Студзень - снежань 2006 года
О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов
(январь-декабрь 2006 года)
Динамика ВВП и реального сектора экономики
Финансы субъектов хозяйствования
Потребительский рынок и доходы населения
Динамика ВВП и реального сектора экономики
В 2006 году сохранялась тенденция динамичного развития экономики страны. В основном были выполнены параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 12 декабря 2005 года № 587. По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за 2006 год составил в текущих ценах 79 231,4 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 9,9% выше, чем в 2005 году рис.1. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год был предусмотрен рост ВВП на 7-8,5%.

Рис. 1. Динамика основных макроэкономических показателей
В 2006 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено на сумму 74,8 трлн. руб., что на 11,3% больше, чем в 2005 году (при прогнозе – 6,5-8%). В отраслевой структуре валового внутреннего продукта удельный вес добавленной стоимости промышленности увеличился с 27,4% в 2005 году до 27,6% — в 2006 году.
Доля предприятий государственной формы собственности в общем объеме произведенной промышленной продукции составила 36,1%, предприятий частной формы собственности, имеющих в уставном фонде долю государства, – 52,5%.
Потребительских товаров выпущено на сумму 16,6 трлн. рублей, что на 10,5% выше уровня 2005 года (прогноз – 8-9%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 11,3%, непродовольственных – на 9,8%.
В 2006 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 19,2 трлн. рублей, или на 31,4% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2005 году (при прогнозных темпах прироста 13-14%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 23,2% в 2005 году до 24,3% в 2006 году.
Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (42,8%), бюджетные средства (26,5%), кредиты банков (включая кредиты иностранных банков) (18%) и средства населения (7,6%).
На объекты производственного назначения использовано 12,6 трлн. рублей капитальных вложений, что на 36,7% выше уровня 2005 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,7% (в 2005 году – 66,2%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 23,2%. На строительство жилых домов использовано 3,3 трлн. рублей инвестиций, что составило 17,1% к их общему объему и 119,8% к уровню 2005 года. В 2006 году в эксплуатацию введено 4 136 тыс. квадратных метров жилья – на 9,3% больше, чем в 2005 году.
Объем продукции сельского хозяйства в 2006 году составил 15,1 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2005 годом в сопоставимых ценах на 6,1% (при прогнозе – 6-8%).
Объем грузооборота предприятий транспорта за 2006 год сложился в размере 49 743,3 млн. ткм и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 5,3%.
Финансы субъектов хозяйствования
В 2006 году предприятиями и организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 153,1 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 17,9% больше, чем в 2005 году. Оплаченная выручка составила 96,6% от всей выручки, или 147,9 трлн. рублей.
По итогам 2006 года прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась в размере 12,4 трлн. рублей, или 15,7% от произведенного валового внутреннего продукта (за 2005 год – 15,3%), что в реальном выражении на 16,7% больше, чем в 2005 году. Рентабельность реализованной продукции увеличилась на 0,2 процентных пункта и составила 13,6%, рентабельность продаж сократилась на 0,1 процентный пункт, составив 8,1%.
В 2006 году хозяйствующими субъектами республики было получено 11,9 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 15,1% ВВП (в 2005 году – 15,3%), рис.2. По сравнению с 2005 годом сумма прибыли до налогообложения возросла на 12,4% в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась на 15,5%, составив 7,9 трлн. рублей. Почти 60% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности.

Рис. 2. Финансовые результаты деятельности организаций республики
В 2006 году 926 организаций, или 8,5% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 484 млрд. рублей вместо 136,4 млрд. рублей в 2005 году. Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики возросла по сравнению с предыдущим годом в 1,9 раза.
В 2006 году отмечалась положительная динамика во взаимных расчетах организаций страны. На 1 января 2007 года предприятия и организации республики имели просроченную задолженность в размере 4,5 трлн. рублей. За 2006 год ее сумма сократилась в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 13,3%, в том числе просроченная задолженность по кредитам банков и займам, занимавшая 8,7% общей просроченной задолженности, — на 17,4%.
Основную долю суммарной просроченной задолженности субъектов хозяйствования республики занимала просроченная кредиторская задолженность – 91,3%. Ее сумма на 1 января 2007 года составила 4,1 трлн. рублей, или 15,8% всего объема кредиторской задолженности (вместо 21% на 1 января 2006 года). По сравнению с началом 2006 года она уменьшилась в реальном выражении на 12,9%.
