№ 11 (322) ноябрь 2020
НА ПОВЕСТКЕ | |
«Новая «нормальность» Индустриальный тип экономики Беларуси характеризуется доминированием промышленности, которая в 2019 году обеспечила 25,7% удельного веса добавленной стоимости в ВВП и 55 млрд USD объема производства (около 60% продукции экспортируется). Не будет ошибочным сказать, что от самочувствия профильных предприятий так или иначе зависит благосостояние каждого из нас. О том, в каких условиях функционирует сектор, о его потенциальных точках роста, проблемах и путях их решения рассказал ректор БГЭУ Вячеслав ШУТИЛИН. |
|
Что мешает повысить отдачу от науки Беларусь, не обладая значительными природными ресурсами, способна улучшать свое благосостояние благодаря интеллектуальным достижениям. Иными словами, отечественные предприятия должны быть инновационными, а наука – поддерживать конкурентоспособность коммерческих организаций разработками. Насколько эффективно государство управляет процессом и что оно должно сделать для решения имеющихся проблем, рассказал председатель ГКНТ Александр ШУМИЛИН. |
|
ЭКОНОМИКА | |
Жилищный вопрос Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Десять лет назад, в октябре 2010-го, Правительством была утверждена Концепция развития строительного комплекса Беларуси, которая предусматривала масштабное увеличение объемов жилищного строительства в стране до 2020 года. Однако кризисные явления в экономике существенно скорректировали первоначальные планы. Произошли значительные изменения и среди источников финансирования новостроек, где ключевую роль многие годы играло льготное кредитование. |
|
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ | |
Горизонты рынка недвижимости Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Рынок коммерческой недвижимости Минска (как и всей Беларуси) зависит от складывающейся макроэкономической ситуации. В данном отношении 2020 год выглядит не очень благополучно (из-за коронавирусной инфекции и политических пертурбаций). Однако профессиональных участников, по наблюдениям представителей компании Colliers int, больше настораживает не текущая реальность, а состояние неопределенности касательно дальнейшего развития событий. |
|
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ | |
Барьеры на пути прогресса Родион МОРОЗОВ, кандидат экономических наук В зависимости от экономического, правового, социального, культурного контекста во многих странах формируются различные модели корпоративного управления (КУ). Однако они имеют общую цель – повышение эффективности организации с учетом интересов собственников, сотрудников, государства, партнеров и иных лиц. Соответствующие практики КУ постепенно внедряются и в Беларуси. Рассмотрим, насколько успешно данный процесс идет у нас. |
|
ФИНАНСЫ И ПАНДЕМИЯ | |
В поисках баланса Максим ЕРМОЛОВИЧ, чрезвычайный и полномочный посол Беларуси в Великобритании Вторая волна пандемии COVID-19 поставила новые вызовы перед правительствами ряда стран. Одним из наиболее популярных способов минимизации распространения коронавируса среди населения стал жесткий локдаун. Однако из-за угрозы краха экономики большинство государств не готовы к повторному аналогичному шагу. Им приходится искать альтернативные варианты, предусматривающие поиск баланса между ограничением социальных контактов и сохранением жизнедеятельности предприятий. В данном случае не стала исключением и Великобритания. |
|
НОВШЕСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ | |
По пути реформы бухгалтерского учета Наталия РУСАКЕВИЧ, начальник отдела совершенствования бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления Главного государственного казначейства Минфина Министерство финансов ведет активную работу по реализации мероприятий концепции реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления, утв. постановлением Совмина от 09.02.2019 № 82. Предлагаемые изменения вызвали множество вопросов у специалистов в части их практического применения. При этом большинство новшеств не требует корректировки положений проектов стандартов, а связано с необходимостью проведения разъяснительной работы. |
|
СТРАХОВАНИЕ | |
Риск – дело добровольное Евгения ШАНИНА, исполнительный директор Белорусской ассоциации страховщиков Сегодня в Беларуси насчитывается одиннадцать видов обязательного страхования – максимальное количество среди стран Евразийского экономического союза. Несмотря на это довольно внушительное число, на протяжении последних лет на белорусском страховом рынке наблюдается устойчивый рост добровольного страхования. |
|
Новый этап в развитии Сергей ЯКУБИЦКИЙ, генеральный директор Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» Стратегия Белгосстраха много лет основывается на повышении эффективности и доступности страховой защиты для граждан и юридических лиц. За счет обширной региональной структуры и агентской сети предприятие представлено в каждом городе и районе страны, что дает возможность роста за счет прямого контакта и личного общения с нашими клиентами. Вместе с этим, время не стоит на месте. Все более актуально становится внедрение новых технологий. Поэтому при формировании своей стратегии развития мы ориентируемся на перспективные методы оказания услуг. Главным для нас остается обеспечение высокого качества, с учетом которого внедряются все новые механизмы и строится работа современного Белгосстраха. |
|
