№ 9 (296) верасень 2018

В МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ  
На одном языке с финансовым миром
31 августа 2018 года министром финансов Республики Беларусь Указом Президента назначен Максим Леонидович Ермолович. С 15 декабря 2014 года он занимал должность первого заместителя министра финансов.
 
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ  
Сохраняя традиции
Новому руководителю Министерства финансов символическую «эстафету» передал Владимир Амарин. При принятии кадрового решения 31 августа Глава государства высоко оценил работу Владимира Викторовича и высказал пожелание, чтобы такой высококлассный специалист продолжил трудиться на благо Беларуси.
 
ИНФОРМ-АБЗАЦ  
Обновление системы
В августе Президент страны существенно обновил руководство белорусского Правительства. Кадровые изменения в том числе коснулись глав ведомств финансово-экономического блока и реального сектора экономики.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ  
Приоритеты бюджетной политики на 2019 год
Елена ПЕЧЕНЬ, начальник Главного управления бюджетной политики Минфина
Этап разработки концептуальных основ прогноза социально-экономического развития страны, а также основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на следующий год и среднесрочный период завершен. Проект бюджета-2019 неоднократно рассматривался в Правительстве, обсуждался с парламентариями. В установленном порядке он внесен на рассмотрение Главе государства.
 
ТОЧКА ЗРЕНИЯ  
Изменения в Налоговом кодексе: мнение научного сообщества
В настоящий момент работа по внесению изменений в Налоговый кодекс (которые вступят с 2019 года) вышла на финишную прямую. Какие основные новшества ожидают налогоплательщиков? Что о подготовленных инновациях думает научное сообщество? Требуется ли внесение дополнительных изменений в системообразующий документ? На эти и другие вопросы ответила кандидат экономических наук, завсектором финансовой политики Института экономики НАН Беларуси Ольга ШУЛЕЙКО.
 
ЭКОНОМИКА  
Как совместить «цифровой» декрет с промышленной революцией
Георгий ГРИЦ, проректор ГУО «Кадры индустрии», кандидат экономических наук
В Беларуси внедрение информационных технологий (IT) во все сферы жизни декларируется как одно из магистральных направлений. Отрасли, регионы, города и даже деревни пытаются соответствовать этому тренду и вносят свои предложения как в Правительство, так и непосредственно в Администрацию Президента. Но подготовка многочисленных госпрограмм и, соответственно, «дорожных карт» – отнюдь не то, о чем нужно думать в первую очередь.
Насколько равномерна налоговая нагрузка?
Анатолий ТРУХАНОВИЧ, председатель ОО «Белорусский союз налогоплательщиков»
Леонид ФРИДКИН, член правления ОО «Белорусский союз налогоплательщиков»
В процессе подготовки новой редакции Налогового кодекса одним из ключевых условий было не допустить снижения налоговых поступлений в бюджет. Поэтому субъектам хозяйствования сейчас не приходится ожидать уменьшения налоговой нагрузки – искать пути решения этой задачи предстоит в следующие три года. Между тем, как показывает проведенный анализ, бремя налогов лежит на бизнесе неравномерно по отраслям, организационно-правовым формам и размеру компаний. От рациональности и справедливости перераспределения этой нагрузки во многом зависит будущее роста отечественной экономики.
Что еще нужно малому и среднему предпринимательству?
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
Во всем мире малое и среднее предпринимательство (МСП) выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной экономики. Пристальное внимание к нему объясняется тем, что данный сектор является достаточно мобильным, позволяет сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, а также формирует новые рыночные ниши и точки роста ВВП. В Беларуси развитие МСП происходит на протяжении более 25 лет. На 1 января 2018 года зарегистрировано 112 282 субъекта малого и среднего бизнеса, удельный вес которых в общих налоговых поступлениях регионов республики составил по итогам 2017 года 30,2%. Вроде бы и не мало, но ожидания от работы МСП значительно выше.
 
ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА  
Как добиться роста экономики без ущерба для экологии
Игорь ДЕРЕВЯГО, кандидат экономических наук
Обеспечение устойчивого экономического развития в современном мире становится все более сложной задачей по причине ограниченности природного потенциала и обострения экологических проблем. Выходом из непростой ситуации может стать концепция «зеленого роста», реализация которой в значительной степени определяется содержанием налогово-бюджетной политики государства.
 
КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЕ – 25 ЛЕТ  
Хранители бюджетов
Территориальные органы казначейства Министерства финансов Беларуси в 2018 году отмечают двадцать лет с момента образования. В двух предыдущих номерах журнала мы рассказали об особенностях становления в Брестской, Гродненской и Витебской областях. Сегодня на очереди – Гомельский и Могилевский регионы.
 
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ  
Минск: удастся ли реализовать потенциал?
Анна КОВАЛЕВСКАЯ, заведующая Центром при НИЭИ Министерства экономики
Минск, как единственный крупный мегаполис в стране, занимает в Беларуси особое место. В случае реализации богатого потенциала города, в котором сконцентрированы основные финансовые и трудовые ресурсы государства, позитивные последствия сможет ощутить на себе каждый житель страны. Тем не менее, все еще существует ряд рисков, которые могут помешать устойчивому развитию столицы.
 
ДЕМОГРАФИЯ  
Как побороть негативные тенденции в демографическом развитии
Анастасия БОБРОВА, заведующая отделом Института экономики НАН РБ
В Беларуси действует система поддержки семей с детьми и комплекс мер по стимулированию рождаемости. Их положительное воздействие на количество появившихся в стране детей невозможно оспорить. Однако для выправления негативных демографических тенденций (оказывающих отрицательное влияние на экономику) требуется совершенствование применяемых подходов.
 
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ  
Можно ли создать в Беларуси высокотехнологичный кластер?
Юлия ТИМОФЕЕВА, аспирант ГУО «Республиканский институт высшей школы»
Для Беларуси, взявшей курс на модернизацию национальной экономики на основе приоритетного развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей, весьма перспективным видится проработка вопроса по созданию инновационного кластера. Его можно организовать там, где есть разработки, идущие в рамках VI-го технологического уклада. Они в нашей стране существуют. Осталось лишь их правильным образом собрать в «гроздь». Объединение потенциала разрозненных предприятий позволит более активно и успешно осуществлять экспансию на внешние рынки конкурентоспособной продукции.
 
К 100-ЛЕТИЮ МИНФИНА  
Счастливое число Степанова
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
В начале января следующего года Министерство финансов Беларуси отметит 100-летие с момента своего образования. За почти вековой период во главе финансового ведомства республики (в составе различных государственных образований, в том числе ЛитБел, СССР, а также в суверенную историю) побывали 24 человека, из них 14 – в довоенный период. К сожалению, жизнь и карьера первых 13-ти руководителей трагически оборвалась во время «Большого террора» второй половины 1930-х годов. Единственным, кому удалось избежать сталинских репрессий, стал Иван Степанов, четырнадцатый нарком финансов. Хотя и над его головой неоднократно «сгущались тучи».
 
версія для друку