СМИ о коллегии

Уточнить параметры республиканского бюджета планируется в первом полугодии

05.03.2015г. БЕЛТА - Уточнить параметры республиканского бюджета планируется в I полугодии. Об этом сегодня сообщил министр финансов Владимир Амарин на расширенном заседании коллегии ведомства, передает корреспондент БЕЛТА.

Министр отметил, что с учетом тенденций на внешних рынках вырабатываются меры бюджетно-налоговой политики, направленные на сохранение макроэкономической сбалансированности. В части сокращения расходов Владимир Амарин поручил провести работу по оптимизации расходов всем заместителям министра по курируемым направлениям совместно с распорядителями бюджетных средств, «чтобы уже в первом полугодии подготовить проект уточнения республиканского бюджета».

Что касается мобилизации дополнительных доходов, то ряд мер в этом направлении уже реализован. Это позволит привлечь в бюджет около Br 14 трлн. Так, введена вывозная таможенная пошлина на калийные удобрения, продлен срок действия ограничений по возврату НДС на импорт потребительских товаров.

Бюджет на 2015 год сформирован с профицитом $1,5 млрд. Планируется привлечь внешнее и внутреннее финансирование в сумме, эквивалентной $1,7 млрд. В совокупности источники для погашения внешних долговых обязательств обеспечиваются. Однако неблагоприятные экономические тенденции вынуждают предпринимать меры, чтобы снивелировать сокращение доходов от внешнеэкономической деятельности, падения цен на нефть. Такая работа, как отмечалось во время коллегии Минфина, должна проводиться без снижения социальных обязательств, с использованием резервов на всех уровнях бюджетной системы.

 

Налоговые льготы в Беларуси предлагают давать на время и продлять при положительном экономическом эффекте

05.03.2015г. БЕЛТА - Налоговые льготы предлагается предоставлять на определенное время и продлять только в том случае, если они дали экономический эффект. Об этом сегодня заявил министр финансов Владимир Амарин на расширенном заседании коллегии ведомства, сообщает корреспондент БЕЛТА.

Кроме того, по словам министра, предлагается усовершенствовать систему учета, классификации и оценки результативности налоговых льгот для принятия обоснованных решений об их пролонгации или отмене.

«Широкий охват налоговыми льготами не учитывает их конечную эффективность. Льготы предоставляются как на реализацию крупных производственных проектов, так и на строительство, например, торговых и офисных площадей», – отметил Владимир Амарин. О необходимости применения более жестких подходов к предоставлению налоговых льгот шла речь на совещании у главы государства в феврале.

В проработке находится также вопрос совершенствования порядка применения особых режимов налогообложения – в первую очередь, упрощенной системы. Изменения ожидают плательщиков налога на недвижимость, который предлагается взимать, исходя из рыночной стоимости. Такой подход будет более справедливым для плательщиков и одновременно увеличит поступление налога в бюджет, считает министр. Сейчас, по его словам, разрабатывается упрощенный механизм переоценки объектов недвижимости.

 

Минфин призывает сельхозорганизации не выстраивать долговые пирамиды

05.03.2015г. Интерфакс - Министерство финансов Беларуси заявляет о необходимости прекращения наращивания проблемной задолженности сельхозорганизациями.

«Пора прекратить выстраивание долговой пирамиды, когда сельхозорганизации продолжают накапливать проблемную задолженность», – заявил в ходе коллегии Минфина глава ведомства Владимир Амарин в четверг в Минске.

Он указал на то, что эффективность работы сельхозорганизаций не улучшается, а ситуация их расчетов с банками серьезно усугубляется. «Производители сельхозпродукции все больше обращаются к бюджету за поддержкой на осуществление текущей деятельности. Снежным комом растут проблемные долги, погашать которые приходится из бюджета, исполняя гарантии по банковским кредитам», – сказал министр.

По словам руководителя ведомства, хроническая неплатежеспособность сельхозорганизаций приводит к тому, что средств, планируемых в местных бюджетах на исполнение гарантий, ежегодно оказывается недостаточно для расчета по ним. «Министерство финансов не сможет как и раньше оказывать поддержку регионам за счет бюджета на исполнение гарантий. Такие возможности у нас отсутствуют», – подчеркнул В.Амарин.

