Январь - июнь 2010 года
О состоянии государственных финансов Республики Беларусь
за январь-июнь 2010 года
Макроэкономическая ситуация в 2010 году.
В I полугодии текущего года отмечается оживление экономической активности в Республике. ВВП за январь-июнь 2010 года возрос в сопоставимых ценах на 6,6% по сравнению с январем-июнем 2009 года вместо 0,3% в январе-июне прошлого года к аналогичному периоду предыдущего года, производство промышленной продукции – на 8,8% (в январе-июне 2009 года – сокращение на 3,1%). При этом запасы готовой продукции промышленности на 1 июля 2010 года составили 5,8 трлн. рублей, или 60,7% к среднемесячному объему производства промышленной продукции. По сравнению с 1 июля 2009 года запасы сократились на 1,56 трлн. рублей, когда они составляли 94,6% среднемесячного объема производства продукции.
Экспорт товаров и услуг в январе-июне текущего года увеличился по сравнению с январем-июнем 2009 года на 25,5%, импорт товаров и услуг – на 15,1%.
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за шесть месяцев 2010 года увеличилась по сравнению с январем-июнем 2009 года на 24% в номинальном выражении, или на 16,3% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 30,7 и 22,6% соответственно.
Исполнение бюджета
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года № 70-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов. В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.
В январе-июне 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 22,1 трлн. рублей, что на 8,2% больше, чем в январе-июне 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, – на 1,5%), рис 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в январе-июне 2009 года до 31,8% в январе-июне текущего года.
Рис. 1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-июнем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 18,1%, налога на прибыль – на 17,7%, акцизов – на 15,5% в реальном выражении, приложение 1.
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,2%. При этом 31,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 13,3% — налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 1.
Таблица 1
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2009-2010 гг., %
Показатели | 2009 год | 2010 год |
1. Налоговые доходы — всего | 90,3 | 91,5 |
в том числе: | ||
|
21,6 | 23,4 |
в т.ч. — подоходный налог | 10,3 | 10,4 |
|
3,8 | 3,8 |
|
44,9 | 45,5 |
в т.ч. — НДС | 27,4 | 31,8 |
- акцизы | 7,7 | 8,8 |
|
15,1 | 13,3 |
2. Неналоговые доходы | 9,7 | 8,3 |
3. Безвозмездные поступления | 0,2 | |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2010 года профинансированы в сумме 24,3 трлн. рублей. По сравнению с январем-июнем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 3,6%.
Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 22,3%, «Общегосударственные расходы» — на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 16%), «Здравоохранение» — 7,1%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 10,7%.
Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За шесть месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,5 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-июне 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-июнем 2009 года на 1,4 процентных пункта, рис. 2.
Рис. 2. Динамика структуры расходов консолидированного бюджета
В расходах консолидированного бюджета за январь-июнь 2010 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 76% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 27,1%, субсидии и текущие трансферты – 28,6%, обслуживание государственного долга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 21,6%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 13,7% всех бюджетных расходов.
Удельный вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-июне текущего года составил 18,9%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за шесть месяцев 2010 года возрос в 1,3 раза по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 129,8 тыс. квадратных метров, или 4% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-июне 2009 года – 3,3%).
В январе-июне 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,2 трлн. рублей, или 3,2% к ВВП (в январе-июне 2009 года дефицит составлял 1,6 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета в январе-июне текущего года сложились на 46,6% из расходов республиканского бюджета и 53,4% — расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,2%.
Доходы республиканского бюджета составили 13,8 трлн. руб., или 99,2% (в реальном выражении) к уровню января-июня 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 15,5 трлн. руб., что на 8,1% больше, чем в январе-июне 2009 года.
Более трети (36,3%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-июнем 2009 года его объем увеличился на 22,1% в реальном выражении. Налог на прибыль в январе-июне 2010 года увеличился на 17%, составив 10,6% всех доходов республиканского бюджета. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности сократились на 10,8%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 21,3%.
