Январь - март 2002 года
О социально-экономическом положении Республики Беларусь
и состоянии государственных финансов
январь-март 2002 года
Динамика ВВП и реального сектора экономики
Финансы субъектов хозяйствования
Потребительский рынок и доходы населения
Динамика ВВП и реального сектора экономики

В I квартале текущего года произведено промышленной продукции (работ, услуг) на сумму 4 503 млрд. руб., что на 2% выше уровня I квартала 2001 г. Прирост промышленного производства в январе-марте 2001 г. по сравнению с январем-мартом 2000 г. составлял 2%. Выпуск потребительских товаров составил 1 004,8 млрд. руб., что на 4,9% выше уровня января-марта 2001 г. При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 4,7%, непродовольственных – на 3%. Объем продукции сельского хозяйства, по оценке, в I квартале текущего года составил 552,6 млрд. руб. и увеличился по сравнению с I кварталом 2001 г. в сопоставимых ценах на 1,8%. Инвестиции в экономику и социальную сферу республики составили 624,7 млрд. руб., что на 7% больше, чем в I квартале 2001 г. (в сопоставимых ценах). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 10,2% в январе-марте 2001 г. до 13,1% в январе-марте текущего года. На объекты производственного назначения использовано 367 млрд. руб. капитальных вложений, что на 24,1% больше, чем в январе-марте прошлого года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 58,7% (в январе-марте 2001 г. – 50,7%). Объемы капитальных вложений в объекты непроизводственного назначения уменьшились на 9,4%. На строительство жилых домов использовано 172,5 млрд. руб., что на 8,5% меньше, чем в январе-марте прошлого года. Грузооборот предприятий транспорта за I квартал 2002 г. составил 8 218,5 млн.ткм и увеличился по сравнению с I кварталом 2001 г. на 8,9%. Объемы розничного товарооборота возросли на 15,7%.
Финансы субьектов хозяйствования
В январе-феврале 2002 г. предприятиями и организациями республики было получено 274,5 млрд. руб. прибыли в текущих ценах, что в номинальном выражении на 17,6% меньше, чем в январе-феврале прошлого года. Удельный вес балансовой прибыли в ВВП составил 9,1% вместо 16,8% в январе-феврале 2001 г., рис. 2.

Рис. 2. Финансовые результаты работы предприятий республики
Доминирующая часть балансовой прибыли в республике получена предприятиями промышленности. Однако в результате ее сокращения в январе-феврале текущего года по сравнению с началом прошлого года (в номинальном выражении на 27,1%), ее доля в отраслевой структуре балансовой прибыли упала с 64,2% до 56,4%, рис. 3.


Рис. 3. Структура балансовой прибыли по основным отраслям экономики.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) за два месяца 2002 года составила 231,4 млрд. руб., или 7,6% от произведенного в январе-феврале валового внутреннего продукта (в январе-феврале 2001 г. – 14,3%). В январе-феврале текущего года сократилось число рентабельных предприятий в реальном секторе экономики. Удельный вес убыточных предприятий в общем их числе в достиг 47,7%. На 1 марта 2002 г. 5553 предприятия в результате своей хозяйственной деятельности имели убытки. Кредиторская задолженность субъектов хозяйствования республики на 1 марта 2002 г. составила 8,8 трлн. руб. Ее прирост за янваарь-февраль текущего года по отношению к ВВП за этот период составил 22,1% вместо 20,2% в январе-феврале прошлого года. Основную часть кредиторской задолженности занимают суммы по оплате поставщикам за товары, работы, услуги – 75,6% общей кредиторской задолженности. Из нее 49,3%, или 3,3 трлн. руб., приходилось на задолженность за энергоресурсы. Дебиторская задолженность в целом по республике на 1 марта 2002 г. сложилась в размере 6,5 трлн. руб. Ее прирост по отношению к ВВП за январь-февраль 2002 г. составил 18% против 17,1% в январе-феврале 2001 г. Кредиторская задолженность по республике на 1 марта 2002 г. на 35,5% превышала дебиторскую, в том числе в сельском хозяйстве – в 7,9 раза, в промышленности – в 1,4 раза. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской в целом по республике на 2,3 трлн. руб. свидетельствует об отсутствии у предприятий источников покрытия долговых обязательств на эту сумму. Внешняя кредиторская задолженность за товары, работы и услуги на 1 марта текущего года сложилась в размере 1 447,3 млрд. руб. За январь-февраль она сократилась на 5,2% в реальном выражении. Внешняя дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 2,5 раза меньше.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в марте текущего года по отношению к февралю составил 102,6%, в том числе: на продовольственные товары — 101,6%, на непродовольственные — 101,4%. В марте прошлого года значения соответствующих показателей были следующие – 103,9, 103,6 и 102,7%. Платные услуги подорожали на 9,6% вместо 7,3% в марте 2001 г. Индекс цен производителей промышленной продукции за февраль текущего года составил 102,4%, строительно-монтажные работы подорожали на 1,6%, рис. 4.

