Сферы кантрольнай дзейнасці
– контроль за соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из бюджетов и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов;
– проведение проверок по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также судов по находящимся в их производстве делам (глава 11 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).
Показатели контрольной работы Министерства финансов, его территориальных органов и местных финансовых органов Республики Беларусь за 1 полугодие 2023 года
№п/п | Показатели | 1 полугодие 2023 года |
1 | Проведено проверок (без учета камеральных проверок) | 624 |
в том числе по сфере контроля за соблюдением бюджетного законодательства | 585 | |
2 | Проведено камеральных проверок | 472 |
3 | Проверками выявлено | |
3.1 | нарушение бюджетного законодательства: – количество организаций – сумма (тыс. руб.) |
489 17 135,1 |
в том числе по камеральным проверкам: – количество организаций – сумма (тыс. руб.) |
34 3 168,7 |
|
3.2 | недостачи бюджетных средств и материальных ценностей: – количество организаций – сумма (тыс. руб.) |
41 5,5 |
3.3 | причиненный ущерб (вред) и другие нарушения: – количество организаций – сумма (тыс. руб.) |
160 529,1 |
в том числе по камеральным проверкам: – количество организаций – сумма (тыс. руб.) |
27 8,4 |
|
3.4 | неэффективное использование денежных средств и материальных ценностей: – количество организаций – сумма (тыс. руб.) |
52 25 276,2 |
в том числе по камеральным проверкам: – сумма (тыс. руб.) |
4 24,6 |
|
3.5 | Предотвращено незаконное получение, использование не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства средств бюджета (тыс. руб.) | 14 433,5 |
в том числе по камеральным проверкам | 9 050,8 | |
4 | Приняты меры по результатам проверок: | |
4.1 | Возмещено бюджетных средств (тыс. руб.) | 12 315,6 |
4.2 | Возмещено недостач бюджетных средств и материальных ценностей (тыс. руб.) | 5,5 |
4.3 | Возмещено ущерба (вреда) и денежных средств по другим нарушениям (тыс. руб.) | 315,7 |
4.4 | Дополнительно поступило платежей и других причитающихся бюджету сумм (тыс. руб.) | 3 825,8 |
в том числе по камеральным проверкам | 2 593,6 | |
4.5 | Привлечено к административной ответственности юридических лиц – количество организаций – сумма (тыс. руб.) |
39 32,8 |
4.6 | Привлечено к административной ответственности физических лиц – количество организаций – сумма (тыс. руб.) |
64 9,3 |
4.7 | Передано материалов в органы уголовного преследования и суды – количество организаций – сумма (тыс. руб.) |
67 4 956,9 |
За 1 полугодие 2023 года центральным аппаратом Министерства финансов, его территориальными органами, а также местными финансовыми органами республики проведено 624 проверки (за исключением камеральных проверок), в том числе:
выборочных проверок – 256 (41,0% от общего количества);
внеплановых проверок субъектов хозяйствования – 36 (5,8%);
проверок государственных органов (их структурных подразделений, имеющих учетный номер плательщика) – 332 (53,2%).
Министерством финансов и местными финансовыми органами в 1 полугодии 2023 года проведены 472 камеральные проверки.
По результатам проверок установлено нарушений на общую сумму 17 669,7 тыс. рублей, в том числе нарушений бюджетного законодательства на 17 135,1 тыс. рублей (или 97,0 % от общей суммы выявленных нарушений).
Нарушения бюджетного законодательства выявлены в 489 организациях. Из них незаконное получение средств из бюджета – 12 376,0 тыс. рублей (72,2% от общей суммы нарушений бюджетного законодательства), использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства – 4 675,8 тыс. рублей (27,3 %), нецелевое использование бюджетных средств – 83,3 тыс. рублей (0,5 %).
Среди нарушений в использовании бюджетных средств наибольшую долю составили нарушения в оплате труда по причине содержания сверхштатной численности работников, необоснованного установления надбавок и доплат, повышения тарифных ставок, выплаты премий сверх планового фонда, неправильного исчисления среднего заработка, завышения единовременных выплат на оздоровление и материальную помощь – 6 380,3 тыс. рублей или 37,2 % в общей сумме нарушений бюджетного законодательства.