В январе-июне текущего года финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-июня 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 16% по сравнению с январем-июнем прошлого года.
В январе-июне 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 1,7 трлн. рублей, или 2,1% ВВП.
В текущем году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
Приложение 1
Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),
млрд. рублей
I полугодие 2009 года | 2009 год | I полугодие 2010 года | |
1. ДОХОДЫ- всего | 20 505,5 | 46 740,8 | 22 140,0 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 18 479,2 | 41 304,7 | 20 251,6 |
Подоходный налог | 2 099,3 | 4 305,3 | 2 309,8 |
Налог на прибыль | 1 998,7 | 4 607,7 | 2 507,0 |
Налоги на собственность | 778,5 | 1 626,7 | 834,7 |
НДС | 5 596,9 | 12 083,1 | 7 047,9 |
Акцизы | 1 580,3 | 3 637,4 | 565,9 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 3 088,5 | 7 969,5 | 2 937,3 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 1 979,4 | 5 322,0 | 1 841,3 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 46,9 | 114,1 | 47,1 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 22 095,6 | 49 200,8 | 24 343,7 |
Общегосударственные расходы | 3 829,7 | 8 053,5 | 4 599,4 |
из них государственная инвестиционная программа | 2 041,9 | 4 994,3 | 2 525,1 |
Национальная оборона | 538,7 | 1 323,7 | 596,2 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 1 123,4 | 2 433,9 | 1 261,5 |
Национальная экономика | 6 729,3 | 16 359,9 | 6 406,6 |
Охрана окружающей среды | 90,5 | 396,9 | 163,5 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 1 438,4 | 3 042,6 | 1 644,7 |
Здравоохранение | 2 409,7 | 5 354,0 | 2 751,4 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 633,8 | 1 414,2 | 714,9 |
Образование | 3 515,4 | 6 767,1 | 3 937,7 |
Социальная политика | 1 786,7 | 4 055,0 | 2 267,7 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) | 22 095,6 | 49 200,8 | 24 343,7 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 15 805,0 | 33 059,8 | 18 490,9 |
Заработная плата | 4 731,5 | 9 257,9 | 5 208,6 |
Начисления на заработную плату | 1 264,1 | 2 470,8 | 1 391,1 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь | 521,0 | 1 069,3 | 534,8 |
Текущие бюджетные трансферты | 5 622,4 | 11 584,7 | 6 967,5 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 3 862,8 | 11 161,5 | 5 257,7 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ |
2 427,8 | 4 979,5 | 595,1 |
Дефицит (профицит) | -1 590,1 | -2 459,9 | -2 203,7 |
Финансирование | 1 590,1 | 2 459,9 | 2 203,7 |
Внутреннее финансирование | -2 528,5 | -9 023,2 | -495,4 |
Внешнее финансирование | 4 118,6 | 11 483,1 | 2 699,1 |
Приложение 2
Республиканский бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),
млрд. рублей
I полугодие 2009 года | 2009 год | I полугодие 2010 года | |
1. ДОХОДЫ- всего | 13 026,7 | 30 637,8 | 13 778,8 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 11 636,8 | 26 470,9 | 12 586,6 |
Налог на прибыль | 1 172,4 | 2 712,8 | 1 462,5 |
НДС | 3 839,6 | 8 198,3 | 4 996,1 |
Акцизы | 1 508,6 | 3 475,3 | 1 945,8 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 3 088,5 | 7 969,5 | 2 937,3 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 1 389,9 | 4 167,0 | 1 185,1 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 7,1 | ||
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 13 446,1 | 31 646,9 | 15 499,2 |
Общегосударственные расходы | 4 258,9 | 8 731,5 | 6 045,7 |
из них государственная инвестиционная программа | 695,0 | 1 828,8 | 662,1 |