Период возможностей Максим БОБКО, генеральный директор СООО «Асоба» Страховая компания «Белкоопстрах» давно и хорошо известна. Под этим названием организация вышла на ведущие позиции на рынке еще в 1990-е годы. Однако то, что давало результат 20 лет назад, сегодня уже не столь эффективно. Безусловно, предприятие обновляло продуктовый ряд, вносились и иные новшества, но анализ ситуации продемонстрировал, что для стабильного развития необходимо изменение бренда. Так появились новое название («Асоба») и слоган. |
|
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ | |
Технологические процессы казначейского исполнения республиканского бюджета и их влияние на ликвидность Дмитрий ГРИЦКЕВИЧ, консультант управления исполнения бюджета Главного государственного казначейства Минфина, аспирант БГЭУ Исполнение бюджета – важнейший этап бюджетного процесса, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. В то же время на современном этапе отсутствуют системные разработки, направленные на обеспечение ликвидности государственного бюджета. Этот вопрос продолжает оставаться актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. |
|
ПРАКТИКУМ. ОФИЦИАЛЬНО | |
Бухгалтерский учет курсовых разниц: новшества 2020 года Татьяна РЫБАК, начальник Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина, кандидат экономических наук, доцент, аудитор, DipIFR 15 мая 2020 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 12.05.2020 № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств» (далее – Указ № 159), которым для коммерческих организаций (за исключением банков, ОАО «Банк развития РБ», небанковских кредитно-финансовых организаций) (далее – коммерческие организации) установлен порядок отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц, отличный от порядка отражения в бухучете курсовых разниц, предусмотренного п. 7 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. постановлением Минфина от 29.10.2014 № 69 (далее – НСБУ № 69). Рассмотрим возникающие на практике вопросы по бухгалтерскому учету курсовых разниц в соответствии с Указом № 159. |
|
ПРАКТИКУМ. АКТУАЛЬНО | |
Вакцинация работников Сергей КОЗЫРЕВ, аудитор, налоговый консультант, кандидат экономических наук В осенний период организации проводят вакцинацию своих работников в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Напомним правильность действий при бухгалтерском и налоговом учете хозяйственных операций по процедуре вакцинации. |
|
Отдельные вопросы труда педагогических работников Ирина КРАСИЛЬЩИКОВА, консультант ООО «БелАудитАльянс» С 16 сентября 2020 г. в силу вступили сразу несколько постановлений Минобразования, по-новому регулирующих организацию и оплату труда педагогических работников. Остановимся на изменениях в законодательстве подробнее. |
|
Отчетность о работе аудиторской организации Валентина ЛЕМЕШ, кандидат экономических наук, доцент Белстат ввел новую годовую форму государственной статистической отчетности аудиторских организаций. Рассмотрим основные отличия от действовавшего ранее документа. |
|
ПРАКТИКУМ. ПО ВАШЕЙ ПРОСЬБЕ | |
Годовая инвентаризация в бюджетной организации Ольга КОЗАРЕЗ, главный бухгалтер бюджетной организации Для того чтобы иметь реальное представление о финансовом положении предприятия, необходимо владеть точными данными обо всем имуществе, находящемся в его распоряжении. Поэтому перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств. Данное условие закреплено в абз. 3 п. 2 ст. 13 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) и п.п. 4 и 7 «Инструкции по инвентаризации активов и обязательств», утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180). Рассмотрим основные нюансы данного процесса в бюджетной организации. |
|
ПРАКТИКУМ. В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ | |
Товарные операции с использованием подарочных сертификатов Сергей КОРОТАЕВ, аудитор, партнер ЗАО «АудитКонсульт», доктор экономических наук, профессор Татьяна ГРАНЦЕВИЧ, аудитор ЗАО «АудитКонсульт» В последнее время достаточно часто в розничной торговле встречается продажа товаров по подарочным сертификатам. И если в организационно-правовом плане такие операции имеют соответствующее сопровождение, то в практике бухгалтерского учета у субъектов хозяйствования нередко возникает немало вопросов. Рассмотрим некоторые из них, основываясь на нормах законодательства и «Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета», утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50. |
|
ПРАКТИКУМ. ВАШ КОНСУЛЬТАНТ | |
Договор поручительства: основные особенности Андрей ШИМОНОВИЧ, адвокат Минской областной коллегии адвокатов, АБ «Сысуев, Бондарь и партнеры ЭсБиЭйч» Карина МАКСИМОВА, помощник адвоката, АБ «Сысуев, Бондарь и партнеры ЭсБиЭйч» Поддержание стабильности гражданского оборота во многом обусловлено введением инструментов, которые в рамках права могли бы обеспечить надлежащее исполнение обязательств участников возникающих правоотношений. Одним из таковых является договор поручительства. Обратим внимание на основные нюансы его оформления и рассмотрим случаи из судебной практики, связанные с нарушениями условий данного договора. |
|
ПРАКТИКУМ. НА ЗАМЕТКУ | |
Расходы по хранению товаров у поклажедателя Сергей КОЗЫРЕВ, аудитор, налоговый консультант, кандидат экономических наук В процессе деятельности у организаций возникает необходимость передачи товаров на хранение. Ответим на вопросы о том, как оформить эту операцию и отразить в бухгалтерском учете соответствующие расходы, а также что делать, если установлено ненадлежащее хранение товаров. |