Студзень - снежань 2005 года
О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов
январь-декабрь 2005 года
Динамика ВВП и реального сектора экономики
Финансы субъектов хозяйствования
Динамика ВВП и реального сектора экономики
В 2005 году сохранялась тенденция динамичного развития экономики страны. В основном были выполнены параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 года № 437. По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за 2005 год составил в текущих ценах 63 678,9 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 9,2% выше, чем в 2004 году (в 2004 году прирост ВВП по отношению к 2003 году составлял 11,4%), рис.1. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год был предусмотрен рост ВВП на 8,5-10%.

В определяющей мере рост объемов ВВП в реальном секторе экономики был обеспечен за счет увеличения выпуска продукции промышленности . В 2005 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено на сумму 60,5 трлн. руб., что на 10,4% больше, чем в 2004 году (при прогнозе – 8-9,5%). В отраслевой структуре валового внутреннего продукта удельный вес добавленной стоимости промышленности увеличился с 26,8% в 2004 году до 27,4% — в 2005 году.
Доля предприятий государственной формы собственности в общем объеме произведенной промышленной продукции составила 37,5%, предприятий частной формы собственности, имеющих в уставном фонде долю государства, – 51,9%.
Потребительских товаров выпущено на сумму 14 трлн. рублей, что на 10,3% выше уровня 2004 года (прогноз – 9,5-11%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 14,1%, непродовольственных – на 6,9%.
В 2005 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 14,8 трлн. рублей, или на 23,2% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2004 году (при прогнозных темпах прироста 15,5-17,5%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 21,6% в 2004 году до 23,3% в 2005 году.
На объекты производственного назначения использовано 9,7 трлн. рублей капитальных вложений, что на 24,2% выше уровня 2004 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,7% (в 2004 году – 66,3%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 20,7%. На строительство жилых домов использовано 2,5 трлн. рублей инвестиций, что составило 17,1% к их общему объему и 122,4% к уровню 2004 года. В 2005 году в эксплуатацию введено 3780 тыс. квадратных метров жилья – на 7,9% больше, чем в 2004 году.
Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (47,3%), бюджетные средства (25,3%), кредиты банков (без иностранных кредитов) (12,9%) и средства населения (7,9%). При этом доля бюджетных средств возросла в 1,3 раза по сравнению с 2004 годом при снижении удельного веса остальных источников инвестиций. В 2005 году в экономику страны капитальные вложения за счет иностранных источников (включая иностранные кредиты) составили 375,6 млрд. рублей и занимали 2,5% в структуре источников финансирования.
Объем продукции сельского хозяйства в 2005 году составил 12,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2004 годом в сопоставимых ценах на 2,1% (при прогнозе – -9,5%).
Объем грузооборота предприятий транспорта за 2005 год сложился в размере 46 984,8 млн. ткм и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 7,6%.
Финансы субъектов хозяйствования
В 2005 году предприятиями и организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 119,8 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 12,2% больше, чем в 2004 году. Оплаченная выручка составила 96,9% от всей выручки, или 116 трлн. рублей.
По итогам 2005 года прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась в размере 9,9 трлн. рублей, или 15,6% от произведенного валового внутреннего продукта (за 2004 год – 15,8%), что в реальном выражении на 14,1% больше, чем в 2004 году. Рентабельность реализованной продукции осталась на том же уровне (13,5%), рентабельность продаж увеличилась на 0,1 процентный пункт и составила 8,3%.
В 2005 году хозяйствующими субъектами республики было получено 9,95 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 15,6% ВВП (в 2004 году – 14%). По сравнению с 2004 годом сумма прибыли до налогообложения возросла на 29,4% в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась на 34,9%, составив 6,4 трлн. рублей. Почти 60% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности.

Рис. 2 . Финансовые результаты деятельности организаций республики
В 2005 году 370 организаций, или 3,5% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 158 млрд. рублей вместо 629,4 млрд. рублей в 2004 году. Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики сократилась в 5,5 раза, рис. 2.
На 1 января 2006 года предприятия и организации республики имели просроченную задолженность в размере 4,8 трлн. рублей. За 2005 год ее сумма сократилась в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 9,3%. При этом просроченная задолженность по кредитам и займам, занимавшая 9,1% общей просроченной задолженности, возросла на 4,6% в реальном выражении и составила 439,8 млрд. рублей.