Национальная оборона | 531,7 | 1 305,5 | 595,1 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 954,0 | 2 071,7 | 1 196,3 |
Национальная экономика | 5 192,8 | 13 528,4 | 4 651,5 |
Охрана окружающей среды | 94,4 | 402,8 | 68,1 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 11,2 | 24,2 | 16,2 |
Здравоохранение | 436,9 | 1 164,1 | 516,5 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 221,8 | 522,3 | 235,3 |
Образование | 601,9 | 1 272,7 | 671,3 |
Социальная политика | 1 142,5 | 2 623,7 | 1 503,1 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) | 13 446,1 | 31 646,9 | 15 499,2 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 9 689,2 | 21 138,2 | 12 240,3 |
Заработная плата | 1 678,4 | 3 577,6 | 2 052,4 |
Начисления на заработную плату | 321,0 | 653,9 | 360,7 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь | 489,5 | 1 002,7 | 456,2 |
Текущие бюджетные трансферты | 5 638,6 | 11 928,2 | 7 800,3 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 1 701,7 | 6 217,6 | 2 542,5 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ |
2 055,2 | 4 291,1 | 716,4 |
Дефицит (профицит) | -419,4 | -1 009,1 | -1 720,4 |
Финансирование | 419,4 | 1 009,1 | 1 720,4 |
Внутреннее финансирование | -3 699,2 | -10 474,0 | -978,7 |
Внешнее финансирование | 4 118,6 | 11 483,1 | 2 699,1 |
Приложение 3
Местные бюджеты Республики Беларусь,
млрд. рублей
I полугодие 2009 года | 2009 год | I полугодие 2010 года | |
1. ДОХОДЫ- всего | 10 127,4 | 21 988,2 | 12 141,4 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 6 842,3 | 14 833,9 | 7 665,0 |
Подоходный налог | 2 099,3 | 4 305,3 | 2 309,8 |
Налог на прибыль | 826,3 | 1 894,8 | 1 044,5 |
Налоги на собственность | 778,5 | 1 626,7 | 834,7 |
НДС | 1 757,3 | 3 884,8 | 2 051,7 |
Акцизы | 71,7 | 162,1 | 0,5 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 589,5 | 1 155,0 | 656,2 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 2 695,5 | 5 999,3 | 3 820,2 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 11 142,4 | 23 446,4 | 12 995,0 |
Общегосударственная деятельность | 2 019,3 | 5 019,6 | 2 697,2 |
из них государственная инвестиционная программа | 1 346,9 | 3 165,5 | 1 863,0 |
Национальная оборона | 7,0 | 18,2 | 1,1 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 169,4 | 362,2 | 65,2 |
Национальная экономика | 1 546,5 | 2 884,4 | 1 755,2 |
Охрана окружающей среды | 30,6 | 136,2 | 102,4 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 1 427,2 | 3 018,4 | 1 628,4 |
Здравоохранение | 1 972,8 | 4 189,8 | 2 234,9 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 411,9 | 891,9 | 479,6 |
Образование | 2 913,5 | 5 494,4 | 3 266,3 |
Социальная политика | 644,2 | 1 431,3 | 764,6 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) | 11 142,4 | 23 446,4 | 12 995,0 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 8 477,4 | 17 069,4 | 9 663,9 |
Заработная плата | 2 967,4 | 5 680,2 | 3 156,2 |
Начисления на заработную плату | 943,1 | 1 816,9 | 1 030,4 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь | 31,4 | 66,7 | 78,6 |
Текущие бюджетные трансферты | 2 345,3 | 4 804,2 | 2 580,4 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 2 448,2 | 5 681,4 | 3082,111 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ | 216,9 | 695,7 | 249,0 |
Дефицит (профицит) | -1 015,0 | -1 458,2 | -853,6 |
Финансирование | 1 015,0 | 1 458,2 | 853,6 |
Внутреннее финансирование | 1 015,0 | 1 458,2 | 853,6 |
Внешнее финансирование | 0,0 | 0,0 | 0,0 |