№ 7 (270) июль 2016
ИНФОРМ-АБЗАЦ | |
Приоритеты на пятилетку Прирост валового внутреннего продукта Беларуси в 2020 году по сравнению с 2015 годом должен составить 12–15%, реальных денежных доходов граждан – 9,5–11,6%. Кроме того, к концу текущей пятилетки планируется снизить инфляцию до 5%, а ставки по кредитам – до 9–11%. Это предусмотрено Основными положениями Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 годы, которая была одобрена делегатами V Всебелорусского народного собрания. |
|
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА | |
Электронная эволюция в налоговой сфере Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» С 1 июля 2016 года в Беларуси вступило в силу дополнение в Налоговый кодекс, которое предусматривает новый порядок предъявления и принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость – посредством электронных счетов-фактур. Данное новшество является обязательным для всех плательщиков НДС (кроме иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Беларуси) и затронет, по оценкам налоговиков, около 150 тыс. субъектов хозяйствования. При этом разработчики убеждены, что от перехода на электронную систему администрирования НДС выиграет не только бюджет, но и плательщики. |
|
ВНЕБЮДЖЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Как уменьшить количество проблем? Антонина ПОТАПЧУК, начальник управления финансирования непроизводственной сферы главного финансового управления Брестского облисполкома Тезис о необходимости самостоятельного зарабатывания средств бюджетными организациями невозможно оспаривать. Стимулирование учреждений к поиску новых доходных источников является позитивной чертой реализуемой в Беларуси экономической политики. В нынешних условиях осуществление приносящей доходы деятельности – это возможность дополнительно финансово заинтересовать сотрудников, провести ремонт зданий и т.д. Однако практика работы на местах показывает наличие ряда проблемных моментов в указанной сфере деятельности. |
|
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА | |
Курс на самостоятельность Снежана ЯНИЦКАЯ, главный экономист управления методологии бюджетного процесса Главного управления бюджетной политики Минфина В настоящее время в Беларуси продолжает развиваться метод бюджетного планирования, ориентированного на результат. Внедрение новых механизмов связано в первую очередь с неудовлетворенностью традиционными подходами, направленными на бюджетирование затрат, а не результатов, расходованием денежных средств только потому, что они предусмотрены в бюджете. |
|
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
От деклараций нужно переходить к действиям Александр ОЛЬШЕВСКИЙ, генеральный директор Евразийского агентства международного сотрудничества Кризисные явления в мировой экономике, режимы санкций, большой передел внешних рынков стали серьезнейшей проверкой для интеграционных процессов в Союзном государстве на прочность, осознанность и реальность. Радует, что в таких условиях взаимная торговля не только выстояла, но и продолжает интенсивно развиваться. Однако темпы сотрудничества и объемы получаемой выгоды белорусской стороны могли быть и выше. |
|
КОНФЕРЕНЦИИ | |
Бухгалтерский учет и аудит в странах Восточного партнерства: прогресс реформ и последние инициативы Татьяна РЫБАК, начальник Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина, к.э.н., доцент Делегация Министерства финансов Беларуси приняла участие в семинаре для высших должностных лиц «Финансовая информация как катализатор экономического роста» (далее – семинар) и Министерской конференции, организованных Центром реформирования финансовой отчетности Всемирного банка в апреле 2016 года в г. Вена (Австрия). |
|
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ | |
Работа над убытками Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Снижение покупательского спроса из-за падения доходов населения отражается и на показателях работы предприятий легкой промышленности. Тем не менее, ситуация в отрасли в нынешнем году улучшилась по сравнению с предыдущим годом. Среди причин в концерне Беллегпром называют оживление российского рынка, свои плоды дает и модернизация предприятий отрасли. |
|
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА | |
