№ 11 (238) ноябрь 2013

      Полная версия

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ  
О проекте бюджета на 2014 год
Главное управление бюджетной политики Минфина
Проект республиканского бюджета и расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска на 2014 год сформированы с учетом положений Основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2014 год, прогноза социально-экономического развития и параметров денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год, ожидаемого исполнения республиканского и местных бюджетов в 2013 году (с учетом недобора доходов и ожидаемого сокращения расходов), изменений и дополнений, вносимых в Налоговый кодекс Республики Беларусь. Базирующаяся на данном прогнозе бюджетная политика 2014 года будет направлена на обеспечение макрофинансовой сбалансированности и достижение параметров финансовой безопасности.

Гарантировать стабильность и сбалансированность
Максим ЕРМОЛОВИЧ, заместитель министра финансов
На протяжении трех кварталов 2013 года отечественной экономике пришлось функционировать в крайне сложных условиях. В результате неблагоприятных тенденций большинство первоначальных годовых показателей не выполняется. Данная ситуация оказала негативное влияние на исполнение консолидированного бюджета, доходы которого заметно ниже ожидавшегося уровня. Спад поступлений привел к необходимости изыскания дополнительных резервов пополнения казны и сокращения расходов. Однако комплекс предпринятых мер позволил лишь частично выправить образовавшиеся перекосы.

Расходы бюджета: расстановка приоритетов
Инесса ДАНИЛОВИЧ, начальник Главного государственного казначейства Минфина
Проблемы, с которыми столкнулись в 2013 году белорусские субъекты хозяйствования, привели к снижению доходов консолидированного бюджета. Несмотря на то, что объем поступлений оказался ниже запланированного уровня, по итогам трех кварталов первоочередные расходы (обязательства по социальным выплатам, а также погашению и обслуживанию государственного долга) были профинансированы в полном объеме. Ряд иных статей затрат пришлось сократить. По состоянию на 1 октября 2013 года отложенные платежи составили 3 трлн. Br, в том числе межбюджетные трансферты – 1,4 трлн. Br.

Баланс сохраняется
Александр МАКЕЕВ, начальник финансового отдела Жлобинского райисполкома
По итогам девяти месяцев 2013 года в бюджет Жлобинского района поступило доходов на сумму 391 101,5 млн. Br, что на 39 472,3 млн. Br меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Годовые плановые назначения исполнены на 71,6%. С учетом безвозмездных поступлений доходы бюджета района за январь – сентябрь составили 615 857,7 млн. Br, или 65,6% от плана на год. Несмотря на отставание доходов, за счет сдерживания расходов бюджет в отчетном периоде сложился с профицитом 7 966,9 млн. Br.
 
ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ  
Как повысить устойчивость пенсионной системы
Галина КУЗЬМИЧ, начальник отдела финансирования мероприятий по социальной защите Главного управления финансирования социальной сферы и науки Минфина
В предыдущее десятилетие система пенсионного обеспечения в Беларуси функционировала в условиях благоприятной демографической ситуации. Однако процесс старения населения ведет к тому, что система будет испытывать все больше финансовых затруднений: соотношение работающих и пенсионеров уже начинает радикально меняться, и прогнозируется увеличение коэффициента демографической нагрузки (количества лиц пенсионного возраста на каждые 100 человек трудоспособного возраста) при условии сохранения неизменного уровня рождаемости. В связи с этим основной задачей пенсионной системы республики является сохранение финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе при одновременном создании условий для снижения ставок взносов на пенсионное страхование.
 
МАКРОЭКОНОМИКА  
Меньше тратить, больше – зарабатывать
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
С начала текущего года в белорусской экономике вновь начали активно нарастать внешние дисбалансы, вызванные тем, что Беларусь тратит значительно больше, чем зарабатывает. Дефицит счета текущих операций платежного баланса страны по итогам января – июля 2013 года достиг 3,6 млрд. USD, или 9,2% ВВП, а чистые иностранные активы банковской системы на 1 октября сократились почти до нулевого значения. Это усиливает давление на обменный курс национальной валюты и золотовалютные резервы, создавая предпосылки для нарушения достигнутой макроэкономической стабильности.
 
В КОМПАНИЯХ  
Объединение для роста
В сентябре 2012 года в Беларуси был создан ювелирный холдинг, в который вошли три государственные организации – ОАО «Гомельское ПО «Кристалл» (управляющая компания), ОАО «Белювелирторг» и ЗАО «Белгран». Ювелирный холдинг стал фактически первым в стране межотраслевым образованием, объединив предприятия разных сфер – производства и торговли. Что изменилось в работе предприятий, каких результатов удалось достичь за прошедший год, журналу «Финансы, учет, аудит» рассказал генеральный директор ОАО «Гомельское ПО «Кристалл» Руслан СОРОКОВОЙ.
 
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА  
Остров стабильности в океане финансов
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
Нынешний год стал серьезным вызовом для отечественной экономики. Однако субъекты хозяйствования переживают непростой период с различной степенью потерь. В то время как у большинства организаций чистая прибыль значительно снизилась, белорусские банки ее наращивают. На 1 сентября 2013 года показатель у кредитных учреждений сложился на уровне 3,9 трлн. Br, что на 800 млрд. Br больше аналогичного периода прошлого года. Таким образом, даже несмотря на проблемы у различных категорий своих клиентов, условия для функционирования сектора оказались довольно благоприятными.
 
ДЕНЕЖНЫЙ ОБЗОР  
Валютные предпочтения
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
Население Беларуси является крупнейшим в стране обладателем валютных ресурсов. Объем банковских вкладов физических лиц в иностранной валюте почти в два раза превышает аналогичные накопления юридических лиц. Кроме того, валютные депозиты граждан по итогам октября текущего года превзошли золотовалютные резервы (ЗВР) государства, что во многом стало результатом значительного сокращения последних.
 
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ  
Знак качества
Выстроенная в Беларуси финансовая система содержит в себе ряд отличительных от европейских стран особенностей. Например, в банковском секторе у нас высока доля государства (и низка – иностранного бизнеса). Свидетельствует ли национальная специфика о некой отсталости и необходимости реформ? Проведенное Нацбанком исследование качества оказываемых услуг (по четырем направлениям) позволяет выставить довольно высокие оценки действующей в республике модели. По большинству индикаторов наша страна выглядит даже лучше ближайших соседей. В то же время резервы для роста рынка в Беларуси все еще достаточно велики.

Какие финансовые услуги нужны белорусам
Проведенный Нацбанком мониторинг поведения наших граждан показал довольно высокий уровень охвата финансовыми услугами населения. Однако итоги исследования не позволяют говорить о высокой степени доверия к специализированным учреждениям. Прежде всего, широко распространились «обязательные» виды продуктов (например, зарплатные карточки). К «новым» и добровольным услугам мы относимся с опаской и консервативностью. Белорусы предпочитают держать средства «под матрасом», одалживать рубли у соседа (а не на цивилизованном рынке), оплачивать коммунальные услуги предварительно отстояв очередь в банке или на почте.
 
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ  
Банки феодальной Беларуси
Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ
7 ноября 1775 года указом Екатерины II для «надзидания» за школами, богадельнями, больницами, приютами были учреждены так называемые приказы общественного призрения. С целью формирования средств по финансированию благотворительной деятельности им разрешался и ряд кредитных операций. Приказы получили право принимать вклады, а также «отдавать деньги в узаконенные проценты на верные заклады» при условии нахождения заложенной недвижимости в тех же губерниях, где функционировали эти банковские учреждения.
версия для печати