Январь - сентябрь 2005 года

О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов

январь-сентябрь 2005 года

Динамика ВВП и реального сектора экономики

Финансы субъектов хозяйствования

Инфляция

Потребительский рынок и доходы населения

Внешняя торговля

Государственные финансы

Рынок страховых услуг

Динамика ВВП и реального сектора экономики

По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за январь-сентябрь 2005 года составил в текущих ценах 46 089,6 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 8,7% выше, чем в январе-сентябре 2004 года (в январе-сентябре 2004 года прирост ВВП по отношению к январю-сентябрю 2003 года составлял 10,8%). Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год предусмотрен рост ВВП на 8,5-10%, на январь-сентябрь – на 8,5%.

В январе-сентябре текущего года отмечалось некоторое замедление темпов роста основных макроэкономических показателей развития страны по сравнению с январем-сентябрем 2004 года, рис 1.

Рис. 1. Изменение основных показателей развития экономики в % к соответствующему периоду предыдущего года (экспорт и импорт – январь-август 2005 г. к январю-августу 2004 г. и январь-август 2004 г. к январю-августу 2003 г.)

За девять месяцев 2005 года произведено промышленной продукции, работ, услуг на сумму 44,1 трлн. рублей, что на 9,7% (в сопоставимых ценах) выше уровня января-сентября 2004 года (при прогнозе на год – 8-9,5%, на январь-сентябрь – 7%).

Доля предприятий государственной формы собственности в общем объеме произведенной промышленной продукции составила 38,2%, предприятий частной формы собственности, имеющих в уставном фонде долю государства, – 51,6%.

Потребительских товаров выпущено на сумму 10,4 трлн. рублей, что на 11% выше уровня января-сентября 2004 года (прогноз на год – 9,5-11%, на январь-сентябрь – 8%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 15%, непродовольственных – на 7,3%.

В январе-сентябре 2005 года в экономику и социальную сферу республики инвестировано 9,8 трлн. рублей — на 23,3% больше, чем в январе-сентябре прошлого года (в сопоставимых ценах) (при прогнозных темпах прироста на 2005 год 15,5-17,5%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 18,3% в январе-сентябре 2004 года до 21,2% в январе-сентябре 2005 года.

Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (47,8%), бюджетные средства (23,5%), кредиты банков (без иностранных кредитов ) (13,2%) и средства населения (8,6%). За девять месяцев 2005 года в экономику страны капитальные вложения за счет иностранных источников (включая иностранные кредиты) составили 223,9 млрд. рублей и занимали 2,3% в структуре источников финансирования.

На объекты производственного назначения использовано 6,3 трлн. рублей капитальных вложений, что на 24,8% больше, чем в январе-сентябре 2004 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 64,6% (в январе-сентябре 2004 года – 63,1%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 20,2%. На строительство жилых домов использовано 1,8 трлн. рублей инвестиций, что составило 18,6% к их общему объему и 122,4% к январю-сентябрю 2004 года.

Объем продукции сельского хозяйства в январе-сентябре 2005 года составил 10 трлн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 3% (при прогнозе на январь-сентябрь – 7% и на год – 8-9,5%).

Объем грузооборота предприятий транспорта за январь-сентябрь 2005 года сложился в размере 34 111,6 млн. ткм и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2004 года на 5,6%.

Финансы субъектов хозяйствования

В январе-августе 2005 года предприятиями и организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 75,7 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 10,9% больше, чем в январе-августе 2004 года. Оплаченная выручка составила 95,2% от всей выручки, или 72,1 трлн. рублей.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг за восемь месяцев 2005 года сложилась в размере 6,6 трлн. рублей, или 16,7% от произведенного валового внутреннего продукта (за январь-август 2004 года – 16,6%). По сравнению с январем-августом 2004 года прибыль от реализации продукции увеличилась в реальном выражении на 14,2%, рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж – на 0,2 и 1,6 процентных пунктов, составив 14,3 и 10,1% соответственно.

За восемь месяцев текущего года хозяйствующими субъектами республики было получено 6,3 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 16% ВВП за январь-август (в январе-августе 2004 года – 14,2%), рис.2 . По сравнению с тем же периодом 2004 года сумма прибыли до налогообложения возросла в 1,3 раза в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась в 1,4 раза, составив 4 трлн. рублей. Более 60% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности.

Рис. 2. Прибыль до налогообложения организаций республики

В январе-августе 2005 года 2 062 организации, или 19,5% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 407 млрд. рублей вместо 481 млрд. рублей в январе-августе 2004 года. Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики сократилась в 1,4 раза.

