Часта задаваныя пытанні

  • Большой разговор с Президентом
  • О государственной пошлине за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении
  • O государственных облигациях, номинированных в иностранной валюте, для физических лиц
  • Об именных приватизационных чеках «Жилье»
    • 1

      Возможна ли в настоящее время выплата денежной компенсации за неиспользованные чеки «Жилье»

      Порядок обращения именных приватизационных чеков Республики Беларусь, их использования, а также государственные гарантии их владельцам регулируются Законом Республики Беларусь от 06.07.1993г. N2468-XII «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь».
      Статьей 13 указанного Закона действительно предусмотрена выплата владельцам неиспользованных чеков денежная компенсация, но лишь по истечении сроков обращения приватизационных чеков. Конкретные сроки их обращения не установлены.
      В настоящее время чеки «Жилье» активно используются для приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе, погашения кредита (ссуды), взятого на это строительство, и других целей, связанных с улучшением жилищных условий и не противоречащих законодательству.
      Таким образом, за не использованные чеки «Жилье» компенсация в виде денежных выплат действующим законодательством в настоящее время не предусмотрена.

  • Финансовая грамотность
  • О рынке корпоративных ценных бумаг
    • 1

      В каких случаях при приобретении акций открытых акционерных обществ необходимо раскрывать информацию на ЕПФР?

      Согласно части первой статьи 58 Закона Республики Беларусь от 5 января 2015 г. № 231-З «О рынке ценных бумагах» и пункту 23 Инструкции о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июня 2016 г. № 43 (далее– Инструкция № 43), любое лицо, которое приобрело или у которого прекратилось право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции открытого акционерного общества, раскрывает путем размещения на ЕПФР информацию о получении или прекращении права прямо или косвенно (через третьих лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договором доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями, распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции открытого акционерного общества, если указанное количество голосов составляет 5 процентов либо стало больше или меньше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентов от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции этого общества.

      Информация раскрывается в течение пяти рабочих дней после наступления события, указанного в части первой пункта 23 Инструкции № 43, и должна содержать:
      полное наименование и местонахождение, контактный телефон лица, указанного в части первой пункта 23, - для юридических лиц, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) - для физических лиц и индивидуальных предпринимателей;
      полное наименование и местонахождение открытого акционерного общества, в отношении голосующих акций которого лицом, указанным в части первой настоящего пункта, приобретено или прекращено право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться голосами;
      дату и основание приобретения или прекращения права прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться голосами (зачисление (списание) простых (обыкновенных) акций на счет (со счета) "депо" лица, указанного в части первой настоящего пункта; заключение (прекращение) договора доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями, позволяющего лицу, указанному в части первой настоящего пункта, распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции открытого акционерного общества; внесение изменений в Государственный реестр ценных бумаг в части сокращения количества акций открытого акционерного общества, в отношении голосующих акций которого лицом, указанным в части первой настоящего пункта, приобретено или прекращено право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться голосами и др.);
      количество простых (обыкновенных) акций открытого акционерного общества, поступивших во владение лица, указанного в части первой пункта 23, либо переданных им во владение иных лиц, с указанием доли этих акций (в процентах) в общем количестве эмитированных открытым акционерным обществом простых (обыкновенных) акций (не указывается в случае сокращения количества акций открытого акционерного общества); количество простых (обыкновенных) акций открытого акционерного общества, в отношении которых приобретено или прекращено право косвенно (через третьих лиц) распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции открытого акционерного общества, с указанием доли этих акций (в процентах) в общем количестве эмитированных открытым акционерным обществом простых (обыкновенных) акций;
      общее количество простых (обыкновенных) акций открытого акционерного общества, находящихся во владении у лица, указанного в части первой пункта 23, с учетом простых (обыкновенных) акций открытого акционерного общества, поступивших в его владение (в отношении которых прекращено владение) в результате последней сделки, долю (в процентах) в общем количестве эмитированных открытым акционерным обществом простых (обыкновенных) акций после совершения сделки и (или) в результате сокращения количества акций открытого акционерного общества;
      общее количество простых (обыкновенных) акций открытого акционерного общества, в отношении которых у лица, указанного в части первой пункта 23, имеется право косвенно (через третьих лиц) распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции открытого акционерного общества, с учетом простых (обыкновенных) акций открытого акционерного общества, в отношении которых приобретено или прекращено право косвенно (через третьих лиц) распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции открытого акционерного общества, в результате последней сделки, долю (в процентах) в общем количестве эмитированных открытым акционерным обществом простых (обыкновенных) акций после совершения сделки и (или) в результате сокращения количества акций открытого акционерного общества.

