отражаются в текущих ценах. Суммы, номинированные в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному обменному курсу, устанавливаемому НБРБ.

2.4.2 Метод отражения операций

  • Метод учета: При составлении бюджетно-налоговых данных доходы и расходы учитываются на кассовой основе. Все финансовые данные, за исключением долга, учитываются на кассовой основе в соответствии с РСГФ 1986.
  • Льготный период: Нет .

2.4.3 Валовая или чистая основа

Принципы сальдирования: Большинство операций отражаются на валовой основе в соответствии с РСГФ 1986. Возвраты по налогам вычитаются из налоговых доходов, данные о финансировании составляются на чистой основе.

IV. Характер основных источников данных

3.1.1 Практика сбора информации

Источники данных: Учет показателей исполнения бюджета осуществляется Министерством финансов на основе:

  • • данных об исполнении бюджета и источниках финансирования дефицита, составляемых Главным государственным казначейством Министерства финансов;
  • • показателей внешнего финансирования дефицита, составляемых Главным управлением государственного долга Министерства финансов.

3.1.2 Исходные (первичные) данные: определения, охват, классификации, оценка и время отражения

Бюджетная классификация доходов и функциональная классификация расходов приближены к положениям РСГФ 2001.

3.1.3 Своевременность первичных данных 
Своевременность первичных данных соответствует требованиям ССРД. Данные об исполнении республиканского бюджета и ФСЗН доступны по истечении 15 дней после окончания отчетного периода.

V. Практика составления

3.3.2 Прочие статистические процедуры
Консолидация: Данные представляются на консолидированной основе с исключением взаимных операций между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетными фондами, а так же ФСЗН.

3.4.3 Оценка различий и других проблем в окончательных статистических данных Обнаруженные статистические несоответствия исследуются и устраняются.

VI. Прочие аспекты

Национальный статистический комитет Республики Беларусь на основании информации предоставляемой Главным государственным казначейством Министерства финансов ежемесячно публикует данные по налогово-бюджетной статистике в сборнике «Социально-экономическое положение Республики Беларусь».

Расхождения с показателями национальных счетов: Данные Министерства финансов об исполнении бюджета являются основным источником для составления Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь статистики национальных счетов по операциям центрального правительства. Однако между системой национальных счетов и СГФ существуют отличия, обусловленные расхождениями в источниках данных и институциональном охвате. В частности, национальные счета составляются по методу начисления и включают все внебюджетные операции

версия для печати