На 1 сентября 2005 года предприятия и организации республики имели просроченную задолженность в размере 5,2 трлн. рублей. За восемь месяцев текущего года ее сумма увеличилась в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 1,4%. При этом просроченная задолженность по кредитам и займам, занимавшая 9,3% общей просроченной задолженности, возросла на 20,6% в реальном выражении и составила 490,5 млрд. рублей.

Основную долю суммарной просроченной задолженности субъектов хозяйствования республики занимала просроченная кредиторская задолженность – 90,7%. Ее сумма на 1 сентября 2005 года составила 4,8 трлн. рублей, или 23,7% всего объема кредиторской задолженности (вместо 26,8% на 1 сентября 2004 года). По сравнению с началом 2005 года она уменьшилась в реальном выражении на 0,2%.

Задолженность промышленных предприятий занимала 45,8% в общей просроченной кредиторской задолженности по республике, предприятий сельского хозяйства – 21,5%, жилищно-коммунального хозяйства – 9,4%.

Сумма просроченной дебиторской задолженности на 1 сентября 2005 года составила 4,1 трлн. рублей, или 27,8% общей суммы дебиторской задолженности вместо 29,2% на 1 сентября 2004 года. По сравнению с началом текущего года она увеличилась в реальном выражении на 4%.

Просроченная кредиторская задолженность по республике на 15,4% превышала просроченную дебиторскую задолженность, в том числе в промышленности – на 26,6%.

Сокращение удельного веса неденежной формы расчетов в оплаченной выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг в январе-августе 2005 года по сравнению с январем-августом 2004 года позволило увеличить платежеспособность предприятий. На 1 сентября 2005 года денежные средства на счетах предприятий составили 54,4% от суммы просроченной кредиторской задолженности, что в 1,3 раза выше, чем на ту же дату 2004 года.

Внешняя просроченная кредиторская задолженность за товары, работы и услуги за январь-август текущего года в реальном выражении сократилась на 9,9% и составила на 1 сентября 2005 года 640,4 млрд. рублей. Внешняя просроченная дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 2 раза меньше.

Сумма накопленной просроченной кредиторской задолженности белорусских предприятий хозяйствующим субъектам стран СНГ (315,5 млрд. рублей) занимала 49,3% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и превысила просроченную дебиторскую задолженность предприятий стран Содружества предприятиям республики в 1,6 раза.

На просроченную кредиторскую задолженность белорусских предприятий субъектам хозяйствования России, основного торгового партнера республики, приходилось 45,7% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и 92,7% просроченной задолженности странам СНГ. Ее сумма составила 292,4 млрд. рублей, что на 15,7% меньше (в реальном выражении), чем на начало года. В просроченной задолженности предприятиям Беларуси просроченная задолженность российских предприятий (156,4 млрд. рублей) занимала 48,3% и 79,8% просроченной задолженности предприятий стран СНГ.

Инфляция

В сентябре 2005 года прирост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 0,1%, что на 0,4 процентных пункта выше значения предыдущего месяца и соответствует уровню сентября 2004 года, рис. 3.

Рис. 3. Динамика сводных индексов цен в народном хозяйстве

Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен – 0,3% прироста сводного индекса – внесли темпы роста тарифов на платные услуги (на 1,4%). Непродовольственные товары подорожали на 0,2%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 0,1%. Цены на продовольственные товары в сентябре текущего года снизились по сравнению с августом на 0,5%, что на 0,3% сократило сводный индекс цен.

Всего за девять месяцев 2005 года инфляция на потребительском рынке составила 4,6% против 9% за аналогичный период предыдущего года. Среднемесячный прирост цен за январь-сентябрь 2005 года (0,5%) был в два раза ниже, чем за тот же период 2004 года.

Цены производителей промышленной продукции за сентябрь 2005 года относительно августа возросли на 1%, строительно-монтажные работы подорожали на 0,4%. Прирост цен производителей промышленной продукции за девять месяцев 2005 года составил 7,8%, цен на строительно-монтажные работы – 10% вместо 15,9 и 19,5%, соответственно, за тот же период 2004 года.

Ценовая ситуация в промышленности в сентябре определялась в основном ускорением роста цен в топливной промышленности, металлургии и химической промышленности, продукция которых подорожала на 3,9; 3,2 и 1,2% соответственно, рис. 4.