Задолженность промышленных предприятий занимала 42,2% в общей просроченной кредиторской задолженности по республике, предприятий сельского хозяйства – 25,1%, жилищно-коммунального хозяйства – 6,6%.
В структуре просроченной кредиторской задолженности сократилась доля просроченной задолженности по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению с 16,1% на 1 января 2006 года до 12,6% на 1 января 2007 года. Ее сумма по сравнению с началом 2006 года уменьшилась на 31,8% в реальном выражении, составив 517,3 млрд. рублей.
Сумма просроченной дебиторской задолженности на 1 января 2007 года составила 3,6 трлн. рублей, или 19,4% общей суммы дебиторской задолженности вместо 24,6% на 1 января 2006 года. По сравнению с началом 2006 года она уменьшилась в реальном выражении на 14,7%.
Просроченная кредиторская задолженность по республике на 13,5% превышала просроченную дебиторскую задолженность, в том числе в промышленности – на 17,6%.
В 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась платежеспособность организаций. На 1 января 2007 года денежные средства на счетах предприятий составили 115,2% от суммы просроченной кредиторской задолженности, что в 1,5 раза выше, чем на ту же дату 2006 года.
Внешняя просроченная кредиторская задолженность за товары, работы и услуги за 2006 год в реальном выражении сократилась на 7,2% и составила на 1 января 2007 года 568,1 млрд. рублей. Внешняя просроченная дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 2,2 раза меньше.
Сумма накопленной просроченной кредиторской задолженности белорусских организаций хозяйствующим субъектам стран СНГ (207,9 млрд. рублей) занимала 36,6% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и превысила просроченную дебиторскую задолженность предприятий стран Содружества предприятиям республики на 11,4%.
На просроченную кредиторскую задолженность белорусских организаций субъектам хозяйствования России, основного торгового партнера республики, приходилось 33,7% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и 92,2% просроченной задолженности странам СНГ. Ее сумма составила 191,6 млрд. рублей, что на 25,7% меньше (в реальном выражении), чем на начало 2006 года. В просроченной задолженности предприятиям Беларуси просроченная задолженность российских предприятий (151,6 млрд. рублей) занимала 57,5% и 81,2% просроченной задолженности предприятий стран СНГ.
В декабре 2006 года прирост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 0,5%, что на 1 процентный пункт ниже значения предыдущего месяца и на 0,9 п.п. — декабря 2005 года
Всего за 2006 год инфляция на потребительском рынке составила 6,6%, или 0,5% в среднемесячном исчислении, что ниже прогноза на 2006 год (0,6-0,7%). В 2005 году потребительские цены увеличивались в среднем на 0,6% в месяц.
Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен за 2006 год – 3,4% прироста сводного индекса – внесли темпы роста цен на продовольственные товары (на 6,5%). Непродовольственные товары подорожали на 4,4%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 1,2%. Тарифы на платные услуги возросли на 9,4%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2%.
Среднегодовой индекс потребительских цен в 2006 году составил 107%, рис. 3.

Рис. 3. Динамика среднегодовых сводных индексов цен
Цены производителей промышленной продукции за декабрь 2006 года относительно ноября возросли на 0,7%, строительно-монтажные работы подорожали на 0,8%. Прирост цен производителей промышленной продукции за 2006 год составил 8,5%, цен на строительно-монтажные работы – 9,9% вместо 10,2 и 13,9%, соответственно, за 2005 год.
Ценовая ситуация в промышленности в 2006 году определялась ростом цен во всех отраслях. В электроэнергетике они выросли наиболее значительно – на 15,4%, рис. 4.

| 1 Электроэнергетика | 4 Химическая | 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная |
| 2 Топливная | 5 Нефтехимическая | 8 Легкая |
| 3 Черная металлургия | 6 Машиностроение и металлообработка | 9 Пищевая |
Рис. 4. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за 2006 год.
Потребительский рынок и доходы населения
В 2006 году розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 31 трлн. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 17,7% по сравнению с 2005 годом (прогнозом на 2006 год предусмотрен его рост на 9-10,5%). Розничный товарооборот торговли в 2006 году составил 29,4 трлн. рублей, организаций общественного питания – 1,6 трлн. рублей, или соответственно 117,8% и 116% к уровню 2005 года.