Основную долю суммарной просроченной задолженности субъектов хозяйствования республики занимала просроченная кредиторская задолженность – 90,9%. Ее сумма на 1 января 2006 года составила 4,4 трлн. рублей, или 21% всего объема кредиторской задолженности (вместо 25,4% на 1 января 2005 года). По сравнению с началом 2005 года она уменьшилась в реальном выражении на 10,4%.
Задолженность промышленных предприятий занимала 45,8% в общей просроченной кредиторской задолженности по республике, предприятий сельского хозяйства – 22%, жилищно-коммунального хозяйства – 6,4%.
Сумма просроченной дебиторской задолженности на 1 января 2006 года составила 4 трлн. рублей, или 26,4% общей суммы дебиторской задолженности вместо 29,8% на 1 января 2005 года. По сравнению с началом 2005 года она уменьшилась в реальном выражении на 3,1%.
Просроченная кредиторская задолженность по республике на 11,2% превышала просроченную дебиторскую задолженность, в том числе в промышленности – на 17,1%.
Сокращение удельного веса неденежной формы расчетов в оплаченной выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2005 году по сравнению с 2004 годом позволило увеличить платежеспособность предприятий. На 1 января 2006 года денежные средства на счетах предприятий составили 77% от суммы просроченной кредиторской задолженности, что почти в 1,6 раза выше, чем на ту же дату 2005 года.
Внешняя просроченная кредиторская задолженность за товары, работы и услуги за 2005 год в реальном выражении сократилась на 21,8% и составила на 1 января 2006 года 574,2 млрд. рублей. Внешняя просроченная дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 1,8 раза меньше.
Сумма накопленной просроченной кредиторской задолженности белорусских предприятий хозяйствующим субъектам стран СНГ (274,7 млрд. рублей) занимала 47,8% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и превысила просроченную дебиторскую задолженность предприятий стран Содружества предприятиям республики в 1,6 раза.
На просроченную кредиторскую задолженность белорусских предприятий субъектам хозяйствования России, основного торгового партнера республики, приходилось 44,9% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и 93,8% просроченной задолженности странам СНГ. Ее сумма составила 257,8 млрд. рублей, что на 28% меньше (в реальном выражении), чем на начало 2005 года. В просроченной задолженности предприятиям Беларуси просроченная задолженность российских предприятий (162,3 млрд. рублей) занимала 50,5% и 78,9% просроченной задолженности предприятий стран СНГ.
В декабре 2005 года прирост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 1,7%, что на 1,2 процентных пункта выше значения предыдущего месяца и на 0,4 процентных пункта ниже декабря 2004 года.
Всего за 2005 год инфляция на потребительском рынке составила 8%, или 0,6% в среднемесячном исчислении, что соответствует прогнозу на 2005 год (0,6-0,8%). В 2004 году потребительские цены увеличивались в среднем на 1,1% в месяц.
Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен за 2005 год – 4,8% прироста сводного индекса – внесли темпы роста цен на продовольственные товары (на 8,4%). Непродовольственные товары подорожали на 3,2%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 0,7%. Тарифы на платные услуги возросли на 11,5%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2,5%.
Среднегодовой индекс потребительских цен в 2005 году составил 110,3%, рис. 3.

Рис. 3. Динамика среднегодовых сводных индексов цен
Цены производителей промышленной продукции за декабрь 2005 года относительно ноября возросли на 0,8%, строительно-монтажные работы подорожали на 2,8%. Прирост цен производителей промышленной продукции за 2005 год составил 10,2%, цен на строительно-монтажные работы – 13,9% вместо 17,9 и 21,6%, соответственно, за 2004 год.
Ценовая ситуация в промышленности в 2005 году определялась в основном значительным ростом цен в нефтехимической промышленности, черной металлургии и электроэнергетике, продукция которых подорожала на 20,6; 14,3 и 14,2% соответственно, рис.4.

| 1 Электроэнергетика | 4 Химическая | 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная |
| 2 Топливная | 5 Нефтехимическая | 8 Легкая |
| 3 Черная металлургия | 6 Машиностроение и металлообработка | 9 Пищевая |
Рис. 4 . Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за 2005 год.
В 2005 году денежные доходы населения составили 37,8 трлн. рублей и выросли по сравнению с 2004 годом на 28% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 10,3%. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2004 годом на 16,1% (при прогнозе на 2005 год — 13-14%), реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольных взносов) – на 15,8%.
