№ 1 (288) январь 2018
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ | |
На низком старте В последний день 2017 года Президент Беларуси утвердил важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Беларуси и основные направления денежно-кредитной политики на 2018 год. Планируется существенное ускорение экономического роста, сохранение ценовой стабильности в стране и увеличение доходов населения. |
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ | |
Бюджет-2018: консервативный подход Главой государства 31 декабря 2017 года утвержден основной финансовый документ страны на 2018 год – Закон о республиканском бюджете. В его основу заложено проведение консервативной бюджетно-налоговой политики, направленной на сохранение устойчивости бюджетной системы и макроэкономической стабильности, а также сведение к минимуму рисков влияния внешних факторов на исполнение бюджетных обязательств государства. Бюджет Минска – 2018: поделиться доходами Оксана КЛЮЙ, заместитель начальника бюджетного управления главного финансового управления Мингорисполкома Минский городской Совет депутатов 21 декабря 2017 года утвердил главный финансовый документ – бюджет Минска на 2018 год, в соответствии с которым столица будет работать на протяжении всего года. Каковы его особенности и в чем основные отличия от предыдущего года? |
|
МАКРОЭКОНОМИКА | |
Сдержанный оптимизм Всемирный банк пересмотрел в лучшую сторону майский прогноз касательно перспектив нашей экономики. По оценке экспертов, ВВП Беларуси в 2017 году вырастет на 1,8% (ранее предполагалось падение на 0,4%), а в 2018 году – на 2,1% (вместо более скромного увеличения на 0,7%). Положительные тенденции стали следствием прежде всего оживления российской экономики, которая повысила спрос на продукцию отечественных экспортоориентированных предприятий. Экономисты Всемирного банка считают, что для стабильного развития необходима реализация комплекса мер. Зачем повышать производительность труда? Поиск дальнейших путей развития – нормальное и перманентное состояние любого государства. Для Беларуси вычленение резервов роста ВВП, способных дать долгосрочный эффект, – необходимое условие сохранения макроэкономической стабильности и дальнейшего увеличения реальных доходов населения. По мнению аналитиков Всемирного банка, факторы, двигавшие страну вперед с начала ее независимости, к сегодняшнему дню постепенно исчерпались. Нужно найти что-то новое. Эксперты считают, что сейчас Беларуси необходимо сосредоточить усилия и ресурсы на повышении производительности труда. Занесли в активы Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Минувший год на фоне восстановления белорусской экономики стал одним из самых урожайных в истории по объему поступлений в золотовалютные резервы страны (ЗВР). В свою очередь, стратегические запасы населения – валютные сбережения – продолжили таять (как на банковских вкладах, так и на руках граждан), что отчасти поспособствовало пополнению государственной «кубышки» и сохранению стабильности на валютном рынке. То есть население фактически возвращало валюту, которую государство в прежние годы изымало из ЗВР на поддержание стабильного курса белорусского рубля в условиях макроэкономических дисбалансов. В результате таких тенденций спустя четыре года объем золотовалютных запасов вновь превысил валютные вклады населения. Придать импульс развитию Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Со времен СССР Беларусь известна своей кожевенно-обувной отраслью. Отечественные предприятия до сих пор держат марку качественной продукции на постсоветском пространстве. Однако ее объемы и финансовые показатели оставляют желать лучшего. Несмотря на хорошую репутацию, наша обувь теряет позиции на рынке, а вслед за ней падает число заказов и у кожевенных заводов, ситуация на которых близка к критической. |
|
ЭКОНОМИКА | |
