№ 8 (259) август 2015

ПАМЯТЬ  
Министр. Финансист. Профессионал
Андрей Харковец был одним из тех руководителей высшего ранга, кто стал Министром, пройдя все ступеньки карьерной лестницы: от старшего экономиста до руководителя ведомства. Он был во всех смыслах человеком Минфина, всегда активно отстаивал интересы государства и внес огромный вклад в становление и развитие финансовой системы суверенной Беларуси.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ  
Особенности местных бюджетов и межбюджетных отношений
Тамара СОРОКИНА, доктор экономических наук, профессор БГЭУ
Введенный с 2010 года Бюджетным кодексом Беларуси новый механизм распределения доходов был направлен на решение важнейших задач: закрепление конкретных доходов за различными уровнями местных бюджетов и формирование у них на постоянной основе группы собственных доходов, которые должны были составить основу поступлений и укрепить финансовую самостоятельность местного управления и самоуправления. Однако получилось ли это на практике?
 
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО  
Обмен опытом между казначействами
8–10 июля 2015 года делегация Федерального казначейства России во главе с его руководителем Романом Артюхиным посетила Министерство финансов Беларуси. Данный визит состоялся в рамках Меморандума о техническом сотрудничестве, который был подписан казначействами двух стран 16 сентября 2013 года в Казани.
 
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  
Как стать налоговым консультантом
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
В большинстве стран налоговое консультирование является обычным видом предпринимательской деятельности. С высокой степенью вероятности можно прогнозировать появление таких специалистов и на белорусском рынке. Внедрение нового института может произойти уже в 2015 году после подписания соответствующего Указа Президента РБ. Проект документа готов и прошел стадии согласования в Минфине, Минэкономики, Совете по развитию предпринимательства и в этом месяце будет подан в Правительство.
 
НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ  
Правила, требующие пересмотра
Элла СЕЛИЦКАЯ, заместитель министра по налогам и сборам Республики Беларусь
Налог на недвижимость существует в Беларуси с 1992 года. Несмотря на прилагаемые усилия по его оптимизации, практика взимания сбора сегодня вызывает критику. Обоснованные претензии звучат как со стороны плательщиков, так и представителей госорганов. В настоящее время ведется кропотливая работа, направленная на исправление выявленных недочетов в законодательстве.

Что нужно бизнесу?
Александр КАЛИНИН, председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей»
Многолетний конструктивный диалог бизнеса и государственных органов позволил значительно усовершенствовать систему налогообложения. Однако с изменением экономической ситуации постоянно возникают новые вызовы, на которые необходимо оперативно отвечать. Делать это удается далеко не всегда. Например, подходы к налогу на недвижимость практически не менялись уже двадцать лет. В итоге они заметно устарели.

Немецкий путь
Необходимость корректировки налога на недвижимость – актуальная задача не только для Беларуси, но и ряда других государств. Среди прочих, над решением этой проблемы ломают голову специалисты из Германии. Опытом этой страны в поисках путей по совершенствованию законодательства поделился Бертольд Веллинг – руководитель управления налогов и финансовой политики ОО «Федеральное объединение германской промышленности».
 
ТОРГОВЛЯ  
Двигатель экономики
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
Министерство торговли подвело итоги работы за первое полугодие 2015 года. Главными результатами торговой отрасли, по мнению заместителя министра торговли Ирины Наркевич, стали сохранение стабильной ситуации на внутреннем потребительском рынке, наличие широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров (в основном отечественного производства) и отсутствие ажиотажа и дефицита.
 
АУДИТ  
Условия новые – проблемы старые
Сергей КОРОТАЕВ, директор ЗАО «АудитКонсульт»
Андрей НЕМЕРОВЕЦ, директор ООО «АудитИнком»

Вот уже более полутора лет аудиторское сообщество работает в условиях Закона РБ «Об аудиторской деятельности» № 56-З от 12.07.2013 г. Срок его действия относительно небольшой, но он уже позволяет определить количественные и качественные изменения на рынке, вызванные появлением документа. К сожалению, не все из новшеств настраивают на положительный лад.
 