1 Электроэнергетика 4 Химическая 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная
2 Топливная 5 Нефтехимическая 8 Легкая
3 Черная металлургия 6 Машиностроение и металлообработка 9 Пищевая

Рис. 4. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за январь- сентябрь 2005 года.

Потребительский рынок и доходы населения

За январь-сентябрь 2005 года розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 17,9 трлн. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 19,8% по сравнению с январем-сентябрем 2004 годом (при прогнозе его роста на 2005 год — 13-14%, на 9 месяцев 2005 г. – 13%). Розничный товарооборот торговли составил 16,9 трлн. рублей, организаций общественного питания – 0,9 трлн. рублей, или соответственно 120,1% и 114,6% к уровню января-сентября 2004 года.

В структуре розничного товарооборота в январе-сентябре 2005 года 64% приходилось на торговые организации, доля продажи товаров индивидуальными предпринимателями и физическими лицами составила 36%, из них торгующими в обустроенных помещениях – 10%. При этом удельный вес продовольственных товаров занимал 55%, непродовольственных — 45%, за 9 месяцев 2004 года – соответственно 57% и 43%.

В январе-сентябре 2005 год объем платных услуг, оказываемых населению через все каналы реализации, сложился в размере 4,9 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 13% больше уровня января-сентября 2004 года, при прогнозе роста на 2005 год 13-15%, на январь-сентябрь – 13%. Организациями государственной формы собственности оказано 64,4% от общего объема платных услуг, частной – 35,3%. Объем бытовых услуг через все каналы реализации за 9 месяцев 2005 года составил 574,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 19,1% больше, чем в январе-сентябре 2004 года. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими сеть организаций бытового обслуживания населения, оказано бытовых услуг на 357,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 9,7% больше, чем в январе-сентябре 2004 года (прогноз на 2005 год -112-114%).

Объем жилищно-коммунальных услуг в январе-сентябре 2005 г. к уровню января-сентября 2004 г. в сопоставимых ценах составил 106,1%, в том числе услуг жилищного хозяйства – 102%, коммунальных услуг – 107%.

В январе-августе 2005 года денежные доходы населения составили 23,5 трлн. рублей и выросли по сравнению с январем-августом 2004 года на 28,5% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 11,1%. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы населения выросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 15,6% (при прогнозе на 2005 год 13-14%). Такой же рост наблюдался и по реальным располагаемым денежным доходам (доходам за вычетом налогов и добровольных взносов).

Структура денежных доходов населения за январь-август 2005 года представлена ниже (в процентах к итогу):

  Январь-август 
2005 г.
Январь-август 
2004 г.
Всего денежных доходов 100 100
в том числе:    
оплата труда работников 59,9 56,6
социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и прочие) 22,0 21,2
доходы от собственности 1,8 1,7
другие доходы (от продажи с/х продукции, доходы от официально неучтенной предпринимательской деятельности и прочие) 16,3 20,5

Денежные расходы и сбережения населения в январе-августе 2005 года составили 23,3 трлн. рублей. Из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 19,4 трлн. рублей (83,2% от общей суммы денежных расходов и сбережений), оплату налогов и добровольных взносов – 2,9 трлн. рублей (12,6%), накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, сальдо покупки-продажи иностранной валюты и другие расходы составили 1 трлн. рублей (4,2%).

Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, за январь-сентябрь 2005 года начисленная среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики республики составила 451,7 тыс. рублей, что в реальном выражении на 21,9% больше, чем за соответствующий период 2004 года (в том числе за сентябрь – 485,2 тыс. руб., реальный рост к сентябрю 2004 года – 20%).

При этом по отраслям экономики сохраняются значительные различия в оплате труда. В отраслях материального производства наиболее низкий уровень заработной платы за январь-сентябрь 2005 года наблюдался в сельскохозяйственном производстве – 270,9 тыс. рублей, что в 1,7 раза ниже, чем в среднем по республике; а самый высокий – в нефтеперерабатывающей промышленности – 1045,5 тыс. рублей, что в 2,3 раза выше, чем в среднем по республике. В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате являлись банки – 742,2 тыс. рублей, аутсайдером — младший медицинский персонал в здравоохранении с зарплатой в 250,7 тыс. рублей, разрыв составил 3 раза, рис. 5. При этом зарплата врачей за январь-сентябрь 2005 года составила 672,7 тыс. рублей, что в 1,5 раза выше, чем в среднем по республике, профессорско-преподавательского состава – 676,7 тыс. рублей (1,5 раза).

