№ 9 (248) сентябрь 2014

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ  
Бюджет-2014: итоги I полугодия
Инесса ДАНИЛОВИЧ, начальник Главного государственного казначейства Минфина
Профицит республиканского бюджета по итогам I полугодия 2014 года сложился в объеме 668,1 млрд. Br, консолидированного – 0,3 трлн. Br. Анализ поступлений свидетельствует о низком уровне исполнения утвержденного бюджета, что потребует уточнения показателей республиканского бюджета в части оптимизации и сокращения расходов.
 
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО  
ГЧП: международный опыт и перспективы для Беларуси
Александр ЗАБОРОВСКИЙ, первый заместитель руководителя Аппарата Совета Министров – руководитель секретариата премьер-министра Республики Беларусь, кандидат экономических наук
Максим ЕРМОЛОВИЧ, заместитель министра финансов Республики Беларусь
Елена ДАДЕРКИНА, докторант Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат экономических наук

Эффективная реализация экономической политики невозможна без партнерства государства и частного сектора. В системе управления белорусской экономикой государственно-частное партнерство (ГЧП) является сравнительно новым институтом и призвано обеспечить новый формат отношений власти и бизнеса при реализации инфраструктурных проектов, имеющих особое социально-экономическое значение.
 
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  
Как помочь малому и среднему бизнесу
Дмитрий ИВАНОВСКИЙ, Центр анализа и стратегического планирования ОАО «Банк развития Республики Беларусь»
Основным источником внешнего финансирования малого и среднего предпринимательства (МСП) в большинстве стран мира являются ресурсы банков. Однако отечественные субъекты хозяйствования, в силу высокой стоимости долгосрочных кредитов, практически лишены доступа к одному из главных источников для развития. В результате темпы роста данного сектора экономики в нашей стране сложно назвать удовлетворительными. Способствовать решению имеющихся сложностей призвана программа финансирования субъектов МСП, которая будет реализована при содействии Банка развития.
 
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА  
Кому достаются деньги банков?
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
В I полугодии 2014 года усилия Нацбанка и Правительства были направлены на поиск вариантов, позволяющих повысить доступность заемных ресурсов. Подобные действия спровоцированы серьезными затруднениями белорусских предприятий, остро нуждающихся в дополнительных средствах для развития. В то же время ограничения по росту требований банков к экономике (не более 16% в год) привели к разработке мер, осложняющих доступ населения к данному источнику финансирования расходов.
 
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА  
10 принципов эффективного управления госфинансами
Михаил ПРОХОРИК, заместитель начальника управления консолидированного бюджета Главного управления бюджетной политики Минфина
Подходы к бюджетированию в разных странах мира могут значительно различаться. Однако, исходя из опыта государств Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), анализа и исследований различных аспектов на протяжении последних лет, общие элементы современного бюджетирования могут быть представлены как основополагающие принципы реализации бюджетно-налоговой политики.
 
ФИНАНСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  
Сколько стоит здоровье нации
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
Одна из ключевых задач, которая стоит сегодня перед сферой здравоохранения, – повышение эффективности государственных расходов и одновременно качества предоставляемых услуг. Решить эти вопросы, а также обеспечить достойный уровень оплаты труда медицинских работников вряд ли представляется возможным без проведения «профилактических мероприятий» в отрасли, а именно устранения имеющихся перекосов в части инфраструктуры и численности кадров. Беларусь опережает развитые страны мира по количеству больничных коек и медицинских работников на душу населения, хотя имеет более низкие по сравнению с ними показатели расходов на здравоохранение.
 
ЭНЕРГЕТИКА  
Реальная стоимость социальных цен
Тарифы на централизованное теплоснабжение для населения в Беларуси существенно ниже затрат на оказание этих услуг (от 11 до 25% уровня возмещения расходов). Благоприятные для граждан пропорции стали возможны благодаря перекрестному субсидированию – недостающий объем ресурсов покрывается за счет промышленных предприятий и бюджета. Впрочем, в ближайшие годы от такой практики наша страна уйдет. Финансово-экономические трудности субъектов хозяйствования, а также проблемы с пополнением (а соответственно, и расходными обязательствами) казны вынуждают Правительство идти на реформирование сектора. По оценке экспертов Всемирного банка, в результате возникает необходимость разработки комплекса мер, позволяющих смягчить для населения негативные последствия от грядущих изменений.
 
ЮБИЛЕЙ  
Факторы успешного развития
Константин ВЕЛИЧКОВИЧ, директор Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минфина
Эффективность, стабильность и перспективность государства в большой степени зависят от уровня образованности населения. При этом экономика Беларуси крайне нуждается в высококвалифицированных специалистах. Решению данной задачи уже сорок лет способствует деятельность Государственного учреждения образования «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства финансов Республики Беларусь», который был создан на основании приказа Минфина БССР № 271 от 17 сентября 1974 года.
 
МСФО  
Требования к представлению финансовой отчетности
Сергей МИХАЙЛОВ, ассистент менеджера по аудиту ООО «БДО»
Целью финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами (МСФО), является представление результатов деятельности субъекта хозяйствования в виде (форме), полезном при принятии экономических решений.
 
СТРАХОВАНИЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ  
Как сохранить имущество
 
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ  
Рождение советского червонца
Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ
Девять десятилетий тому назад, в 1924 г., в истории финансов советского государства произошло важное событие, радикально изменившее денежную систему СССР, – завершилась денежная реформа, в результате которой на свет появился червонец, что в немалой степени поспособствовало возрождению разрушенной в результате интервенций и гражданской войны экономики.
 
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ  
Резервы повышения эффективности сельскохозяйственных организаций
Анатолий ТАКУН, к.э.н., доцент Института системных исследований в АПК НАН Беларуси
Наталья УРУПИНА, научный сотрудник Института системных исследований в АПК НАН Беларуси

Улучшение финансового состояния сельскохозяйственных организаций, решение проблем финансово-экономического оздоровления – одни из приоритетных целей функционирования агропромышленного комплекса республики. Повышению эффективности работы внутрихозяйственных резервов в значительной мере может содействовать проведение глубокого экономического анализа работы организаций, изучение и внедрение передового опыта хозяйств-лидеров.

Роль и значение аналитических процедур при получении аудиторских доказательств
Алексей РЕНЕЙСКИЙ, директор ООО «ФБК-Бел»
Рост конкуренции на рынке вынуждает аудиторские компании повышать качество своих услуг и снижать затраты. Важную роль в оптимизации трудоемкости проведения аудиторской проверки играют аналитические процедуры (АП), являющиеся одним из способов получения аудиторских доказательств на всех этапах аудиторской проверки, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг.
 
версия для печати