№ 12 (287) снежань 2017

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ  
Вышли из минуса
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
После затяжного спада на положительную динамику вернулись и реальные располагаемые денежные доходы населения. При этом, в отличие от остальных ключевых показателей социально-экономического развития Беларуси, из состояния падения они вышли самыми последними.
 
ЦЕННЫЕ БУМАГИ  
Как привлечь иностранный капитал
Максим ЕРМОЛОВИЧ, первый заместитель министра финансов Республики Беларусь
В последнее время стало очевидно, что в Беларуси недостаточно внутренних ресурсов для ускорения темпов развития экономики. В результате интеграция нашей страны в международный рынок капитала, равно как и привлечение иностранных системных инвесторов, стали одними из важнейших приоритетов в деятельности Правительства и Нацбанка. Ранее решение данной задачи сдерживалось наличием ряда барьеров и ограничений. В настоящее время они устранены, что дает возможность более активно развивать сотрудничество в области финансов с Евросоюзом, Великобританией, США, государствами – членами ЕАЭС.
Насколько развит инвестиционный банкинг?
Для Беларуси инвестиционный банкинг является относительно новым направлением. Потенциал кредитных учреждений на финансовом рынке все еще реализован не в полной мере. Такая ситуация имеет свои негативные последствия, в частности мешает насытить экономику «длинными деньгами». Логично, что вопросам инвестбанкинга сегодня уделяется повышенное внимание.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ  
Что изменится в бюджетном законодательстве
Елена ПЕЧЕНЬ, начальник Главного управления бюджетной политики Минфина
Татьяна ДЕХТЕРЁНОК, начальник управления методологии бюджетного процесса Главного управления бюджетной политики Минфина
Министерством финансов разработан пакет законопроектов в бюджетно-налоговой сфере. Одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на 2018 год предлагается внести корректировки и в основной документ, регулирующий бюджетные правоотношения и устанавливающий общие принципы функционирования бюджетной системы, – Бюджетный кодекс.
 
КАСТРЫЧНIЦКI ЭКАНАМIЧНЫ ФОРУМ – 2017  
Структурные проблемы, или день сурка для белорусской экономики
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
За последние годы Беларусь из одного из лидеров по темпам экономического роста среди стран Центральной и Восточной Европы превратилась в аутсайдера региона. После двух лет рецессии предпринимаются попытки восстановить потерянный высокий темп. Однако, как предупреждают международные эксперты, выйти в обозримом будущем на устойчивую положительную динамику, не решив ряд принципиальных вопросов в белорусской экономике, среди которых реформирование сектора государственных предприятий и повышение эффективности госрасходов, будет проблематично. В противном случае, как показывает опыт прошлых лет, фундамент под ногами вновь окажется непрочным.
Эпоха перестройки сознания
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
Осознание объективной реальности происходит через субъективное восприятие человека. Его ценности влияют на общество, традиции которого, в свою очередь, сказываются на всех сферах жизни. Поэтому нужно понимать, что навязать отторгаемые на генетическом уровне идеи практически невозможно. В этой связи любопытно, насколько успешно за последние 30 лет (перестройку и первые годы независимости) белорусами восприняты новые для них базовые рыночные ценности и финансовые инструменты.
Ученье – свет
В последнее время ведется активная дискуссия о необходимости реформирования отечественной системы образования, в том числе и среднего. Разнообразных мнений о путях совершенствования направления достаточно много. Однако каким путем пойти? Вполне логично изучить особенности функционирования и финансирования отрасли в других странах. В частности, Беларуси может быть интересен опыт Эстонии, широко обсуждавшийся на Кастрычнiцкiм эканамiчным форуме.
 
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ  
Сохранить демографический потенциал
Татьяна МИРОНОВА, директор НИИ труда Минтруда и соцзащиты, кандидат экономических наук
Наталия ПРИВАЛОВА, заведующая отделом демографического прогноза и рынка труда НИЭИ Минэкономики, кандидат экономических наук
Демографический потенциал страны является важнейшим фактором социально-экономического развития государства. Осознание демографических проблем и значимости их последствий вывели данную проблематику в Беларуси на уровень национальных приоритетов.
 