1 промышленность 6 торговля и общепит 11 наука и научное обслуживание
2 сельское хозяйство 7 здравоохранение 12 банки
3 транспорт 8 социальное обеспечение 13 страхование
4 связь 9 образование  
5 строительство 10 культура и искусство  

Рис. 5. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики за январь-сентябрь 2005 г., тыс. рублей

Внешняя торговля

В январе-августе 2005 года объем внешней торговли товарами и услугами, по данным Министерства статистики и анализа, составил 22 392 млн. долл. США, что на 10,7% (из расчета в фактических ценах) больше уровня того же периода 2004 года, в том числе экспорт – 11 534,6 млн. долл. США, импорт – 10 857,4 млн. долл. США. По сравнению с январем-августом 2004 года экспорт товаров и услуг возрос на 18,2%, импорт – на 3,8%.

Сальдо внешнеторговых операций за восемь месяцев 2005 года сложилось положительным в размере 677,2 млн. долл. США, в том числе в торговле товарами – 98,3 млн. долл. США, в торговле услугами – 578,9 млн. долл. США.

Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 90,1% общей суммы торговли товарами и услугами. Объем внешнего товарооборота в январе-августе 2005 года составил 20 175,9 млн. долл. США, или 109,6% к уровню января-августа 2004 года. Из обшей суммы 55,4% внешнего товарооборота приходилось на страны СНГ (вместо 63% в январе-августе 2004 года). Объем торговли с ними сократился на 3,5%, со странами дальнего зарубежья – возрос на 32%.

Рис. 6. Консолидированный торговый баланс

За восемь месяцев 2005 года экспортировано товаров на сумму 10 137,1 млн. долл. США, что на 17,7% больше, чем в январе-августе 2004 года, рис. 6. При этом физический объем экспорта уменьшился на 0,9%, средние цены на экспортируемые товары возросли на 18,8%. Более половины (55,3%) белорусского экспорта приходилось на страны вне СНГ. Объем экспорта в эти страны возрос на 38,5% по сравнению с январем-августом 2004 года, в страны Содружества – сократился на 0,8%.

Стоимостной объем экспорта товаров в Российскую Федерацию в январе-августе 2005 года сократился относительно того же периода 2004 года на 9,6% (физический объем – на 10,7%, средние цены экспорта увеличились на 1,3%), составив 3 660,9 млн. долл. США, и занял 36,1% общего объема экспорта. Импорт российских товаров в стоимостном выражении уменьшился на 8,5%. В структуре импортных потоков доля России составила 60,2%. Сокращение стоимости российского импорта вызвано существенным снижением физических объемов поставок (на 12%) при увеличении цен на импортируемые товары на 4%. В результате дефицит в торговле с Россией составил 2 377,5 млн. долл. США вместо 2 550,2 млн. долл. в январе-августе 2004 года. В целом товарооборот с Россией за восемь месяцев 2005 года сократился на 8,9% по сравнению с январем-августом 2004 года, составив 9 699,3 млн. долл. США.

Товарные потоки из стран дальнего зарубежья увеличились на 22,5%. При этом положительное сальдо экспортно-импортных операций с ними составило 2 224,3 млн. долл. США, увеличившись относительно восьми месяцев 2004 года в 1,7 раза.

Основными торговыми партнерами республики в январе-августе 2005 года являлись: Россия – 48,1% в общем товарообороте, Нидерланды – 7,6%, Украина – 5,7%, Германия – 5,4%, Польша – 4,5%.

По данным Национального банка, внешний оборот услуг за восемь месяцев 2005 года составил 2 216,1 млн. долл. США (экспорт – 1 397,5 млн. долл., импорт – 818,6 млн. долл.) и вырос по сравнению с январем-августом 2004 года на 22%. При этом экспорт услуг увеличился на 22,1%, импорт – на 21,8%. В структуре предоставленных услуг преобладают транспортные услуги – 56,7% всего экспорта услуг и деловые – 17%. В импорте услуг 46,4% приходилось на поездки, 28,5% — на транспортные услуги.

Торговля услугами более динамично развивалась со странами вне СНГ, прирост составил 24,5% по сравнению с январем-августом 2004 года. Со странами Содружества объемы торговли услугами увеличились на 17,8%, в том числе с Россией – на 20%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 66% общего объема экспорта услуг республики и 59,1% — общего объема импорта услуг.