Кроме того, отметил он, в настоящее время организациями-переработчиками выплачены авансы сельхозорганизациям по поставкам продукции в среднем почти на 2 года вперед. «Это осложняет возможности сельхозорганизаций в привлечении новых кредитов, а также их возможности в полных и своевременных расчетах по имеющимся долгам», – констатировал министр.

 

Эффективность господдержки в целом остается низкой – Минфин

05.03.2015г. Интерфакс - В министерстве финансов Беларуси заявляют, что в целом эффективность государственной поддержки остается низкой.

«При росте объемов господдержки в целом ее эффективность остается низкой. Так, объем проблемных кредитов по государственным программам оценивается банками на сумму около Br30 трлн», – сказал в четверг в Минске на коллегии министр финансов Владимир Амарин. По его мнению, решением этой проблемы может стать переоценка системы оказания господдержки. «В рамках работы по ее совершенствованию предусматривается оказание господдержки только в рамках реализации государственных программ с отбором проектов исключительно на конкурсной основе и равным доступом к ресурсам как государственных, так и частных организаций», – отметил глава ведомства.

При этом В.Амарин сообщил, что проведение такого отбора предлагается возложить на Банк развития.

 

Неэкономные предприятия будут жестко наказываться – глава Минфина

05.03.2015г. Интерфакс - Министерство финансов намерено жестко реагировать на случаи расточительства в бюджетных и государственных организациях.

«В случае выявления излишних трат, как в организациях финансируемых из бюджета, так и на государственных предприятиях, министерство финансов будет жестко реагировать, сокращая ассигнование, приостанавливая закупки, изымая прибыль предприятий в бюджет», – заявил глава Минфина Владимир Амарин в четверг в Минске, выступая на коллегии ведомства.

В данной связи он напомнил, что в текущем году важнейшей задачей по обеспечению бюджетной сбалансированности является поиск источников рефинансирования внешних обязательств, привлечение дополнительных доходов, а также экономия затрат в бюджетной сфере.

«Это касается всех видов расходов. Требуется экономно относиться к любым закупкам – сократить их до минимума. Такая же политика должна реализовываться и на государственных предприятиях», – подчеркнул министр.

 

Ликвидность рынка ценных бумаг остается низкой – Минфин

05.03.2015г. Интерфакс - «В целом показатели развития рынка ценных бумаг демонстрируют положительную динамику. Но следует отметить, что ликвидность рынка остается низкой», – сказал в четверг в Минске на коллегии министр финансов Владимир Амарин.

По его информации, на начало текущего года рыночные цены рассчитывались по акциям лишь 52 из более чем 2,3 тыс. открытых акционерных обществ. «Такое положение дел обусловлено высокой концентрацией в госсобственности – более 80%, а также наличием преимущественного права на приобретение акций облисполкомами и Мингорисполкомом, что замедляет процесс свободного обращения акций», – отметил глава ведомства.

Также, продолжил В.Амарин, уровень развития рынка ценных бумаг остается низким из-за недостаточного предложения финансовых инструментов, отсутствия в республике института коллективных инвестиций, сдержанной политики в сфере приватизации.

«Низкая ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг не обеспечивает его функции в части эффективного перераспределения финансовых ресурсов. Активность на рынке акций и облигаций госорганизаций и акционерных обществ остается низкой. Основная причина – нежелание руководства предприятий использовать новые финансовые инструменты в надежде на продолжение государственной поддержки», – подчеркнул министр.

 

Меры Минфина по увеличению доходов бюджета приведут к увеличению поступлений на BYR 14 трлн

05.03.2015г. Бизнес-Новости - Принятый республиканский бюджет на 2015 год предусматривает профицит в размере BYR 15 трлн, которые планировалось направить на погашение внешнего государственного долга.