Структура денежных доходов населения за 2005 год представлена ниже (в процентах к итогу):
| 2005 г. | 2004 г. | |
| Всего денежных доходов в том числе: | 100 | 100 |
| оплата труда работников | 58,4 | 55,7 |
| социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и прочие) | 21,3 | 20,9 |
| доходы от собственности | 1,7 | 1,6 |
| другие доходы (от продажи с/х продукции, доходы от официально неучтенной предпринимательской деятельности и прочие) | 18,6 | 21,8 |

| 1 промышленность | 6 торговля и общепит | 11 наука и научное обслуживание |
| 2 сельское хозяйство | 7 здравоохранение | 12 банки |
| 3 транспорт | 8 социальное обеспечение | 13 страхование |
| 4 связь | 9 образование | |
| 5 строительство | 10 культура и искусство |
Рис. 5 . Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики в 2005 году, тыс. рублей
В 2005 году объем внешней торговли товарами и услугами , по данным Министерства статистики и анализа, составил 36 127,4 млн. долл. США, что на 9,2% (из расчета в фактических ценах) больше уровня 2004 года (по прогнозу на 2005 год – 10-11%), в том числе экспорт – 18 146 млн. долл. США, импорт – 17 981,4 млн. долл. США. По сравнению с 2004 годом экспорт товаров и услуг возрос на 16,8% (по прогнозу – 11-12%), импорт – на 2,5% (по прогнозу – 9-10%).
Сальдо внешнеторговых операций в 2005 году сложилось положительным в размере 164,6 млн. долл. США, в том числе в торговле услугами – 886,1 млн. долл. США, в торговле товарами – отрицательное – 721,5 млн. долл. США.
Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 90,4% общей суммы торговли товарами и услугами. Объем внешнего товарооборота в 2005 году составил 32 675,9 млн. долл. США, или 108% к уровню 2004 года. Из обшей суммы 55,6% внешнего товарооборота приходилось на страны СНГ. Объем торговли с ними сократился на 5,3%, со странами дальнего зарубежья – возрос на 31,1%.

Рис. 6. Консолидированный торговый баланс
За 2005 год экспортировано товаров на сумму 15 977,2 млн. долл. США, что на 16% больше, чем в 2004 году, рис. 6. При этом физический объем экспорта уменьшился на 1,2%, средние цены на экспортируемые товары возросли на 17,4%. Более половины (55,8%) белорусского экспорта приходилось на страны вне СНГ. Объем экспорта в эти страны возрос на 38,2% по сравнению с 2004 годом, в страны Содружества – сократился на 3,5%.
Стоимостной объем экспорта товаров в Российскую Федерацию в 2005 году сократился относительно 2004 года на 11,9% (физический объем – на 10,9%, средние цены экспорта – на 1,2%), составив 5 713,9 млн. долл. США, и занял 35,8% общего объема экспорта. Импорт российских товаров в стоимостном выражении уменьшился на 10%. Сокращение стоимости российского импорта вызвано снижением физических объемов поставок (на 12,9%) при увеличении цен на импортируемые товары на 3,3%. В результате дефицит в торговле с Россией составил 4 379,7 млн. долл. США. В структуре импортных потоков доля России составила 60,4%. В целом товарооборот с Россией за 2005 год сократился на 10,7% по сравнению с 2004 годом, составив 15 807,5 млн. долл. США.
Товарные потоки из стран дальнего зарубежья увеличились на 21,1%. При этом положительное сальдо экспортно-импортных операций с ними составило 3 338 млн. долл. США.
Основные торговые партнеры республики (в % от общего товарооборота):
| 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
| Россия | 55,6 | 58,6 | 59,4 | 57,9 | 58 | 58,5 | 48,4 |
| Украина | 5,5 | 5,7 | 4,5 | 3,3 | 3,3 | 3,6 | 5,5 |
| Германия | 7,2 | 5,2 | 5,4 | 6,1 | 5,8 | 5,3 | 5,6 |
| Польша | 3,4 | 3,1 | 2,9 | 2,9 | 3,6 | 4,0 | 4,4 |
| Великобритания | 1,0 | 1,3 | 1,8 | 3,3 | 4,7 | 4,2 | 3,9 |
| Итого | 72,7 | 73,9 | 74,0 | 73,5 | 75,4 | 75,6 | 67,8 |
По данным Национального банка, внешний оборот услуг за 2005 год составил 3 451,5 млн. долл. США (экспорт – 2 168,8 млн. долл., импорт – 1 282,7 млн. долл.) и вырос по сравнению с 2004 годом на 22,9%. При этом экспорт услуг увеличился на 23,2%, импорт – на 22,4%. В структуре предоставленных услуг преобладают транспортные услуги – 54,9% всего экспорта услуг и деловые – 19%. В импорте услуг 47,1% приходилось на поездки, 27% — на транспортные услуги.
