Январь - декабрь 2009 года
О состоянии государственных финансов Республики Беларусь
за 2009 год
О налоговой политике
Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе. В течение последнего времени был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении.
Принципиально важным является то, что упрощение налоговой системы не является разовым шагом, а эта работа носит планомерный характер. Соответствующие мероприятия в данном направлении последовательно прорабатываются в рамках созданной Правительством Республики Беларусь межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по упрощению налоговой системы и реализуются в налоговом законодательстве.
Работа по упрощению налоговой системы проводится комплексно и включает в себя следующие мероприятия.
1. Сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин). За период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.
С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налогообложения. В их числе:
уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента выручки;
установление единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 процентов;
уменьшение с 5 до 3 процентов ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Налогообложению в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством.
С 1 января 2009 года в отношении доходов физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. руб. в месяц.
Установление единой ставки подоходного налога с увеличением размера налогового вычета обеспечило существенное упрощение налогообложения и снижение налоговой нагрузки на граждан.
В общую систему налогообложения налогом на прибыль включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг.
В настоящее время в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.
2. Повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения. В 2008-2009 годах реализован комплекс мероприятий, позволяющих предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. рублей, применять упрощенную систему налогообложения, суть которой заключается в возможности платить один налог по ставке 8 процентов от валовой выручки (5 процентов — для предприятий, расположенных в сельских населенных пунктах и малых городах). В рамках упрощенной системы налогообложения действует также упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности.
Упрощенный порядок налогообложения применяется также при реализации индивидуальными предпринимателями товаров, работ (услуг) за наличный расчет физическим лицам, при осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.
Обеспечено дальнейшее упрощение порядка взимания экологического налога:
из состава объектов обложения налогом исключены объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
введено обложение налогом объемов производимых и (или) импортируемых товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, что позволило исключить требование об уплате экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при нанесении покрытий во время проведения строительных и ремонтных работ с использованием лакокрасочных материалов;
отменен налог с объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов, объемов захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год.
3. Завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие Особенной части Налогового кодекса.
С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса, ставшая единым налоговым законом, который объединил в себе порядок применения всех республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), а также особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу в ней установлены все обязательные элементы налогообложения, такие как состав плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, размеры налоговых ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин), сроки их уплаты и предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.
Ее введение в действие позволяет повысить стабильность и прозрачность налогового законодательства, сократить количество документов по вопросам налогообложения, применяемых в Республике Беларусь, а также реализовать мероприятия по дальнейшему упрощению налоговой системы:
4. Упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования.
В этих целях плательщикам дана возможность предоставления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде, отменена обязанность подачи «пустых» деклараций (расчетов) при отсутствии объектов налогообложения, значительно сокращено количество случаев представления в налоговые органы сведений и документов. Такие сведения и документы налоговые органы напрямую получают от уполномоченных органов и организаций по принципу «одного окна».
О бюджетной политике
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь . Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.
Сферой правового регулирования Бюджетного кодекса определены отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В состав Кодекса вошли нормы действовавших ранее законов в этой сфере – в значительно расширенном и актуализированном виде, и введены новые положения, необходимые для решения вопросов, стоящих в настоящее время перед экономикой.
В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.
В рамках систематизации бюджетного законодательства в Бюджетном кодексе пересмотрен понятийный аппарат, терминология изложена в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. Учтена практика применения Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», других законодательных актов, регулирующих вопросы бюджетных отношений, и положительный опыт формирования бюджетного законодательства в странах СНГ и других государствах.
На постоянной основе установлено разграничение доходных источников и расходных полномочий между бюджетами разного уровня бюджетной системы Республики Беларусь на основе сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов и с учетом закрепленных за ними функций.
В отдельный раздел Бюджетного кодекса выделены вопросы межбюджетных отношений, включая формы финансовой помощи нижестоящим бюджетам, условия и порядок ее предоставления.
С учетом допустимых параметров финансовой безопасности Республики Беларусь в законопроекте установлены основные нормы в области заимствований местных бюджетов.
В Кодекс включены вопросы формирования бюджета в разрезе бюджетных программ и в состав бюджетной классификации включена программная классификация расходов бюджета. Функциональная классификация расходов бюджета по разделам и подразделам устанавливается согласно приложению к Кодексу.
