№ 2 (277) февраль 2017
ИНФОРМ-АБЗАЦ | |
Экономические итоги В минувшем году белорусская экономика второй год подряд сработала в минус, а ее объем в долларовом эквиваленте и средняя заработная плата по стране откатились к уровню 2009 года. |
|
ЭКОНОМИКА | |
Контуры финансового рынка К концу текущей пятилетки белорусов ожидает низкая инфляция, доступные кредиты на жилье в национальной валюте для всех категорий населения (а не только льготных), снятие ограничений на открытие счетов в иностранных банках, расширение инструментов для вложения денежных средств, развитый фондовый рынок. Эти и другие меры запланированы Программой социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 годы, утвержденной Президентом в декабре минувшего года. Болевые точки В Программе социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 годы, утвержденной Главой государства в декабре минувшего года, наряду с достижениями в предыдущей пятилетке по различным направлениям (снижение уровня бедности, улучшение демографической ситуации в стране, выход отечественной медицины на мировой уровень, улучшение бизнес-климата и т.д.), обозначен и ряд «структурных проблем», которые сдерживали устойчивое и сбалансированное развитие Беларуси в последние годы. |
|
ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ | |
Частный инвестор Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» В финансовом отношении 2016 год стал не самым благополучным для белорусов. Реально располагаемые доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) населения заметно снизились. В январе – октябре 2016 года они составили только 92,7% к уровню аналогичного периода 2015 года. В таких условиях возрастает важность (и сложность) сохранения имеющихся накоплений. Куда имело смысл вкладываться в 2016 году и какие объекты для инвестиций выглядят более перспективно сегодня? |
|
НАУКА И ИННОВАЦИИ | |
Насколько эффективна инновационная политика Нина БОГДАН, доктор экономических наук, профессор кафедры национальной экономики и государственного управления БГЭУ Современный мониторинг инновационной политики носит в основном «технократический» характер. Несмотря на то, что соответствующая статистика за последние годы усовершенствована, ее анализ весьма ограничен. В результате могут возникать противоречия между привлекательными официальными данными (которые идут в основу принимаемых решений) и реальной ситуацией. |
|
ЗЕМЕЛЬНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ | |
Оттолкнуться от оценки. Кадастровой Дмитрий РИТВИНСКИЙ, начальник управления оценки Национального кадастрового агентства Первые пилотные проекты по кадастровой оценке земель, земельных участков населенных пунктов в Беларуси были проведены в далекие уже 2001–2002 года. На отдельных населенных пунктах отрабатывалась методология оценки, изучались возможности взаимодействия с различными государственными органами и организациями, проводились мероприятия по популяризации возможностей массовой (кадастровой) оценки и использования ее результатов в земельном администрировании. Сегодня результаты кадастровой оценки земель используются в стране очень широко, в том числе для налогообложения земельных участков. Однако до сих пор многие их правообладатели не знают о том, что же такое кадастровая стоимость и как она формируется. |
|
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА | |
Электронные накладные: состояние и перспективы Лариса ШИБКО, начальник главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам Динамичное развитие сфер торговли и логистики, а также необходимость удовлетворения потребностей бизнеса в оптимизации издержек, связанных с ведением документооборота, обусловили необходимость принятия со стороны государства мер, направленных на создание условий по переходу от бумажного к электронному документообороту для целей бухгалтерского и налогового учета, электронного взаимодействия между бизнесом и государством. |
|
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | |
Зачем развивать частный бизнес? Жанна ТАРАСЕВИЧ, директор БСПН им. проф. М.С. Кунявского В последние годы Беларусь достигла значительных и неоспоримых успехов в улучшении состояния здоровья населения. Однако определенные проблемы в отрасли остаются. Добиться большего не позволяют в том числе и финансовые ограничения – лишних денег в стране сегодня нет. Улучшить ситуацию в медицине и снять нагрузку с государства позволит более активное развитие специализированных частных учреждений. |
|