    • 2

      Должно ли открытое акционерное общество, являющееся эмитентом облигаций, раскрывать ежеквартальный баланс и отчет о прибылях и убытках на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг (далее – ЕПФР) и своем официальном сайте?

      Эмитент облигаций, вне зависимости от организационно-правовой формы, раскрывает ежеквартальный отчет в соответствии с требованиями части первой пункта 11 Инструкции о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июня 2016 г. № 43 (далее – Инструкция № 43).

      Справочно. Согласно части первой пункта 11 Инструкции № 43 эмитент облигаций раскрывает ежеквартальный отчет, содержащий бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках не позднее тридцати пяти календарных дней после окончания отчетного периода, годовой отчет, содержащий бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой отчетности) (за исключением случаев освобождения от обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности) – не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, путем размещения на ЕПФР, а также путем опубликования в печатных средствах массовой информации либо размещения на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет или на официальном сайте центрального депозитария.

      В отношении раскрытия годового отчета согласно части четвертой пункта 11 Инструкции № 43 требования к раскрытию не распространяются на эмитентов облигаций, являющихся открытыми акционерными обществами, раскрывшими годовой отчет в соответствии с требованиями пункта 9 Инструкции № 43.

  • О вопросах формирования и использования средств внебюджетных централизованных инвестиционных фондов
  • О получении кредитного рейтинга
    • 1

