№ 3 (254) март 2015
РАСШИРЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ |
|
Приоритет – бюджетная сбалансированность 5 марта 2015 года состоялось расширенное заседание коллегии Министерства финансов, на котором были подведены итоги исполнения бюджета за 2014 год и определены задачи финансовых органов на 2015 год. В работе коллегии принял участие первый заместитель премьер-министра Республики Беларусь Василий Матюшевский, представители министерств и ведомств, местных финансовых органов. С основным докладом выступил министр финансов Владимир АМАРИН. Главными темами его выступления стали принятые меры бюджетно-налоговой политики для сохранения бюджетной сбалансированности, уровень долговой нагрузки регионов, подходы к финансированию социальной сферы и реального сектора экономики, погашение внешнего государственного долга. |
|
|
|
Задачи для финансовых органов В 2015 году главным направлением в работе финансовых органов должно стать поддержание макроэкономической стабильности посредством привлечения дополнительных доходов в бюджет, реальной оптимизации расходов, использования имеющихся резервов на всех уровнях бюджетной системы, а также привлечения внешнего финансирования. Об этом на расширенной коллегии Минфина заявил первый заместитель премьер-министра Беларуси Василий МАТЮШЕВСКИЙ. |
|
|
|
Голос регионов Владимир ПОДРЕБИНКИН, начальник Главного финансового управления Могилевского облисполкома Даже в сложное для экономики время большинство вопросов, касающихся исполнения местных бюджетов, с успехом решается в рамках каждого отдельного региона. В то же время есть ряд проблем (часть из которых можно отнести к закоренелым), требующих вмешательства на уровне Правительства. |
|
|
|
Закон и порядок О том, каким образом можно сократить необоснованные денежные потери бюджета в своем выступлении на годовой коллегии Минфина рассказала начальник Главного управления Минфина по Витебской области Тамара ЛАПИЦКАЯ. По ее мнению (базирующемся на опыте контролирующих органов), снизить расходы позволит внесение необходимых изменений в законодательство. |
|
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА | |
Пути совершенствования налоговой системы Дмитрий КИЙКО, заместитель министра финансов Республики Беларусь Практически в любой стране мира совершенствование налоговой системы носит перманентный характер. При этом в последние годы на общем фоне Беларусь отличалась высокими темпами реформирования направления. Предпринятые начиная с 2006 года Правительством усилия позволили добиться основных поставленных целей. Необходимы ли дальнейшие изменения и насколько радикальными они должны быть? Ответ на этот вопрос искали на совещании у Президента представители госорганов и бизнеса. Итогом работы специалистов и экспертов стало общее мнение о целесообразности определенных корректировок законодательства (с учетом интересов плательщиков и бюджета). В то же время революционные перемены в ближайшем будущем к положительному результату едва ли приведут. |
|
ЭНЕРГЕТИКА | |
Время сокращать издержки Владимир ПОТУПЧИК, министр энергетики Республики Беларусь Несмотря на ряд объективных трудностей, в 2014 году организации энергетической отрасли сумели обеспечить надежное и бесперебойное снабжение населения и народно-хозяйственного комплекса ресурсами, провели работу по повышению эффективности функционирования газо- и энергоснабжающих организаций, решили ряд иных проблем и задач. В наступившем году с учетом актуальных вызовов особое внимание будет уделено снижению издержек и улучшению финансово-экономических показателей. |
|
ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ | |
Под влиянием внешних факторов Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Девальвация российского рубля и проблемы со сбытом белорусской продукции на внешних рынках неблагоприятно отразились на состоянии отечественной экономики. У производителей падает прибыль и объемы производства, а растут убытки, складские запасы и неплатежи. При этом финансовые результаты существенно подпортил декабрь, по итогам которого экономика страны получила значительный минус. |
|
КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ РАБОТА | |
Стратегия реформирования финансового контроля Александр ГОНЧАР, начальник Главного контрольно-ревизионного управления Минфина Наталья ПИЛЕЦ, заместитель начальника управления организации контрольной работы Главного контрольно-ревизионного управления Минфина Одним из факторов, влияющих на эффективность управления финансовыми ресурсами, является наличие единой целостной системы финансового контроля. В Беларуси сложилась система контроля за соблюдением бюджетного законодательства, которая приближена к особенностям социально-экономического развития республики, но в то же время имеет отличия от международной практики. В настоящее время Минфин приступил к разработке Стратегии реформирования системы управления государственными финансами. Одним из ее ключевых направлений является внедрение качественно нового подхода в организации внутреннего финансового контроля (внутреннего аудита). |
|
ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО | |
Автомобильные дороги: новые подходы к финансированию Галина ПРОНОВИЧ, заместитель начальника управления финансов жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Минфина Беларусь имеет весьма развитую сеть автомобильных дорог общего пользования. Их общая протяженность – 86,6 тыс. км, в том числе республиканских – 15,7 тыс. км, местных – 70,9 тыс. км. Содержание и развитие всего комплекса дорожного хозяйства требует проведения постоянной целенаправленной и скоординированной работы. Успешному ее выполнению способствует созданный в 2014 году специализированный дорожный фонд. |
|
РЫНОК ТРУДА | |
Время качественных изменений Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Длительное время основной проблемой отечественного рынка труда был дефицит рабочей силы (прежде всего квалифицированных рабочих), который провоцировали негативные демографические тенденции и отток кадров за границу. В настоящий момент ситуация кардинальным образом меняется. Вследствие негативных экономических тенденций Беларусь рискует столкнуться с достаточно высоким уровнем безработицы. |
|
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ | |
Комплексный подход Евгения ДРОЗДОВА, заместитель начальника отдела регулирования рынка ценных бумаг Департамента по ценным бумагам Минфина 11 июля вступит в силу Закон Республики Беларусь от 5 января 2015 года «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон), принятый в целях обеспечения полноты и актуализации правового регулирования отношений в данной сфере, гармонизации в соответствии с международными стандартами. Остановимся подробнее на наиболее существенных изменениях. |
|
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | |
Аграрная реформа в СССР (к 50-летию начала проведения) Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ На протяжении всего XX века в Советском Союзе постоянно проводились реформы в различных сферах общественно-политической жизни. Первыми масштабными мероприятиями, направленными на совершенствование системы и принципов управления советской экономикой послевоенного периода, стали реформы середины 60-х годов, которые затронули сразу несколько отраслей: сельское хозяйство, промышленность, строительство. Начало этим переменам было положено ровно полвека тому назад – в марте 1965 года решениями пленума ЦК КПСС, направленными на радикальное изменение системы планирования и стимулирования сельскохозяйственного производства. |
|
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ | |
Управление финансами организаций промышленности и интегральная оценка его эффективности Алексей КОРОТКЕВИЧ, кандидат экономических наук, доцент БГУ Акрам Абасс Рхаиф АЛЬ-ХАМЗАВИ, аспирант БГЭУ Управление финансами организаций промышленности и повышение его эффективности в современных условиях хозяйствования Республики Беларусь сегодня играет важную роль. В подавляющем большинстве работ это отождествляется с финансовым менеджментом, имеет свои специфические особенности в связи с их отраслевой принадлежностью, формой собственности, организационно-правовой формой создания, целями функционирования и др. |