Вынiкi кантрольнай дзейнасцi

Показатели контрольной работы Министерства финансов, его территориальных органов и местных финансовых органов Республики Беларусь за 1 полугодие 2024 года

№п/п Показатели 1 полугодие
2024 года
1 Проведено проверок (без учета камеральных проверок) 581
  в том числе по сфере контроля за соблюдением бюджетного законодательства 563
2 Проведено камеральных проверок 438
  в том числе по сфере контроля за соблюдением бюджетного законодательства 328
3 Проверками выявлено  
3.1 нарушения бюджетного законодательства:
 – количество организаций
 – сумма (тыс. руб.)
501
20 344,2
  в том числе по камеральным проверкам:
 – количество организаций
 – сумма (тыс. руб.)
38
658,9
3.2 недостачи бюджетных средств и материальных ценностей:
 – количество организаций
 – сумма (тыс. руб.)
34
12,6
3.3 причиненный вред (ущерб) и другие нарушения:
 – количество организаций
 – сумма (тыс. руб.)
152
2 470,8
  в том числе по камеральным проверкам:
 – количество организаций
 – сумма (тыс. руб.)
16
14,8
3.4 неэффективное использование денежных средств и материальных ценностей:
 – количество организаций
 – сумма (тыс. руб.)
43
3 090,3
  в том числе по камеральным проверкам:
 – количество организаций
 – сумма (тыс. руб.)
3
47,5
3.5 Предотвращено незаконное получение, использование не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства средств бюджета (тыс. руб.) 3 598,6
  в том числе по камеральным проверкам 2 152,5
3.6 Излишне запланированы бюджетные ассигнования (тыс. руб.) 3 471,3
  в том числе по камеральным проверкам (тыс. руб.) 2 041,3
4 Принятые меры по результатам проверок:  
4.1 Возмещено бюджетных средств (тыс. руб.) 10 865,1
  в том числе по камеральным проверкам (тыс. руб.) 522,3
4.2 Возмещено недостач бюджетных средств и материальных ценностей (тыс. руб.) 12,5
4.3 Возмещено вреда (ущерба) и денежных средств по другим нарушениям (тыс. руб.) 904,7
  в том числе по камеральным проверкам (тыс. руб.) 11,2
4.4 Дополнительно поступило платежей и других причитающихся бюджету сумм (тыс. руб.) 1 866,3
  в том числе по камеральным проверкам 104,9
4.5 Привлечено к административной ответственности юридических лиц
 – количество лиц
 – сумма (тыс. руб.)
26
90,0
4.6 Привлечено к административной ответственности физических лиц
 – количество лиц
 – сумма (тыс. руб.)
61
7,5
4.7 Привлечено к административной ответственности юридических лиц другими органами, ведущими административный процесс, по переданным материалам
 – количество лиц
 – сумма (тыс. руб.)
11
25,5
4.8 Привлечено к административной ответственности физических лиц другими органами, ведущими административный процесс, по переданным материалам
 – количество лиц
 – сумма (тыс. руб.)
28
3,8
4.9 Передано материалов в органы уголовного преследования и суды
 – количество лиц
 – сумма (тыс. руб.)
84
9 728,5

За 1 полугодие 2024 года центральным аппаратом Министерства финансов, его территориальными органами, а также местными финансовыми органами республики проведена 581 проверка (за исключением камеральных проверок), в том числе:
выборочных проверок – 275 (47,3 % от общего количества);
внеплановых проверок субъектов хозяйствования – 41 (7,1%);
проверок государственных органов (их структурных подразделений, имеющих учетный номер плательщика) – 265 (45,6 %).

В 1 полугодии 2024 года проведено 438 камеральных проверок, из них по вопросам соблюдения бюджетного законодательства - 328.

По результатам проверок установлено нарушений на общую сумму 22 827,6 тыс. рублей, в том числе нарушений бюджетного законодательства на 20 344,2 тыс. рублей (или 89,1 % от общей суммы выявленных нарушений).

Нарушения бюджетного законодательства выявлены в 501 организации. Из них незаконное получение средств из бюджета – 14 156,0 тыс. рублей (69,6% от общей суммы нарушений бюджетного законодательства), использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства – 6 161,7 тыс. рублей (30,3 %), нецелевое использование бюджетных средств – 26,5 тыс. рублей (0,1 %).

Среди нарушений в использовании бюджетных средств наибольшую долю составили нарушения в оплате труда по причинам содержания сверхштатной численности работников, необоснованного установления надбавок и доплат, неправильного установления тарифных разрядов, начисления заработной платы с учетом квалификационной категории при ее отсутствии, присвоения квалификационной категории в нарушение требований законодательства, неправильного исчисления среднего заработка, неверного расчета количества дней отпуска при начислении отпускных, завышения количества дней компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, завышения единовременных выплат на оздоровление и материальной помощи, выплаты премии в нарушение требований законодательства и др. -– 9 432,0 тыс. рублей или 46,4 % в общей сумме нарушений бюджетного законодательства.

