№ 9 (272) верасень 2016
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА | |
Десять вопросов министру Под воздействием внешних и внутренних условий нашей стране приходится меняться. В настоящее время происходит существенная трансформация системы государственных финансов: вырабатываются новые подходы в распределении бюджетных ресурсов, переоценивается эффективность мер поддержки субъектов хозяйствования, пересматриваются государственные приоритеты в процессе выделения средств. Насколько успешно удается решать данные задачи, читателям журнала «Финансы, учет, аудит» согласился рассказать министр финансов Владимир Амарин. |
|
АПК | |
Что делать с проблемными активами? Елена ПЕЧЕНЬ, начальник Главного управления бюджетной политики Минфина Лариса ГРАБИНСКАЯ, консультант отдела экономического анализа Главного управления бюджетной политики Минфина Главой государства 14 июля 2016 года подписан Указ № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами». Данный документ является логичным продолжением Указа Президента от 4 июля 2016 года № 253, направленного на финансовое оздоровление и повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций, и создает инструмент управления их проблемными кредитами. С принятием данных нормативных правовых актов созданы особые условия для комплексного реформирования существующей системы финансирования предприятий агропромышленного комплекса. |
|
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ | |
Взаимодействие по единым правилам 29 мая 2014 года президенты Беларуси, Казахстана и России подписали Договор о Евразийском экономическом союзе. Соглашение вступило в силу 1 января 2015 года, с этой даты началось функционирование нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве. В течение минувшего года к нему присоединились также Армения и Кыргызстан. О том, каких результатов удалось достичь за этот период в финансовой сфере, о перспективах евразийской интеграции журналу «Финансы, учет, аудит» рассказал член коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по экономике и финансовой политике Тимур СУЛЕЙМЕНОВ. |
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ | |
В ритме госпрограмм В 2016 году существенно выросла роль государственных программ в структуре государственных расходов. На финансирование принятых на 1 июля 2016 года 19-ти (из 20-ти) госпрограмм приходится около 60% от всех расходов консолидированного бюджета на нынешний год. Для сравнения: в 2015 году данный показатель составлял 18,4%. Об этом говорится в аналитической записке Исследовательского центра ИПМ и Немецкой экономической группы в Беларуси, посвященной мерам по совершенствованию процесса разработки и реализации государственных программ в Беларуси. |
|
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ | |
Купляй беларускае Владимир АСТРОВСКИЙ, председатель Ассоциации производителей и продавцов непродовольственных потребительских товаров Почему отечественная легкая промышленность теряет позиции не только на внешних, но и на внутреннем рынке? Можно ли исправить ситуацию и как это сделать? Найти ответы на поставленные вопросы хоть и сложно, но все-таки можно. Анализ проблем профильных предприятий позволяет сделать вывод о реальности улучшения финансово-экономического положения белорусских производителей. |
|
ДЕМПИНГ | |
Как бороться со снижением цен? В последнее время участились жалобы отечественных субъектов хозяйствования на демпинг со стороны недобросовестных коллег. Белорусское законодательство не в состоянии разрешить периодически возникающие в данном направлении противоречия между юрлицами. Очевидно, что действующие правила игры нуждаются в определенной доработке. Усовершенствовать процессы может помочь опыт Германии, накопившей богатую практику по борьбе со сбивающими цены компаниями. |
|
IT-СЕКТОР | |
Виртуальный бизнес – реальные доходы Значительная часть наших соотечественников имеет весьма смутное представление об IT-отрасли. Большинство белорусов искренне полагают, что многочисленные фирмы поголовно выпускают компьютерные игрушки и поэтому не заслуживают серьезного внимания. На самом деле отечественные профильные компании давно добились всемирного признания, заполучили в клиенты крупнейшие мировые корпорации, стали серьезным валютным донором страны, успешно пережили кризисные явления в экономике, а также имеют весьма привлекательные перспективы для дальнейшего развития. |