Акцент на взаимовыгодном сотрудничестве Сергей ПЕЛИХ, доктор экономических наук, профессор Академии управления при Президенте РБ Союзному государству Беларуси и России уже более двадцати лет (с 1996 года). Учитывая время существования объединения, теперь уже корректно анализировать его эффективность и, в частности, пользу для экономик государств. В целом итоги взаимодействия для нас положительны, так как отечественные предприятия получили огромный рынок восточного соседа. Компании пользовались данной преференцией много лет и поставляли на него широкую номенклатуру товаров, включавшую тысячи позиций. Однако нельзя говорить об односторонней выгоде от сотрудничества. Россия также имеет свои бонусы. Финансовые условия для развития бизнеса Василий СВИРИДОВИЧ, ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук Финансирование национального производства является сложной задачей, которую приходится решать каждому государству. Успешность ее решения прямо влияет на функционирование любой современной экономики и, соответственно, предпринимательского сектора, который в развитых странах мира занимает ведущее место. Финансовые условия деятельности малого и среднего бизнеса всегда являются значимыми для экономических результатов конкретной страны. Отсюда и необходимость объективного анализа, оценки и совершенствования этих условий. |
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ | |
Стоит ли пенять на дефицит ресурсов? Евгений ДОВГЕЛЬ, экономист В Беларуси принято сетовать на недостаток ресурсов. В экспертном сообществе превалирует точка зрения о том, что отсутствие в стране богатых запасов нефти, газа, золота, выхода к морю и другого является главным тормозом экономики страны и роста благосостояния граждан. Однако можно найти довольно много примеров, когда изначально бедное государство находило путь к процветанию. В данном случае нам стоит обратить внимание на одного из сегодняшних мировых лидеров – Японию. |
|
К 100-ЛЕТИЮ МИНФИНА | |
Колыбель эволюции системы налогообложения Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Вопреки периодически звучащим высказываниям, не нужно вести отсчет истории Беларуси со времен освобождения из-под власти мифических «литовских» феодалов и последующего вхождения в состав Российской империи. Основы государственности были заложены намного раньше. Один из наиболее ярких моментов в истории наших земель связан с периодом существования Великого княжества Литовского (в средние века топонимы литвины и Литва употреблялись в отношении современных белорусских территорий), являвшегося политическим и экономическим лидером региона. Вполне логично, что развитие этой успешной державы было невозможно без плодотворной финансовой системы и, в частности, эффективной налоговой политики. «Тесно связан по работе с активными нацдемами…» Андрей ЛУКАШЕВИЧ, доктор исторических наук, профессор В истории Министерства финансов Беларуси одним из самых интересных и малоисследованных периодов остаются 20–30-е годы XX века. А ведь это было время становления нашего государства, когда изменялись не только границы республики, но и политический курс. В данных условиях от управленцев различного уровня требовались особые способности и таланты. Именно такими качествами обладал Сергей Бенедиктович Карп – нарком финансов БССР. Бюджет и налоги первой пятилетки Олег АНАНИЧ, «Финансы, учет, аудит» Первый пятилетний план развития народного хозяйства в СССР был принят в 1928 году. Накануне этого события в советских республиках проходили широкие обсуждения задач предстоящей пятилетки, в том числе и финансовых. В БССР это произошло на июньском пленуме ЦК КП(б)Б 1927 года. Доклад руководителя белорусского правительства М. Голодеда на год и ближайшую перспективу не отличался оптимизмом: расходы бюджета увеличивались, а доходы росли слабо. Ожидалось, что поступления от леса, которые являлись основной неналоговой статьей доходов белорусской казны, вследствие «упорядочения лесоэксплуатации» будут уменьшаться. |
|
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | |
«Деньги – лишнее звено». Как сто лет назад «военный коммунизм» строили Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ С установлением советской власти в 1917 году на территории бывшей Российской империи перед большевиками встала не менее сложная задача – организация народного хозяйства в государстве рабочих и крестьян. С введением диктатуры пролетариата предполагался переходный период от капитализма к социализму, на протяжении которого следовало ликвидировать частную собственность, сосредоточить управление экономикой в руках государства, сформировать новые хозяйственные связи по распределению продукции из единого центра. Однако в результате начавшейся гражданской войны и иностранной военной интервенции начала ускоренно формироваться социально-экономическая политика, получившая название «военного коммунизма». |