Предусмотрено внедрение метода среднесрочного финансового планирования (3-х летнее бюджетное планирование) и других современных подходов бюджетной политики.
Нормы Кодекса учитывают опыт применения бюджетного законодательства в странах СНГ и современные методологические подходы к его разработке, гармонизированы с бюджетным законодательством в рамках Союзного государства и ЕврАзЭС.
Столь серьезное обновление правовой базы бюджетных отношений потребовало значительного пересмотра или актуализации положений нормативных правовых актов, содержащих нормы бюджетного законодательства.
Согласно Плану мероприятий Правительства для приведения действующего законодательства в соответствие с положениями Бюджетного кодекса Республики Беларусь Министерством финансов были разработаны и приняты нормативные правовые акты:
1) Декрет Президента Республики Беларусь №6 «О внесении дополнений и изменений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь»;
2) Указ Президента Республики Беларусь №241 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам бюджетных отношений и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь»;
3) постановление Совета Министров Республики Беларусь № 183 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам бюджетных отношений и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 марта 2001 г. № 332».
4) Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетных отношений».
С целью создания эффективной системы управления государственными финансами Министерством финансов ведется работа по внедрению программно-целевого метода бюджетного планирования. В рамках бюджетного планирования применение программно-целевого метода основано на обеспечении взаимосвязи бюджетных расходов и достигаемых с их помощью конечных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.
Министерством финансов для составления бюджета по программно-целевому методу:
1. Разработана и утверждена программная классификация расходов бюджета, включающая все действующие в республике государственные и региональные программы, на выполнение которых расходуются бюджетные средства (постановление Министерства финансов от 31 декабря 2008 года № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь»). Программная классификация позволяет группировать расходы республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов по программам и подпрограммам.
Внедрение программной классификации дает возможность иметь полную информацию о количестве программ и их основных параметрах: объемах и источниках финансирования, сроках реализации, конкретных направлениях расходования бюджетных средств.
2. Внесены изменения в Положение о паспорте бюджетной программы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2009 года № 782 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 года № 668»). Теперь вся информация и по финансированию программы, и по выполняемым показателям представляется в паспорте бюджетной программы в разрезе выполняемых заказчиком задач, что создает условия для проведения более качественной оценки эффективности программ. Тем самым повышается качество подготовки и реализации программ, ответственность заказчиков в определении желаемых результатов и эффективность государственных расходов за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
3. Внесены изменения в постановление Министерства финансов от 17 октября 2007 г. № 148 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы паспорта бюджетной программы и иных вопросах, связанных с применением постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 668 (постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 15 сентября 2009 г. № 113 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 октября 2007 г. № 148»). Вносимые изменения позволяют обеспечить надлежащий учет и контроль за расходованием бюджетных средств на выполнение программ, устанавливают порядок внесения Министерству финансов Республики Беларусь предложений по введению отдельного кода программной классификации расходов бюджета, содержат основные требования к составлению формы паспорта бюджетной программы и проводимой заказчиками программы оценки ее эффективности.
4. Разработаны Методические рекомендации о порядке разработки планов деятельности распорядителей бюджетных средств (Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июля 2009 г. № 207 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке разработки планов деятельности распорядителей бюджетных средств»). С принятием Бюджетного кодекса распорядители бюджетных средств в соответствии с их функциями и задачами, определенными законодательством, и исходя из необходимости достижения установленных ими результатов и эффективного расходования бюджетных средств составляют планы своей деятельности.
Методическими рекомендациями определены основные требования и единый порядок разработки планов деятельности распорядителей бюджетных средств, которые должны включать полную информацию о деятельности распорядителей, необходимую Министерству финансов Республики Беларусь и местным финансовым органам для оценки результатов бюджетной политики, разработки проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год, среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Реализация данного Приказа направлена на создание эффективной системы управления государственными финансами и условий для полного и устойчивого выполнения обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на достижение целей и решение задач социально-экономического развития при одновременном сокращении неэффективных расходов.
С учетом новых требований законодательства и необходимости всесторонней оценки экономических последствий принятия нормативных правовых актов совместным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 30 июня 2009 года №88/124 «Об утверждении Инструкции по методике подготовки финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов» была утверждена Инструкция по методике подготовки финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов.
