№ 9 (296) верасень 2018
В МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ | |
На одном языке с финансовым миром 31 августа 2018 года министром финансов Республики Беларусь Указом Президента назначен Максим Леонидович Ермолович. С 15 декабря 2014 года он занимал должность первого заместителя министра финансов. |
|
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ | |
Сохраняя традиции Новому руководителю Министерства финансов символическую «эстафету» передал Владимир Амарин. При принятии кадрового решения 31 августа Глава государства высоко оценил работу Владимира Викторовича и высказал пожелание, чтобы такой высококлассный специалист продолжил трудиться на благо Беларуси. |
|
ИНФОРМ-АБЗАЦ | |
Обновление системы В августе Президент страны существенно обновил руководство белорусского Правительства. Кадровые изменения в том числе коснулись глав ведомств финансово-экономического блока и реального сектора экономики. |
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ | |
Приоритеты бюджетной политики на 2019 год Елена ПЕЧЕНЬ, начальник Главного управления бюджетной политики Минфина Этап разработки концептуальных основ прогноза социально-экономического развития страны, а также основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на следующий год и среднесрочный период завершен. Проект бюджета-2019 неоднократно рассматривался в Правительстве, обсуждался с парламентариями. В установленном порядке он внесен на рассмотрение Главе государства. |
|
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | |
Изменения в Налоговом кодексе: мнение научного сообщества В настоящий момент работа по внесению изменений в Налоговый кодекс (которые вступят с 2019 года) вышла на финишную прямую. Какие основные новшества ожидают налогоплательщиков? Что о подготовленных инновациях думает научное сообщество? Требуется ли внесение дополнительных изменений в системообразующий документ? На эти и другие вопросы ответила кандидат экономических наук, завсектором финансовой политики Института экономики НАН Беларуси Ольга ШУЛЕЙКО. |
|
ЭКОНОМИКА | |
Как совместить «цифровой» декрет с промышленной революцией Георгий ГРИЦ, проректор ГУО «Кадры индустрии», кандидат экономических наук В Беларуси внедрение информационных технологий (IT) во все сферы жизни декларируется как одно из магистральных направлений. Отрасли, регионы, города и даже деревни пытаются соответствовать этому тренду и вносят свои предложения как в Правительство, так и непосредственно в Администрацию Президента. Но подготовка многочисленных госпрограмм и, соответственно, «дорожных карт» – отнюдь не то, о чем нужно думать в первую очередь. Насколько равномерна налоговая нагрузка? Анатолий ТРУХАНОВИЧ, председатель ОО «Белорусский союз налогоплательщиков» Леонид ФРИДКИН, член правления ОО «Белорусский союз налогоплательщиков» В процессе подготовки новой редакции Налогового кодекса одним из ключевых условий было не допустить снижения налоговых поступлений в бюджет. Поэтому субъектам хозяйствования сейчас не приходится ожидать уменьшения налоговой нагрузки – искать пути решения этой задачи предстоит в следующие три года. Между тем, как показывает проведенный анализ, бремя налогов лежит на бизнесе неравномерно по отраслям, организационно-правовым формам и размеру компаний. От рациональности и справедливости перераспределения этой нагрузки во многом зависит будущее роста отечественной экономики. Что еще нужно малому и среднему предпринимательству? Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Во всем мире малое и среднее предпринимательство (МСП) выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной экономики. Пристальное внимание к нему объясняется тем, что данный сектор является достаточно мобильным, позволяет сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, а также формирует новые рыночные ниши и точки роста ВВП. В Беларуси развитие МСП происходит на протяжении более 25 лет. На 1 января 2018 года зарегистрировано 112 282 субъекта малого и среднего бизнеса, удельный вес которых в общих налоговых поступлениях регионов республики составил по итогам 2017 года 30,2%. Вроде бы и не мало, но ожидания от работы МСП значительно выше. |
|
ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА | |
Как добиться роста экономики без ущерба для экологии Игорь ДЕРЕВЯГО, кандидат экономических наук Обеспечение устойчивого экономического развития в современном мире становится все более сложной задачей по причине ограниченности природного потенциала и обострения экологических проблем. Выходом из непростой ситуации может стать концепция «зеленого роста», реализация которой в значительной степени определяется содержанием налогово-бюджетной политики государства. |
|
КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЕ – 25 ЛЕТ | |
Хранители бюджетов Территориальные органы казначейства Министерства финансов Беларуси в 2018 году отмечают двадцать лет с момента образования. В двух предыдущих номерах журнала мы рассказали об особенностях становления в Брестской, Гродненской и Витебской областях. Сегодня на очереди – Гомельский и Могилевский регионы. |
|
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | |
Минск: удастся ли реализовать потенциал? Анна КОВАЛЕВСКАЯ, заведующая Центром при НИЭИ Министерства экономики Минск, как единственный крупный мегаполис в стране, занимает в Беларуси особое место. В случае реализации богатого потенциала города, в котором сконцентрированы основные финансовые и трудовые ресурсы государства, позитивные последствия сможет ощутить на себе каждый житель страны. Тем не менее, все еще существует ряд рисков, которые могут помешать устойчивому развитию столицы. |
|
ДЕМОГРАФИЯ | |
Как побороть негативные тенденции в демографическом развитии Анастасия БОБРОВА, заведующая отделом Института экономики НАН РБ В Беларуси действует система поддержки семей с детьми и комплекс мер по стимулированию рождаемости. Их положительное воздействие на количество появившихся в стране детей невозможно оспорить. Однако для выправления негативных демографических тенденций (оказывающих отрицательное влияние на экономику) требуется совершенствование применяемых подходов. |
|
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ | |
Можно ли создать в Беларуси высокотехнологичный кластер? Юлия ТИМОФЕЕВА, аспирант ГУО «Республиканский институт высшей школы» Для Беларуси, взявшей курс на модернизацию национальной экономики на основе приоритетного развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей, весьма перспективным видится проработка вопроса по созданию инновационного кластера. Его можно организовать там, где есть разработки, идущие в рамках VI-го технологического уклада. Они в нашей стране существуют. Осталось лишь их правильным образом собрать в «гроздь». Объединение потенциала разрозненных предприятий позволит более активно и успешно осуществлять экспансию на внешние рынки конкурентоспособной продукции. |
|
К 100-ЛЕТИЮ МИНФИНА | |
Счастливое число Степанова Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» В начале января следующего года Министерство финансов Беларуси отметит 100-летие с момента своего образования. За почти вековой период во главе финансового ведомства республики (в составе различных государственных образований, в том числе ЛитБел, СССР, а также в суверенную историю) побывали 24 человека, из них 14 – в довоенный период. К сожалению, жизнь и карьера первых 13-ти руководителей трагически оборвалась во время «Большого террора» второй половины 1930-х годов. Единственным, кому удалось избежать сталинских репрессий, стал Иван Степанов, четырнадцатый нарком финансов. Хотя и над его головой неоднократно «сгущались тучи». |