№ 8 (235) август 2013
Полная версия |
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ | |
Бюджет-2013: итоги I полугодия Инесса ДАНИЛОВИЧ, начальник Главного государственного казначейства Минфина Республиканский бюджет Беларуси по итогам I полугодия 2013 года исполнен с профицитом 0,8 трлн. Br (0,3% ВВП), консолидированный (с учетом региональных бюджетов) – 5,8 трлн. Br (2% ВВП). При этом превышение доходов над расходами республиканской казны стало во многом следствием сдерживания непервоочередных трат. |
|
|
|
Резервы, долг и валютные облигации Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Значительно возросшие в текущем году выплаты по внешнему долгу отражаются на состоянии золотовалютных резервов (ЗВР) Беларуси. По данным Нацбанка, официальные резервные активы страны и другие активы в иностранной валюте на 1 июля 2013 года составили 8 657,8 млн. USD. По сравнению с началом года они сократились на 681 млн. USD (в том числе за июнь – на 507,9 млн. USD), а по сравнению с 1 июля 2012 года – на 2 386,9 млн. USD (21,7%). |
|
|
|
В поисках новых доходных источников Елена РАДЧЕНКО, начальник финансового управления Гомельского горисполкома Благодаря созданию благоприятных условий для развития бизнеса, постоянно растет вклад местных предприятий и организаций в бюджет города Гомеля. Однако одновременно увеличивается и потребность в средствах, в частности, все больше ресурсов уходит на содержание и развитие социальной сферы, а также жилищно-коммунального хозяйства. В таких обстоятельствах перед исполнительными властями стоит непростая задача – сбалансировать доходную и расходную части бюджета, создать условия для cтабильной работы социальных учреждений и функционирования инфраструктуры. |
|
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА | |
Господдержка для самых эффективных Елена ПЕЧЕНЬ, начальник Главного управления финансов промышленного и топливно-энергетического комплексов Минфина В Беларуси сохранится стимулирование развития высокоэффективных производств. Обслуживание банковских кредитов, полученных в течение трех предстоящих лет на реализацию таких инвестиционных проектов, возьмет на себя бюджет. |
|
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА | |
О внедрении нового стандарта по статистике госфинансов Ольга ТАРАСЕВИЧ, заместитель начальника Главного управления бюджетной политики Минфина Статистическим департаментом Международного валютного фонда (МВФ) подготовлена новая редакция Руководства по статистике государственных финансов (РСГФ 2013). Охват новой методологии значительно шире применяемой сегодня. |
|
|
|
К мировым стандартам бюджетного процесса Юрий СЕЛИВЕРСТОВ, начальник Главного управления бюджетной политики Минфина Владимир ГОГА, консультант управления методологии бюджетного процесса Главного управления бюджетной политики Минфина 27–28 июня 2013 года в Риге (Латвия) состоялось девятое совещание по бюджетным вопросам с участием высших должностных лиц стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) центральной, восточной и юго-восточной Европы, а также представителей приглашенных стран, в том числе Беларуси. |
|
КОММЕНТАРИЙ | |
Изменения на правовом поле аудита Татьяна РЫБАК, начальник Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина Елена КАСПЕРОВИЧ, начальник отдела методологии аудита Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина С 1 января 2014 года вступает в силу новый Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон). В нем предусмотрен ряд механизмов, направленных на повышение качества аудиторских услуг, обеспечение стабильности работы аудиторского рынка, а также на защиту прав и интересов пользователей аудиторских услуг. |
|
|
|
Новый этап развития бухгалтерского учета Татьяна РЫБАК, начальник Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина С 1 января 2014 года вступает в силу новый Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон). Предметом регулирования Закона являются правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (далее – отчетность). Действие Закона распространяется на юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, хозяйственные группы, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности). Действие Закона не распространяется на индивидуальных предпринимателей. |
|
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ | |
Автоматизация системы бухучета и казначейских технологий Елена ПЕСЕЦКАЯ, заместитель начальника Главного управления Минфина по г. Минску – начальник Управления государственного казначейства Наталия РУСАКЕВИЧ, главный экономист управления финансов, учета и отчетности Минфина В рамках реформирования бюджетного процесса реализуется ряд инноваций, одной из которых стала организация информационного взаимодействия с помощью электронных документов. Внедрение данной практики в казначейских технологиях позволило улучшить качество обслуживания клиентов, повысить оперативность обмена информации, значительно усовершенствовать процесс автоматизации системы бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях. |
|
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ | |
Есть ли жизнь вне биржи? Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Итоги внебиржевого рынка ценных бумаг за I полугодие 2013 года не позволяют говорить о высоких темпах его развития. Полученные за шесть месяцев результаты в значительной степени схожи с итогами аналогичного периода прошлого года. За январь – июнь 2013 года в неорганизованном сегменте совершено 5 203 сделки купли-продажи (в I полугодии 2012 года произведено 8 799) на общую сумму в 11 239,2 млрд. Br (11 214,9 млрд. Br). Вряд ли произойдут революционные изменения и во втором полугодии – для кардинального улучшения ситуации отсутствую какие-либо предпосылки. |
|
ДЕНЕЖНЫЙ ОБЗОР | |
Население – в плюсе, организации – в минусе Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Население стало ключевым игроком на денежном рынке Беларуси. Доля средств физических лиц в общем объеме банковских депозитов по итогам первого полугодия 2013 года достигла рекордного показателя 60,5%. Кроме того, их активы вышли в лидеры среди источников формирования ресурсной базы белорусских банков и превалируют в общей денежной массе страны. Такая ситуация во многом стала следствием повышения доходов населения и в целом роста доверия граждан к банковской системе Беларуси. Впрочем, обратной стороной данного явления стало снижение доли средств субъектов хозяйствования в результате ухудшения их финансового положения. |
|
РЫНОК ТРУДА | |
Почему белорусы работают в России? Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Создание Союзного государства Беларуси и России, развитие двусторонних связей, формирование ЕЭП привело к открытию границ в рамках объединения, что значительно упростило перемещение трудовых ресурсов. Данная ситуация для нашей страны создает дополнительные риски для экономики. Целый ряд белорусов активно воспользовались представившейся возможностью и в поисках лучшей жизни устремили взоры в Россию. По оценкам специалистов Института социологии НАН РБ, остановить начавшийся процесс будет предельно сложно. |
|
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ | |
Куда движется белорусская экономика? Изменение условий внешней торговли нефтепродуктами (запрет со стороны России на беспошлинную торговлю с третьими странами разбавителями и растворителями) оказывает заметное негативное влияние на перспективы экономического роста в Беларуси. Сравнение результатов I полугодия 2013 года с аналогичным периодом прошлого года демонстрирует очевидное ухудшение целого ряда качественных показателей развития страны. Сохранятся негативные тенденции и в ближайшей перспективе. По оценкам специалистов исследовательского центра ИПМ, сегодняшний потенциал экономики, конъюнктура внутреннего и внешнего рынков, а также ограниченные возможности Правительства влиять на ситуацию не позволят кардинально исправить негативную динамику экономических индикаторов вплоть до окончания 2014 года. |
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ | |
Государственные займы под залог имущества в ВКЛ Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ 1 августа 1528 года великий князь Сигизмунд I (1506–1548) издал грамоту, по которой обязался перед сеймом выкупить государственные земли, заложенные феодалам за полученные у них казной крупные ссуды. В период его правления долговые обязательства верховной власти достигли весьма опасных размеров, что потребовало принятия чрезвычайных мер для снижения критического порога задолженности. |