Государственные финансы

В январе-сентябре 2005 года в консолидированный бюджет поступило 22320,2 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 16988,1 млрд. рублей. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 51,3%. При этом четверть всех поступлений в бюджет обеспечена за счет налога на добавленную стоимость — 25%. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 21016,3 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 16204,9 млрд. рублей. В реальном выражении это на 26% больше, чем за 9 месяцев 2004 года при реальном росте доходов за этот же период на 28%. Профицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за январь-сентябрь 2005 года 783,3 млрд. рублей, или 1,7% к ВВП (за январь-сентябрь 2004 года профицит — 1,1% к ВВП), профицит ФСЗН – 520,7 млрд. рублей, или 1,1% ВВП.

Доходы и расходы консолидированного бюджета в динамике представлены на рис. 7.

Рис. 7. Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов консолидированного бюджета без учета ФСЗН в 2004 г. – сентябре 2005 г., % (январь 2004 – 2005 гг. = 100%)

На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2004 – сентябрь 2005 гг., наблюдается ситуация, когда при незначительной месячной инфляции в 2005 году темпы роста номинальных доходов и расходов растут значительно, в частности, начиная с мая-июня текущего года.

Анализ выполнения доходной части бюджета в текущем году свидетельствует о том, что высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С одной стороны — это опережающие темпы роста макроэкономических показателей по большинству учитываемых при планировании бюджета позиций, которые вызваны улучшением общей экономической ситуации в республике, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций и повышением их платежеспособности. С другой стороны — это внесение радикальных изменений в налоговое законодательство по уплате налога на добавленную стоимость.

Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) в январе-сентябре 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла с 34,4 до 37,5%, или на 3,1 п.п., причем удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 33,6 до 36,9% в сравниваемых периодах (рост на 3,3 п.п.), а недоимка снизилась с 0,8 до 0,6% (падение – на 0,2 п.п.), табл. 1. По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) сократился с 2,3% на 1.10.2004 до 1,7% на 1.10.2005. По состоянию на 1 октября 2005 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 293,5 млрд. рублей и по сравнению с 1 октября 2004 года сократилась в реальном выражении на 3 процента.

Таблица 1
Динамика централизации доходов консолидированного бюджета

Показатели Ед. изм. 2002 г.,
январь-сентябрь
2003 г.,
январь-сентябрь
2004 г.,
январь-сентябрь
2005 г.,
январь-сентябрь
1. Валовой внутренний продукт млрд. руб. 18773,3 26187,7 35575,4 46089,6
2. Доходы консолидированного бюджета (с государ. внебюджетными и бюджетными целевыми фондами, без ФСЗН) млрд. руб. 5802,6 8627,3 11960,5 16988,1
3. Недоимка по доходам и поступлениям млрд. руб. 210,2 215,8 276,5 293,5
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам конс. бюджета (с гос. целевыми фондами) % 3,6 2,5 2,3 1,7
5. Общая совокупная налоговая нагрузка (централизация) % 32,0 33,7 34,4 37,5
в том числе:          
уд. вес доходов конс. бюджета в ВВП % 30,9 32,9 33,6 36,9
уд. вес недоимки в ВВП % 1,1 0,8 0,8 0,6

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста доходов консолидированного бюджета к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за январь-сентябрь 2005 года энергетичность доходов составила 1,18, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 19,4 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что за январь-сентябрь 2004 года энергетичность доходов составила 1,05).

Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов и ФСЗН) по пяти основным налогам за 9 месяцев последних пяти лет, табл. 2. Как видно из таблицы, в январе-сентябре 2005 года только доля акцизов уменьшилась на 0,9 п.п. по сравнению с январем-сентябрем прошлого года, а удельные веса НДС, прямых налогов на доходы и прибыль, подоходного налога и доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций в структуре суммарно увеличилась на 5,7 п.п.

Таблица 2
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2001-2005 гг., %

Показатели янв.-сент. 2001 янв.-сент. 2002 янв.-сент. 2003 янв.-сент. 2004 янв.-сент. 2005
НДС 30,1 32,8 28,8 28,1 31,9
Налоги на доходы и прибыль 17,5 13,9 13,6 15,9 16,4
Подоходный налог 11,0 11,0 9,9 9,9 10,0
Акцизы 9,5 9,3 8,4 8,2 7,3
Доходы от внешней торговли 6,3 7,4 10,0 8,0 9,3
Прочие поступления в бюджет 25,7 25,6 29,3 29,9 25,1
Итого доходов (без доходов гос. внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Расходы консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2005 года профинансированы в сумме 16 204,9 млрд. рублей без ФСЗН, расходы Фонда социальной защиты населения составили 4 811,4 млрд. рублей.

