№ 3 (278) март 2017
ИНФОРМ-АБЗАЦ | |
Фактическая безработица Национальный статистический комитет впервые с 2009 года опубликовал данные о фактической безработице в Беларуси. В 2016 году ее уровень, согласно выборочному обследованию домашних хозяйств, составил в среднем по республике 5,8% от экономически активного населения, или 255,9 тыс. человек. |
|
РАСШИРЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ МИНФИНА | |
Ключевые задачи 16 февраля с участием премьер-министра Беларуси Андрея Кобякова состоялось расширенное заседание годовой коллегии Министерства финансов. В ее работе, помимо представителей Минфина, также приняли участие министр образования, заместители руководителей Комитета госконтроля, Нацбанка, министерств по налогам и сборам, здравоохранения и других ведомств, наиболее тесно взаимодействующих с Министерством финансов, председатели постоянных комиссий Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания, руководители финансовых органов областей и г. Минска. Бюджетное равновесие Исполнение бюджета в 2016 году проходило под влиянием неблагоприятных внешних факторов, связанных с падением цен на нефть и калийные удобрения, снижением спроса и ухудшением конъюнктуры цен на производимую в стране продукцию. Отклонения уже в начале года макроэкономических параметров развития экономики от целевых прогнозов по темпам роста ВВП, курсу белорусского рубля, ценам и объемам нефти вызвали необходимость адаптации бюджета к изменившимся условиям и корректировки его показателей. Государственное «программирование» Дмитрий КРУТОЙ, первый заместитель министра экономики Республики Беларусь В 2016 году Министерство экономики совместно с Министерством финансов приступило к практической работе по выстраиванию системы государственного «программирования» в Беларуси (то есть распределения бюджетных средств в рамках государственных программ) с внедрением метода бюджетирования, ориентированного на результат. Практика взаимодействия Людмила ДОБРЫНИНА, председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь В последнее время между депутатами Палаты представителей и Министерством финансов сложилась довольно конструктивная работа по реализации мер в бюджетно-финансовой и налоговой сферах. Совместно подготовлено девять законопроектов. Депутатами поддержано внедрение программно-целевого метода бюджетирования, переход на среднесрочное бюджетное планирование, дальнейшее развитие финансового рынка, внедрение международных стандартов финансовой отчетности. Эти направления будут основой дальнейшего совершенствования бюджетной и налоговой политики и системы управления государственными финансами. |
|
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ | |
Стимулировать точки роста Роман БРОДОВ, начальник главного управления макроэкономического анализа и прогнозирования Минэкономики Наработанные в течение последних двух лет новые механизмы и инструменты положены в основу реализуемой в Беларуси экономической политики. Ее основная цель состоит в том, чтобы через инвестиции в обновление базовых и формирование инновационных отраслей обеспечить эффективную занятость на новых рабочих местах с высокой производительностью. Только решив данные взаимосвязанные задачи, можно рассчитывать на последующий рост конкурентоспособного экспорта, без которого сложно надеяться на сбалансированное развитие страны. Взгляд в будущее Специалисты Евразийского банка развития проанализировали тенденции в экономиках государств – членов ЕАЭС и дали свои прогнозы касательно ближайшего будущего. По их мнению, несмотря на логичные и правильные действия Правительства, Беларусь по темпам развития рискует оказаться в числе отстающих стран региона. |
|
СТРОИТЕЛЬСТВО | |
Строительный комплекс: итоги-2016 Для организаций строительного комплекса минувший год оказался не самым простым. Падение спроса на основных рынках сбыта и негативные процессы в экономике серьезно осложнили работу предприятий всей отрасли. |
|
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ | |
Как повысить приток иностранных инвестиций? Марина БОРОВКО, заместитель председателя Ассоциации европейского бизнеса, к.э.н. В сложившейся геополитической ситуации (санкции ЕС против России, конфликт в Украине) перед нашей страной открываются дополнительные «окна» возможностей преодоления традиционно негативного отношения к Беларуси как к инвестиционному бренду. Однако получить выгоду от благоприятной обстановки удастся лишь после решения ряда внутренних специфических проблем. |
|
ТОРГОВЛЯ | |
Шаги к либерализации Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Сокращение государственных расходов при одновременном увеличении доходов – перманентная задача исполнительной власти. Особенно актуальна она сегодня, когда в стране наблюдается дефицит свободных ресурсов. Одной из мер, способствующих улучшению ситуации в ближайшее время, может стать Указ Президента Беларуси «О мерах по созданию благоприятных условий для развития торговли, общественного питания, бытового обслуживания». |
|
ЭКОНОМИКА | |
Санаторное восстановление Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» После оттока иностранцев в 2015 году из белорусских здравниц и падения объемов выручки рынок санаторно-курортных услуг Беларуси в минувшем году вышел на траекторию роста, несмотря на рецессию в экономике и падение доходов населения. Обеспечить положительную динамику позволили внешние факторы – прирост зарубежных посетителей в санатории. Однако достигнутые показатели пока существенно ниже докризисного уровня. |
|
МАЛЫЙ БИЗНЕС | |
Вклад в бюджет Несмотря на сокращение в минувшем году количества субъектов малого предпринимательства (на 5,9 тыс. единиц), поступления от этой категории плательщиков увеличились на 17%, а доля в доходах консолидированного бюджета Беларуси достигла 16,8%. То есть почти каждый шестой рубль в казну перечислил малый бизнес. В упрощенном режиме В Беларуси и других странах СНГ для развития малого предпринимательства налоговым законодательством предусмотрены различные налоговые стимулы в виде льгот и преференций, в том числе предоставления права применения льготных (специальных, упрощенных) налоговых режимов. В то же время, как показывает анализ, доля поступлений в бюджет от этой категории плательщиков остается достаточно низкой. Гримасы кредитования Василий СВИРИДОВИЧ, ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук Индивидуальные предприниматели осуществляют хозяйственную деятельность в Беларуси в весьма непростых экономических условиях, упорно продолжая бороться за собственное выживание. То место, которое они занимают в белорусской экономике (около 3% ВВП), свидетельствует об их потенциальной и реальной конкурентоспособности, востребованности, адаптивности. |
|
К 100-ю МИНФИНА | |
Отражение мечты в зеркале жизни При подготовке цикла публикаций к столетию Минфина в поле нашего зрения попадают в основном наиболее знаковые фигуры – министры, их заместители, начальники управлений… Однако публичных личностей единицы. В то же время проблемам и профессиональным достижениям тысяч рядовых работников (через которых наиболее объективно можно оценить исторические реалии) внимания зачастую уделяется недостаточно. Чтобы устранить этот пробел, мы решили опубликовать размышления Раисы Владимировны Горбель (о себе и отце), на протяжении более 25 лет трудившейся на посту начальника финотдела Бобруйского райисполкома Могилевской области. |
|
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | |
Бюджеты Беларуси в условиях НЭПа Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ Неэффективность политики «военного коммунизма», растущая социальная напряженность, голод и разруха вынудили большевистское руководство в 1921 году совершить крутой поворот в системе управления, который заключался в переходе от военно-приказных к экономическим рычагам регулирования хозяйственной жизни. Важное место в комплексе мер новой экономической политики (НЭПа) отводилось сбалансированности бюджета. |