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО  
Как повысить эффективность затрат?
Ольга НЕВЕРО, заместитель начальника управления финансов жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Минфина
Жилищно-коммунальное хозяйство является одним из наиболее значимых секторов экономики. Неудивительно, что государство уделяет серьезное внимание этой сфере. На современном этапе в основе совершенствования направления находятся вопросы повышения эффективности управления отраслью, доступности и улучшения качества всех видов оказываемых услуг, снижения затрат на их предоставление и другие.
 
ГОЗНАК  
С чистого листа
Одной из наиболее актуальных проблем человечества является ухудшение экологической обстановки. Поэтому все большее внимание уделяется внедрению «зеленых» технологий в производстве. Не миновали такие тенденции и Беларусь. Подтверждением данному тезису является организация на УП «Бумажная фабрика» Гознака современной глубокой переработки макулатуры в офисную бумагу для печати (официальная церемония открытия состоялась 21 ноября 2017 года). Данный шаг позволяет заместить часть дорогостоящей беленой целлюлозы дешевым вторсырьем.
 
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА  
Накануне введения «налога на Google»
Светлана ВЫСОЦКАЯ, заместитель начальника отдела международных отношений управления международного налогового сотрудничества Министерства по налогам и сборам
С 1 января 2018 года в бюджет Беларуси будут уплачивать НДС иностранные организации, оказывающие электронные услуги физическим лицам. В народе прижилось название этого платежа как «налог на Google». Чем вызвана необходимость введения такого налога, каков механизм его взимания и насколько он пополнит казну?
 
К 100-ЛЕТИЮ МИНФИНА  
Символ независимости финансистов
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
Вячеслав СЕЛЕМЕНЕВ, ведущий научный сотрудник Национального архива РБ, к.и.н.
Одним из признаков суверенного государства являются независимые органы государственного управления, имеющие уникальные отличительные знаки. Вполне естественно, что их создание и разработка в нашей стране начались относительно недавно. Порядок в данном вопросе в финансовой системе был приведен Указом Президента РБ от 26 августа 2008 года № 449, которым учреждены геральдический знак – эмблема финорганов Беларуси и нагрудный знак Министерства финансов «Выдатнiк фiнансавай сiстэмы».
Эффективность совместной работы
Александр ЛОБАНОВ, кандидат экономических наук
Министерство финансов и центральный банк государства представляют собой субъекты единой финансово-кредитной системы. Это два важнейших института, без эффективного взаимодействия которых невозможно функционирование экономики любой страны. В истории Беларуси был период (до 1954 года), когда Госбанк входил в состав Министерства финансов, что было обусловлено действовавшими в то время экономическими процессами.
 
СТРАХОВАНИЕ  
Внутренний контроль в страховых организациях
Светлана ТОЛКАЧЕВА, заместитель начальника Главного управления страхового надзора Минфина
Михаил ПРИЩЕПА, заместитель начальника управления страхового надзора, контроля и практики применения страхового законодательства Минфина
Процесс реформирования системы контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников страхового рынка Беларуси предполагает изменение приоритетов – с надзора, ориентированного на контроль за соблюдением норм законодательства о страховании, на риск-ориентированный надзор, основанный на анализе областей риска (капитал, активы, перестрахование, страховые резервы, менеджмент, доходность, ликвидность) и оценке устойчивости страховой организации.
 
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ  
Послевоенный обмен денежных знаков
Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ
70 лет назад, в декабре 1947 года, в СССР была проведена денежная реформа, сопровождавшаяся обменом старых денег на новые. И хотя она готовилась в условиях строжайшей секретности, скрыть планируемые изменения властям не удалось. Воспользоваться ситуацией в корыстных интересах в первую очередь стремились наиболее осведомленные категории – партийное руководство на местах, работники торговли и банков.
 
версія для друку