№ 1 (240) январь 2014
НАГРАЖДЕНИЯ | |
Поздравляем! | |
БЮДЖЕТ-2014 | |
Баланс доходов и расходов Главное управление бюджетной политики Министерства финансов Бюджет Беларуси на 2014 год сформирован в полном соответствии с параметрами роста экономики, платежного баланса и денежно-кредитной политики. Он оптимален по уровню расходов, в нем соблюдается баланс приоритетов при распределении бюджетных средств. Бюджет не содержит излишеств, предопределяет бережное и экономное использование каждого бюджетного рубля, способствует развитию регионов и обеспечивает долговую устойчивость. | |
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА – 2014 | |
Меры фискальные и стимулирующие Главное управление налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Сформированные на 2014 год меры налоговой политики обусловлены необходимостью обеспечения сбалансированности бюджета и консолидации его доходных источников в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры и, как следствие, замедления темпов роста основных макроэкономических параметров. При этом на фоне усиления инвестиционных налоговых стимулов сохранена структурная стабильность налоговой системы. | |
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ | |
Поправки в бюджет-2013 Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Президент Беларуси Указом от 28 декабря № 576 уточнил ряд показателей республиканского бюджета на 2013 год. Документом, в частности, увеличен предельный размер дефицита бюджета до 3,5 трлн. Br. Кроме того, сокращены доходы и расходы, повышены лимиты государственного долга, а также предусмотрена рекапитализация крупнейших государственных банков. | |
БЮДЖЕТ-2014: г. МИНСК | |
Приоритет первоочередным расходам Светлана РУСАКОВИЧ, заместитель начальника бюджетного управления главного финансового управления Мингорисполкома Бюджет города Минска на 2014 год запланирован на бездефицитной основе. В условиях достаточно скромного роста предполагаемых доходов (при их определении принят целевой прогноз по росту ВВП на 3,3%) выполнить поставленную задачу будет непросто. Для обеспечения жизнедеятельности города исполнительные власти вынуждены пойти на ограничение затрат. Ряд расходных статей ожидает лишь незначительный рост, в иных (главным образом касающихся капитального строительства) и вовсе прогнозируется существенное сокращение. В то же время город сохранит социальную направленность бюджета, продолжит проводимую политику поддержки различных секторов экономики. | |
МАКРОЭКОНОМИКА | |
Внешняя подпитка В 2013 году Беларусь продолжила активно наращивать свои внешние долговые обязательства, что в определенной мере позволило поддержать макрофинансовую стабильность в стране. По данным платежного баланса, опубликованного в декабре Национальным банком, за январь – сентябрь валовой внешний долг Беларуси вырос на 3,3 млрд. USD (9,9%), достигнув на 1 октября 2013 года 37,1 млрд. USD. | |
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ | |
Эффективная поддержка частного бизнеса Анна ЛАРИНА, заместитель начальника отдела Главного управления финансов промышленного и топливно-энергетического комплексов Минфина В условиях вынужденной оптимизации расходов бюджетов различного уровня исполнительные власти столкнулись с необходимостью экономии денежных средств. В такой ситуации возникла потребность в более пристальной оценке затрат – выделение финансирования на реализацию какого-либо проекта разумно только при гарантии высокого конечного результата. Проведенный Министерством финансов анализ эффективности расходования государственных ресурсов в рамках госпрограммы поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси за 2010–2012 годы позволил оценить полезность тех или иных проведенных мероприятий, а также предоставил возможность скорректировать формы и варианты помощи бизнесу на 2013–2015 годы. | |
СТРАХОВАНИЕ | |
Проблемы учета комиссионного вознаграждения Татьяна ВЕРЕЗУБОВА, кандидат экономических наук, доцент БГЭУ С 2013 года для сближения с международными стандартами изменен подход к отражению в учете доходов и затрат страховых организаций. В этой связи одной из важных, но не решенных проблем остается правильность отражения в учете комиссионного вознаграждения страховых агентов. Объем таких затрат занимает существенную долю в общих расходах страховщиков Беларуси (20–30%), и их величина постоянно растет. | |
ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ | |
Есть ли в Беларуси средний класс? Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Проведенное Белстатом выборочное обследование домашних хозяйств по уровню жизни показало, что почти две трети (65,2%) семей в текущем году оценивают свое материальное положение как среднее. На первый взгляд, подобная ситуация должна радовать, так как свидетельствует о социальном равенстве в обществе и наличии в стране среднего класса. Однако последний в Беларуси имеет ряд характерных особенностей, которые противоречат общепринятым нормам. | |
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ | |
«Земский скарб» Великого княжества Литовского Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ Важнейшим финансовым планом для страны является государственный бюджет. По мере станов¬ления и развития белорусского государства изменялись как характер расходов, так и доходные источники казны. В этой связи представляет определенный интерес формирование государствен¬ного бюджета на ранних этапах истории Беларуси. |