№ 2 (277) февраль 2017

ИНФОРМ-АБЗАЦ  
Экономические итоги
В минувшем году белорусская экономика второй год подряд сработала в минус, а ее объем в долларовом эквиваленте и средняя заработная плата по стране откатились к уровню 2009 года.
 
ЭКОНОМИКА  
Контуры финансового рынка
К концу текущей пятилетки белорусов ожидает низкая инфляция, доступные кредиты на жилье в национальной валюте для всех категорий населения (а не только льготных), снятие ограничений на открытие счетов в иностранных банках, расширение инструментов для вложения денежных средств, развитый фондовый рынок. Эти и другие меры запланированы Программой социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 годы, утвержденной Президентом в декабре минувшего года.
Болевые точки
В Программе социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 годы, утвержденной Главой государства в декабре минувшего года, наряду с достижениями в предыдущей пятилетке по различным направлениям (снижение уровня бедности, улучшение демографической ситуации в стране, выход отечественной медицины на мировой уровень, улучшение бизнес-климата и т.д.), обозначен и ряд «структурных проблем», которые сдерживали устойчивое и сбалансированное развитие Беларуси в последние годы.
 
ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ  
Частный инвестор
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
В финансовом отношении 2016 год стал не самым благополучным для белорусов. Реально располагаемые доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) населения заметно снизились. В январе – октябре 2016 года они составили только 92,7% к уровню аналогичного периода 2015 года. В таких условиях возрастает важность (и сложность) сохранения имеющихся накоплений. Куда имело смысл вкладываться в 2016 году и какие объекты для инвестиций выглядят более перспективно сегодня?
 
НАУКА И ИННОВАЦИИ  
Насколько эффективна инновационная политика
Нина БОГДАН, доктор экономических наук, профессор кафедры национальной экономики и государственного управления БГЭУ
Современный мониторинг инновационной политики носит в основном «технократический» характер. Несмотря на то, что соответствующая статистика за последние годы усовершенствована, ее анализ весьма ограничен. В результате могут возникать противоречия между привлекательными официальными данными (которые идут в основу принимаемых решений) и реальной ситуацией.
 
ЗЕМЕЛЬНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ  
Оттолкнуться от оценки. Кадастровой
Дмитрий РИТВИНСКИЙ, начальник управления оценки Национального кадастрового агентства
Первые пилотные проекты по кадастровой оценке земель, земельных участков населенных пунктов в Беларуси были проведены в далекие уже 2001–2002 года. На отдельных населенных пунктах отрабатывалась методология оценки, изучались возможности взаимодействия с различными государственными органами и организациями, проводились мероприятия по популяризации возможностей массовой (кадастровой) оценки и использования ее результатов в земельном администрировании. Сегодня результаты кадастровой оценки земель используются в стране очень широко, в том числе для налогообложения земельных участков. Однако до сих пор многие их правообладатели не знают о том, что же такое кадастровая стоимость и как она формируется.
 
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА  
Электронные накладные: состояние и перспективы
Лариса ШИБКО, начальник главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам
Динамичное развитие сфер торговли и логистики, а также необходимость удовлетворения потребностей бизнеса в оптимизации издержек, связанных с ведением документооборота, обусловили необходимость принятия со стороны государства мер, направленных на создание условий по переходу от бумажного к электронному документообороту для целей бухгалтерского и налогового учета, электронного взаимодействия между бизнесом и государством.
 
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ  
Зачем развивать частный бизнес?
Жанна ТАРАСЕВИЧ, директор БСПН им. проф. М.С. Кунявского
В последние годы Беларусь достигла значительных и неоспоримых успехов в улучшении состояния здоровья населения. Однако определенные проблемы в отрасли остаются. Добиться большего не позволяют в том числе и финансовые ограничения – лишних денег в стране сегодня нет. Улучшить ситуацию в медицине и снять нагрузку с государства позволит более активное развитие специализированных частных учреждений.
 