В структуре розничного товарооборота в 2006 году 65% приходилось на торговые организации, 35% — на индивидуальных предпринимателей, торгующих в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и других объектах. При этом удельный вес продовольственных товаров занимал 53%, непродовольственных — 47%, за 2005 год – соответственно 54% и 46%.
Данные о структуре общего объема розничного товарооборота по формам собственности приведены в таблице:
| 2006 г., млрд. руб. |
В % к итогу | ||
| 2006 г. | справочно 2005 г. |
||
| Общий объем розничного товарооборота | 31029,4 | 100 | 100 |
| в том числе: | |||
| государственная собственность | 4774,3 | 15,4 | 15,8 |
| республиканская | 3163,4 | 10,2 | 10,2 |
| коммунальная | 1610,9 | 5,2 | 5,6 |
| частная собственность | 25318,2 | 81,6 | 81,9 |
| смешанная собственность без иностранного участия |
2967,5 | 9,6 | 9,8 |
| смешанная собственность с иностранным участием |
1315,1 | 4,2 | 3,4 |
| иностранная собственность | 936,9 | 3,0 | 2,3 |
Доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети в 2006 году составила 79,4%, в том числе продовольственных товаров – 86%, непродовольственных – 70,1%.
За 2006 год населению продано продовольственных товаров на 16,3 трлн. рублей, что составляет 113,8% к уровню 2005 года, непродовольственных товаров – на 14,7 трлн. рублей (122,3%).
В продаже основных продовольственных товаров по всем каналам реализации наибольший прирост продаж имели по сравнению с 2005 годом консервы рыбные – на 40,6%, консервы молочные – на 17%, соки – на 26,1%, безалкогольные напитки – на 18,7%.
В 2006 году на потребительском рынке реализовано алкогольных напитков и пива на 2,9 трлн. рублей, что составляет в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций 14%.
За 2006 год торговыми организациями продано непродовольственных товаров на 8,1 трлн. рублей, что составило 55% от всей продажи непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров торговыми организациями в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 28,7%.
В 2006 году объем платных услуг, оказываемых населению через все каналы реализации, сложился в размере 8,3 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 11,2% больше уровня 2005 года, при прогнозе на 2006 год — 8-9%. Организациями государственной формы собственности оказано 60,4% от общего объема платных услуг, частной – 39,1%.
Темпы роста объемов услуг, оказанных населению организациями всех форм собственности независимо от ведомственной подчиненности, в 2006 году к уровню 2005 года в сопоставимых ценах составили: по услугам связи – 123,5% (прогноз на год – 116-118%), транспортным – 100,1% (прогноз – 101-102%), жилищно-коммунальным – 104% (прогноз – 102-103%), культуры – 114,3% (прогноз – 109-110%), туристско-экскурсионным – 126,2% (прогноз – 119-120%), физической культуры и спорта – 119,1% (прогноз – 119-120%), медицинским – 107,6% (прогноз – 105-106%), образования – 103,2% (прогноз – 109-110%), банков – 192,4% (прогноз – 165-170%).
Объем бытовых услуг через все каналы реализации в 2006 году составил 1020,3 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 21,2% больше, чем за 2005 год (при прогнозе роста на год – 13-14%). Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими сеть организаций бытового обслуживания населения, оказано бытовых услуг на 643,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 13% больше, чем за 2005 год.
В 2006 году денежные доходы населения составили 47,4 трлн. рублей и выросли по сравнению с 2005 годом на 25,5% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7%. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы населения за 2006 год увеличились по сравнению с 2005 годом на 17,3% (при прогнозе роста на 2006 год на 7-8,5%), реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов и добровольных взносов) – на 17,1%. В декабре 2006 года по сравнению с декабрем 2005 года реальные денежные доходы увеличились на 15,3%.
Структура денежных доходов населения за 2006 год представлена ниже (в процентах к итогу):
| 2006 г. | 2005 г. | |
| Всего денежных доходов | 100 | 100 |
| в том числе: | ||
| оплата труда работников | 59,2 | 58,4 |
| социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и прочие) | 21,0 | 21,3 |
| доходы от собственности | 1,8 | 1,7 |
| доходы от официально неучтенной предпринимательской деятельности и другие доходы | 18,0 | 18,6 |
В 2006 году денежные доходы в расчете на душу населения составили 406,1 тыс. рублей и выросли в реальном выражении на 17,8% по отношению к 2005 году (322,3 тыс. рублей).