«Однако экономическая ситуация стала ухудшаться. Она будет развиваться в сторону уменьшения темпов экономического роста, ускорения инфляции, сокращение объемов и стоимости экспорта. Следствием станет сокращение объемов платежеспособного импорта товаров и услуг, а также сохранение высоких ставок на финансовом рынке, включая ставку рефинансирования Нацбанка. Для бюджета последствия выльются в сокращение доходов от внешнеэкономической деятельности, а также платежей из прибыли. Из-за падения цен на нефть в бюджет не поступят в запланированном объеме вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты. Произошедшие корректировки обменного курса потребуют увеличения расходов на обслуживание государственного долга, коммунальные услуги, приобретение импортного оборудования и медикаментов, а также на компенсацию процентных ставок по банковским кредитам», – сказал В. Амарин.

Он отметил, что Минфин уже реализовал ряд мер, которые позволят обеспечить дополнительные поступления в бюджет на сумму BYR 14 трлн. Среди этих мер – возврат экспортной пошлины на калийные удобрения, продление ограничений по возврату НДС на импортируемые потребительские товары и другие. Кроме того, совместно с Министерством по налогам и сборам Минфин прорабатывает сейчас новые меры по увеличению доходов.

В 2014 году, по словам В. Амарина, из-за неблагоприятных внешних факторов республиканский бюджет недополучил BYR 12 трлн, из них по вывозным таможенным пошлинам на калийные удобрения – BYR 5 трлн, по ввозным таможенным пошлинам – BYR 4 трлн.

В. Амарин напомнил о том, что в 2015 году приняты меры, которые должны способствовать росту поступлений в бюджет. В частности, увеличены ставки акцизов, подоходного налога, налога на прибыль для банков и страховых организаций, ставки налогов, установленные в белорусских рублях, проиндексированы на 14%. Кроме того, местные советы депутатов получили возможность увеличивать ставки имущественных налогов до 2,5 раза.

«Основные проблемы бюджетных доходов – это узость налоговой базы за счет большого количества налоговых льгот и изъятий, а также заниженной стоимости объектов обложения. Расширение налоговой базы – основная задача налоговой политики в ближайшей перспективе», – сказал В.Амарин.

По его словам, сумма налоговых льгот в 2014 году составила BYR 30 трлн. Министр предложил ограничить применение налоговых льгот стимулирующего характера конкретным периодом времени, а их продление сделать возможным только в случае подтверждения экономической эффективности их применения.

Вторым направлением, по которому Минфин планирует двигаться в части увеличения доходов бюджетов – это изменения порядка применения особых налоговых режимов. В частности, на данный момент по упрощенной системе налогообложения в Беларуси работает более 65 тыс. организаций и 121 тыс. индивидуальных предпринимателей. При этом, по словам В.Амарина, их доля в поступлениях в бюджет составляет всего около 5%.

«Уплата налога по УСН стала из стимула для развития бизнеса в инструмент по минимизации налоговых поступлений. Необходимо кардинально пересмотреть условия взимания этого налога», – сказал В.Амарин, напомнив, что некоторые меры по изменению порядка применения УСН уже приняты.

Еще одним направлением по увеличению доходов бюджета может стать переход на взимание налога на недвижимость с кадастровой стоимости такой недвижимости. По словам министра, это позволит увеличить поступления в бюджет за счет б?льших налогов с помещений, которые приносят собственникам повышенные доходы. При этом, подчеркнул В.Амарин, переход на новый порядок исчисления налога на недвижимость требует массовой оценки и существенных затрат.

Одновременно с увеличением доходов бюджета в 2015 году Минфин рассчитывает на сокращение его расходов. В частности, по словам В.Амарина, зарезервированы расходы республиканского бюджета на 2015 год на сумму более BYR 6 трлн. В эту сумму включены 5% текущих расходов, 10% капитальных расходов, 10% дотаций, передаваемых в местные бюджеты, а также ассигнования, направленные на повышение оплаты труда в бюджетной сфере. Примерно на BYR 4 трлн должны быть зарезервированы расходы местных бюджетов.