Торговля услугами динамично развивалась как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья. Со странами Содружества объемы торговли услугами увеличились на 25,4% по сравнению с 2004 годом, в том числе с Россией – на 20,4%. Прирост в торговле со странами вне СНГ составил 21,4%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 64% общего объема экспорта услуг республики и 57,5% — общего объема импорта услуг.
В январе-декабре 2005 года, по предварительным данным, в консолидированный бюджет поступило 30 800,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 23 413,6 млрд. рублей. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 51,6%. При этом четверть всех поступлений в бюджет была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31 181,6 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 24 463,6 млрд. рублей. В реальном выражении это на 30% больше, чем за 2004 год при реальном росте доходов за этот же период на 26%. Дефицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за январь-декабрь 2005 года 1050 млрд. рублей, или 1,6% к ВВП, профицит ФСЗН – 669,3 млрд. рублей, или 1% ВВП. В целом дефицит консолидированного бюджета в 2005 году сложился на уровне 0,6% ВВП (за 2004 год — профицит — 0,9% к ВВП).
Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета представлена на рис. 7.

Рис. 7. Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов консолидированного бюджета в 2004 — 2005 гг., % (январь 2004 – 2005 гг. = 100%)
Суть данных расчетов заключается в том, что ежемесячные показатели доходов и расходов в январе принимаются за 100%, а по отношению к ним рассчитываются темпы прироста (падения) доходов и расходов ежемесячных показателей последующих месяцев, определяя таким образом величину бюджетной напряженности. Величина бюджетной напряженности зависит от расхождения кривых доходов и расходов. Как видно из рисунка, лезвия бюджетных «ножниц» в декабре 2005 года «раскрылись», что говорит о наличии бюджетной напряженности в конце года — если в ноябре 2005 года дефицит номинальных ежемесячных показателей составлял 69,4 процентного пункта, то в декабре – уже 267,4 п.п. На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2004–2005 гг., наблюдается ситуация, когда при незначительной (0,6%) среднемесячной инфляции в 2005 году темпы роста номинальных доходов и расходов растут значительно, в частности, начиная с мая-июня 2005 года.
Анализ выполнения доходной части бюджета в 2005 году свидетельствует о том, что высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С одной стороны — это опережающие темпы роста макроэкономических показателей по большинству учитываемых при планировании бюджета позиций, которые вызваны улучшением общей экономической ситуации в республике, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций и повышением их платежеспособности. С другой стороны — это внесение радикальных изменений в налоговое законодательство по уплате налога на добавленную стоимость, в частности, в торговле с Россией.
Результаты экономико-статистического анализа эластичности бюджета от индекса потребительских цен (ИПЦ) показывают, что за 2005 год по сравнению с 2004 годом коэффициент эластичности инфляционной части доходов бюджета от уровня потребительских цен увеличился на 0,57 процентного пункта, а расходов — на 1,52 п.п., табл. 1. Другими словами, за январь-декабрь 2005 года прирост ИПЦ на 1% приводил к увеличению инфляционной части доходов бюджета на 1,92%. Аналогичным образом, эластичность расходной части бюджета характеризуется более высокими показателями в январе-декабре 2005 г.: на каждый процент прироста ИПЦ приходилось 3,7% прироста расходов бюджета. Следовательно, инфляция – даже небольшая, вызывая рост налоговых платежей, одновременно стимулирует государственные расходы, причем, как видно из таблицы 1, в опережающем порядке.