Более половины – 54,8% — расходов консолидированного бюджета (включая ФСЗН) приходилось на расходы социального направления без учета капитальных вложений, в том числе на образование – 13,5%, на здравоохранение – 10%.

При реальном росте расходов консолидированного бюджета за девять месяцев текущего года на 26,5% по сравнению с тем же периодом 2004 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Бюджетные ассигнования на социальную политику возросли на 49,5%, капитальные вложения – 44,8%, расходы государственных целевых внебюджетных и бюджетных фондов – 46,1%.

Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. За январь-сентябрь 2005 года по сравнению с тем же периодом 2004 года наиболее значительно выросла доля расходов государственных целевых внебюджетных и бюджетных фондов – с 17,1 до 19,7% и расходов на социальную политику – с 5,2 до 6,2% в общем объеме консолидированного бюджета. Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство сократился с 7% в январе-сентябре 2004 года до 5,9% в январе-сентябре текущего года (при реальном росте расходов на 5,4%), на образование – с 18,2 до 17,6% (при реальном росте финансирования отрасли на 22,2%), рис. 8.

Рис. 8. Функциональная структура расходов бюджета (без ФСЗН), в процентах к итогу

Значительная часть бюджетных средств была направлена на поддержку отраслей реального сектора экономики (включая жилищно-коммунальное хозяйство) – 22,7% от всех расходов консолидированного бюджета (с учетом Фонда социальной защиты населения) в январе-сентябре 2005 года (без ЖКХ – 18,2%). Из них 10,1% приходилось на прямое финансирование из бюджета, 12,6% — на расходы целевых бюджетных фондов.

Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) за январь-сентябрь 2005 года составили 10 115,4 млрд. руб., или 143,3% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2004 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 9 458,5 млрд. руб., что на 34,2% больше, чем в январе-сентябре 2004 года. Доходы Фонда социальной защиты населения сложились в размере 5 332,1 млрд. руб., расходы – 4 811,4 млрд. руб.

Финансирование по всем разделам республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации было осуществлено выше уровня январе-сентябре 2004 года. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку реального сектора экономики (в 2,3 раза в реальном выражении), на капитальные вложения (в 1,7 раза), на социальную политику (на 55,8%), расходы целевых бюджетных фондов (на 56,4%). В результате в структуре расходов республиканского бюджета увеличилась доля расходов на поддержку реального сектора экономики – с 2 до 3,5%, расходов целевых бюджетных фондов – с 22,3 до 25,9%).

В январе-сентябре 2005 года доходы республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) превысили расходы на 1 177,6 млрд. рублей, или 2,6% к ВВП.

Рынок страховых услуг

За январь-сентябрь 2005 г. поступило страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию на общую сумму 358,6 млрд. рублей, прирост составил 25,6% к соответствующему периоду 2004 года, при этом доля Белгосстраха в общей сумме собранных страховых взносов составила 61,7% (за январь-сентябрь 2004 г. – 62,9%).

Сумма собранных страховыми организациями взносов (скорректированных с учетом инфляции) за январь-сентябрь 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 13,2%, табл. 3.

Таблица 3
Реальный прирост (скорректированный с учетом инфляции) собранных взносов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Показатель Страховые взносы
Январь
2005г.
Янв- февр.
2005г.
Янв- март
2005г.
Янв-апр.
2005г.
Янв-май
2005г.
Янв- июнь
2005г.
Янв-июль
2005г.
Янв-авг.
2005г.
Янв-сент.
2005г.
Абсолютный, млрд. рублей 12,4 16,5 21,6 26,2 30,3 35,8 39,2 42,1 41,9
Относительный, % 51,2 30,6 24,7 21,2 19,2 18,6 16,9 15,4 13,2

Страховые выплаты за указанный период составили 144,0 млрд. рублей (за январь-сентябрь 2004 г. – 104,4 млрд. рублей), или 40,2% от суммы поступивших страховых взносов (за январь-сентябрь 2004 г. – 36,6%), рис. 9. Из них 98,1 млрд. рублей (68,1 % общей суммы выплат) приходится на долю Белгосстраха (за январь-сентябрь 2004 г. – 70,2 млрд. рублей и 67,2% соответственно).

Рис. 9. Выплачено страхового возмещения и обеспечения (млрд. руб., скорректированных с учетом инфляции)

Реальный прирост (скорректированный с учетом инфляции) выплаченного страховыми организациями возмещения и обеспечения за январь-сентябрь 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 24,4%.

Главное управление бюджетной политики

версия для печати