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР  
Факторы экономической безопасности
Феликс ЧЕРНЯВСКИЙ, кандидат экономических наук
Обеспечение экономической безопасности нашей страны невозможно без укрепления конкурентоспособности белорусских предприятий на мировых рынках, проявляющейся в гибкости, динамизме и стремлении к постоянному улучшению параметров хозяйствования. Одним из существенных условий решения этой задачи является создание эффективного механизма взаимодействия субъектов хозяйствования с финансовыми организациями и, в частности, с коммерческими банками. Пока мы не можем похвастаться наличием подобной системы.
 
РЫНОК АУДИТА  
В погоне за выручкой
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
Что представляет собой рынок аудита в СНГ и какое место на нем занимает Республика Беларусь. Журнал «Финансы, учет, аудит» проанализировал ключевые показатели в данной сфере государств – участников Содружества, которые опубликовал Координационный совет по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ.
 
К 100-ЛЕТИЮ МИНФИНА  
Стабильность и преемственность – основа финансовой системы
Сразу несколько последних поколений белорусов имеют право чувствовать свою причастность к знаковым периодам в истории. Мы и наши предки прошли через образование СССР, НЭП, коллективизацию и индустриализацию, Вторую мировую войну с последующим восстановлением народного хозяйства, перестройку и формирование самостоятельной экономики. Каждый из этих этапов находил свое отражение в изменении структуры отечественного Минфина. По-иному и быть не могло. Финансовая система является «кровеносным сосудом» государства, через который по всему «организму» страны разносятся идеи и задачи, поставленные жизненными обстоятельствами.
 
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ  
Крушение империи
Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ
Сто лет назад, в феврале 1917 года, рухнула многонациональная Российская империя. Традиционно к предпосылкам буржуазно-демократической революции, сместившей самодержавие, относят пережитки феодального строя: нерешенность аграрного вопроса, сохранение дворянско-помещичьего землевладения, абсолютная монархия, отсутствие демократических свобод, национальное угнетение и др. Однако нельзя не отметить и такую причину крушения царизма, как полный развал финансовой системы государства – отсутствие средств как для ведения войны, так и для решения острых социальных проблем, порожденных войной.
 
МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА  
Учетная политика и МСФО
Алексей ЕВДОКИМОВИЧ, исполнительный директор Союза Сертифицированных Аудиторов и Бухгалтеров (Беларусь), DipIFR
С 1 января 2017 года в Беларуси введена обязанность составления отчетности (за 2016 год и последующие) в соответствии с МСФО общественно значимыми организациями. Переход на международные стандарты – достаточно сложный процесс. По объективным причинам в настоящее время нам не хватает специалистов этого направления.
 
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА  
Пользуясь чужим кошельком
Евгения РУБИНИНА, старший юрист компании «Freshfields Bruckhaus Deringer»
Белорусская экономика небольшая и открытая. Значительное число отечественных субъектов хозяйствования ведут активную торговлю с резидентами иностранных государств. К сожалению, предприятиям зачастую приходится сталкиваться с недобросовестным поведением партнеров. При этом добиться правды в иностранных судах бывает крайне сложно. Для отечественных предприятий одной из трудностей является недостаток средств при ведении дорогостоящего и долгосрочного дела. Решить эту проблему позволит привлечение финансирования со стороны третьих лиц.
 
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ  
Налоговые стимулы для экономии энергоресурсов
Екатерина РАДИШЕВСКАЯ, магистр экономических наук, аспирант БГЭУ
Важнейшим приоритетом государственной энергетической политики в Беларуси, наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями, является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). В этой связи налоги выступают одним из наиболее действенных финансовых рычагов со стороны государства, способствующих достижению поставленной цели. С учетом этого необходимо разработать эффективный механизм налогообложения ТЭР, обеспечивающий не только пополнение бюджета, но и стимулирующий субъектов хозяйствования к поиску и внедрению энергосберегающих технологий в производственный процесс.
 
версия для печати