|
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | |
Цена иностранных денег Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» В последние годы Беларусь вынужденно вышла на рынок внешних заимствований. Наиболее выгодно занимать средства у государств и международных организаций, которые предоставляют деньги по цене ниже рыночной. Вместе с тем наши кредиторы ставят определенные условия экономического характера и ведут достаточно серьезный мониторинг их выполнения (часть из которых носит спорный характер). Примером такого взаимодействия может служить опыт сотрудничества Республики Беларусь и Евразийского фонда стабилизации и развития. |
|
ЭКОНОМИКА | |
Транзитный потенциал Несмотря на развитую транспортную инфраструктуру и выгодное географическое положение Беларуси, в последние годы под влиянием внешних факторов (как геополитических, так и экономических) наблюдалось снижение транзита через территорию республики и, соответственно, доходов от него. В ближайшую пятилетку роста поступлений ожидать не приходится. Причем и в данной сфере Беларусь остается весьма зависимой от сырьевых ресурсов. |
|
ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ | |
Рост на спаде Сегодня не самое удачное время для работы в сегменте предметов роскоши. Падение покупательского спроса (главным образом у среднего класса) привело к уменьшению продаж такой продукции, в том числе и драгоценностей. Профильные компании демонстрируют различную степень успешности адаптации к изменившимся условиям. Среди субъектов хозяйствования, которым удается не только выживать, но и развиваться, выделяется ОАО «Белювелирторг». |
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ | |
Налоговые стимулы для инноваций Екатерина ДАШКЕВИЧ, консультант Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Сегодня вопрос о необходимости перехода на производство инновационной и высокотехнологичной продукции, которая смогла бы конкурировать на мировых рынках, является актуальным не только для Беларуси, но и для всего мира в целом. В республике для развития и поддержки производителей инновационной и высокотехнологичной продукции созданы наиболее лояльные условия налогообложения. |
|
МАКРОЭКОНОМИКА | |
Новый взгляд на неолиберализм Виктория ЛАБОЦКАЯ, главный экономист отдела международного сотрудничества Главного управления международных финансовых отношений Минфина На успешность тех или иных мер макроэкономической политики влияет широкий спектр факторов. При отсутствии единой точки зрения на то, как же достичь долгосрочного роста, одной из популярных концепций последних десятилетий стал неолиберализм, тесно связанный с идеями глобализации, свободного рынка и ограниченного государственного регулирования. Сторонники неолиберализма утверждают, что благодаря открытым рынкам, трансферу технологий и капитала можно гораздо вернее достичь экономического роста. Примеры такой политики можно найти в экономической программе многих развитых и развивающихся стран. Вместе с тем в июне текущего года в журнале Международного валютного фонда «Финансы и развитие» вышла статья сотрудников исследовательского департамента МВФ «Не переоценен ли неолиберализм?», презентующая альтернативный взгляд на данную концепцию. |
|
ЭХО СОБЫТИЯ | |
Юбилейная спартакиада 2–4 сентября 2016 года на спортивных объектах Могилева состоялась юбилейная, 20-я Республиканская спартакиада Министерства финансов Беларуси. Ее победителем стала команда Витебской области. |
|
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | |
Последняя советская пятилетка Юрий ГРУЗИЦКИЙ, доцент БГЭУ, кандидат исторических наук Три десятилетия назад советский народ приступил к выполнению очередной и последней в истории Советского Союза пятилетки, двенадцатой по счету. Новый пятилетний план развития советской экономики принимался под лозунгом начавшейся перестройки и определял основные направления экономического и социального развития СССР на 1986–1990 годы и на период до 2000 года. Однако намеченные рубежи не были достигнуты, советская экономика все больше скатывалась в глубокий экономический кризис, итогом которого стал распад государства. Уроки неудавшейся пятилетки в определенной степени сохраняют свою актуальность и в наши дни. |