№ 11 (262) ноябрь 2015
ДЕНОМИНАЦИЯ | |
Минус четыре нуля и денежная реформа С 1 июля 2016 года в Беларуси будет проведена деноминация национальной денежной единицы. Нарицательная стоимость белорусского рубля уменьшится в 10 000 раз. Кроме того, будут введены в обращение новые денежные знаки, а также появятся монеты. Это предусмотрено Указом Президента Беларуси от 4 ноября 2015 года № 450. |
|
ПРОЕКТ БЮДЖЕТА – 2016 | |
Финансовое будущее приобретает очертания Главное управление бюджетной политики Совет Министров одобрил проекты законов о внесении изменений и дополнений в Бюджетный и Налоговый кодексы, а также проект закона «О республиканском бюджете на 2016 год», доработанный с учетом изменения макроэкономических параметров в 2016 году. |
|
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА | |
Новые реалии российской казны Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Российские власти определились с главным финансовым документом страны на будущий год. Бюджет-2016 будет жестким, но адекватным экономической ситуации. В Минфине РФ считают, что в России сейчас не кризисная ситуация, а новая экономическая реальность, и к ней необходимо адаптироваться. И надеются, что низкие цены на нефть – хоть и горькое лекарство, но оно позволит излечить российскую экономику от «голландской болезни». |
|
МАКРОЭКОНОМИКА | |
Обеспечить экономический рост Дмитрий КРУТОЙ, заместитель министра экономики Республики Беларусь Наряду с проработкой оперативных решений (направленных на противодействие актуальным вызовам) в нынешнем году Правительство трудилось над подготовкой комплекса мер, призванных способствовать экономическому росту в среднесрочной перспективе. В настоящее время уже можно подвести определенную черту под эффективностью и своевременностью части сделанных шагов и проанализировать перспективность документов, рассчитанных на ближайшее будущее. |
|
|
|
Перспективы Беларуси на турбулентных рынках Алексей БЫКОВ, заведующий кафедрой экономики БГЭУ Современную мировую экономику следует рассматривать как единую систему, в которой каждый из элементов, выполняя свои специфические функции, одновременно влияет на ситуацию в целом. Частные положительные тенденции (например, ускоренный рост крупных государств) могут придать дополнительный импульс всеобщему развитию. Однако не менее сильны и отрицательные эффекты. Кризисы в отдельных регионах имеют свойство быстро распространяться по планете через финансовые и товарные рынки. К сожалению, в последнее время мы наблюдаем именно второй вариант. |
|
|
|
Начало экспансии ЕАЭС Михаил КОВАЛЕВ, декан экономического факультета БГУ, доктор физико-математических наук, профессор Создание ЕАЭС задумывалось с целью успешного противостояния участниками объединения современным экономическим реалиям за счет совместных усилий и обобщения потенциала. Предварительные расчеты показывают перспективность союза не только в краткосрочной перспективе, но и в более отдаленном будущем. Доля государств ЕАЭС в глобальном ВВП к 2050 году вырастет до 9% (с 4% по итогам 2013 года). |
|
|
|
В поисках священного Грааля По оценке Международного валютного фонда (МВФ), рост мировой экономики в 2015 году составит 3,1%, что на 0,3 п.п. ниже, чем в 2014 году, и на 0,2 п.п. меньше прогноза, данного в июле. Также ухудшены ожидания на 2016 год (с +3,8% до +3,6%). По мнению экспертов, если развитые страны в ближайшей перспективе еще могут рассчитывать на увеличение валового внутреннего продукта, то в развивающихся государствах и регионах с формирующимся рынком (к которым относится и Беларусь) показатель продолжит наблюдаемое на протяжении пяти лет замедление. |
|
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | |
Новые нормативы для населения С 1 ноября Министерство труда и социальной защиты Беларуси установило на ближайшие три месяца новые размеры основных социальных нормативов для населения – прожиточного минимума и минимальных потребительских бюджетов. |
|
РЕЙТИНГ ВСЕМИРНОГО БАНКА | |
Прогресс на фоне пессимизма Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Несколько лет назад экономические власти Беларуси поставили задачу войти в тридцатку стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка. Последние результаты, опубликованные международной организацией в октябре 2015 года, существенно приблизили республику к заветной цели. |
|
|
|
