№ 2 (301) люты 2019

СОБЫТИЕ  
Юбилейный январь 2019-го
Кульминацией праздничных мероприятий, посвященных 100-летию образования Министерства финансов Беларуси, стало торжественное собрание, которое состоялось 25 января 2019 года во Дворце Республики. В чествовании финансистов приняли участие первые лица Правительства и Парламента, руководители органов государственного управления, работники финансовых органов Беларуси и ветераны финансовой системы.
 
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ  
Будущее за новыми финансовыми инструментами
Андрей АКСЕНОВ, заместитель начальника управления регулирования рынка ценных бумаг Департамента по ценным бумагам Минфина
Министерство финансов на постоянной основе ведет работу по развитию финансового рынка и, в частности, сегмента ценных бумаг как одного из основных его составляющих. Среди прочего внедряются новые инструменты, позволяющие инвесторам найти наиболее оптимальные варианты для вложения свободных ресурсов, а компаниям – получить заемные средства на приемлемых условиях. В этой связи полагаем, что в нашей стране может получить популярность механизм STRIPS, законодательную базу под появление которого Минфин планирует разработать в текущем году.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ  
Финансовый источник для экономики и бюджета
Эдита ДУБИНА, заместитель начальника Главного управления государственного долга Минфина – начальник управления привлечения государственных займов
В основе финансовой политики большинства промышленно развитых стран, в том числе и Республики Беларусь, лежит кейнсианская теория, согласно которой государству целесообразно использовать займы для финансирования госрасходов, посредством которых обеспечивается занятость населения и растет объем производства.
 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ  
Вскочить в последний вагон
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
Переговоры о вступлении Беларуси во Всемирную торговую организацию идут уже 25 лет. В течение этого времени процесс согласования позиций переходил то в горячую стадию (когда казалось, что соглашение удастся подписать в течение 1–2 лет), то фактически замораживался. Сегодня наблюдается готовность сторон идти навстречу друг другу. Это дает основания питать надежду на то, что усилия отечественных переговорщиков позволят нашей стране стать полноправным членом ВТО уже в 2020 году. Желание ускорить процесс вхождения в организацию вполне объяснимо. Являясь членом ЕАЭС, мы уже выполняем большую часть обязательств, которые взяли на себя Россия и Казахстан, но лишены прав членов ВТО по защите своих интересов.
 
МАКРОЭКОНОМИКА  
Что итоги говорят о перспективах?
Александр ЧУБРИК, директор Исследовательского центра ИПМ
Предварительные итоги 2018 года демонстрируют динамику изменения реального ВВП, значительно отличающуюся от ожидаемых значений. Вместо ускорения роста отечественной экономики в течение всего периода приходилось фиксировать существенное замедление темпов ее развития. Чем объясняется ухудшение ситуации и какие у нас просматриваются перспективы на 2019 год?
 
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК  
На российский лад
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
Бум потребительского кредитования физических лиц и стремление организаций удовлетворить отложенный спрос за годы рецессии в экономике стали основным катализатором рекордных продаж новых легковых автомобилей в Беларуси в 2018 году. При этом экспансия российских «Лад» и белорусско-китайских «Джили» заметно перекроила отечественный автомобильный рынок, на котором, как в 1990-х, вновь начинает править бал продукция АвтоВАЗа.
 
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА  
Зачем соблюдать правила
Ольга ШУЛЕЙКО, заведующая сектором финансовой политики Института экономики НАН РБ, кандидат экономических наук
Важным направлением фискальной политики в Беларуси сегодня является поддержание бюджетной дисциплины как необходимого условия роста сбалансированности и устойчивости системы государственных финансов. Одним из основных механизмов решения этой проблемы является четкое следование бюджетным правилам.
 
КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  
Время подводить итоги
Игорь ЛАНКЕВИЧ, заместитель начальника Главного контрольно-ревизионного управления Минфина – начальник управления финансового контроля за использованием бюджетных средств
Проведение контрольных мероприятий КРУ Минфина в 2018 году было ограничено внеплановыми проверками по вопросу использования (расходования) субъектами бюджетных средств, по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным делам, а также анализом деятельности государственных органов, в отношении которых указы № 510 и № 376 не применялись.
 
ТОЧКА ЗРЕНИЯ  
Стоит ли реформировать «дорожный налог»?
Недавно завершилось общественное обсуждение проекта Указа «О платежах за участие в дорожном движении». В рамках его было выдвинуто достаточно большое количество различных идей. Одной из них является предложение о включении в стоимость автомобильного топлива государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Сторонники инициативы аргументируют свое мнение тем, что такой вариант организации сбора позволит дифференцированно взимать платеж в зависимости от реального пользования дорогами. На первый взгляд, их точка зрения имеет право на жизнь. Однако, по мнению Министерства финансов, в навязываемом общественности виде она по ряду причин не может быть реализована.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ  
Подходы к планированию инвестиционных расходов
Тамара СОРОКИНА, доктор экономических наук, профессор БГЭУ
Реализуемая в Беларуси Стратегия реформирования системы управления государственными финансами предусматривает решение важной задачи – интеграцию в общий бюджетный процесс государственных капитальных вложений и увязку планирования в госпрограммах текущих и капитальных расходов в условиях внедрения программно-целевого бюджетирования. В то же время решение этой задачи требует четкого определения таких понятий, как «государственные инвестиции», «инвестиционные расходы», «расходы инвестиционного характера», а также выработки концепции планирования инвестиционных расходов с учетом мирового опыта.
 
СФЕРА ТРУДА  
Контрактные бонусы: плюсы для работника и затраты для нанимателя
Наталья КРАСОВСКАЯ, заведующая центром социально-демографических исследований НИИ труда Минтруда и соцзащиты, кандидат юридических наук
Наталья ЧЕРНОРУЦКАЯ, старший научный сотрудник центра социально-демографических исследований НИИ труда Минтруда и соцзащиты
Контрактная модель найма работников с точки зрения ее финансирования предполагает, с одной стороны, экономию на затратах при увольнении, с другой – расходы на выплату так называемых контрактных бонусов.
 
версія для друку