№ 6 (245) июнь 2014

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ  
Куда спешат цены?
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
Одним из последствий финансового кризиса в Беларуси стали высокие темпы инфляции. В 2013 году при прогнозе роста цен в размере 12% они увеличились на 16,5%. Показатель вышел за рамки ожиданий и в начале 2014 года. Соотечественникам вряд ли стоит надеяться на изменение ситуации в краткосрочной перспективе. Наблюдаемая динамика вынудила Нацбанк пересмотреть предполагаемые расчеты инфляции в нынешнем году с 11% до 16–17%.
 
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ  
Валютные удобрения
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
Калийные минеральные удобрения, без которых сегодня сложно обойтись сельхозпроизводителям, для Беларуси являются одним из важнейших источников поступления валюты. На долю хлористого калия в настоящее время приходится около 6% от всей экспортной выручки страны. От успешности работы Беларуськалия (единственного производителя калия в стране и одного из крупнейших в мире) зависит стабильность бюджета государства. В то же время высокая зависимость экспорта удобрений от внешних факторов (мировых цен, конъюнктуры на рынке и т.д.) делает валютные поступления весьма нестабильными.
 
ЛИЗИНГ  
В какую сторону направит новый регулятор?
Трудности, которые испытывают финансовые рынки, не обошли стороной и лизинг. По итогам 2013 года оказались ниже желаемого уровня все основные показатели эффективности работы профильных компаний: объем нового бизнеса в рублевом эквиваленте практически не изменился (в валютном – вовсе снизился), составная часть направления в ВВП уменьшилась, увеличился уровень просроченной задолженности и т.д. Решать имеющиеся проблемы и выводить лизинг на новый уровень будет пытаться Нацбанк, который Указом Президента от 25 февраля 2014 года № 99 (вступит в силу с 1 сентября 2014 года) назначен новым регулятором направления.
 
РАССМОТРЕНО В МИНФИНЕ  
Подходы к изменению налоговой системы
С инициативой по упрощению налогового законодательства Беларуси в органы государственного управления, а также соответствующую рабочую группу регулярно обращаются предприятия и предпринимательские объединения страны. Взаимодействие бизнеса и государства, как правило, способствует выработке компромиссных решений. В мае текущего года пакет предложений в Министерство финансов и другие госорганы направила Республиканская ассоциация предприятий промышленности «БелАПП». В кратком изложении предлагаем вниманию читателей некоторые пожелания промышленников по изменению налогового законодательства и позицию по ним Минфина.
 
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО  
Господдержка и нарушения
Главными управлениями Министерства финансов по областям проведена проверка соблюдения законодательства при получении и использовании бюджетных средств, выделенных в качестве государственной поддержки сельскохозяйственным организациям, в том числе крупнотоварным организациям (холдингам) в 2012–2013 годах и эффективность их использования.
 
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО  
Незадействованный резерв сокращения затрат в ЖКХ
Александр КОРЗЮК, заместитель начальника Главного управления финансов, строительства и материальных услуг Минфина
В рамках деятельности межведомственной рабочей группы, созданной по распоряжению Главы государства в феврале 2014 года, была проделана значительная работа по выявлению «узких» мест в деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, а также изысканию резервов и устранению недостатков. По оценке Минфина, основной проблемой отрасли являются не злоупотребления отдельных руководителей предприятий или «недостаточность и неритмичность» финансирования (по оценке Минжилкомхоза) и даже не многочисленные факты неэффективного использования бюджетных средств, а отсутствие должной системности в работе отрасли.
 
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  
Новое правовое поле для драгоценных металлов
Александр РИМАРОВИЧ, заместитель начальника управления Главного управления драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина
С 20 июня 2014 года вступает в силу Закон Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в редакции от 12 декабря 2013 года № 93-З (далее – Закон). Одновременно начнет действовать и ряд нормативных правовых актов, которые были приведены в соответствие с нормами данного Закона.
 