Таблица 1
Динамика коэффициента эластичности инфляционной части доходов и расходов бюджета в зависимости от уровня потребительских цен за январь-декабрь 2001-2005 гг., %
| Коэффициент эластичности | 2001 январь-декабрь |
2002 январь-декабрь |
2003 январь-декабрь |
2004 январь-декабрь |
2005 январь-декабрь |
| - доходов | 1,15 | 1,63 | 1,38 | 1,35 | 1,92 |
| - расходов | 1,40 | 1,75 | 1,98 | 2,18 | 3,70 |
| - разрыв между темпами роста инфляционных расходов и доходов | +0,25 | +0,12 | +0,60 | +0,83 | +1,78 |
Если до сих пор мы рассматривали темпы роста доходов и расходов консолидированного бюджета, то сейчас приступим к более детальному анализу доходов. Для сопоставимости ряда значения централизации бюджета в 2004-2005 годах приводятся без учета доходов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, табл. 2.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП [1] (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) в 2005 году по сравнению с 2004 годом выросла с 33,8 до 37,2%, или на 3,4 п.п., в основном за счет включения в консолидированный бюджет инновационных фондов. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 33,6 до 36,8% в сравниваемых периодах (рост на 3,5 п.п.), а недоимка снизилась с 0,5 до 0,4% (падение – на 0,1 п.п.), табл. 2. По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, но без ФСЗН) сократился с 1,4% на 1.01.2005 до 1,2% на 1.01.2006 г. По состоянию на 1 января 2006 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 281,7 млрд. рублей и по сравнению с 1 декабря 2005 года сократилась в реальном выражении на 12,8 процента.
Таблица 2
Динамика централизации доходов консолидированного бюджета
| Показатели | Ед. изм. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г.* | 2005 г.* |
| 1. Валовой внутренний продукт | млрд. руб. | 17173,2 | 26138,3 | 36564,8 | 49991,8 | 63678,9 |
| 2. Доходы консолидированного бюджета (с государ. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами, без ФСЗН) | млрд. руб. | 5747,1 | 8636,1 | 12210,6 | 16669,1 | 23413,6 |
| 3. Недоимка по доходам и поступлениям | млрд. руб. | 134,2 | 218,6 | 250,0 | 235,2 | 281,7 |
| 4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консол. бюджета (с гос. целевыми фондами) | % | 2,3 | 2,5 | 2,1 | 1,4 | 1,2 |
| 5. Общая совокупная налоговая нагрузка (централизация) | % | 34,3 | 33,9 | 34,1 | 33,8 | 37,2 |
| уд. вес доходов конс. бюджета в ВВП | % | 33,5 | 33,0 | 33,4 | 33,3 | 36,8 |
| уд. вес недоимки в ВВП | % | 0,8 | 0,9 | 0,7 | 0,5 | 0,4 |
*без учета ФСЗН
Отметим, что в 2005 году централизация ресурсов консолидированного бюджета в ВВП в сопоставимой с 2001 годом структуре (т.е. в структуре доходов бюджета 2001 года) составила 34,6%. Этот показатель свидетельствует о выполнении параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, в соответствии с которой уровень централизации в консолидированном бюджете к 2005 году необходимо было снизить до 35-37% ВВП.
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов , характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2005 год энергетичность доходов составила 1,106, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 11,7 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что за 2004 год энергетичность доходов составила 1,04).
Необходимо отметить, что если дебиторская задолженность консолидированному бюджету на 1 января 2006 года сложилась в сумме 281,7 млрд. руб., то кредиторская задолженность консолидированного бюджета составила 228,9 млрд. руб., т.е. чистая дебиторская задолженность бюджета равна 52,8 млрд. руб., или 0,2% от доходов консолидированного бюджета за 2003 г. Для сравнения проанализируем данный агрегат за последние пять лет, табл. 3.
Таблица 3
Динамика чистой кредиторской задолженности консолидированного бюджета
| Показатель | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005* |
| Дебиторская задолженность консолид. бюджету на конец года, млрд. руб. | 134,2 | 218,6 | 250,0 | 235,2 | 281,7 |
| Кредиторская задолженность консолид. бюджета на конец года, млрд. руб. | 312,6 | 243,6 | 227,3 | 171,1 | 228,9 |
| Чистая кредиторская задолженность бюджета: — в млрд. рублей |
178,4 | 25,0 | |||
| Чистая дебиторская задолженность бюджета: — в млрд. рублей |
22,7 | 64,1 | 52,8 | ||
| - в процентах к доходамконсолидированного бюджета (без ФСЗН) | 3,1 | 0,3 | 0,2 | 0,4 | 0,2 |
*до заключительных оборотов
В разрезе основных налогов структура консолидированного бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 4. В 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре консолидированного бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль – с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился – 10,3%, акцизы сократились – с 8,2% до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций также вырос — с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п.
