№ 1 (240) январь 2014

НАГРАЖДЕНИЯ  
Поздравляем!
 
БЮДЖЕТ-2014  
Баланс доходов и расходов
Главное управление бюджетной политики Министерства финансов
Бюджет Беларуси на 2014 год сформирован в полном соответствии с параметрами роста экономики, платежного баланса и денежно-кредитной политики. Он оптимален по уровню расходов, в нем соблюдается баланс приоритетов при распределении бюджетных средств. Бюджет не содержит излишеств, предопределяет бережное и экономное использование каждого бюджетного рубля, способствует развитию регионов и обеспечивает долговую устойчивость.
 
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА – 2014  
Меры фискальные и стимулирующие
Главное управление налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов
Сформированные на 2014 год меры налоговой политики обусловлены необходимостью обеспечения сбалансированности бюджета и консолидации его доходных источников в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры и, как следствие, замедления темпов роста основных макроэкономических параметров. При этом на фоне усиления инвестиционных налоговых стимулов сохранена структурная стабильность налоговой системы.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ  
Поправки в бюджет-2013
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
Президент Беларуси Указом от 28 декабря № 576 уточнил ряд показателей республиканского бюджета на 2013 год. Документом, в частности, увеличен предельный размер дефицита бюджета до 3,5 трлн. Br. Кроме того, сокращены доходы и расходы, повышены лимиты государственного долга, а также предусмотрена рекапитализация крупнейших государственных банков.
 
БЮДЖЕТ-2014: г. МИНСК  
Приоритет первоочередным расходам
Светлана РУСАКОВИЧ, заместитель начальника бюджетного управления главного финансового управления Мингорисполкома
Бюджет города Минска на 2014 год запланирован на бездефицитной основе. В условиях достаточно скромного роста предполагаемых доходов (при их определении принят целевой прогноз по росту ВВП на 3,3%) выполнить поставленную задачу будет непросто. Для обеспечения жизнедеятельности города исполнительные власти вынуждены пойти на ограничение затрат. Ряд расходных статей ожидает лишь незначительный рост, в иных (главным образом касающихся капитального строительства) и вовсе прогнозируется существенное сокращение. В то же время город сохранит социальную направленность бюджета, продолжит проводимую политику поддержки различных секторов экономики.
 
МАКРОЭКОНОМИКА  
Внешняя подпитка
В 2013 году Беларусь продолжила активно наращивать свои внешние долговые обязательства, что в определенной мере позволило поддержать макрофинансовую стабильность в стране. По данным платежного баланса, опубликованного в декабре Национальным банком, за январь – сентябрь валовой внешний долг Беларуси вырос на 3,3 млрд. USD (9,9%), достигнув на 1 октября 2013 года 37,1 млрд. USD.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ  
Эффективная поддержка частного бизнеса
Анна ЛАРИНА, заместитель начальника отдела Главного управления финансов промышленного и топливно-энергетического комплексов Минфина
В условиях вынужденной оптимизации расходов бюджетов различного уровня исполнительные власти столкнулись с необходимостью экономии денежных средств. В такой ситуации возникла потребность в более пристальной оценке затрат – выделение финансирования на реализацию какого-либо проекта разумно только при гарантии высокого конечного результата. Проведенный Министерством финансов анализ эффективности расходования государственных ресурсов в рамках госпрограммы поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси за 2010–2012 годы позволил оценить полезность тех или иных проведенных мероприятий, а также предоставил возможность скорректировать формы и варианты помощи бизнесу на 2013–2015 годы.
 
СТРАХОВАНИЕ  
Проблемы учета комиссионного вознаграждения
Татьяна ВЕРЕЗУБОВА, кандидат экономических наук, доцент БГЭУ
С 2013 года для сближения с международными стандартами изменен подход к отражению в учете доходов и затрат страховых организаций. В этой связи одной из важных, но не решенных проблем остается правильность отражения в учете комиссионного вознаграждения страховых агентов. Объем таких затрат занимает существенную долю в общих расходах страховщиков Беларуси (20–30%), и их величина постоянно растет.
 
ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ  
Есть ли в Беларуси средний класс?
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
Проведенное Белстатом выборочное обследование домашних хозяйств по уровню жизни показало, что почти две трети (65,2%) семей в текущем году оценивают свое материальное положение как среднее. На первый взгляд, подобная ситуация должна радовать, так как свидетельствует о социальном равенстве в обществе и наличии в стране среднего класса. Однако последний в Беларуси имеет ряд характерных особенностей, которые противоречат общепринятым нормам.
 
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ  
«Земский скарб» Великого княжества Литовского
Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ
Важнейшим финансовым планом для страны является государственный бюджет. По мере станов¬ления и развития белорусского государства изменялись как характер расходов, так и доходные источники казны. В этой связи представляет определенный интерес формирование государствен¬ного бюджета на ранних этапах истории Беларуси.
 
версия для печати