Положения постановления и Инструкции нацелены на обеспечение надлежащего учета и контроля влияния нормативных правовых актов на параметры бюджета на среднесрочную перспективу в целях проведения более жесткой бюджетной политики и содержат основные требования к разработке финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов государственными органами. Положения Инструкции соответствуют современным требованиям к прогнозированию финансово-экономических последствий принятия нормативных правовых актов.
В целях усиления контроля за экономным и эффективным использованием бюджетных средств Министерством финансов был реализован комплекс мер антикризисного характера по ужесточению бюджетной политики.
Были предприняты следующие ключевые шаги, направленные на сбалансированность консолидированного бюджета сектора государственного управления и выполнение принятых бюджетных обязательств:
- с целью ограничения бюджетных расходов 2009 года проведена инвентаризация государственных программ, в ходе которой принимались решения о сокращении непервоочередных расходов и переносе отдельных мероприятий, в первую очередь инвестиционных, на последующие годы;
- сокращение текущих и капитальных расходов бюджетных организаций. При этом в полном объеме обеспечено финансирование расходов бюджетных организаций на выплату заработной платы, трансфертов населению, оплату коммунальных услуг;
- проводилась работа по расширению адресной социальной помощи населению;
- предприняты меры по компенсации недопоступления налоговых доходов за счет увеличения неналоговых доходов, включая поступления от управления средствами бюджетов, доходы от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства, прочие неналоговые доходы бюджетов;
- обеспечено привлечение внешних государственных заимствований от международных финансовых организаций и по двусторонним соглашениям для целей формирования государственных золотовалютных резервов.
Исполнение бюджета
Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.
Объем ВВП за 2009 год составил 100,2% к уровню 2008 года, производство промышленной продукции – 97,2%, сельского хозяйства – 101,3%, инвестиций в основной капитал – 108,6%, объем внешней торговли товарами и услугами – 70,1%. Инфляция на потребительском рынке составила 110,1% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года).
Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год, приложение 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%).
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% — налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета, табл. 1.
Таблица 1
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2008-2009 годы, %
Показатели | 2008 год | 2009 год |
1. Налоговые доходы — всего | 71,3 | 65,7 |
в том числе: | ||
|
17,0 | 15,3 |
в т.ч. — подоходный налог | 6,4 | 6,9 |
|
3,1 | 2,6 |
|
31,2 | 31,7 |
в т.ч. — НДС | 17,4
|
19,2
|
|
5,9
|
5,8
|
|
16,2
|
12,7
|
2. Взносы на государственное социальное страхование | 22,1 | 25,2 |
3. Неналоговые доходы | 6,6 | 9,1 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6%.
В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.
При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.
Ресурсы бюджета на государственную поддержку предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид – на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применялось в отношении не всех предприятий, а только тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал.
В 2009 году было продолжено совершенствование форм поддержки государством реального сектора экономики.
Введен новый механизм стимулирования продаж белорусской продукции на экспорт — компенсация части процентов по кредитам Сбербанка России на приобретение отечественной техники в Российской Федерации.
За счет бюджетных средств стимулируется внутренний спрос на отечественную продукцию, предусматривающий предоставление на льготных условиях кредитов гражданам на приобретение отечественной техники.
Создан национальный лизинговый оператор – ОАО «Промагролизинг» – для приобретения отечественной техники и ее реализации на условиях минимальных первоначальных платежей.
В условиях сокращения доходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом были ограничены расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, текущие ремонты в бюджетных организациях. В результате текущие расходы консолидированного бюджета за 2009 год были на 12,6% (в реальном выражении) ниже уровня 2008 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической классификации текущие расходы занимали 74,7%, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, обслуживание государственного долга – 1,7%.
В 2009 году были сокращены расходы на приобретение товаров длительного пользования и капитальные ремонты, на финансирование государственной инвестиционной программы, при этом обеспечено первоочередное финансирование объектов, ввод в действие которых был запланирован в 2009 году. В целом капитальные расходы за 2009 год профинансированы на 23,9% меньше уровня 2008 года, а их доля в расходах бюджета составила 17,5%.
В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составлял 1 852 млрд. рублей, или 1,4% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2009 году сложились на 52,2% из расходов республиканского бюджета и 47,8% — расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2009 году составил 65,7%.