Таблица 4
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2001-2005 гг., %
| Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
| НДС | 30,7 | 30,2 | 28,8 | 27,9 | 32,1 |
| Налоги на доходы и прибыль | 16,6 | 12,7 | 13,4 | 15,6 | 16,1 |
| Подоходный налог | 11,3 | 10,8 | 10,2 | 10,3 | 10,3 |
| Акцизы | 9,4 | 8,3 | 8,4 | 8,2 | 7,5 |
| Доходы от внешней торговли | 6,4 | 7,3 | 9,6 | 8,0 | 9,2 |
| Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи | 5,3 | 5,3 | 6,0 | 6,9 | 6,7 |
| Капитальные неналоговые доходы | 1,3 | 6,3 | 0,5 | 0,2 | 0,1 |
| Прочие поступления в бюджет | 19,1 | 19,1 | 23,1 | 22,9 | 18,0 |
| Итого доходов (без доходов гос. целевых бюджетных и внебюджетных фондов и ФСЗН) | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Для того, чтобы показать количественное влияние основных налогов на величину общей налоговой нагрузки, были проведены расчеты их удельного веса в текущем и реальном выражении в соответствующих налоговых базах за январь-декабрь 2005 г. по сравнению с январем-декабрем 2004 года, табл. 5.
Таблица 5
Динамика налогового бремени по основным поступлениям в бюджет за январь-декабрь 2004-2005 гг.
| В текущих ценах | 2005 г. к 2004 г., % (реал. выр.) | |||
| 2004 год млрд. руб. | 2005 год млрд. руб. | 2005 г. к 2004 г., % | ||
| НДС | 3814,6 | 5892,3 | 154,5 | 140,0 |
| Удельный вес в ВВП, % | 7,6 | 9,3 | ||
| Удельный вес в выручке от реализации, % | 2,6 | 4,9 | ||
| Акцизы | 1121,6 | 1367,8 | 121,9 | 110,6 |
| Удельный вес в ВВП, % | 2,2 | 2,1 | ||
| Удельный вес в выручке от реализации, % | 0,8 | 1,1 | ||
| Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций | 1094,8 | 1682,3 | 153,7 | 139,3 |
| Удельный вес в ВВП, % | 2,2 | 2,6 | ||
| Удельный вес в выручке от реализации, % | 0,7 | 1,4 | ||
| Прямые налоги на доходы и прибыль с юридических лиц | 2135,0 | 2944,5 | 137,9 | 125,0 |
| Удельный вес в ВВП, % | 4,3 | 4,6 | ||
| Удельный вес в выручке от реализации, % | 1,4 | 2,5 | ||
| Удельный вес в прибыли до налогообложения, % | 30,6 | 29,6 | ||
| Чрезвычайный налог | 391,2 | 401,5 | 102,6 | 93,0 |
| Удельный вес в ВВП, % | 0,8 | 0,6 | ||
| Удельный вес в выручке от реализации, % | 0,3 | 0,3 | ||
| Удельный вес в фонде оплаты труда, % | 2,4 | 1,8 | ||
| Подоходный налог | 1403,8 | 1882,8 | 134,1 | 121,6 |
| Удельный вес в ВВП, % | 2,8 | 3,0 | ||
| Удельный вес в выручке от реализации, % | 0,9 | 1,6 | ||
| Удельный вес в фонде оплаты труда, % | 8,5 | 8,5 | ||
| Итого доходов (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) | 13677,9 | 18345,1 | 134,1 | 121,6 |
| Удельный вес в ВВП, % | 27,4 | 28,8 | ||
| Доходы госуд. целевых бюджетных и внебюджетных фондов | 2991,1 | 5068,5 | 169,5 | 153,6 |
| Удельный вес в ВВП, % | 6,0 | 8,0 | ||
| Итого доходов (с доходами государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, без ФСЗН) | 16669,1 | 23413,6 | 140,5 | 127,3 |
| Удельный вес в ВВП, % | 33,3 | 36,8 | ||
| Налогооблагаемые базы: | ||||
| ВВП | 49991,8 | 63678,9 | 127,4 | 109,2 |
| Выручка от реализации | 148319,4 | 119805,7 | 123,8 | 112,2 |
| Прибыль до налогообложения | 6979,8 | 9958,0 | 142,7 | 129,3 |
| Фонд оплаты труда | 16460,7 | 22076,4 | 134,1 | 121,6 |
Напомним, что реальный рост доходов консолидированного бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 26,4%. При этом в реальном выражении доходы бюджета (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) увеличились на 21,6%. Реальный рост наблюдался по всем выбранным налогам за исключением чрезвычайного: по НДС — на 40%, по акцизам – на 10,6%, прямым налогам на доходы и прибыль с юридических лиц — на 25%, по подоходному — на 21,6%, по доходам от ВЭД — на 39,3%. В реальном исчислении по сравнению с 2004 годом сократились поступления в 2005 году по чрезвычайному налогу — на 7% (при сокращении номинальной ставки этого налога на четверть — с 4% в 2004 году до 3% в 2005 году). Увеличение доли доходов бюджета в ВВП за 2005 год наряду с включением в его состав инновационных фондов (в составе государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) обусловлено ростом удельных весов поступлений доходов от НДС, внешней торговли и внешнеэкономических операций, прямых налогов на доходы и прибыль, подоходного налога.