Каркас экономики Сергей ПЕЛИХ, профессор кафедры экономики предприятий Академии управления при Президенте Республики Беларусь, д.э.н. Анализ экономической ситуации в Беларуси показывает, что основная причина наблюдаемых проблем заключается в отсутствии четко проработанной промышленной политики. Более того, все чаще высказываются мнения о том, что развитие реального сектора – это не более чем анахронизм в период расцвета сферы услуг. Подобные подходы недальновидны и вредны. |
|
БЕЛОРУССКИЙ БИЗНЕС | |
От слов к делу Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» В условиях рыночных отношений устойчивый прогресс экономики напрямую зависит от уровня активности малого и среднего предпринимательства (МСП). Данный сектор является достаточно мобильным и легко адаптируется к изменяющимся условиям работы, позволяет оперативно проводить технологическое переоснащение, играет решающую роль в создании новых рабочих мест. По оценкам как иностранных экспертов, так и представителей госорганов, в Беларуси МСП пока не может реализовать весь свой потенциал. Исправить имеющиеся недочеты призвана принятая постановлением Совмина от 23.02.2016 г. № 149 Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы. |
|
|
|
Малый бизнес – большие возможности Юлия КАВЕЦКАЯ, начальник сектора организации финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства ОАО «Банк развития Республики Беларусь» Эффективность функционирования национальной экономики во многом определяется оптимальным сочетанием малого, среднего и крупного бизнеса. При этом нельзя преуменьшать роль МСП, вносящего значительный вклад в повышение конкурентоспособности страны, оперативно внедряющего лучшие практики в производственной и управленческой сферах. Кроме того, развитие сектора содействует увеличению занятости и самозанятости населения, стимулирует повышение ответственности за рост собственного благосостояния. |
|
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ | |
Перспективы цифровой экономики Виктория ЛАБОЦКАЯ, главный экономист отдела международного сотрудничества Главного управления международных финансовых отношений Минфина Внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развитие цифровой экономики являются одними из приоритетов для Беларуси. За последние годы республика в этом направлении уже достигла значительного прогресса, что отмечено международными экспертами. В ближайшие пять лет работа по формированию инфраструктуры ИКТ и стимулированию «цифровой» трансформации всех сфер деятельности продолжится, что предусмотрено принятой Правительством Государственной программой развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы. |
|
IT-ТЕХНОЛОГИИ | |
Можно ли выловить деньги в виртуальной сети? Цифровые технологии очень быстро распространились в большинстве стран мира. Во многих государствах они стимулировали экономический рост, создали новые возможности для бизнеса и повысили эффективность оказания услуг. Однако, по оценке экспертов Всемирного банка, совокупная польза от использования IT-технологий оказалась ниже изначально предполагаемого уровня. Кроме того, внедрение ноу-хау привело к появлению новых рисков, которым может быть подвержена и Беларусь. |
|
АУДИТ | |
Что нужно рынку? Сергей КОРОТАЕВ, директор ЗАО «АудитКонсульт», д.э.н., профессор БГЭУ В апреле текущего года проведен опрос ряда органов государственного управления, предприятий и общественных организаций на предмет целесообразности создания в нашей стране еще одной государственной аудиторской компании, которая бы наряду с юрлицами частной формы собственности оказывала услуги хозяйствующим субъектам. По нашему мнению, эффективность данного шага можно поставить под сомнение. Для развития рынка целесообразней внесение некоторых изменений в действующее законодательство. |
|
ПЕНСИОННАЯ СФЕРА | |
Страховка на старость Чтобы обеспечить более высокий уровень жизни при выходе на заслуженный отдых, молодым белорусам уже сегодня необходимо задумываться о своем будущем. В качестве бонуса к официальной трудовой пенсии может стать доход, накопленный в рамках программы дополнительного пенсионного страхования. |
|
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | |
Реформа для советских пенсионеров Юрий ГРУЗИЦКИЙ, доцент БГЭУ, кандидат исторических наук 60 лет назад для жителей Советского Союза произошло историческое событие. 14 июля 1956 года пятой сессией Верховного Совета СССР был принят Закон «О государственных пенсиях», который предусматривал реформу в пенсионной сфере и устанавливал государственные пенсии для рабочих и служащих. Основные подходы, заложенные в этом документе, просуществовали вплоть до распада СССР и сохранились в белорусской модели пенсионного обеспечения. |