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР | |
Факторы экономической безопасности Феликс ЧЕРНЯВСКИЙ, кандидат экономических наук Обеспечение экономической безопасности нашей страны невозможно без укрепления конкурентоспособности белорусских предприятий на мировых рынках, проявляющейся в гибкости, динамизме и стремлении к постоянному улучшению параметров хозяйствования. Одним из существенных условий решения этой задачи является создание эффективного механизма взаимодействия субъектов хозяйствования с финансовыми организациями и, в частности, с коммерческими банками. Пока мы не можем похвастаться наличием подобной системы. |
|
РЫНОК АУДИТА | |
В погоне за выручкой Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Что представляет собой рынок аудита в СНГ и какое место на нем занимает Республика Беларусь. Журнал «Финансы, учет, аудит» проанализировал ключевые показатели в данной сфере государств – участников Содружества, которые опубликовал Координационный совет по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ. |
|
К 100-ЛЕТИЮ МИНФИНА | |
Стабильность и преемственность – основа финансовой системы Сразу несколько последних поколений белорусов имеют право чувствовать свою причастность к знаковым периодам в истории. Мы и наши предки прошли через образование СССР, НЭП, коллективизацию и индустриализацию, Вторую мировую войну с последующим восстановлением народного хозяйства, перестройку и формирование самостоятельной экономики. Каждый из этих этапов находил свое отражение в изменении структуры отечественного Минфина. По-иному и быть не могло. Финансовая система является «кровеносным сосудом» государства, через который по всему «организму» страны разносятся идеи и задачи, поставленные жизненными обстоятельствами. |
|
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | |
Крушение империи Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ Сто лет назад, в феврале 1917 года, рухнула многонациональная Российская империя. Традиционно к предпосылкам буржуазно-демократической революции, сместившей самодержавие, относят пережитки феодального строя: нерешенность аграрного вопроса, сохранение дворянско-помещичьего землевладения, абсолютная монархия, отсутствие демократических свобод, национальное угнетение и др. Однако нельзя не отметить и такую причину крушения царизма, как полный развал финансовой системы государства – отсутствие средств как для ведения войны, так и для решения острых социальных проблем, порожденных войной. |
|
МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА | |
Учетная политика и МСФО Алексей ЕВДОКИМОВИЧ, исполнительный директор Союза Сертифицированных Аудиторов и Бухгалтеров (Беларусь), DipIFR С 1 января 2017 года в Беларуси введена обязанность составления отчетности (за 2016 год и последующие) в соответствии с МСФО общественно значимыми организациями. Переход на международные стандарты – достаточно сложный процесс. По объективным причинам в настоящее время нам не хватает специалистов этого направления. |
|
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА | |
Пользуясь чужим кошельком Евгения РУБИНИНА, старший юрист компании «Freshfields Bruckhaus Deringer» Белорусская экономика небольшая и открытая. Значительное число отечественных субъектов хозяйствования ведут активную торговлю с резидентами иностранных государств. К сожалению, предприятиям зачастую приходится сталкиваться с недобросовестным поведением партнеров. При этом добиться правды в иностранных судах бывает крайне сложно. Для отечественных предприятий одной из трудностей является недостаток средств при ведении дорогостоящего и долгосрочного дела. Решить эту проблему позволит привлечение финансирования со стороны третьих лиц. |
|
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ | |
Налоговые стимулы для экономии энергоресурсов Екатерина РАДИШЕВСКАЯ, магистр экономических наук, аспирант БГЭУ Важнейшим приоритетом государственной энергетической политики в Беларуси, наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями, является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). В этой связи налоги выступают одним из наиболее действенных финансовых рычагов со стороны государства, способствующих достижению поставленной цели. С учетом этого необходимо разработать эффективный механизм налогообложения ТЭР, обеспечивающий не только пополнение бюджета, но и стимулирующий субъектов хозяйствования к поиску и внедрению энергосберегающих технологий в производственный процесс. |