      Справочная информация об особенностях получения суверенных кредитных рейтингов

      Мировой опыт свидетельствует, что государства получают суверенные кредитные рейтинги для повышения притока иностранных инвестиций. Работа по получению рейтинга осуществляется ими в рамках выполнения комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности национальных экономик.
      Суверенный кредитный рейтинг это экспертная оценка готовности и способности суверенного государства выполнять свои долговые обязательства перед иностранными инвесторами и кредиторами, а также иные внешние финансовые обязательства (далее внешние обязательства).
      Суверенный кредитный рейтинг при его значении на достаточно высоком уровне дает возможность:
      - повышения притока прямых иностранных инвестиций;
      - расширения отношений с зарубежными партнерами;
      - облегчения организации внешних заимствований национальным правительством на мировом финансовом рынке;
      - получения кредитных рейтингов национальными субъектами хозяйствования для облегчения организации собственной заемной деятельности на мировом финансовом рынке;
      - повышения товарооборота.
      Каждый рейтинг имеет значение, которому соответствует конкретное объяснение. Выделяют три основные категории значений рейтингов: инвестиционная, спекулятивная и дефолтная. Инвестиционная категория, в общем, отличается от неинвестиционной гораздо большими возможностями страны по привлечению иностранных инвестиций на приемлемых для нее условиях. Спекулятивная категория означает больший, чем у инвестиционной категории риск невыполнения внешних обязательств. Поэтому для стран с рейтингами этой категории свойственно более высокая стоимость внешнего заимствования и меньшие объемы привлечения иностранных инвестиций. Значения рейтингов, относящие к дефолтной категории, означают, что в недавнем прошлом был зафиксирован хотя бы один случай дефолта или крайне высока вероятность допущения государством подобного в ближайшее время, и поэтому иностранным инвесторам целесообразно воздержаться от направления инвестиций в эту страну.
      Присвоением суверенных кредитных рейтингов занимаются рейтинговые агентства, представляющие частные иностранные коммерческие экспертные компании. Признанными авторитетами в деле присвоения суверенных кредитных рейтингов в мире считаются три рейтинговых агентства: «Мудиз Инвесторс Сервиз», «Стэндард энд Пурз» и «Фитч Рэйтингз».
      Эти универсальные рейтинговые агентства присваивают рейтинги, как суверенным заемщикам, так и банкам, предприятиям, страховым организациям и другим субъектам хозяйствования. «Мудиз Инвесторз Сервиз» появилось в 1900г., «Стэндард энд Пурз» образовано в 1922г., а «Фитч Рэйтингз» основано в 1924г. «Мудиз Инвесторз Сервиз» является структурной частью «Мудиз Корпорэйшн» (США), «Стэндард энд Пурз» принадлежит международной информационной корпорации «МакГро-Хилл» (США), «Фитч Рэйтингз» - международной компании поддержки бизнес решений «Фималак» (Франция). Ввиду изначально большей специализации «Фитч Рэйтингз» по присвоению рейтингов банковским учреждениям данное агентство имеет меньший опыт работы с суверенными заемщиками по сравнению с «Стэндард энд Пурз» и «Мудиз Инвесторз Сервис». Персонал «Стэндард энд Пурз» составляет более 5000 человек, «Мудиз Инвесторз Сервис» более 1800 и «Фитч Рэйтингз» более 1500.
      В принципе, все три агентства базируются на сходных подходах при определении суверенного кредитного рейтинга, которые, в свою очередь, основываются на оценке экономической и политической ситуации в государстве.
      Основными направлениями исследования экономической ситуации являются:
      - структура экономики (условия жизни и уровень доходов населения, распределение общественного богатства; тип экономики; обеспеченность ресурсами и степень их диверсификации; эффективность финансового сектора; конкурентоспособность и рентабельность частного сектора; протекционизм и нерыночные инструменты воздействия; рынок трудовых ресурсов и т.п.);
      - перспективы экономического роста (объем и структура сбережений и капиталовложений; темпы и характер экономического роста и т.п.);
      - стабильность денежно-кредитной политики (инфляционные тенденции; темпы роста денежной массы; политика обменного курса, степень независимости центрального банка; влияние налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики на поступления валютных средств в страну; структура счета текущих операций платежного баланса; структура капитальных потоков; достаточность валютных резервов и т.п.);
      - гибкость налогово-бюджетной политики (структура расходов и доходов, тренды дефицита (профицита) государственного бюджета; эффективность и гибкость налоговой политики; структура государственных расходов; эффективность расходования государственных средств и налоговая нагрузка; своевременность, охват и транспарентность отчетности по налогово-бюджетной политике; обязательства правительства по выплате пенсий и т.п.);
      - государственный долг (валовый и чистый государственный долг; доля расходов на уплату процентов в общем объеме расходов бюджета; структура государственного долга по валютам и срокам погашения; уровень развития внутреннего финансового рынка и т.п.);
      - внешний долг (объем и структура внешнего государственного долга; объем внешних обязательств, взятых на себя национальными субъектами хозяйствования под гарантию правительства; расходы по обслуживанию внешнего государственного долга и график осуществления платежей; объем и структура официальных валютных резервов и других внешних активов государственного сектора; объем и структура внешнего долга субъектов хозяйствования и т.п.);
      - история заемной деятельности правительства и субъектов хозяйствования.
      Для оценки экономической ситуации в стране агентства используют системы количественных и качественных показателей. Они применяют как показатели различных международных организаций (в первую очередь МВФ), так и показатели своей разработки.
      Можно выделить такие ключевые показатели для всех трех агентств (т.е. показатели на которые они в большей степени акцентируют свое внимание при принятии решения в отношении рейтинга), как рост ВВП, индекс потребительских цен, ВВП на душу населения, валовый государственный внешний и внутренний долг, валовый внешний долг всех секторов экономики страны, дефицит (профицит) государственного бюджета, счет текущих операций платежного баланса и объем валютных резервов органов денежно-кредитного регулирования страны.
      Кроме оценки экономической ситуации рейтинговые агентства изучают политическую ситуацию в стране по следующим направлениям:
      - конституция и отношения между основными институтами власти;
      - преемственность высшей политической власти;
      - методы перехода власти;
      - отношения со странами-соседями, с США, ЕС и Японией, а также с МВФ, Всемирным банком, ОБСЕ и другими международными структурами;
      - степень участия населения в управлении государством;
      - верховенство закона и уровень коррупции;
      - оценка внутренних и внешних угроз;
      - политические партии, их материально-техническая база, доля полученных голосов и стабильность поддержки.
      Что касается рейтингового процесса, то он практически одинаков у всех агентств. Его продолжительность может быть различной в зависимости от потребности суверенного заемщика и графика работы агентства, но, как правило, не менее трех месяцев.
      В общем, рейтинговый процесс выглядит следующим образом:
      1. заключение договора с рейтинговым агентством;
      2. проведение базового исследования суверенного заемщика;
      3. встреча руководства заемщика с представителями агентства;
      4. присвоение конфиденциального рейтинга (в случае определения рейтинга на неудовлетворительном для заемщика уровне возможно проведение апелляционной процедуры);
      5. официальная публикация рейтинга через СМИ;
      6. обслуживание рейтинга (после присвоения рейтинг подлежит постоянному наблюдению (сопровождению) со стороны рейтингового агентства).
      После заключения договора с рейтинговым агентством о предоставлении последним услуг суверенному заемщику по присвоению рейтинга, агентство назначает основного аналитика по суверенному заемщику и его помощников. Со своей стороны правительство определяет порядок работы с агентством и назначает координатора работы государственных органов в этом направлении.
      Далее рейтинговое агентство рассылает вопросник соответствующим государственным органам, запрашивая интересующую их информацию. Вопросник включает в себя, в основном, стандартный набор вопросов, а также вопросы, составленные специально под конкретное государство, при наличии факторов, делающих экономические и политические обстоятельства государства нетипичными или особыми. Ответы на заданные вопросы используются для подготовки к проведению рейтинговых встреч, которые проводят не менее двух аналитиков по соответствующей стране в период до одной недели.
      После этого происходит визит аналитиков рейтингового агентства для встреч с уполномоченными представителями государственных органов, а также с представителями деловых кругов, СМИ, политических и общественных организаций, представительств ОБСЕ, МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и других международных организаций, посольств зарубежных государств.
      По завершении базового исследования основной аналитик представляет агентству результаты своего исследования, а также проект значения рейтинга. Решение о присвоении рейтинга принимается на закрытом заседании рейтингового комитета агентства, в состав которого входят представители высшего руководящего звена агентства, старшие аналитики структурных подразделений. Решение принимается в ходе голосования за предложенный проект значения рейтинга. В отличие от других международных рейтинговых агентств голосование рейтингового комитета «Стэндард энд Пурз» происходит путем выставления оценки от 1 (самый высокий результат) до 6 баллов по каждому из направлений исследования. При этом в расчет принимаются результаты подобного голосования по иным суверенным заемщикам. Присвоенный рейтинг называется конфиденциальным, т.к. он сообщается исключительно заказчику и до принятия им решения о том, удовлетворяет его значение или нет, не подлежит какой-либо огласке третьим лицам.
      На стадии обслуживания рейтинга агентство обновляет необходимые данные по суверенному заемщику, проводит необходимые консультации и встречи с официальными представителями суверенного заемщика и затем на заседании рейтингового комитета, которое происходит не реже одного раза в год, принимает решение либо о сохранении рейтинга на прежнем уровне, либо его изменении.
      При этом, указанное может сопровождаться уточняющими действиями, связанными с выставлением оценок прогноза будущего изменения рейтинга. Прогноз может быть «негативным» (рейтинг в ближайшее время понизится), «стабильным» (рейтинг в ближайшее время останется неизменным) или «позитивным» (рейтинг в ближайшее время может повыситься). Агентство «Стэндард энд Пурз» дополняет их такой оценкой прогноза как «развивающийся» (рейтинг может в ближайшее время быть повышен или понижен).
      Суверенный кредитный рейтинг впервые был присвоен в 1941г. Соединенным Штатам Америки международным рейтинговым агентством «Стэндард энд Пурз». Именно с этого момента суверенный кредитный рейтинг занял ведущее место в семействе кредитных рейтингов. Резкий интерес со стороны стран к суверенным кредитным рейтингам стал проявляться с середины 80-х годов. Усложнение мирохозяйственных связей, нефтяные шоки 70-х годов, долговой кризис начала 80-х годов привели к тому, что иностранные инвесторы окончательно признали невозможность принятия решения о направлении инвестиций, основываясь исключительно на собственных оценках. Им требовалось взвешенное независимое экспертное мнение о состоянии дел в той или иной стране, о перспективе выполнения ее внешних обязательств.
      В настоящее время из 192 суверенных государств мира хотя бы один суверенный кредитный рейтинг имеют более 120 стран. Есть рейтинги и у наших стран-соседей: Польши, Литвы, Латвии. Из стран СНГ суверенные кредитные рейтинги имеются у России, Украины, Казахстана, Азербайджана, Молдовы и Туркменистана.
      Общепринятой практикой является получение сразу двух или трех рейтингов. Это делается суверенными государствами для максимального охвата иностранных инвесторов. Совпадение по значению или по принадлежности рейтинговой категории государства у нескольких рейтинговых агентств усиливает склонность международных инвесторов к инвестированию в такую страну.
      Необходимо отметить, что все три рейтинговые агентства оставляют за собой право по собственному усмотрению и на основании информации, которую они сочтут пригодной для принятия решения, определить значение конфиденциального рейтинга как дефолтное, изменить значение рейтинга, включая вероятность его снижения до дефолтного уровня, а также отозвать ранее присвоенный рейтинг.
      Необходимо отметить, что для того, чтобы не ставить под угрозу свою репутации рейтинговые агентства, как правило, присваивают первичные рейтинга на заниженном уровне. Во многом поэтому большинству вновь получающим рейтинги странам Восточной и Центральной Европы, а также СНГ присваивались первичные рейтинги со спекулятивными значениями.