По словам Владимира Амарина, в 2015 году будет применяться поддержка экспорта. Сумма расходов на эти цели в 2015 году предусмотрена в размере BYR 1,3 трлн. Он отметил, что продлено действие указа №466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь», определено 11 банков и 2 лизинговые компании, которые реализуют белорусскую технику на основании этого указа. Кроме того, ведется работа российскими банками и страховыми компаниями, в частности со Сбербанком, ВЭБом и Экспортным страховым агентством России (ЭКСАР).

«Ведутся переговоры с Внешэкономбанком и ЭКСАРом по кредитованию российскими банками поставок белорусской продукции в третьи страны под страховым покрытием ЭКСАРа с условием наличия существенной доли российского сырья и комплектующих в экспортируемом белорусском товаре», – сообщил Владимир Амарин.

По его словам, принятые Нацбанком решения по запрету страхования в валюте могут нанести ущерб выполнению указа №534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».

«Кредитуя предприятия-экспортеры в иностранной валюте (а под экспортные контракты это экономически обоснованно), при наступлении страхового случая банки не готовы получить страховое возмещение в белорусских рублях. В итоге ни банки, ни страховые организации могут не взять на себя валютные риски», – отметил Владимир Амарин.

По словам В.Амарина, размер валютных рисков значителен, учитывая то, что в 2014 году страховые компании приняли ответственность по экспортным кредитам на USD 1 млрд.

«С целью сохранения действующей схемы поддержки экспорта прошу Национальный банк рассмотреть вопросы сохранения связанности валюты требований и валюты обязательств при страховании экспортных рисков по кредитам, предоставляемым с поддержкой государства», – сказал Владимир Амарин.

По словам министра, необходимо ограничить перечень проектов, которые могут быть реализованы с государственной поддержкой. По его словам, на данный момент эффективность господдержки остается низкой при росте общих ее объемов. Объем проблемных кредитов в рамках госпрограмм оценивается банками на сумму около BYR 30 трлн.

По его словам, в 2014 году сверхплановые доходы местных бюджетов превысили BYR 9 трлн, и это повлекло резкое увеличение расходов местных бюджетов. Более половины от этой суммы было направлено на поддержку сельского хозяйства.

«Но эффективность сельхозорганизаций не повышается, а ситуация их расчетов с банками серьезно усугубляется. Производители сельсхозпродукции все больше обращаются к бюджету за поддержкой. Возрастают требования по авансированию их переработчиками под будущий урожай. При этом растет проблемная задолженность, погашать которую нужно из бюджета, исполняя правительственные гарантии по банковским кредитам», – охарактеризовал ситуацию В.Амарин. По его словам, на данный момент переработчики выплатили сельхозпроизводителям авансы за поставки почти на два года вперед.

Нагрузку по исполнению гарантий по банковским кредитам берут на себя местные бюджеты. При этом они выбиваются за рамки сумм, предусмотренных на год. К примеру, в 2014 году вместо определенных в местных бюджетах на выплату гарантий BYR 600 млрд было выплачено BYR 1 300 млрд.

«Пора прекратить выстраивание долговой пирамиды, когда сельхозорганизация продолжают накапливать проблемную задолженность, а местные бюджеты ухудшают и без того критический уровень долговой устойчивости. На текущий момент общий объем долга регионов составил BYR 40 трлн. При этом почти BYR 30 трлн – это гарантии по кредитам банков», – сказал В.Амарин, добавив, что долги областей в среднем в 1,5 раза превышают предельные параметры экономической безопасности.

С наибольшими проблемами в 2014 году столкнулись бюджеты Витебской и Могилевской областей. При этом в качестве положительного примера министр привел Брестскую область, которая имеет самый низкий уровень долговой нагрузки, что позволяет сверхплановый объем доходов на развитие социальной инфраструктуры.

Говоря о государственном долге, Владимир Амарин отметил, что в 2015 году Беларусь должна выплатить инвесторам и кредиторам USD 3,8 млрд, из которых погашение основного долга составит USD 2,8 млрд. На обслуживание госдолга в текущем году планируется направить средства из доходов бюджета, на погашение основного долга – за счет поступления в бюджет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, размещения на внутреннем финансовом рынке валютных облигаций не менее чем на USD 700 млн, а также привлечения средств на внешних финансовых рынках.

версия для печати