№ 7 (306) июль 2019
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ | |
Развитие по оптимистичному сценарию Максим ЕРМОЛОВИЧ, министр финансов Республики Беларусь Бюджет 2018 года формировался исходя из консервативного сценария развития экономики. Его исполнение осуществлялось в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и улучшения важнейших параметров социально-экономического развития страны по сравнению с прогнозом. В итоге доходы республиканского бюджета за 2018 год сложились в размере 24,4 млрд BYN, что на 3,9 млрд BYN больше первоначально утвержденного объема. Дополнительные поступления позволили увеличить ряд расходных статей и накопить ресурсную базу на последующие периоды. |
|
Бюджет-2018: взгляд госконтроля Александр КУРЛЫПО, заместитель председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Комитетом государственного контроля в соответствии с предоставленными полномочиями проведена внешняя проверка отчетов об исполнении республиканского бюджета, а также бюджета Фонда социальной защиты населения за 2018 год. |
|
КОНТРОЛЬ И АУДИТ | |
Что нужно усовершенствовать? Александр ГОНЧАР, начальник Главного контрольно-ревизионного управления Минфина В независимый период существования нашей страны первым значимым законодательным актом в сфере контрольной (надзорной) деятельности стал Указ Президента Беларуси от 15.11.1999 № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь». С этого времени направление пережило несколько трансформаций, в ходе которых менялись функции контрольных служб. По нашему мнению, не все инновации оправдали себя, что свидетельствует о необходимости очередных изменений. |
|
ФИНАНСЫ РЕГИОНОВ | |
Новые решения старых проблем Геннадий ГОРБУНОВ, заместитель начальника Главного финансового управления Миноблисполкома – начальник управления бюджетного планирования Сбалансированное исполнение нижестоящих бюджетов (районов и городов) – задача, решением которой сегодня непрерывно занимаются местные финансовые органы областного уровня. Решить ее иногда под силу, только прибегнув к абсолютно новым способам. С начала 2019 года на территории Минской области действует новый подход в распределении налога на прибыль. Он предполагает полное зачисление в областную казну этого платежа, уплачиваемого на территории региона в местный бюджет. Как и все новое, такой способ воспринимается с определенной долей критики. |
|
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | |
Корпоративное управление: цель или средство? Георгий ГРИЦ, проректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» Минпрома, кандидат экономических наук В настоящее время в Беларуси в рамках партнерства со Всемирным банком реализуется пилотный проект по внедрению западной практики корпоративного управления на 10 госпредприятиях. Практическая реализация таких подходов должна привести к росту эффективности реального сектора экономики, который находится в ведении государства. Однако это весьма оптимистичный взгляд. В сложившихся условиях не столько заимствование зарубежного опыта, сколько его анализ с последующей адаптацией под белорусские реалии является наиболее актуальной задачей. |
|
ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ | |
Как улучшить работу госсектора Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Длительное время в Беларуси идут дискуссии о необходимости повышения эффективности работы государственных предприятий и проведении реформ в данной сфере с акцентом на приватизацию объектов и банкротство убыточных организаций. Идея избавления от активов имеет много сторонников: международные финансовые институты, местные эксперты и т.д. Однако так ли они правы и нужно ли нам любой ценой форсировать идущие процессы? |
|
СТРАХОВАНИЕ | |
Площадка для разрешения споров Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» В июне состоялся круглый стол «Страховая деятельность в Республике Беларусь: законодательное регулирование и правоприменительная практика». Поводом для его проведения стала необходимость детального обсуждения в экспертном кругу проблемных вопросов, возникающих на практике у участников рынка, что выливается в судебные споры. Многие из них касаются возмещения причиненного вреда. Мероприятие в таком формате проводилось впервые и собрало широкий состав участников: представителей Министерства финансов, Верховного суда, Белорусской ассоциации страховщиков, Департамента по санации и банкротству Минэкономики, Белорусского бюро по транспортному страхованию, Белорусской республиканской коллегии адвокатов, ведущих страховых организаций, научного сообщества и т.д. |
|
Выйти на новый уровень Наталья НОВИКОВА, заместитель начальника Главного управления страхового надзора Минфина В настоящее время Министерство финансов приступило к подготовке концепции Закона Республики Беларусь «О страховой деятельности». Цель этого документа – актуализация правового регулирования отношений в сфере страхования, устранение пробелов в законодательстве, а также его гармонизация с международной практикой, в том числе в государствах – участниках ЕАЭС. |
|
МАКРОЭКОНОМИКА | |
Что мешает устойчивому развитию Беларуси На фоне наблюдаемых темпов роста экономики участились разговоры о незадействованных резервах роста ВВП. Есть ли у Беларуси потенциал догнать и перегнать своих конкурентов, как его реализовать и минимизировать негативное влияние имеющихся проблем? Частично на данные вопросы ответил первый заместитель министра экономики Александр ЧЕРВЯКОВ в своем выступлении на организованной БГЭУ XII международной научно-практической конференции «Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость», которая состоялась 16 мая 2019 года. По его мнению, для осуществления задуманных планов нам не обойтись без структурной трансформации экономики. |
|
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | |
Сколько стоит дом построить Юлия ПЕТРАКОВА, старший научный сотрудник сектора социально-демографической политики Института экономики НАН РБ Помощь в возведении и приобретении жилья не является прямой мерой семейной политики, однако ряд стран использует данный вид социальной поддержки не только для роста строительной отрасли, но и в качестве дополнительного стимула для увеличения рождаемости. Этот инструмент наиболее популярен в странах Центральной и Восточной Европы, а также в регионе СНГ, где недостаточно развит рынок арендного жилья, а наличие собственных квадратных метров способствует полной реализации репродуктивных установок населения. В данном случае не является исключением и Беларусь. |
|
РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ | |
Какое будущее ждет сельскую местность? Анастасия БОБРОВА, заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук Всего 70 лет назад почти 80% белорусов проживало в сельской местности. В настоящее время мы наблюдаем зеркальную картину. На начало 2019 года численность населения нашей страны составляла чуть менее 9,5 млн человек, из них горожан – 78,4%. По оценкам ООН, имеющиеся дисбалансы могут еще больше обостриться: к 2050 году прогнозируется сокращение сельского населения еще на 1 миллион человек, его доля в совокупном показателе уменьшится до 10%. Данная ситуация создает дополнительные угрозы и риски для устойчивого социально-экономического развития Беларуси, требующие выработки ответных мер. |
|
АУДИТ | |
На пороге перемен. Комментарий к изменениям законодательства об аудиторской деятельности, принятым Парламентом РБ Ольга ТАРАСЕВИЧ, заместитель начальника Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина Елена КАСПЕРОВИЧ, начальник отдела методологии аудита Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина Изменение законодательства об аудиторской деятельности обусловлено современными тенденциями функционирования рынка аудиторских услуг как в нашей стране, так и за рубежом, которые показали необходимость принятия мер по дальнейшему развитию аудита. Интеграция белорусской экономики в систему мировых экономических отношений, расширение сферы применения МСФО изменили подходы к осуществлению аудиторской деятельности. Возникла необходимость в формировании условий, которые обеспечат возможность выхода белорусских аудиторов на международные рынки услуг, а именно: формирование в рамках ЕАЭС гармонизированной базы рынка аудиторских услуг, введение МСА, обеспечение открытости и общедоступности информации о субъектах аудиторской деятельности, повышение качества услуг. |