Денежные расходы и сбережения населения в 2006 году составили 47 трлн. рублей. Из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 38,8 трлн. рублей (82,5% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), оплату налогов и добровольных взносов – 6 трлн. рублей (12,8%), накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, включая сальдо покупки-продажи иностранной валюты – 2,2 трлн. рублей (4,7%).
Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в 2006 году начисленная среднемесячная заработная плата работников республики составила 590,7 тыс. рублей, что в реальном выражении на 17,6% больше, чем за 2005 год (в том числе за декабрь – 668,0 тыс. руб., реальный прирост к декабрю 2005 года – 11,4%).
При этом по отраслям экономики сохраняются значительные различия в оплате труда. В отраслях материального производства наиболее низкий уровень заработной платы за 2006 год наблюдался в сельскохозяйственном производстве – 357,1 тыс. рублей, что в 1,65 раза ниже, чем в среднем по республике; а самый высокий – в нефтеперерабатывающей промышленности – 1306,4 тыс. рублей, что в 2,2 раза выше, чем в среднем по республике. В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате являлись банки – 978,5 тыс. рублей, аутсайдером — младший медицинский персонал в здравоохранении с зарплатой в 316,3 тыс. рублей, разрыв составил 3,1 раза, рис. 5. При этом среднемесячная зарплата врачей за 2006 год составила 906,9 тыс. рублей, что в 1,5 раза выше, чем в среднем по республике, профессорско-преподавательского состава – 901,8 тыс. рублей (1,5 раза), аппарата органов государственного управления – 847,3 тыс. рублей (1,4 раза).

| 1 промышленность | 6 торговля и общепит | 11 наука и научное обслуживание |
| 2 сельское хозяйство | 7 здравоохранение | 12 банки |
| 3 транспорт | 8 социальное обеспечение | 13 страхование |
| 4 связь | 9 образование | |
| 5 строительство | 10 культура и искусство |
Рис. 5. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики за 2006 г., тыс. рублей
В 2006 году, по предварительным данным Национального банка, объем внешней торговли товарами и услугами составил 45 936,4 млн. долл. США, что на 27,4% (из расчета в фактических ценах) больше уровня 2005 года (по прогнозу на 2006 год – 8,3-9,3%), в том числе экспорт – 22 136,6 млн. долл. США, импорт – 23 799,8 млн. долл. США. По сравнению с 2005 годом экспорт товаров и услуг возрос на 21,7% (по прогнозу – 8,5-9,5%), импорт – на 33,3% (по прогнозу – 8-9%).
Сальдо внешнеторговых операций по методологии платежного баланса в 2006 году сложилось отрицательное в размере 1 663,2 млн. долл. США, в том числе в торговле товарами – 2 383,7 млн. долл. США, в торговле услугами – положительное – 720,5 млн. долл. США.
Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 91,6% общей суммы торговли товарами и услугами. Объем внешнего товарооборота, по данным торгового баланса, в 2006 году составил 42 061,7 млн. долл. США, или 123,5% к уровню 2005 года. Из обшей суммы 54,9% внешнего товарооборота приходилось на страны СНГ. Объем торговли с ними возрос на 27%, со странами дальнего зарубежья – на 30,8%.

Рис. 6. Консолидированный торговый баланс
За 2006 год экспортировано товаров на сумму 19 738,5 млн. долл. США, что на 23,5% больше, чем в 2005 году, рис. 6. При этом физический объем экспорта возрос на 8,2%, средние цены на экспортируемые товары – на 14,1%. Более половины (56,4%) белорусского экспорта приходилось на страны вне СНГ. Объем экспорта в эти страны возрос на 24,7% по сравнению с 2005 годом, в страны Содружества – на 22%.
Стоимостной объем экспорта товаров в Российскую Федерацию в 2006 году увеличился относительно 2005 года на 19,8% (физический объем – на 8,3%, средние цены экспорта – на 10,6%), составив 6 849,6 млн. долл. США, и занял 34,7% общего объема экспорта. Импорт российских товаров в стоимостном выражении возрос на 29,3% и составил 13 084,3 млн. долл. США. Увеличение стоимости российского импорта вызвано ростом как физических объемов поставок (на 12,4%), так и цен на импортируемые товары (на 15%). В результате дефицит в торговле с Россией составил 6 234,7 млн. долл. США вместо 4 402,4 млн. долл. США в 2005 году. В структуре импортных потоков доля России составила 58,6%. В целом товарооборот с Россией за 2006 год увеличился на 25,9% по сравнению с 2005 годом, составив 19 933,9 млн. долл. США.