Доходы республиканского бюджета за 2009 год с учетом Фонда социальной защиты населения составили 46 818,8 млрд. рублей, расходы – 46 326,2 млрд. рублей, профицит – 492,6 млрд. рублей (0,4% к ВВП).
Приложение 1
Консолидированный бюджет Республики Беларусь,
млрд. рублей
2007 год | 2008 год | 2009* год | |
1. ДОХОДЫ- всего | 48 049 | 65 663,4 | 62 807,6 |
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 34 235,6 | 46 808,4 | 41 304,7 |
Подоходный налог | 3 081,0 | 4 182,9 | 4 305,3 |
Налог на прибыль | 3 837,1 | 5 993,3 | 4 607,7 |
Налоги на собственность | 1 519,2 | 2 004,8 | 1 626,7 |
НДС | 8 669,6 | 11 399,2 | 12 083,1 |
Акцизы | 3 045,9 | 3 900,8 | 3 637,4 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 6 281,3 | 10 612,6 | 7 969,5 |
1.2 ВЗНОСЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ |
11 256,7 | 14 496,5 | 15 799,4 |
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 2 556,7 | 4 358,4 | 5 703,5 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 47 626,8 | 63 811,3 | 63 766,0 |
2.1 Общегосударственные расходы | 6 471,1 | 10 708,0 | 8 053,5 |
2.1 Национальная оборона | 1 206,2 | 1 373,3 | 1 323,7 |
2.3 Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 2 062,7 | 2 325,8 | 2 433,9 |
2.4 Национальная экономика | 11 189,0 | 16 494,9 | 16 359,9 |
2.5 Охрана окружающей среды | 537,8 | 537,1 | 396,9 |
2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 2 152,5 | 3 109,6 | 3 042,6 |
2.7 Здравоохранение | 4 325,2 | 5 024,9 | 5 354,0 |
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 1 120,4 | 1 426,3 | 1 414,2 |
2.9 Образование | 5 547,3 | 6 635,3 | 6 767,1 |
2.10 Социальная политика (с ФСЗН) | 13 014,5 | 16 176,0 | 18 620,1 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) | 47 626,8 | 63 811,3 | 63 766,0 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 37 417,8 | 48 199,1 | 47 609,2 |
Заработная плата | 7 501,9 | 8 650,4 | 9 282,4 |
Начисления на заработную плату | 2 048,8 | 2 355,6 | 2 479,0 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь | 386,8 | 742,1 | 1 069,3 |
Текущие бюджетные трансферты | 20 347,5 | 27 611,6 | 25 933,4 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 9 596,5 | 13 003,2 | 11 177,3 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ |
612,5 | 2 609,0 | 4 979,5 |
Дефицит (профицит) | 422,1 | 1 852,0 | -958,3 |
Финансирование | -422,1 | -1 852,0 | 958,3 |
Внутреннее финансирование | -3 513,6 | -4 864,4 | -10 524,8 |
Внешнее финансирование | 3 091,5 | 3 012,4 | 11 483,1 |
Справочно: | |||
ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ | |||
Доходы | 11 421,7 | 14 715,7 | 16 180,9 |
Расходы | 10 484,8 | 12 995,8 | 14 679,3 |
Сальдо | 936,8 | 1 719,9 | 1 501,6 |
*По предварительным данным |
Приложение 2
Республиканский бюджет Республики Беларусь,
млрд. рублей
2007 год | 2008 год | 2009* год | |
1. ДОХОДЫ- всего | 36 235,0 | 46 818,8 | 46 818,8 |
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 23 054,1 | 31 367,2 | 26 470,9 |
Налог на прибыль | 2 283,9 | 3 285,8 | 2 712,8 |
НДС | 6 069,1 | 8 066,5 | 8 198,3 |
Акцизы | 2 884,0 | 3 730,6 | 3 475,3 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 6 281,3 | 10 612,6 | 7 969,5 |
1.2 ВЗНОСЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ |
11 256,7 | 14 496,5 | 15 799,4 |
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 1 924,2 | 3 188,2 | 4 548,5 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 35 909,0 | 48 130,5 | 46 326,2 |
2.1 Общегосударственные расходы | 8 734,2 | 12 086,1 | 8 731,5 |
2.2 Национальная оборона | 1 189,0 | 1 355,5 | 1 305,5 |
2.3 Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
1 753,9 | 1 967,9 | 2 071,7 |
