№ 4 (303) красавік 2019
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ | |
Приоритет – стабильность. Как сформированы местные бюджеты в 2019 году Обеспечение устойчивого развития областей имеет первостепенное значение не только для самих регионов, но и для страны в целом. Именно местные бюджеты несут основную нагрузку по финансированию социальной сферы. Поэтому их исполнение является основой повышения качества жизни населения и залогом сохранения социальной стабильности. |
|
ФИНАНСЫ РЕГИОНОВ | |
Испытание на прочность Тамара СУШКИНА, начальник Главного финансового управления Гомельского облисполкома Гомельская область – регион с наиболее крупным промышленным и, соответственно, налоговым потенциалом. С одной стороны, это обеспечивает консолидированный бюджет достаточно высоким уровнем собственных доходов, с другой – создает повышенные риски при его наполнении, обусловленные влиянием внешнеэкономических факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности бюджетообразующих предприятий региона. |
|
ЭКОНОМИКА РЕГИОНОВ | |
Вдохнуть жизнь в регионы Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Одной из наиболее актуальных проблем для Беларуси является неравномерное развитие регионов. В столице, Минской области, некоторых городах ситуация более-менее благоприятная, однако от большинства территорий на нашей карте бюджет не получает внятных доходов, а одни лишь убытки. Местное население ряда районов страдает от дефицита работы, низкой оплаты труда и, как следствие, смотрит в сторону более благоприятных мест для жизни, что обостряет имеющиеся трудности. Как выбраться из замкнутого круга, повысить деловую активность и стабилизировать финансовую ситуацию в регионах? На Совете по развитию предпринимательства, прошедшем 26 февраля 2019 года, представители госорганов и бизнеса искали ответ на этот непростой вопрос. |
|
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ | |
Активировать точки роста Андрей БЕЛКОВЕЦ, заместитель министра финансов Республики Беларусь Существует ряд условий для нормального функционирования любого современного государства, в их числе стабильная работа рынка ценных бумаг, развитая страховая отрасль, сотрудничество с другими странами и умелое управление заимствованиями. Неудивительно, что Министерство финансов Беларуси уделяет повышенное внимание регулированию данных направлений. |
|
НАУКА И ИННОВАЦИИ | |
С бюджетной поддержкой Юрий СЕЛИВЕРСТОВ, первый заместитель министра финансов Республики Беларусь Бюджетное финансирование науки и инноваций является одним из основных инструментов государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности. Для оптимального использования выделенных в бюджете ресурсов формы и методы финансирования этой сферы постоянно совершенствуются. |
|
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | |
Не путать монетарную и финансовую стабильность Александр ЛУЧЕНОК, доктор экономических наук, профессор По итогам расширенного заседания Правления Национального банка в первом номере журнала «Банковский вестник» за 2019 год был опубликован доклад под названием «Обеспечение финансовой стабильности в 2018 году». Исходя из общепринятой трактовки финансов, от материала с таким названием можно было ожидать комплексного рассмотрения финансовых проблем в монетарной и фискальной сфере, анализа ситуации с финансами в промышленности, сельском хозяйстве и других видах экономической деятельности, а также оценки финансовой устойчивости домашних хозяйств. Однако Национальный банк анализ финансовой системы Беларуси сводит лишь к монетарному сектору, а говоря о финансовой стабильности в стране, вообще не затрагивает бюджетно-налоговую сферу. |
|
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ | |
Кто есть кто для бюджета-2018 Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Если судить по динамике отчислений в бюджет Беларуси, минувший год для различных отраслей и групп плательщиков сложился по-разному. Рост поступлений в казну происходил на фоне увеличения числа субъектов хозяйствования. При этом, несмотря на сокращение количества организаций (основных плательщиков бюджета), они нарастили объем отчислений. На положительную динамику после спада в 2017-м вновь вышли государственные унитарные предприятия, но у акционерных обществ с госдолей заметно снизились темпы отчислений. Зато активизировались поступления в бюджет от негосударственного сектора и особенно иностранных организаций. При этом необходимо отметить, что в материале речь идет о платежах, контролируемых налоговыми органами. |
|
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА | |
Совершенствование «дорожного сбора»: в поисках компромисса Максим КОНЮШКО, заместитель начальника отдела косвенного налогообложения, имущественных налогов и иных платежей Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Недавно завершилось общественное обсуждение проекта Указа Президента Беларуси «О платежах за участие в дорожном движении». Учитывая большой интерес населения к теме, дискуссии шли достаточно активно. Гражданами высказано множество идей и пожеланий, представлено свое видение на предмет формирования источников финансирования расходов на дорожную отрасль. Министерство финансов полагает целесообразным прокомментировать наиболее распространенные из прозвучавших предложений. |
|
КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ | |
В погоне за прибылью Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Прошедший год приносил столичному рынку коммерческой недвижимости в основном хорошие новости. На фоне роста макроэкономических показателей его основные сегменты пошли вверх: увеличивались арендные ставки, снижалась вакантность помещений, повысилось внимание со стороны иностранных инвесторов. По наблюдениям специалистов международной компании Colliers International, позитивные тенденции должны сохраниться и в текущем году. В то же время пока сложно сказать, насколько устойчивым и сильным окажется восходящий тренд. |
|
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ | |
Как проблемы превратить в возможности Доля государственного сектора в отечественной экономике традиционно является весомой. В обычной ситуации в этом нет ничего плохого, но в случае возникновения у госорганизаций проблем, они могут перекинуться на частные предприятия, а также лечь тяжелым бременем на бюджет, которому ради сохранения социальной стабильности приходится изыскивать ресурсы на поддержку таких субъектов хозяйствования. Данная проблема выходит в нашей стране на первый план – на необходимость смены подходов нацеливал в том числе и Президент Беларуси. Все чаще в этом контексте говорится о повышении эффективности госсектора с помощью внедрения инструментов корпоративного управления. Что именно подразумевается под этим термином и какие конкретно меры требуются для повышения уровня менеджмента в государственных коммерческих организациях? Найти ответы на эти и иные вопросы нашим читателям помогла завотделом мониторинга социально-экономического развития Института экономики НАН Беларуси Татьяна САДОВСКАЯ. |
|
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | |
Найти баланс между семьей и работой Наталья ЩЕРБИНА, заведующая сектором Института экономики НАН Беларуси Начало 2019 года в Беларуси ознаменовалось всплеском общественных дискуссий по проблеме рождаемости. Демографическая ситуация и совершенствование мер господдержки семей, воспитывающих детей, обсуждались на различных площадках, в том числе прошло совещание у Главы государства. На мероприятиях предлагалось много вариантов оптимизации процессов в данной сфере. Большинство выдвинутых идей способно принести эффект, но лишь в краткосрочном периоде времени и за достаточно большие финансовые средства. |
|
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ | |
Механизм формирования государственных налоговых услуг Дмитрий ЕГУНОВ, магистр экономических наук, ассистент кафедры налогов и налогообложения БГЭУ Одной из основных целей, стоящих перед отечественной налоговой службой на 2016–2020 годы, является создание комфортных условий для добровольного исполнения плательщиками своих обязательств. Задача решается посредством формирования механизма оказания государственных налоговых услуг. |