Рис. 4. Динамика сводных индексов цен в народном хозяйстве
1 Электроэнергетика | 4 Химическая | 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная |
2 Топливная | 5 Нефтехимическая | 8 Легкая |
3 Черная металлургия | 6 Машиностроение и металлообработка | 9 Пищевая |
Рис. 5. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за январь-март 2002 г.
Потребительский рынок и доходы населения
Январь-февраль 2001 г. |
Январь-февраль 2002 г. |
|
Всего денежных доходовв том числе: | 100 | 100 |
оплата труда работников, включая выплаты социального характера | 52,5 | 53,0 |
социальные трансферты | 21,0 | 21,6 |
доходы от собственности | 2,3 | 2,0 |
доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы | 24,2 | 23,4 |
Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. За январь-март 2002 года начисленная среднемесячная заработная плата работников народного хозяйства республики составила 163,4 тыс. рублей, что в реальном выражении на 22,2% больше, чем в январе-марте 2001 года. В марте 2002 года начисленная среднемесячная заработная плата работников сложилась в размере 171,1 тыс. рублей, увеличившись в реальном выражении на 3,6% по сравнению с февралем 2002 года. При этом сохранились значительные различия в оплате труда как по отраслям экономики (рис. 6). Наиболее низкий уровень заработной платы наблюдался в ювелирной промышленности – 72,1 тыс. рублей, что в 2,3 раза ниже, чем в среднем по республике; а самый высокий – в нефтедобывающей промышленности – 577,6 тыс. рублей, что в 3,5 раза выше, чем в среднем по республике. В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате в I квартале 2002 года являлись банки — 301,3 тыс. рублей, аутсайдером — младший медицинский персонал в здравоохранении с зарплатой в 91,4 тыс. рублей, рис. 6.
1 промышленность | 6 торговля и общепит | 11 наука и научное обслуживание |
2 сельское хозяйство | 7 здравоохранение | 12 банки |
3 транспорт | 8 социальное обеспечение | 13 страхование |
4 связь | 9 образование | 14 управление |
5 строительство | 10 культура и искусство |
Рис. 6. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям народного хозяйства за январь-март 2002 г., тыс. рублей
За январь-февраль 2002 года объем внешней торговли товарами и услугами, по данным Минстата, сложился в размере 2 455 млн. долл. США, в том числе экспорт – 1 224,6 млн. долл. США, импорт – 1 230,4 млн. долл. США. По сравнению с январем-февралем прошлого года внешнеторговый оборот сократился на 2,2%, при этом экспорт уменьшился на 6,2%, импорт увеличился на 2,2%. Дефицит внешнеторговых операций в январе-феврале текущего года составил 5,8 млн. долл. США. При этом в торговле услугами получено положительное сальдо (67,7 млн. долл.), а товарами – отрицательное (73,5 млн. долл.). В январе-феврале 2001 г. результатом внешнеторговой деятельности было положительное сальдо в размере 100,8 млн. долл. США (в торговле услугами – 62,1 млн. долл., в торговле товарами –38,7 млн. долл.). Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 89,9% общей суммы торговли товарами и услугами (в январе-феврале 2001 г. – 90,6%). Объем внешнего товарооборота в январе-феврале текущего года составил 2 206,5 млн. долл. США, сократившись по сравнению с январем-февралем 2001 г. на 3,3%, рис. 7.

