№ 7 (306) июль 2019

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ  
Развитие по оптимистичному сценарию
Максим ЕРМОЛОВИЧ, министр финансов Республики Беларусь
Бюджет 2018 года формировался исходя из консервативного сценария развития экономики. Его исполнение осуществлялось в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и улучшения важнейших параметров социально-экономического развития страны по сравнению с прогнозом. В итоге доходы республиканского бюджета за 2018 год сложились в размере 24,4 млрд BYN, что на 3,9 млрд BYN больше первоначально утвержденного объема. Дополнительные поступления позволили увеличить ряд расходных статей и накопить ресурсную базу на последующие периоды.
 
Бюджет-2018: взгляд госконтроля
Александр КУРЛЫПО, заместитель председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь
Комитетом государственного контроля в соответствии с предоставленными полномочиями проведена внешняя проверка отчетов об исполнении республиканского бюджета, а также бюджета Фонда социальной защиты населения за 2018 год.
 
КОНТРОЛЬ И АУДИТ  
Что нужно усовершенствовать?
Александр ГОНЧАР, начальник Главного контрольно-ревизионного управления Минфина
В независимый период существования нашей страны первым значимым законодательным актом в сфере контрольной (надзорной) деятельности стал Указ Президента Беларуси от 15.11.1999 № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь». С этого времени направление пережило несколько трансформаций, в ходе которых менялись функции контрольных служб. По нашему мнению, не все инновации оправдали себя, что свидетельствует о необходимости очередных изменений.
 
ФИНАНСЫ РЕГИОНОВ  
Новые решения старых проблем
Геннадий ГОРБУНОВ, заместитель начальника Главного финансового управления Миноблисполкома – начальник управления бюджетного планирования
Сбалансированное исполнение нижестоящих бюджетов (районов и городов) – задача, решением которой сегодня непрерывно занимаются местные финансовые органы областного уровня. Решить ее иногда под силу, только прибегнув к абсолютно новым способам. С начала 2019 года на территории Минской области действует новый подход в распределении налога на прибыль. Он предполагает полное зачисление в областную казну этого платежа, уплачиваемого на территории региона в местный бюджет. Как и все новое, такой способ воспринимается с определенной долей критики.
 
ТОЧКА ЗРЕНИЯ  
Корпоративное управление: цель или средство?
Георгий ГРИЦ, проректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» Минпрома, кандидат экономических наук
В настоящее время в Беларуси в рамках партнерства со Всемирным банком реализуется пилотный проект по внедрению западной практики корпоративного управления на 10 госпредприятиях. Практическая реализация таких подходов должна привести к росту эффективности реального сектора экономики, который находится в ведении государства. Однако это весьма оптимистичный взгляд. В сложившихся условиях не столько заимствование зарубежного опыта, сколько его анализ с последующей адаптацией под белорусские реалии является наиболее актуальной задачей.
 
ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ  
Как улучшить работу госсектора
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
Длительное время в Беларуси идут дискуссии о необходимости повышения эффективности работы государственных предприятий и проведении реформ в данной сфере с акцентом на приватизацию объектов и банкротство убыточных организаций. Идея избавления от активов имеет много сторонников: международные финансовые институты, местные эксперты и т.д. Однако так ли они правы и нужно ли нам любой ценой форсировать идущие процессы?
 
СТРАХОВАНИЕ  
Площадка для разрешения споров
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
В июне состоялся круглый стол «Страховая деятельность в Республике Беларусь: законодательное регулирование и правоприменительная практика». Поводом для его проведения стала необходимость детального обсуждения в экспертном кругу проблемных вопросов, возникающих на практике у участников рынка, что выливается в судебные споры. Многие из них касаются возмещения причиненного вреда. Мероприятие в таком формате проводилось впервые и собрало широкий состав участников: представителей Министерства финансов, Верховного суда, Белорусской ассоциации страховщиков, Департамента по санации и банкротству Минэкономики, Белорусского бюро по транспортному страхованию, Белорусской республиканской коллегии адвокатов, ведущих страховых организаций, научного сообщества и т.д.
 
Выйти на новый уровень
Наталья НОВИКОВА, заместитель начальника Главного управления страхового надзора Минфина
В настоящее время Министерство финансов приступило к подготовке концепции Закона Республики Беларусь «О страховой деятельности». Цель этого документа – актуализация правового регулирования отношений в сфере страхования, устранение пробелов в законодательстве, а также его гармонизация с международной практикой, в том числе в государствах – участниках ЕАЭС.
 
МАКРОЭКОНОМИКА  
Что мешает устойчивому развитию Беларуси
На фоне наблюдаемых темпов роста экономики участились разговоры о незадействованных резервах роста ВВП. Есть ли у Беларуси потенциал догнать и перегнать своих конкурентов, как его реализовать и минимизировать негативное влияние имеющихся проблем? Частично на данные вопросы ответил первый заместитель министра экономики Александр ЧЕРВЯКОВ в своем выступлении на организованной БГЭУ XII международной научно-практической конференции «Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость», которая состоялась 16 мая 2019 года. По его мнению, для осуществления задуманных планов нам не обойтись без структурной трансформации экономики.
 
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  
Сколько стоит дом построить
Юлия ПЕТРАКОВА, старший научный сотрудник сектора социально-демографической политики Института экономики НАН РБ
Помощь в возведении и приобретении жилья не является прямой мерой семейной политики, однако ряд стран использует данный вид социальной поддержки не только для роста строительной отрасли, но и в качестве дополнительного стимула для увеличения рождаемости. Этот инструмент наиболее популярен в странах Центральной и Восточной Европы, а также в регионе СНГ, где недостаточно развит рынок арендного жилья, а наличие собственных квадратных метров способствует полной реализации репродуктивных установок населения. В данном случае не является исключением и Беларусь.
 
РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ  
Какое будущее ждет сельскую местность?
Анастасия БОБРОВА, заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук
Всего 70 лет назад почти 80% белорусов проживало в сельской местности. В настоящее время мы наблюдаем зеркальную картину. На начало 2019 года численность населения нашей страны составляла чуть менее 9,5 млн человек, из них горожан – 78,4%. По оценкам ООН, имеющиеся дисбалансы могут еще больше обостриться: к 2050 году прогнозируется сокращение сельского населения еще на 1 миллион человек, его доля в совокупном показателе уменьшится до 10%. Данная ситуация создает дополнительные угрозы и риски для устойчивого социально-экономического развития Беларуси, требующие выработки ответных мер.
 
АУДИТ  
На пороге перемен. Комментарий к изменениям законодательства об аудиторской деятельности, принятым Парламентом РБ
Ольга ТАРАСЕВИЧ, заместитель начальника Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина
Елена КАСПЕРОВИЧ, начальник отдела методологии аудита Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина
Изменение законодательства об аудиторской деятельности обусловлено современными тенденциями функционирования рынка аудиторских услуг как в нашей стране, так и за рубежом, которые показали необходимость принятия мер по дальнейшему развитию аудита. Интеграция белорусской экономики в систему мировых экономических отношений, расширение сферы применения МСФО изменили подходы к осуществлению аудиторской деятельности. Возникла необходимость в формировании условий, которые обеспечат возможность выхода белорусских аудиторов на международные рынки услуг, а именно: формирование в рамках ЕАЭС гармонизированной базы рынка аудиторских услуг, введение МСА, обеспечение открытости и общедоступности информации о субъектах аудиторской деятельности, повышение качества услуг.
 
версия для печати