Ниже России, но выше Германии Екатерина ДАШКЕВИЧ, консультант отдела налогообложения доходов Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Проводимая Правительством работа в области реформирования и совершенствования налоговой системы позволила достичь существенных результатов, а эффективность ее проведения подтверждена высокими оценками международных экспертов. |
|
ЛИЗИНГ | |
С надеждой на светлое будущее Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» В соответствии с постановлением Правления Нацбанка РБ от 29 августа 2014 года № 552 отчетность и информацию об итогах работы теперь должны сдавать все лизинговые организации. Данное нововведение позволяет проводить оперативный анализ результатов работы юрлиц. Таким образом, как успехи, так и неудачи профильных компаний можно наблюдать фактически в режиме реального времени. Это позволяет гораздо быстрее реагировать на вызовы и предпринимать необходимые корректирующие меры. Такие возможности весьма актуальны для 2015 года, в первом полугодии которого положительные и отрицательные факторы развития отрасли уравновешивали друг друга. Часть показателей выросла, однако многие индикаторы существенно просели вследствие кризисных явлений. |
|
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ | |
По пути реформ Наталия РУСАКЕВИЧ, начальник отдела совершенствования бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления Главного государственного казначейства Минфина Министерством финансов Беларуси начата работа по реформированию системы управления государственными финансами. Исходной платформой преобразований является совершенствование бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления. |
|
ФИНАНСЫ ОТРАСЛИ | |
Перспективы легкой промышленности Викентий АДАМОВИЧ, заместитель председателя концерна «Беллегпром» Продукция легкой промышленности по уровню потребления населением стоит на втором месте после продовольственных товаров. Имеющиеся данные наглядно подчеркивают важнейшую роль отрасли в обеспечении национальной безопасности Беларуси. Такое утверждение не является голословным. Без развития профильных предприятий вряд ли реально успешно решить задачи, стоящие сегодня перед Правительством (например, реализация программы импортозамещения, содействие занятости населения и др.), и эффективно противостоять наиболее актуальным вызовам. |
|
В КОМПАНИЯХ | |
Комплексное жилищное страхование: новые бонусы Андрей КАПУСТА, начальник управления страхования имущественных интересов граждан БРУСП «Белгосстрах» С момента внедрения в 2011 году Белгосстрахом комплексного жилищного страхования в порядок и условия его функционирования уже четырежды вносились корректировки, направленные на совершенствование страхования. Последние изменения, которые вступили в силу 9 октября 2015 года, предусматривают также ряд существенных новшеств, призванных сделать продукт еще более популярным и востребованным механизмом страховой защиты городского населения республики. |
|
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ | |
Награда за спрос и потребление Лауреатом Нобелевской премии по экономике в 2015 году стал 70-летний британо-американский экономист Энгус Дитон (Angus Deaton). Такое решение шведская Королевская академия наук приняла за его «анализ потребления, бедности и благосостояния». |
|
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | |
Ипотека для «потомственных дворян» Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ Во второй половине XIX века на белорусских землях Российской империи начали создаваться ипотечные финансовые институты различных типов в соответствии со складывающейся общеэкономической ситуацией. Одним из важных звеньев новой кредитной системы стал Государственный дворянский земельный банк, осуществлявший ипотечное кредитование представителей привилегированного сословия. |
|
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ | |
Оценка программ как инструмент повышения эффективности расходов Ольга МЕНДЕЛЬ, аспирант БГЭУ Ключевым вопросом совершенствования бюджетного процесса является разработка и внедрение эффективного инструмента достижения приоритетных целей страны. Несмотря на реформирование бюджетной системы, в целом соответствующее общемировым тенденциям в управлении общественными финансами, в Республике Беларусь все еще отсутствуют встроенные механизмы повышения эффективности государственных расходов. |