Рис. 7. Консолидированный торговый баланс

Из графика, иллюстрирующего динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2001 – март 2002 гг., видно, что темпы роста номинальных доходов в марте 2002 года совпадают с прошлогодними мартовскими, однако темпы роста расходов выше, чем в марте прошлого года, на 20,1 процентных пункта, при этом лезвия бюджетных “ножниц” в марте 2002 года разомкнулись шире по сравнению с мартом 2001 г. на 21,6 п.п. Это подтверждает и динамика ежемесячных реальных темпов роста доходов и расходов государственного бюджета и линии их полиномиальных трендов третьей степени, рис. 9. На графике видно, что краткосрочная напряженность первого квартала 2002 года выразилась в расхождении линий трендов. В марте 2002 г. реальные темпы роста ежемесячных доходов государственного бюджета увеличились по сравнению с мартом 2001 г. на 34,4 процентных пункта, а значения реальных темпов роста расходов бюджета за соответствующие периоды – увеличились на 36,2 процентных пункта, при этом стала заметна тенденция линий трендов к расхождению.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки) в январе-марте 2002 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась с 38,6 до 37,4%, или на 1,2 процентных пункта, причем удельный вес доходов государственного бюджета в ВВП снизился с 36,3 до 33,2%, а недоимка резко выросла — с 2,3 до 4,2%. Удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) на сопоставимые даты увеличился с 6,4 до 12,5%, табл. 1.
Таблица 1
Динамика налоговых нагрузок в народном хозяйстве
Показатели | Ед. изм. | 2000 г., январь-март |
2001 г., январь-март |
2002 г., январь-март |
1. Валовой внутренний продукт | млрд. руб. | 1319,2 | 3134,2 | 4764,0 |
2. Доходы консолидированного бюджета (с государственными внебюджетными и бюджетными целевыми фондами) | млрд. руб. | 471,4 | 1138,7 | 1582,1 |
3. Недоимка по доходам и поступлениям | млрд. руб. | 10,2 | 73,0 | 197,7 |
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам гос. бюджета (с госуд. внебюд. и бюд. целевыми фондами) | % | 2,2 | 6,4 | 12,5 |
5. Общая совокупная налоговая нагрузка | % | 36,5 | 38,6 | 37,4 |
в том числе: | ||||
уд. вес доходов гос. бюджета в ВВП | % | 35,7 | 36,3 | 33,2 |
уд. вес недоимки в ВВП | % | 0,8 | 2,3 | 4,2 |
Консолидированный бюджет в I квартале текущего года сложился на 51,2% из доходов республиканского бюджета и 48,8% — доходов местных бюджетов. В I квартале прошлого года доходы местных бюджетов составляли 48,5% всех доходов консолидированного бюджета. Дотации из фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц играют значительную роль в формировании доходной части местных бюджетов. Как отмечалось выше, в 2001 году финансовая помощь составила 16,8% доходов местных бюджетов и 17,3% расходной части республиканского бюджета. В I квартале текущего года дотации местным бюджетам составили 13,4% доходов местных бюджетов вместо 15,9% в январе-марте прошлого года и 14,4% расходной части республиканского бюджета (в I квартале 2001 г. — 17,3%). Доходы местных бюджетов в I квартале текущего года на 68,3% формировались за счет налоговых поступлений, табл. 2. Их доля в структуре доходов увеличилась по сравнению с I кварталом прошлого года на 2,1 процентных пункта. Это обусловлено, главным образом, ростом удельного веса налога на добавленную стоимость (на 2,5 п.п.) и подоходного налога с физических лиц (на 1,2 п.п.) при снижении в 1,6 раза доли налога на прибыль.
Таблица 2
Структура доходов республиканского и местного бюджетов, %
Январь-март 2001 г. | Январь-март 2002 г. | |||||
Доля местных бюджетов в доходах консолид. бюджета | республикан-ский бюджет | местные бюджеты | Доля местных бюджетов в доходах консолид. бюджета | республикан-ский бюджет | местные бюджеты | |
Доходы, всего | 48,5 | 100 | 100 | 48,8 | 100 | 100 |
налоговые доходы | 48,9 | 77,7 | 66,2 | 49,7 | 76,1 | 68,3 |
неналоговые доходы | 45,9 | 4,3 | 3,2 | 39 | 6,4 | 3,7 |
доходы гос. внебюджетных и бюджетных фондов | 47,8 | 18,0 | 14,7 | 47,9 | 17,5 | 14,6 |
финансовая помощь | 15,9 | 13,4 |
Расходы консолидированного бюджета за январь-март 2002 года профинансированы в сумме 1611,4 млрд. рублей, что составляет 19,8% от годового плана. В реальном выражении это на 5,1 п.п. меньше, чем за январь-март 2001 года при снижении реальных доходов бюджета за аналогичный период на 5,5 п.п. Для отдельных разделов бюджетных расходов по функциональной классификации по сравнению с январем-мартом прошлого года была характерна различная динамика. Так, наиболее значительный реальный прирост финансирования наблюдался по расходам на социальную политику – 59,3 п.п., оборону — 40,3 п.п., судебную власть – 20,7 п.п., управление – 13,2 п.п. и образование — 12,6 п.п. Наблюдающийся второй год рост расходов бюджета на социальную политику в значительной степени объясняется увеличением размеров пенсий, выплаты по которым проходят по этому разделу. На наиболее низком уровне по сравнению с I кварталом прошлого года профинансированы капитальные вложения – на 35,8%, реальный сектор экономики — на 33,0%, средства массовой информации — на 30,8 п.п. и расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий – на 27 п.п. Все это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В I квартале 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года наиболее значительно выросла доля расходов на образование — с 18,7% до 22,2%, социальную политику — с 3,5% до 5,8%. В результате расходы бюджета на образование, здравоохранение и физкультуру заняли в январе-марте 37,2%, а на социально-культурные мероприятия в целом – 55,2% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы республиканского бюджета за январь-март 2002 г. профинансированы в сумме 829,3 млрд. руб., что реально составляет 93,5% от уровня аналогичного периода прошлого года. В соответствии с одним из приоритетов бюджетной политики наиболее значительно увеличился удельный вес расходов на оплату труда рабочих и служащих. При реальном росте на 46,5 п.п. их доля за январь-март 2002 года к аналогичному периоду прошлого года достигла 24,0% в расходах республиканского бюджета. В январе-марте 2002 года наблюдалось суммарное превышение расходов консолидированного бюджета над доходами – дефицит составил 29,3 млрд. рублей, или 0,6% ВВП. Причем почти половина дефицита приходилась на местные бюджеты – 48,1%. В результате дефицит республиканского бюджета достиг 19,2 млрд. рублей, а местных бюджетов – 14,1 млрд. рублей. На фоне снижения сбалансированности бюджета продолжается постепенное снижение уровня централизации средств консолидированного бюджета – за март его величина составила 32,1% ВВП, рис. 13.