  • О государственных ценных бумагах, выпускаемых для физических лиц
    • 1

      Где можно приобрести государственные ценные бумаги, выпускаемые для физических лиц в документарной форме?

      Такие государственные ценные бумаги можно приобрести в банках-агентах, которые осуществляют продажу, погашение и выплату дохода по государственным ценным бумагам на основании договора, заключенного с Министерством финансов. Информация о таких банках содержится на сайте Министерства финансов (http://www.minfin.gov.by, раздел «Государственный долг», подраздел «Внутренний государственный долг»), а также публикуется в газете «Рэспублiка».

  • Об изготовлении и регистрации бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты
    • 1

      Что необходимо для получения разрешения на размещение заказа на изготовление бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты?

      Заказы на изготовление бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты (далее бланков и документов) в Республике Беларусь размещаются:
      - в подчиненных Министерству финансов государственных организациях;
      - с разрешения Министерства финансов в порядке и при соблюдении условий, определяемых данным Министерством, в иных организациях, имеющих соответствующее разрешение (лицензию), а также в организациях, расположенных за пределами республики.

      При размещении заказа на изготовление бланков и документов на предприятиях Минфина согласование и получение разрешения не требуется.
      При размещении заказа на изготовление бланков и документов в иных организациях, имеющих соответствующее разрешение (лицензию) Министерства финансов, в соответствии с Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N156,заказчик (эмитент), имеющий право в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции или в рамках осуществляемой им деятельности на размещение заказа на изготовление бланков и документов, для получения разрешения на изготовление бланков и документов представляет в Департамент государственных знаков Министерства финансов (г. Минск, ул. Свердлова, 32а, тел. 203 09 44) следующие документы:
      1. заявление, содержащее наименование (для индивидуальных предпринимателей фамилия, собственное имя, отчество) заявителя, его адрес и телефон; точное наименование бланка или документа; тираж; при необходимости наименование предприятия-изготовителя соответствующего бланка или документа (в случае, если требуется продолжение тиража); информацию о регистрации этого бланка или документа в Государственном реестре бланков и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты (дата и номер регистрации, если бланк зарегистрирован);
      2. документ, подтверждающий решение заявителя об отнесении бланка к бланкам ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документам с определенной степенью защиты;
      3. документ, фиксирующий право заявителя на выпуск конкретного бланка или документа, либо документ, фиксирующий разрешение органа, дающего согласие на выпуск конкретного бланка или документа, в соответствии с актами законодательства.

      В случае изготовления бланков писем, приказов, распоряжений, постановлений, решений, указаний и иных организационно-распорядительных документов и (или) бланков и документов, использование которых будет осуществляться исключительно за пределами Республики Беларусь и не будет затрагивать ее интересы в области экономики, финансов, национальной безопасности, разрешение Министерства финансов при размещении заказов в организациях, имеющих в соответствии с законодательством право на разработку и производство бланков и документов не требуется.


Для таго, каб задаць сваё пытанне, запоўніце форму ў раздзеле «Электронныя звароты».