ТОЧКА ЗРЕНИЯ  
Голос бизнеса
Владимир КАРЯГИН, председатель Президиума СЮЛ «Республиканская конференция предпринимателей»
Начиная с 2006 года предпринимательское сообщество Беларуси ежегодно высказывает свою точку зрения о способах совершенствования налоговой сферы. Ряд наших предложений был внедрен в действующее законодательство, и уже доказал свою эффективность. Впрочем, для совершенствования работы субъектов экономики задействованы не все резервы.
 
АУДИТ  
Модельное законодательство: инициатива Беларуси
Владимир ПАНТЮХОВ, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам
В мае текущего года Постоянной комиссией по экономике и финансам Межпарламентской Ассамблеи СНГ был обсужден доработанный промежуточный вариант проекта закона «Об аудиторской деятельности», который максимально учитывает замечания и предложения от парламентов государств – участников Содружества. Следует отметить, что при подготовке данного документа за основу был взят белорусский закон об аудиторской деятельности, вступивший в силу с 1 января 2014 года.
 
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА  
Опыт Ирландии в сокращении госрасходов
Снежана ЯНИЦКАЯ, главный экономист Главного управления бюджетной политики Минфина
В 2008–2010 годах Ирландия испытала сильнейший в своей истории финансово-экономический кризис, который стал следствием долгового кризиса в Европе. Он привел к резкому повышению уровня безработицы, ипотечному кризису, профицит федерального бюджета в 2007 году сменился дефицитом в 32% ВВП в 2010 году. Правительство страны было вынуждено обратиться за экстренной финансовой помощью к Евросоюзу и начало проводить крайне жесткие меры экономии. Одним из слагаемых успешного выхода из сложившегося положения стало эффективное сокращение бюджетных расходов.
 
СТРАХОВАНИЕ  
Роль экспортных кредитных агентств в развитии международной торговли
Результаты внешней торговли имеют ключевое значение для стабильности финансово-экономической системы Беларуси. Правительством разработан комплекс мер, реализация которых должна способствовать росту поставок продукции отечественных предприятий на иностранные рынки сбыта. Одним из инструментов, стимулирующих объем внешнеторговых операций, является экспортное страхование и кредитование. Какова международная практика страхования экспортных кредитов, рассказал начальник отдела международного развития Белорусского республиканского унитарного предприятия экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант» Олег Рутковский.
 
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ  
Денежное обращение в оккупированной Беларуси
Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ
В период оккупации гитлеровской Германией (1941–1944) наша республика, наряду с огромными человеческими жертвами, несла и ощутимые финансово-экономические потери. Они были вызваны политикой немецких властей, направленной на грабеж захваченных территорий с помощью различных финансовых механизмов.
 
БЕЛГОССТРАХ – ДЕТЯМ  
Давайте делать добро!
В копилке Белгосстраха много уже реализованных благотворительных и социально- культурных проектов, но один, ставший традиционным, особенно интересен и важен: республиканская акция «Белгосстрах – детям».
 
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ  
Финансовый механизм управления воспроизводством человеческого капитала
Валентина БОГАТЫРЕВА, кандидат экономических наук, доцент
На современном этапе экономического развития общества на первый план в процессе воспроизводства выходит участие человеческого фактора как основного элемента производственного процесса, поскольку знания, умения, навыки работника во многом определяют успешность построения процесса воспроизводства в целом, а также его отдельных стадий. Следовательно, качественный уровень человеческого капитала работника является основой создания прибавочной стоимости в процессе воспроизводственного цикла, которая, в свою очередь, является источником возобновления производственного процесса.

Оценка социального капитала в сфере инновационного развития
Ольга ЖУКОВСКАЯ, аспирант кафедры международных экономических отношений БГУ
В долгосрочном периоде времени только ставка на активное внедрение инноваций позволит Беларуси добиться стабильно высоких показателей роста ВВП и сохранить достойный уровень жизни населения. Одним из основных факторов, стимулирующих нововведения, является социальный капитал. Несмотря на тесную взаимосвязь данных понятий, в настоящее время крайне сложно оценить влияние социального капитала на инновационное развитие страны – разрозненные индикаторы и разность подходов исследователей мешают делать корректные выводы.
 
версия для печати