№ 3 (266) сакавік 2016

РАСШИРЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ МИНФИНА  
Об итогах исполнения бюджета Республики Беларусь за 2015 год и задачах финансовых органов на 2016 год
19 февраля 2016 года состоялось расширенное заседание коллегии Министерства финансов, на котором были подведены итоги исполнения бюджета за 2015 год и определены задачи на ближайшую перспективу. Представители финансовых органов обсудили ряд актуальных отраслевых проблем. Появление определенных трудностей в работе было ожидаемо. Прошедший год стал непростым для всей бюджетной системы как в части получения доходов и привлечения заемных средств, так и оптимизации расходов, сокращения трат и издержек. Постоянно меняющиеся внешние факторы и макроэкономические условия требовали принятия своевременных мер и решений. Кардинального улучшения ситуации пока не происходит и в 2016 году. Следовательно, Беларуси придется искать ответы на новые вызовы. Таковы основные тезисы доклада министра финансов Владимира Амарина.

Стратегия реформ для финансовой системы
Максим ЕРМОЛОВИЧ, первый заместитель министра финансов Республики Беларусь
Совершенствование системы управления государственными финансами является одним из ключевых направлений работы органов государственного управления, приоритетной составляющей внутренней политики Беларуси на 2016 год. От решения этой задачи во многом зависят восстановление сбалансированного экономического роста и достижение целей государственной политики.

Исполнение бюджета в напряженных условиях
Павел ОШУРИК, начальник главного финансового управления Гродненского облисполкома
В 2015 году бюджет Гродненской области, как и все местные бюджеты, в полной мере ощутил снижение поступлений от организаций и населения. Общий объем потерь налогов на доходы и прибыль, а также отчислений от налога на добавленную стоимость по бюджету области по сравнению с утвержденным размером составил 540 млрд. Br.

Приоритет – повышение эффективности госрасходов
Татьяна РУНЕЦ, начальник Главного управления Министерства финансов по г. Минску
Повышение эффективности бюджетных расходов – одна из приоритетных задач современной политики на всех уровнях системы государственных финансов. Однако далеко не каждый участник процесса своевременно перестраивается на актуальные требования сегодняшнего дня. Об этом ярко свидетельствуют результаты предварительного контроля Главного управления Министерства финансов по г. Минску.

Увязать теорию и практику
Владимир ПОДРЕБИНКИН, начальник главного финансового управления Могилевского облисполкома
Постановлением Совмина Беларуси от 23 декабря 2015 года № 1080 утверждена Стратегия реформирования системы управления государственными финансами. Среди прочего, в рамках данной работы предпринимаются меры по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, программно-целевого метода, повышению эффективности расходования выделяемых ресурсов. Полностью поддерживаем современные подходы. Впрочем, настораживает тенденция роста разрыва между теорией, разрабатываемой республиканскими органами управления, и проблемами, с которыми сталкиваются в работе специалисты как местных финансовых органов, так и распорядителей (получателей) средств.

Оптимизация и консолидация
В ходе расширенного заседания коллегии Министерства финансов заместитель Премьер-министра Беларуси Михаил Русый поставил перед финансовыми органами ряд задач. Среди основных – обеспечение сбалансированного бюджета и оптимизация расходов.
 
ФИНАНСЫ РЕГИОНОВ  
Контуры местных бюджетов – 2015
 
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО  
Принципы правильного бюджета
Активное участие в работе международных организаций – это наиболее показательное признание авторитета и хорошая возможность повысить профессионализм за счет обмена опытом с иностранными коллегами. В Минске 24–26 февраля состоялся семинар бюджетного сообщества PEMPAL (Public Expenditure Management Peer Assisted Learning), членом Исполнительного комитета которого является Беларусь, на тему «Использование бюджетных правил для обеспечения результативности и устойчивости бюджета». В мероприятии приняли участие представители 20 стран и эксперты международных организаций – Всемирного банка, МВФ и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
 
ИНТЕГРАЦИЯ  
Финансовый план для Союзного государства
Людмила ГУРЬЯНОВА, заместитель начальника Главного государственного казначейства Минфина
На заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства, которое состоялось 25 февраля текущего года в Минске с участием президентов Беларуси и России, был утвержден бюджет на 2016 год. Он сформирован с профицитом в сумме 1,7 млрд. RUR.
 
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК  
В борьбе за покупателя
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
Кризисные явления в экономике, сокращение доходов граждан заметно повлияли на покупательскую активность белорусов. По итогам минувшего года темпы роста розничного товарооборота в Беларуси оказались самыми низкими за последние двадцать лет, увеличившись в сопоставимых ценах всего на 0,2%. В итоге на смену потребительскому буму, который наблюдался на протяжении последних лет и был одним из драйверов экономического роста, приходит режим экономии.
 
МИНФИН СООБЩАЕТ  
Информация о параметрах государственных ценных бумаг для физических лиц, доступных для покупки на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»
 
НАУКА И ЭКОНОМИКА  
Моделирование системы риск-значимых факторов внешнего долга Беларуси
Александр КУРЛЫПО, начальник главного управления контроля бюджетно-финансовой сферы Комитета государственного контроля, кандидат экономических наук
Ирина ЖУРКО, заместитель начальника управления контроля местных бюджетов Комитета государственного контроля

В последние годы наблюдается тенденция нарастания угроз экономической безопасности страны в части роста государственного долга и бюджетных расходов на его обслуживание. И хотя индикаторы экономической безопасности соблюдаются на достаточно приемлемом уровне, нельзя не замечать увеличения проблем в этом секторе бюджетно-финансовой системы страны.
 
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ  
Главное министерство «всея Руси»
Юрий ГРУЗИЦКИЙ, доцент БГЭУ, кандидат исторических наук
В начале XIX века в Российской империи, в составе которой находились белорусские земли, произошли существенные изменения в управлении государственными финансами. Было решено заменить устаревшие коллегии европейской формой – министерствами, в которых дела решались бы единоличной властью главы учреждения – министром. Как следствие финансовое ведомство и его руководители стали играть ключевую роль в общегосударственной деятельности.
 
версія для друку