№ 2 (253) февраль 2015
БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ – 2015 | |
Статус столицы обязывает Статус столицы Республики Беларусь предусматривает реализацию повышенных обязательств, связанных с содержанием и развитием города, строительством объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, предоставлением качественных услуг (коммунальных, транспортных, медицинских и т.д.) жителям г. Минска и гостям столицы, организацией и проведением мероприятий общегосударственного и международного значении. С расширением границ города, учитывая концентрацию основного производственного, финансового и социального потенциала, ежегодно увеличивается и объем столичного бюджета. |
|
|
|
Социальный уклон сохранен Николай КУХОВЕЦ, начальник главного финансового управления Миноблисполкома Бюджет Минской области на 2015 год сформирован с небольшим профицитом. Доходы консолидированного бюджета региона в 2015 году прогнозируются в размере 19,3 трлн. Br, расходы – 19,23 трлн. Br. Проект бюджета разработан с учетом прогноза социально- экономического развития и параметров денежно-кредитной политики Беларуси на 2015 год. |
|
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА | |
Приоритетом остается борьба с теневой экономикой Сергей НАЛИВАЙКО, министр по налогам и сборам Республики Беларусь 2014 год был достаточно сложным для экономики Республики Беларусь. Нестабильность международной обстановки негативным образом сказалась на результатах финансово-хозяйственной деятельности плательщиков. Несмотря на это, налоговая служба обеспечила все доведенные задания по формированию доходной части бюджета: собрано свыше 168 трлн. Br, план по доходам выполнен на 103%, сверх плана привлечено 5 трлн. Br. При этом годовой план консолидированного бюджета по сравнению с первоначально доведенным до налоговых органов был увеличен почти на 15 трлн. Br, в том числе республиканского – на 6 трлн. Br, местных бюджетов – на 8,8 трлн. Br. Выполнение планов обеспечено во всех регионах и в разрезе всех доходных источников. |
|
|
|
Баланс интересов 15 января текущего года заместитель министра финансов Дмитрий КИЙКО принял участие в онлайн-конференции, организованной агентством БЕЛТА, на тему «Направления налоговой политики в Беларуси в 2015 году». В ходе конференции Дмитрий Николаевич ответил на целый ряд актуальных вопросов. |
|
|
|
Перспективы налоговой амнистии Проблемы теневой экономики, ухода от налогообложения, «бегства» капитала в той или иной степени актуальны для всех стран. Минимизации данных трудностей способствует своевременное устранение структурных недостатков. Однако даже качественное проведение требуемых реформ может не привести к положительному результату – частным лицам и фирмам порой непросто (даже при желании) покинуть теневой сегмент. Решение возникших трудностей возможно за счет проведения налоговой амнистии. Неудивительно, что целесообразность проведения данного шага все чаще обсуждается и в Беларуси. Однако звучащим предложениям зачастую не хватает конкретики. Лучше разобраться в теоретических основах, изучить иностранный опыт, избежать подводных камней при выработке и проведении налоговой амнистии позволяет исследование, подготовленное экспертами Института приватизации и менеджмента (ИПМ). |
|
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | |
Чем привлечь инвестора? Доход Беларуси от приватизации госсобственности в 2013 году при плане в 2,5 млрд. USD составил лишь около 70 млн. USD. Не лучше предварительные итоги и за 2014 год. Из ожидавшихся 4,5 млрд. USD за январь – сентябрь 2014 года поступило лишь 15,8 млн. USD. Удастся ли активизировать процесс в 2015 году? Что мешает привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на чистой основе? Каким образом правильно работать с потенциальным инвестором? На эти и другие вопросы журнала «Финансы, учет, аудит» ответила директор Национального агентства инвестиций и приватизации (НАИП) Наталья НИКАНДРОВА. |
|
ВЭД | |
Дополнительные меры поддержки экспорта Елена ПЕЧЕНЬ, начальник Главного управления финансов промышленного и топливно-энергетического комплексов Минфина В сложных внешнеэкономических условиях во всем мире возрастает необходимость поиска новых форм поддержки предприятий, ориентирующихся на иностранные рынки сбыта. Беларусь старается не отставать от других государств. В нашей стране принимаются дополнительные меры по поддержке экспортеров. Речь идет как о совершенствовании уже существующих механизмов, так и о создании принципиально новых. |
|
КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ РАБОТА | |
На страже бюджета Татьяна СИНЯВСКАЯ, консультант Главного контрольно-ревизионного управления Минфина За 2014 год центральным аппаратом Минфина, его территориальными органами, а также местными финансовыми органами республики проведено 2 313 проверок, в ходе которых установлено нарушений на общую сумму 139,8 млрд. Br, из них нарушений бюджетного законодательства – на 99,8 млрд. Br (или 71,4% от совокупной суммы). По сравнению с 2013 годом эти показатели увеличились в 1,48 и 1,56 раза соответственно. |
|
ДЕНЕЖНЫЙ ОБЗОР | |
Ставка на валюту Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» За последние шесть лет в Беларуси произошло сразу три крупнейших всплеска «девальвационных ожиданий». Каждый из них сопровождался масштабным оттоком рублевых вкладов населения, спросом на валюту, вымыванием золотовалютных резервов и, что не менее важно, снижением доверия к национальной валюте, восстановить которое становится все сложнее, несмотря на высокие процентные ставки по депозитам. |
|
МСФО | |
Движение денежных средств Игорь ТРЕТЬЯКОВ, менеджер по аудиту ООО «БДО», АССА Успешность, рост и даже возможность продолжать деятельность компании зависят от ее способности зарабатывать деньги. В отличие от понятия «прибыль», движение денежных средств – концепция интуитивно понятная и интересная даже нефинансовому специалисту. Неудивительно, что пользователи финансовой отчетности уделяют много внимания анализу отчета о движении денежных средств (МСБУ 7). Данный отчет предоставляет пользователям финансовой отчетности полезную информацию о деятельности предприятия, источниках генерирования и направлениях использования денежных средств и их эквивалентов, что дополняет информацию, содержащуюся в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках. |
|
СТРАХОВАНИЕ | |
Преимущества и выгода очевидны Василий ФИЛОНОВ, первый заместитель директора РДУСП «Стравита» В нашей стране страхование жизни постепенно становится привычным. Крупные предприятия и небольшие организации заключают договоры страхования жизни и дополнительной пенсии в пользу своих работников, увеличивается количество граждан, заключивших договоры личного страхования. Перспективы у страхового рынка жизни велики. |
|
СТРАХОВАНИЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ | |
Добровольное страхование гражданской ответственности |
|
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | |
НЭП в Беларуси Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ К середине 20-х годов XX века на территории Беларуси набрали обороты радикальные экономические преобразования, получившие название новой экономической политики (НЭП). В хозяйственной жизни советского государства были легализованы рыночные механизмы, восстановились товарно-денежные отношения, в результате чего обозначился экономический рост, наметился определенный подъем жизненного уровня населения. Новая экономическая политика стала локомотивом, который способствовал выходу советских республик из глубокого политического и экономического кризиса. |
|
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ | |
Медиация в страховых отношениях Виктор КАМЕНКОВ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь Степень актуальности данной темы может определить каждый, кто вспомнит о количестве своих заключенных договоров страхования. И она будет возрастать по мере того, как часто нам приходилось обращаться в суд по этим договорам для разрешения конфликтов и споров. |