Товарные потоки из стран дальнего зарубежья увеличились на 40,6%. При этом положительное сальдо экспортно-импортных операций с ними составило 3 297,3 млн. долл. США.
Основные торговые партнеры республики (в % от общего товарооборота):
| 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
| Россия | 55,6 | 58,6 | 59,4 | 57,9 | 58 | 58,5 | 48,4 | 47,4 |
| Украина | 5,5 | 5,7 | 4,5 | 3,3 | 3,3 | 3,6 | 5,5 | 5,8 |
| Германия | 7,2 | 5,2 | 5,4 | 6,1 | 5,8 | 5,3 | 5,6 | 5,8 |
| Польша | 3,4 | 3,1 | 2,9 | 2,9 | 3,6 | 4,0 | 4,4 | 4,3 |
| Великобритания | 1,0 | 1,3 | 1,8 | 3,3 | 4,7 | 4,2 | 3,9 | 3,9 |
| Итого | 72,7 | 73,9 | 74,0 | 73,5 | 75,4 | 75,6 | 67,8 | 67,2 |
По предварительным данным Национального банка, внешний оборот услуг за 2006 год составил 3 820,9 млн. долл. США (экспорт – 2 270,7 млн. долл., импорт – 1 550,2 млн. долл.) и вырос по сравнению с 2005 годом на 14,9%. При этом экспорт услуг увеличился на 9,4%, импорт – на 24,1%. В структуре предоставленных услуг преобладают транспортные услуги – 68,3% всего экспорта услуг, поездки – 11,3% и деловые услуги – 10,1%. В импорте услуг 43,5% приходилось на поездки, 31,2% — на транспортные услуги.
Торговля услугами более динамично развивалась со странами дальнего зарубежья. Прирост в торговле с этими странами составил 18,8%. Со странами Содружества объемы торговли услугами увеличились на 8,1% по сравнению с 2005 годом, в том числе с Россией – на 14,7%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 68,5% общего объема экспорта услуг республики и 62,4% — общего объема импорта услуг.
В 2006 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Наряду с продуманной политикой государственных расходов это позволило сформировать бюджет с профицитом и тем самым ослабить инфляционное давление на экономику.
В январе-декабре 2006 года в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38,4 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 37,3 трлн. рублей, что составляет 95,8% годового плана. В реальном выражении это на 14% больше, чем за январь-декабрь 2005 года при реальном росте доходов на 16,4%. Профицит консолидированного бюджета за январь-декабрь 2006 года составил 1,1 трлн. рублей, или 1,4% к ВВП (за январь-декабрь 2005 года профицит — 0,4% к ВВП), приложение.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки и ФСЗН) в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась с 47,8 до 48,8%, или на 1 п.п. При этом удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 47,4 до 48,5% в сравниваемых периодах (рост – на 1,1 п.п.), а недоимка сократилась с 0,4 до 0,3% ВВП (падение – на 0,1 п.п.), табл. По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2007 года составила 234,7 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом 2006 года на 16,7%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,2% на 1.01.2006 г. до 0,8% на 1.01.2007 г.
Таблица 1
Динамика централизации доходов консолидированного бюджета
| Показатели | Ед. изм. | 2005 г., январь-декабрь |
2006 г., январь-декабрь |
| 1. Валовой внутренний продукт | млрд. руб. | 65067,1 | 79231,4 |
| 2. Доходы консолидированного бюджета (с государ. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами и ФСЗН) | млрд. руб. | 30824,9 | 38391,2 |
| 3. Недоимка по доходам и поступлениям | млрд. руб. | 281,7 | 234,7 |
| 4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консолидированного бюджета | % | 0,9 | 0,6 |
| 5. Централизация с учетом недоимки | % | 47,8 | 48,8 |
| в том числе: | |||
| уд. вес доходов консолидированного бюджета в ВВП (централизация) | % | 47,4 | 48,5 |
| уд. вес недоимки в ВВП | % | 0,4 | 0,3 |
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2006 год энергетичность доходов составила 1,06, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 6,5 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2005 году энергетичность доходов была 1,16).
Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за 2005-2006 годы, табл. 2. Как видно из таблицы, в 2006 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги увеличились на 2,5 п.п. в основном за счет роста акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли на 1,9 п.п. по сравнению с 2005 годом за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в 2,3 раза в реальном выражении.
Таблица 2
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2005-2006 гг., %
| Показатели | январь-декабрь 2005 | январь-декабрь 2006 |
| Налоговые доходы — всего | 72,4 | 70,1 |
| в том числе: | ||
| - Прямые налоги на доходы и прибыль | 16,0 | 16,0 |
| в т.ч. — подоходный налог | 6,1 | 6,5 |
| - Налоги на фонд заработной платы | 1,7 | 1,8 |
| - Налоги на собственность | 3,7 | 3,3 |
| - Налоги на товары и услуги | 35,9 | 38,4 |
| в т.ч. — НДС | 19,2 | 19,2 |
| - акцизы | 4,4 | 7,4 |
| - Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 5,5 | 5,4 |
| Взносы на государственное социальное страхование | 23,8 | 24,2 |
| Неналоговые доходы | 3,8 | 5,7 |
| Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Расходы консолидированного бюджета за 2006 год профинансированы в сумме 37 256,2 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 8 491 млрд. рублей.
Расходы бюджета в 2006 году были ориентированы на выполнение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы составили 6 528 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2005 годом на 15,3% (в реальном выражении). Их удельный вес в расходах консолидированного бюджета вырос с 17,3% в 2005 году до 17,5% в 2006 году. Это позволило увеличить среднемесячную заработную плату работников бюджетной сферы до 536,3 тыс. рублей, или на 15,3% в реальном выражении по сравнению с 2005 годом.
В 2006 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 14% по сравнению с 2005 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 21,8%; национальную экономику – 18,7%, социальную политику – 14,1%; при сокращении расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 6,4%.
Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В 2006 году по сравнению с 2005 годом на 0,8 процентных пункта выросла доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при сокращении удельного веса расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 1 процентный пункт, на здравоохранение – на 0,3 п.п., рис. 7.

Рис. 7. Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Основная часть расходов бюджета по разделу «Национальная экономика» приходилась на расходы по подразделам: «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» – 43,5% (в 2005 году – 47,3%) всех расходов на национальную экономику, «Дорожное хозяйство» – 22% (24,4% — в 2005 году), «Промышленность, энергетика, строительство и архитектура» – 19,1% (вместо 14% в предыдущем году).
Расходы социального характера по разделам: «Социальная политика», «Образование», «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» составили 53,3% всех расходов консолидированного бюджета. В 2005 году доля этих расходов составляла 53,7%.
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2006 году сложились на 51,5% из расходов республиканского бюджета и 48,5% — расходов местных бюджетов, рис. 8.

Рис.8. Структура расходов консолидированного бюджета (без ФСЗН).
Доля местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета страны является одним из критериев бюджетной децентрализации. В последние годы для бюджетного процесса республики было характерно повышение уровня централизации ресурсов в республиканском бюджете, рис. 9. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2006 году составил 66,5% вместо 50,1% в 2003 году. В формировании доходной части местных бюджетов значительную роль играют безвозмездные поступления из республиканского бюджета. В 2006 году финансовая помощь местным бюджетам составила 14,4% всех доходов этих бюджетов.

Рис. 9. Структура доходов консолидированного бюджета (без ФСЗН).
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) в 2006 году составили 19 282 млрд. руб., или 129,8% (в реальном выражении) к уровню 2005 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 18 997 млрд. руб., что на 26,7% больше, чем в 2005 году.
Более четверти (26,6%) всех поступлений в республиканский бюджет (без учета ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2005 годом его объем увеличился на 16,6% в реальном выражении. В 2,2 раза возросли поступления по акцизам. Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций увеличились на 14,9%. Удельный вес этих источников доходов республиканского бюджета составил 9,4 и 7,2% соответственно.
Финансирование по всем разделам республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации было осуществлено выше уровня 2005 года. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку национальной экономики (на 33,9% в реальном выражении), на физическую культуру, спорт, культуру и СМИ (на 28,9%). Расходы социального характера по разделам: «Социальная политика (без ФСЗН)», «Образование», «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», составили 13% всех расходов республиканского бюджета.
В 2006 году доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 285 млрд. рублей, или 0,4% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 1 178,5 млрд. рублей, или 1,5% ВВП.
Главное управление бюджетной политики

