№ 2 (313) февраль 2020
ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ | |
В погоне за Европой Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Человеческая психология такова, что нас интересует не только размер получаемой заработной платы, но и ее уровень в сравнении с соседом. Аналогичная ассоциация справедлива и в масштабах государства. Люди всегда анализируют, где условия для жизни лучше, и в современном динамичном мире могут очень быстро сделать определенные выводы, покинув насиженные места, в том числе отправиться за границу. |
|
ФИНАНСЫ РЕГИОНОВ | |
Особенности сельского бюджета Лариса БРЫЗГАЛОВА, начальник финансового отдела Витебского районного исполнительного комитета Витебский район – это сельский регион без районного центра, объединяющий в административно-территориальной структуре 15 сельских Советов. Почти 96% проживающих здесь – сельчане в общепринятом понимании этого термина, а городское население представлено жителями двух поселков городского типа (Сураж и Яновичи). Вместе с тем географическое расположение Витебского района вокруг областного центра накладывает отпечаток как на структуру экономики региона, так и на его бюджет. |
|
В ПАРЛАМЕНТЕ | |
Изменения для хозобществ Татьяна РУНЕЦ, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам Сегодня в форме хозяйственных обществ (ОАО, ЗАО, ООО и т.д.) в Беларуси действует более 64 тыс. коммерческих организаций, где трудятся свыше 80% граждан. Понятное и системно выстроенное, прогрессивное законодательство в этой сфере является необходимым условием для стабильного функционирования экономики. |
|
КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА | |
Рыночные ориентиры Антон АРАБИНА, оценщик недвижимости 1-й категории Национального кадастрового агентства; Алексей ХИТРО, заместитель начальника управления кадастровой оценки Национального кадастрового агентства Кадастровая стоимость земель широко используется в системе имущественных отношений страны. Помимо основной функции – фискальной, она позволяет рассчитывать арендную плату, начальную цену земельных участков на аукционах, компенсацию при изъятии земельных участков. |
|
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ | |
Секьюритизация: уже реальность Евгения ДРОЗДОВА, начальник управления регулирования рынка ценных бумаг Департамента по ценным бумагам Минфина В нашей стране законодательные основы такого инструмента, как секьюритизация, появились еще в мае 2017 года. Однако для запуска процесса требовалось время на выстраивание необходимой инфраструктуры. Первая сделка секьюритизации произошла только в конце 2019 года. |
|
ДОЛГОВОЙ РЫНОК | |
Задействовать внутренний потенциал Дина КИСЕЛЁВА, главный специалист управления привлечения государственных займов Главного управления государственного долга Минфина Ввиду специфики целей эмиссии государственных облигаций развитию данного сегмента рынка ценных бумаг уделяется значительное внимание в работе Министерства финансов. Исключением не стал и 2019 год, в котором наша стратегия заключалась в совершенствовании законодательства, внедрении механизмов размещения гособлигаций посредством дистанционных продаж, а также предложении различным категориям инвесторов эффективных инструментов для вложения свободных денежных средств. |
|
КАЗНАЧЕЙСТВО | |
Взыскать бесспорно Марина КУДИНА, начальник управления кассовых поступлений и бюджетных обязательств Главного государственного казначейства Минфина С 1 января 2020 года в Беларуси начал действовать новый механизм взыскания в бюджет денежных средств в бесспорном порядке – посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (далее – АИС ИДО). Это предусмотрено Указом Президента от 16 октября 2018 года № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов». |
|
ЭКОНОМИКА | |
Новые вызовы для автомобильного рынка Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» В минувшем году на фоне скромного экономического роста в Беларуси продолжился бум продаж новых легковых автомобилей. При этом наряду с рекордными показателями официальных дилеров наблюдался всплеск импорта в страну иномарок физическими лицами и существенное увеличение поступлений в госбюджет от растаможки. |
|
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА | |
Какие инструменты нуждаются в донастройке? Валерия ГЕРАСИМОВА, ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук; Наталья КУЗЬМЕНКОВА, старший научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси Отечественная налоговая система в целом справляется со своими основными фискальными задачами в части наполнения консолидированного бюджета страны. В то же время все большее значение, как в мировой практике, так и в Беларуси, приобретает ее стимулирующая функция. Учитывая сегодняшние реалии в экономике, при разработке и корректировке существующих инструментов налоговой политики повышенное внимание нужно уделять их способности улучшать финансовое состояние субъектов хозяйствования и повышать жизненный уровень наименее обеспеченных слоев населения. |
|
ФИНАНСЫ ЖКХ | |
Капитальный ремонт: ожидания и реальность Ольга НЕВЕРО, заместитель начальника управления финансов жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Минфина С таким явлением, как капитальный ремонт жилищного фонда, сталкивались большинство из нас. Его суть состоит в восстановлении технических и потребительских качеств жилищного фонда, а также в сохранении его эксплуатационной надежности. Важность своевременного проведения соответствующей работы не поддается сомнению – во многом именно от нее зависят безопасность и комфорт наших граждан. Учитывая социальную значимость вопроса, государство оказывает серьезную поддержку в проведении профильных мероприятий. |
|
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ | |
Современные тенденции развития потребительского рынка Беларуси Алла ТЕТЁРКИНА, заведующая сектором ценообразования и антимонопольного регулирования Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент Потребительский рынок Беларуси в 2018 г. после некоторого спада в 2015–2017 гг. сменил тренд своего развития на восстановительный. Сегмент общественного питания продемонстрировал прирост в сопоставимых ценах более чем на 12%, бытовых услуг – на 4,6%. Однако, учитывая емкость сферы розничной торговли услугами (на которую приходится 90% совокупных показателей), именно ее увеличение на 8,3% оказало наибольшее влияние на общие результаты и нуждается в особо тщательном анализе и оценке. |