№ 11 (238) ноябрь 2013
Полная версия |
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ | |
О проекте бюджета на 2014 год Главное управление бюджетной политики Минфина Проект республиканского бюджета и расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска на 2014 год сформированы с учетом положений Основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2014 год, прогноза социально-экономического развития и параметров денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год, ожидаемого исполнения республиканского и местных бюджетов в 2013 году (с учетом недобора доходов и ожидаемого сокращения расходов), изменений и дополнений, вносимых в Налоговый кодекс Республики Беларусь. Базирующаяся на данном прогнозе бюджетная политика 2014 года будет направлена на обеспечение макрофинансовой сбалансированности и достижение параметров финансовой безопасности. |
|
|
|
Гарантировать стабильность и сбалансированность Максим ЕРМОЛОВИЧ, заместитель министра финансов На протяжении трех кварталов 2013 года отечественной экономике пришлось функционировать в крайне сложных условиях. В результате неблагоприятных тенденций большинство первоначальных годовых показателей не выполняется. Данная ситуация оказала негативное влияние на исполнение консолидированного бюджета, доходы которого заметно ниже ожидавшегося уровня. Спад поступлений привел к необходимости изыскания дополнительных резервов пополнения казны и сокращения расходов. Однако комплекс предпринятых мер позволил лишь частично выправить образовавшиеся перекосы. |
|
|
|
Расходы бюджета: расстановка приоритетов Инесса ДАНИЛОВИЧ, начальник Главного государственного казначейства Минфина Проблемы, с которыми столкнулись в 2013 году белорусские субъекты хозяйствования, привели к снижению доходов консолидированного бюджета. Несмотря на то, что объем поступлений оказался ниже запланированного уровня, по итогам трех кварталов первоочередные расходы (обязательства по социальным выплатам, а также погашению и обслуживанию государственного долга) были профинансированы в полном объеме. Ряд иных статей затрат пришлось сократить. По состоянию на 1 октября 2013 года отложенные платежи составили 3 трлн. Br, в том числе межбюджетные трансферты – 1,4 трлн. Br. |
|
|
|
Баланс сохраняется Александр МАКЕЕВ, начальник финансового отдела Жлобинского райисполкома По итогам девяти месяцев 2013 года в бюджет Жлобинского района поступило доходов на сумму 391 101,5 млн. Br, что на 39 472,3 млн. Br меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Годовые плановые назначения исполнены на 71,6%. С учетом безвозмездных поступлений доходы бюджета района за январь – сентябрь составили 615 857,7 млн. Br, или 65,6% от плана на год. Несмотря на отставание доходов, за счет сдерживания расходов бюджет в отчетном периоде сложился с профицитом 7 966,9 млн. Br. |
|
ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ | |
Как повысить устойчивость пенсионной системы Галина КУЗЬМИЧ, начальник отдела финансирования мероприятий по социальной защите Главного управления финансирования социальной сферы и науки Минфина В предыдущее десятилетие система пенсионного обеспечения в Беларуси функционировала в условиях благоприятной демографической ситуации. Однако процесс старения населения ведет к тому, что система будет испытывать все больше финансовых затруднений: соотношение работающих и пенсионеров уже начинает радикально меняться, и прогнозируется увеличение коэффициента демографической нагрузки (количества лиц пенсионного возраста на каждые 100 человек трудоспособного возраста) при условии сохранения неизменного уровня рождаемости. В связи с этим основной задачей пенсионной системы республики является сохранение финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе при одновременном создании условий для снижения ставок взносов на пенсионное страхование. |
|
МАКРОЭКОНОМИКА | |
Меньше тратить, больше – зарабатывать Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» С начала текущего года в белорусской экономике вновь начали активно нарастать внешние дисбалансы, вызванные тем, что Беларусь тратит значительно больше, чем зарабатывает. Дефицит счета текущих операций платежного баланса страны по итогам января – июля 2013 года достиг 3,6 млрд. USD, или 9,2% ВВП, а чистые иностранные активы банковской системы на 1 октября сократились почти до нулевого значения. Это усиливает давление на обменный курс национальной валюты и золотовалютные резервы, создавая предпосылки для нарушения достигнутой макроэкономической стабильности. |
|
В КОМПАНИЯХ | |
Объединение для роста В сентябре 2012 года в Беларуси был создан ювелирный холдинг, в который вошли три государственные организации – ОАО «Гомельское ПО «Кристалл» (управляющая компания), ОАО «Белювелирторг» и ЗАО «Белгран». Ювелирный холдинг стал фактически первым в стране межотраслевым образованием, объединив предприятия разных сфер – производства и торговли. Что изменилось в работе предприятий, каких результатов удалось достичь за прошедший год, журналу «Финансы, учет, аудит» рассказал генеральный директор ОАО «Гомельское ПО «Кристалл» Руслан СОРОКОВОЙ. |
|
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА | |
Остров стабильности в океане финансов Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Нынешний год стал серьезным вызовом для отечественной экономики. Однако субъекты хозяйствования переживают непростой период с различной степенью потерь. В то время как у большинства организаций чистая прибыль значительно снизилась, белорусские банки ее наращивают. На 1 сентября 2013 года показатель у кредитных учреждений сложился на уровне 3,9 трлн. Br, что на 800 млрд. Br больше аналогичного периода прошлого года. Таким образом, даже несмотря на проблемы у различных категорий своих клиентов, условия для функционирования сектора оказались довольно благоприятными. |
|
ДЕНЕЖНЫЙ ОБЗОР | |
Валютные предпочтения Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Население Беларуси является крупнейшим в стране обладателем валютных ресурсов. Объем банковских вкладов физических лиц в иностранной валюте почти в два раза превышает аналогичные накопления юридических лиц. Кроме того, валютные депозиты граждан по итогам октября текущего года превзошли золотовалютные резервы (ЗВР) государства, что во многом стало результатом значительного сокращения последних. |
|
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ | |
Знак качества Выстроенная в Беларуси финансовая система содержит в себе ряд отличительных от европейских стран особенностей. Например, в банковском секторе у нас высока доля государства (и низка – иностранного бизнеса). Свидетельствует ли национальная специфика о некой отсталости и необходимости реформ? Проведенное Нацбанком исследование качества оказываемых услуг (по четырем направлениям) позволяет выставить довольно высокие оценки действующей в республике модели. По большинству индикаторов наша страна выглядит даже лучше ближайших соседей. В то же время резервы для роста рынка в Беларуси все еще достаточно велики. |
|
|
|
Какие финансовые услуги нужны белорусам Проведенный Нацбанком мониторинг поведения наших граждан показал довольно высокий уровень охвата финансовыми услугами населения. Однако итоги исследования не позволяют говорить о высокой степени доверия к специализированным учреждениям. Прежде всего, широко распространились «обязательные» виды продуктов (например, зарплатные карточки). К «новым» и добровольным услугам мы относимся с опаской и консервативностью. Белорусы предпочитают держать средства «под матрасом», одалживать рубли у соседа (а не на цивилизованном рынке), оплачивать коммунальные услуги предварительно отстояв очередь в банке или на почте. |
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ | |
Банки феодальной Беларуси Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ 7 ноября 1775 года указом Екатерины II для «надзидания» за школами, богадельнями, больницами, приютами были учреждены так называемые приказы общественного призрения. С целью формирования средств по финансированию благотворительной деятельности им разрешался и ряд кредитных операций. Приказы получили право принимать вклады, а также «отдавать деньги в узаконенные проценты на верные заклады» при условии нахождения заложенной недвижимости в тех же губерниях, где функционировали эти банковские учреждения. |