По остальным нарушениям удельный вес составил:
незаконно полученные субсидии – 16,2 % (2 773,6 тыс. рублей);
расходы, профинансированные за счет средств бюджета, подлежащие восстановлению за счет средств от приносящей доходы деятельности – 12,3 % (2 110,4 тыс. рублей);
оплата завышенных по различным причинам объемов и стоимости строительных и ремонтных работ – 12,1 % (2 076,1 тыс. рублей);
излишняя оплата коммунальных и других услуг – 8,3 % (1 420,0 тыс. рублей).
В 1 полугодии 2023 года при осуществлении контрольной работы значительное внимание уделялось вопросу эффективного использования государственных средств и имущества, а также предупреждению правонарушений, связанных с их использованием. Факты неэффективного расходования бюджетных средств были установлены в 52 организациях на общую сумму 25 065,1 тыс. рублей, в том числе по камеральным проверкам 24,6 тыс. рублей. По результатам проведенных проверок предотвращено незаконное получение, использование не по целевому назначению или с нарушением законодательства бюджетных и иных государственных средств на сумму 14 433,5 тыс. рублей, в том числе по камеральным проверкам 9 050,8 тыс. рублей. Дополнительно поступило платежей и других причитающихся бюджету сумм на 3 825,8 тыс. рублей, в том числе по камеральным проверкам 9 050,8 тыс. рублей. Выявлено и поставлено на учет неучтенного имущества на 85,9 тыс. рублей.
В целом по результатам проведенной в 1 полугодии 2023 года работы по взысканию бюджетных средств, сумм причиненного вреда (ущерба) и других нарушений по состоянию на 1 июля 2023 года возмещено 12 636,8 тыс. рублей или 71,5 % суммы от выявленных нарушений, из них 12 315,6 тыс. рублей бюджетных средств, что составляет 71,9 % от выявленных сумм.
Суммы недостач бюджетных средств и материальных ценностей возмещены в полном объеме, т.е. 5,5 тыс. рублей.
Возмещено вреда (ущерба) и других нарушений в сумме 315,7 тыс. рублей или 59,7 % суммы от выявленных нарушений.
За допущенные нарушения к административной ответственности привлечено 39 юридических лиц на общую сумму 32,8 тыс. рублей и 64 физических лиц на 9,3 тыс. рублей.
Меры дисциплинарной и материальной ответственности применены к 743 работникам проверенных организаций.
В 1 полугодии 2023 года в правоохранительные органы и суды переданы материалы 67 проверок с общей суммой выявленных нарушений в 4 956,9 тыс. рублей.
В результате проводимой работы по материалам проверок прошлых лет за нарушения бюджетного законодательства взыскано в бюджет 4 728,3 тыс. рублей, вреда (ущерба) на сумму 476,1 тыс. рублей, взыскано штрафов с юридических и физических лиц на 96,4 тыс. рублей, дополнительно поступило платежей и других причитающихся бюджету сумм на 1 448,1 тыс. рублей.
За 1 полугодие 2023 года центральным аппаратом Министерства финансов, его территориальными органами, а также местными финансовыми органами республики проведен 41 мониторинг.
По результатам мониторингов выявлено нарушений бюджетного законодательства 256,0 тыс. рублей, поступило в бюджет средств, незаконно полученных, использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства – 129,6 тыс. рублей. Предотвращено незаконное получение, использование не по целевому назначению и с нарушением законодательства средств бюджета на сумму 89,9 тыс. рублей.
Министерством финансов и его территориальными органами на постоянной проводятся мероприятия профилактического и предупредительного характера путем разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике, информирования субъектов о типичных нарушениях, выявленных в ходе контрольно-аналитических мероприятий (ответы на запросы субъектов хозяйствования, консультации по телефону, разъяснения, обзорные письма, публикации, выступления в средствах массовой информации, проведение и участие в семинарах, совещаниях, круглых столах и т.д.).