№ 6 (257) чэрвень 2015
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ | |
Позиции Беларуси на мировом рынке капитала Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Дефицит денежных ресурсов привел в январе – марте 2015 года к резкому сокращению финансирования капитальных вложений за счет средств республиканского (на 51%) и местных (на 41,9%) бюджетов, внебюджетных фондов (на 56,3%), льготных кредитов (на 25,7%). В неблагоприятных условиях заметно увеличивается значимость зарубежных источников. Однако потенциальные партнеры из других стран не демонстрируют особой заинтересованности в сотрудничестве. За I квартал 2015 года в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 3,4 млрд. USD, что на 29,1% меньше, чем за I квартал 2014 года. |
|
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ | |
Все идет по плану Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» В начале 2015 года макроэкономическая ситуация в стране характеризовалась инерцией тенденций, сложившихся в 2014 году. В данном случае консервативность сыграла скорее в минус Беларуси: обострившиеся кризисные явления серьезно затрудняют положение юридических и физических лиц. Проблемы нашли свое отражение и в выполнении параметров годового прогноза. Часть ключевых индикаторов серьезно не дотягивает до предполагавшегося изначально уровня (без видимых перспектив на выправление). Благополучие иных показателей имеет под собой довольно шаткую основу или стало следствием трудностей в финансово-экономической сфере. |
|
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК | |
На пути к мегарегулятору Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» В настоящее время готовится проект госрешения, согласно которому функции регулятора сферы страхования и рынка ценных бумаг будут переданы от Министерства финансов к Национальному банку. Об этом на пресс-конференции в мае сообщил председатель Правления Нацбанка Павел Каллаур. Таким образом, уже к концу текущего года главный банк страны может стать единым органом по регулированию всего финансового рынка Беларуси: как банковского, так и небанковского. |
|
ЦЕННЫЕ БУМАГИ | |
Что мешает развитию? Алексей КРАСИНСКИЙ, заместитель директора Департамента по ценным бумагам Минфина Операции с ценными бумагами являются одной из ключевых составных частей финансового рынка страны. Анализ ситуации по данному направлению в Беларуси позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне снято (или будет отменено в ближайшее время) большинство барьеров, препятствующих дальнейшему развитию. Более высокие темпы роста произойдут только после активизации излишне пассивных юрлиц, значительная часть которых, несмотря на потребность в получении дополнительных ресурсов, с недоверием относится к фондовому рынку. |
|
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | |
Бюджетный кодекс: проблемы и решения Василий СВИРИДОВИЧ, ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук Государственные финансы (и особенно централизованные в государственном бюджете) играют важную роль в любой современной экономике. Их сбалансированное развитие благотворно влияет на все национальное хозяйство, а рост дисбалансов препятствует его успешному функционированию. Между тем анализ действующего Бюджетного кодекса Беларуси свидетельствует о ряде недостатков в отечественном финансово-экономическом законодательстве, что не способствует стабильности и предсказуемости бюджетной политики. |
|
УСЛУГИ СВЯЗИ | |
Фонд универсального обслуживания: новые подходы Галина ПРОНОВИЧ, заместитель начальника управления финансов жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Минфина Государство гарантирует предоставление универсальных услуг электросвязи (местная телефонная сеть, междугородные телефонные соединения, интернет, проводное вещание и др.) всем пользователям на территории Беларуси по доступным тарифам. Для обеспечения доступа к таким услугам в соответствии с Законом «Об электросвязи» создается резерв универсального обслуживания. Его средства будут направляться на капитальные вложения, связанные с оказанием данных услуг. |
|
НАУКА И ЭКОНОМИКА | |
Как повысить эффективность В условиях постепенной структурной перестройки экономики заметно повышается значимость сферы услуг. Однако развитие отрасли не всегда происходит стабильно и равномерно. Например, в 2014 году наметилась тенденция падения удельного веса услуг в ВВП: если по итогам первого квартала показатель составлял 47,5%, то в третьем квартале индикатор снизился до 42%. В определенной степени отрицательная динамика стала следствием роста обрабатывающей промышленности и сельскохозяйственного производства. В то же время некоторая сдача позиций объясняется существованием ряда объективных и субъективных проблем. |
|
|
|
Сложность интеграции с реальным сектором Анализ современного состояния национальной инновационной системы (НИС) Беларуси показывает, что организационная структура регулирования такой деятельности в нашей стране отличается высокой степенью административного участия при преимущественно ведомственном принципе управления. Тенденции развития направления (в основном неблагоприятные) ставят под сомнение эффективность созданной структуры. Основной причиной трудностей НИС является отсутствие четкой последовательности построения экономики, основанной на знаниях. |
|
РЕЙТИНГ ВСЕМИРНОГО БАНКА | |
Механизмы разрешения неплатежеспособности Юрий КОРОЛЕВ, доцент Международного университета «МИТСО» (Минск), кандидат экономических наук За последние пять лет в Беларуси на треть увеличилось количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве), находящихся в производстве экономических судов (с 1 400 дел по состоянию на 01.01.2010 г. до 1 862 – на 01.03.2015 г.). В этой связи особое значение приобретает поиск новых путей и направлений совершенствования институтов экономической несостоятельности (банкротства), процедур разрешения неплатежеспособности. |
|
ЮБИЛЕЙ | |
Гознаку – 20 лет! Функционирование любого цивилизованного государства невозможно без четко налаженного документооборота. Облигации, акцизные марки, проездные билеты, различные бланки, удостоверения личности (свидетельство о рождении, паспорт и т.д.) – с этими и другими документами каждый человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. |
|
НОВОСТИ КОМПАНИЙ | |
Особенности медицинского страхования туристов Людмила КУЛАК, начальник управления медицинского страхования Белгосстраха Полис добровольного страхования от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу является основной финансовой гарантией оплаты медицинских расходов за рубежом. И это неудивительно, поскольку стоимость лечения за границей может составить от нескольких сот до десятков тысяч евро в зависимости от страны пребывания застрахованного лица. Иметь при себе столь значительную денежную сумму может не каждый белорусский турист, выезжающий за границу. |
|
|
|
Интеграция Бернского союза и Пражского клуба Полина МАСЛОВА, начальник отдела международного развития Белэксимгаранта С 11 по 15 мая 2015 года во Флоренции на базе экспортно-кредитного агентства Италии SACE состоялось первое Весеннее совместное заседание Бернского союза и Пражского клуба, в котором приняли участие представители Белорусского республиканского унитарного предприятия экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант». |
|
|
|
Страховка для велосипедистов Андрей КАПУСТА, начальник управления страхования имущественных интересов граждан БРУСП «Белгосстрах» С развитием велосипедного движения в Беларуси актуальным становится вопрос безопасности велосипедистов, а также сохранности двухколесных транспортных средств. В нашей республике случаи ДТП с участием велосипедистов, когда причиняется вред здоровью, носят не единичный характер. Кроме того, с ростом популярности велосипедов увеличивается и их привлекательность для мошенников. В этой связи с целью защиты интересов владельцев велосипедов в апреле 2015 года Белгосстрах внедрил новый продукт – добровольное страхование безопасности велосипедистов. |
|
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | |
Национальные богатства для Третьего рейха Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ 70-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне – еще один весомый повод напомнить о гитлеровской оккупации, режиме геноцида, террора и грабежа, установившегося на территории нашей республики. Европейскую часть СССР планировалось децентрализовать экономически и сделать аграрно-сырьевым придатком нацистской Германии. |