Рынок государственных ценных бумаг
Выпуск государственных ценных бумаг — наиболее приемлемый вариант финансирования дефицита республиканского бюджета. Действующее законодательство Республики Беларусь позволяет выпускать следующие виды государственных ценных бумаг: — государственные краткосрочные облигации;
— государственные долгосрочные облигации с купонным доходом;
— векселя Правительства Республики Беларусь;
— облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте;
— облигации государственного выигрышного валютного займа;
— государственные компенсационные облигации;
— облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь;
— долгосрочные государственные облигации Республики Беларусь;
— долгосрочные государственные облигации, не обращающиеся на вторичном рынке.
Цель выпуска государственных ценных бумаг (ГЦБ) заключается, во-первых, в создании устойчивой системы государственного заимствования, во-вторых, в финансировании дефицита республиканского бюджета, в-третьих, в развитии и расширении рынка ценных бумаг. Государственные краткосрочные облигации (ГКО) Республики Беларусь и государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО с КД) выпускаются в бездокументарной форме. Первичное размещение их осуществляется:
— путем продажи на закрытом аукционе, проводимом Национальным банком, где принимают участие первичные инвесторы, список которых утверждается Национальным банком по согласованию с Министерством финансов;
— путем покупки Национальным банком выпуска ГКО и ГДО с купонным доходом для их последующей продажи на вторичном рынке ценных бумаг;
— путем их продажи Министерством финансов юридическим лицам на условиях, определяемых этим министерством.
Сделки купли-продажи данных ценных бумаг на вторичном рынке осуществляются только на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». В целях нормализации ситуации на рынке государственных ценных бумаг Министерство финансов, начиная с 5 февраля 2002 г., уменьшило требования к первичным инвесторам по размеру фактического участия в аукционе с 0,3 до 0,1 % от объявленного объема эмиссии. Продолжается постоянное совершенствование методологической базы по выпуску, обращению и погашению государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом. Во втором полугодии 2002 г. будет принята новая редакция основных условий эмиссии государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь и государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом, позволяющая осуществлять первичное размещение государственных облигаций путем проведения аукционов без участия Национального банка Республики Беларусь, а также размещение государственных облигаций на условиях андеррайтинга среди банков, подписавших с Министерством финансов соответствующие соглашения. Расширение способов первичного размещения государственных ценных бумаг позволит Министерству финансов снизить зависимость признания аукционов состоявшимися от заявок банков – первичных инвесторов, расширит возможности привлечения средств широкого круга профучастников фондового рынка путем их прямого участия в аукционах по размещению государственных облигаций. В целях привлечения свободных рублевых денежных средств населения с 1 июня т.г. Министерство финансов планирует осуществить в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001 г. № 1053 “О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь” первый выпуск облигаций займа общим объемом 5 млрд. рублей. В текущем году планируется также осуществить третий выпуск облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь.
Департамент бюджетной политики Министерства финансов