2.4 Национальная экономика | 9 169,5 | 14 424,2 | 13 528,4 |
2.5 Охрана окружающей среды | 537,8 | 555,5 | 402,8 |
2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
8,8 | 22,6 | 24,2 |
2.7 Здравоохранение | 937,5 | 1 014,3 | 1 164,1 |
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
416,0 | 493,5 | 522,3 |
2.9 Образование | 1 077,3 | 1 258,7 | 1 272,7 |
2.10 Социальная политика (с ФСЗН) | 12 085,1 | 14 952,3 | 17 303,0 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) | 35 909,0 | 48 130,5 | 46 326,2 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 30 494,9 | 39 347,4 | 35 801,7 |
Заработная плата | 2 889,4 | 3 358,4 | 3 602,2 |
Начисления на заработную плату | 550,4 | 642,7 | 662,1 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь | 343,9 | 693,2 | 1 002,7 |
Текущие бюджетные трансферты | 23 236,9 | 30 667,5 | 26 391,1 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 5 363,5 | 6 685,4 | 6 233,4 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ |
50,5 | 2 097,7 | 4 291,1 |
Дефицит (профицит) | 326,0 | 921,5 | 492,5 |
Финансирование | -326,0 | -921,5 | -492,5 |
Внутреннее финансирование | -3 417,5 | -3 933,9 | -11 975,6 |
Внешнее финансирование | 3 091,5 | 3 012,4 | 11 483,1 |
Справочно: | |||
ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ | |||
Доходы | 11 421,7 | 14 715,7 | 16 180,9 |
Расходы | 10 484,8 | 12 995,8 | 14 679,3 |
Сальдо | 936,8 | 1 719,9 | 1 501,6 |
*По предварительным данным |
Приложение 3
Местные бюджеты Республики Беларусь,
млрд. рублей
2007 год | 2008 год | 2009* год | |
1. ДОХОДЫ- всего | 17 989,3 | 23 360,4 | 21 988,2 |
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 11 181,5 | 15 441,2 | 14 833,9 |
Подоходный налог | 3 081,0 | 4 182,9 | 4 305,3 |
Налог на прибыль | 1 651,9 | 2 707,5 | 1 894,8 |
Налоги на собственность | 1 519,2 | 2 004,8 | 1 626,7 |
НДС | 2 600,6 | 3 332,7 | 3 884,8 |
Акцизы | 162,0 | 170,2 | 162,1 |
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 632,4 | 1 170,2 | 1 155,0 |
1.4 БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 6 175,3 | 6 749,0 | 5 999,3 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 17 825,9 | 23 049,3 | 23 446,4 |
2.1 Общегосударственная деятельность | 3 617,5 | 5 536,6 | 5 019,6 |
2.1 Национальная оборона | 17,2 | 18,7 | 18,2 |
2.3 Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 308,8 | 357,9 | 362,2 |
2.4 Национальная экономика | 2 148,7 | 2 335,0 | 2 884,4 |
2.5 Охрана окружающей среды | 0,1 | 63,1 | 136,2 |
2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
2 143,7 | 3 087,2 | 3 018,4 |
2.7 Здравоохранение | 3 387,8 | 4 010,7 | 4 189,8 |
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 704,4 | 933,1 | 891,9 |
2.9 Образование | 4 470,0 | 5 376,7 | 5 494,4 |
2.10 Социальная политика | 1027,8 | 1 330,4 | 1 431,3 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) | 17 825,9 | 23 049,3 | 23 446,4 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 13 089,7 | 15 600,8 | 17 069,4 |
Заработная плата | 4 612,5 | 5 292,0 | 5 680,2 |
Начисления на заработную плату | 1 498,3 | 1 713,0 | 1 816,9 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь | 42,9 | 48,9 | 66,7 |
Текущие бюджетные трансферты | 3 277,4 | 3 693,0 | 4 804,2 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 4 241,5 | 6 317,7 | 5 681,4 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ | 494,7 | 1 130,8 | 695,7 |
Дефицит (профицит) | 163,4 | 311,1 | -1 458,2 |
Финансирование | -163,4 | -311,1 | 1 458,2 |
Внутреннее финансирование | -163,4 | -311,1 | 1 458,2 |
Внешнее финансирование | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
*По предварительным данным |