БАНКОВСКИЕ ВКЛАДЫ  
Проверка на прочность
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
В нынешнем году впервые за шесть лет своего существования Агентству по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц пришлось прибегнуть к денежным выплатам вкладчикам сразу двух закрывшихся белорусских банков (сначала Дельта Банка, а затем – ИнтерПэйБанка). В этой связи особый интерес представляют показатели финансовой устойчивости данной организации.
 
ЛИЗИНГ  
Под грузом перспектив
С 1 сентября 2014 года Указом Президента Беларуси от 25 февраля 2014 года № 99 полномочиями по регулированию лизинговой отрасли на территории нашей страны и контролем за соблюдением законодательства вместо Минфина наделен Нацбанк. Впрочем, данные изменения к качественному улучшению положения профильных компаний не привели. По итогам 2014 года оказались ниже желаемого уровня все основные показатели эффективности сферы лизинга: объем нового бизнеса в рублевом эквиваленте практически не изменился (в валютном вовсе снизился), составная часть в ВВП уменьшилась, одновременно увеличился уровень просроченной задолженности и т.д.

Выйти из кризиса
Несмотря на нестабильность в экономике и ужесточение общих международных правил в области банковского надзора, мировая лизинговая отрасль имеет достаточно радужные перспективы. Основные надежды участников рынка связаны с восстановлением спроса в Европе, ростом его в Азии, а также планомерным прогрессом профильных компаний в Северной Америке.
 
ЖИЛИЩНОЕ СТРАХОВАНИЕ  
Ущерб не придется возмещать из собственного кошелька
Андрей КАПУСТА, начальник управления страхования имущественных интересов граждан БРУСП «Белгосстрах»
Рынок жилищного страхования в республике имеет характерную особенность – страхование квартир опережает страхование ответственности. Хотя с точки зрения возможных размеров ущерба страхование ответственности не менее экономически целесообразно для владельцев квартир, чем защита непосредственно самой квартиры. Ведь при залитии квартиры или пожаре ее собственник может предположить, с каким ущербом столкнется и в какие затраты ему обойдется ремонт, с которым в случае финансовых затруднений можно и подождать. Гораздо большие масштабы обретает залитие квартир третьих лиц, которые, скорее всего, потребуют незамедлительно возместить им ущерб. Заключив договор страхования ответственности, ущерб не придется возмещать из собственного кошелька, ответственность на себя возьмет страховая компания.
 
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ  
Поддержка АПК Беларуси в рамках требований ВТО
Сергей МАТОХ, кандидат экономических наук, доцент Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Механизм бюджетной поддержки агропромышленного комплекса (АПК) является неотъемлемой частью сложной системы государственного регулирования в рыночных условиях. Современная аграрная политика Беларуси пока не в полной мере учитывает возможности поддержки отечественных товаропроизводителей в соответствии с требованиями ВТО. Планируемое вступление Беларуси в эту организацию потребует гармонизации бюджетных расходов с учетом международных подходов. При этом такая гармонизация должна реализовываться лишь в той мере, в какой она не будет противоречить национальным интересам республики.
 
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ  
«Сталинская» налоговая реформа
Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ
На рубеже 1920–1930 годов в экономике СССР происходили серьезные перемены. Разразившийся в то время мировой экономический кризис укрепил в руководстве страны и в обществе антирыночные настроения и явился важным дополнительным аргументом в пользу ликвидации существовавшего тогда НЭПа. Был взят курс на структурную перестройку экономики путем индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства. Реорганизация хозяйственного механизма затронула и финансовую систему страны. Одновременно с проведением кредитной реформы власти провели и налоговые преобразования. Их целью стало обеспечение планового распределения, а также перераспределения таких важнейших показателей, как общественный продукт и национальный доход.
 
версия для печати