По остальным нарушениям удельный вес составил:
по оплате завышенных по различным причинам объемов и стоимости строительных и ремонтных работ – 13,7 % (2 782,1 тыс. рублей) (по причинам включения в акты фактически невыполненных объемов работ; неверного применения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении; необоснованного применения коэффициентов; завышения стоимости материальных ресурсов, их излишнего включения в акты выполненных работ; несоответствия выполненных работ проекту; не уменьшения стоимости строительства объекта на сумму возвратных материалов (металлолома) и др.);
по расходам, профинансированным за счет средств бюджета, подлежащим оплате (восстановлению) за счет средств от приносящей доходы деятельности – 13,6 % (2 769,2 тыс. рублей) (вследствие содержания за счет бюджетных средств штатных единиц работников, выполняющих трудовые обязанности, непосредственно связанные с приносящей доходы деятельностью; не восстановления в бюджет расходов, понесенных за счет средств бюджета и относящихся к внебюджетной деятельности и др.);
по оплате в завышенном размере коммунальных и других услуг – 7,4 % (1 497,3 тыс. рублей) (вследствие завышения в расчетах к смете потребности в получении бюджетных средств на расходы по оплате коммунальных и других услуг, которое привело в дальнейшем к излишнему получению бюджетных средств; завышения поставщиком услуг в выставленных счетах объемов отпущенной тепловой и электрической энергии, вывоза с объекта твердых бытовых отходов; оплаты стоимости электрической и тепловой энергии по тарифам, не соответствующим группе потребителей (бюджетные организации); предъявления поставщиком услуг к оплате тепловых потерь и потерь на водопроводных сетях в завышенном размере и др.);
по незаконно полученным субсидиям – 7,2 % (1 466,9 тыс. рублей) (вследствие завышения потребности в субсидиях на возмещение части расходов по оказанным населению услугам; оплаты посредством субсидии, выделенной на текущий ремонт жилищного фонда, работ, которые следовало оплатить за счет нанимателей жилых помещений; предъявления к возмещению из бюджета фактически не понесенных затрат по тепловой энергии, а также завышения ее объема, включенной в расчет потребности; превышения нормы плановых накоплений, включенных в планово-расчетную цену на услугу по теплоснабжению; включения в расчет потребности в бюджетных средствах расходов, не связанных с регистрацией граждан по месту жительства и месту пребывания; предъявления в территориальные органы казначейства к оплате за счет бюджета справок о реализации элитных семян сельскохозяйственных растений и платежных документов, содержащих завышенные размеры удешевления оригинальных и элитных семян, и др.).

При осуществлении контрольной работы значительное внимание уделялось вопросу эффективного использования государственных средств и имущества, а также предупреждению нарушений, связанных с их использованием. Факты неэффективного использования бюджетных средств были установлены в 43 организациях на общую сумму 3 090,3 тыс. рублей, в том числе по камеральным проверкам 47,5 тыс. рублей. По результатам проведенных проверок предотвращено незаконное получение, использование не по целевому назначению или с нарушением законодательства бюджетных и иных государственных средств на сумму 3 598,6 тыс. рублей, в том числе по камеральным проверкам 2 152,5 тыс. рублей. Выявлены излишне запланированные бюджетные ассигнования на общую сумму 3 471,3 тыс. рублей, в том числе по камеральным проверкам 2 041,3 тыс. рублей. Дополнительно поступило платежей и других причитающихся бюджету сумм (процентов, начисленных на незаконно полученные, использованные не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства средства бюджета, пени и др.) в размере 1 866,3 тыс. рублей, в том числе по камеральным проверкам 104,9 тыс. рублей. Выявлено и поставлено на учет неучтенного имущества на 119,5 тыс. рублей.

В целом по результатам проведенной в 1 полугодии 2024 года работы по взысканию бюджетных средств, сумм причиненного вреда (ущерба) и других нарушений по состоянию на 1 июля 2024 года возмещено 11 782,3 тыс. рублей или 51,6 % от суммы выявленных нарушений, из них 10 865,1 тыс. рублей бюджетных средств, что составляет 53,4 % от выявленных сумм нарушений бюджетного законодательства.

Суммы недостач бюджетных средств и материальных ценностей возмещены в размере 12,5 тыс. рублей или 99,2 % от выявленных сумм.

Возмещено вреда (ущерба) и других нарушений в сумме 904,7 тыс. рублей или 36,6 % от суммы выявленного вреда и других нарушений.

За допущенные нарушения контролирующими органами Минфина к административной ответственности привлечено 26 юридических лиц на общую сумму 90,0 тыс. рублей и 61 физическое лицо на 7,5 тыс. рублей.

Другими государственными органами по переданным им материалам проверок привлечено 11 юридических лиц на сумму 25,5 тыс. рублей, 28 физических лиц на сумму 3,8 тыс. рублей.

Меры дисциплинарной и материальной ответственности применены к 728 работникам проверенных организаций.

В 1-м полугодии 2024 года в правоохранительные органы и суды переданы материалы 84 проверок с общей суммой выявленных нарушений 9 728,5 тыс. рублей, из них проведенных по поручениям органов уголовного преследования - 26 проверок на сумму 918,6 тыс. рублей.

В результате проводимой работы по материалам проверок прошлых лет по нарушениям бюджетного законодательства взыскано в бюджет 2 763,1 тыс. рублей, возмещено вреда (ущерба) и других нарушений на сумму 515,5 тыс. рублей, уплачено штрафов юридическими и физическими лицами в размере 88,7 тыс. рублей, дополнительно поступило платежей и других причитающихся бюджету сумм на 795,0 тыс. рублей.

В 1-м полугодии 2024 года территориальными органами Минфина, а также местными финансовыми органами республики проведено 25 мониторингов.

По результатам мониторингов выявлено нарушений бюджетного законодательства на общую сумму 247,0 тыс. рублей. Предотвращено незаконное получение, использование не по целевому назначению и с нарушением законодательства средств бюджета на сумму 18,0 тыс. рублей.

Министерством финансов и его территориальными органами на постоянной проводятся мероприятия профилактического и предупредительного характера путем разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике, информирования субъектов о типичных нарушениях, выявленных в ходе контрольно-аналитических мероприятий (ответы на запросы субъектов хозяйствования, консультации по телефону, разъяснения, обзорные письма, публикации, выступления в средствах массовой информации, проведение и участие в семинарах, совещаниях, круглых столах и т.д.).

версія для друку