Расходы консолидированного бюджета за 2005 год профинансированы в сумме 31 181,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 6 718 млрд. рублей. Государственная политика страны в плане распределения финансовых ресурсов в 2005 году была направлена на поддержание устойчивого экономического роста при реализации социальных потребностей общества. Для бюджета была характерна, в первую очередь, социальная направленность его расходов – значительные бюджетные средства направлялись на развитие здравоохранения, образования, культуры и другие расходы социального характера. В последние годы их доля в бюджетных расходах оставалась на высоком уровне, и в целом расходы на социально-культурную сферу, социальную политику и поддержку населения заняли в 2005 году свыше 60 процентов.
Приоритетным направлением являлись расходы на оплату труда в бюджетной сфере. В 2005 году они возросли по сравнению с 2004 годом на 23,7% и заняли 21,6% в расходах консолидированного бюджета. Это позволило увеличить заработную плату работников бюджетной сферы (включая военнослужащих) на конец 2005 года до 269,2 доллара США в эквиваленте, что выше запланированного уровня на 19,7 процента.
Одновременно за счет средств бюджета оказывалась значительная государственная поддержка реальному сектору экономики (его финансирование из бюджета увеличилось в 2005 году по сравнению с 2004 годом в 1,3 раза), что способствовало стимулированию экономического роста и улучшению финансовых результатов работы предприятий. Основная часть расходов на реальный сектор экономики (45-55 процентов от всех расходов на поддержку реального сектора в течение последних трех лет) направлялась на развитие сельского хозяйства – одного из общегосударственных приоритетов.
Удельный вес расходов, направленных на поддержку отраслей реального сектора экономики (без жилищно-коммунального хозяйства) составил 18,3% (без капитальных вложений) от всех расходов консолидированного бюджета. Из них 5,4% приходилось на прямое финансирование из бюджета, 12,9% — на расходы целевых бюджетных фондов.
Финансирование капитальных вложений возросло на 43,7%, в результате чего доля бюджетных средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал в 2005 году возросла в 1,3 раза по сравнению с 2004 годом. За счет такого роста ассигнований бюджета на инвестиционные цели было обеспечено около 40% прироста всех инвестиций в основной капитал страны .
Расходы целевых бюджетных фондов возросли по сравнению с 2004 годом на 56,7% и составили 15,7% бюджетных расходов.
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2005 году сложились на 50% из расходов республиканского бюджета и 50% — расходов местных бюджетов, рис. 8.

Рис. 8 . Структура расходов консолидированного бюджета.
Доля местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета страны является одним из критериев бюджетной децентрализации. В последние три года для бюджетного процесса республики было характерно повышение уровня централизации ресурсов в республиканском бюджете, рис. 9. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2005 году составил 59,3% вместо 50,1% в 2003 году. В формировании доходной части местных бюджетов значительную роль играют безвозмездные поступления из республиканского бюджета. В 2005 году финансовая помощь местным бюджетам составила 20,1% всех доходов этих бюджетов.

Рис. 9. Структура доходов консолидированного бюджета
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) в 2005 году составили 13 888,2 млрд. руб., или 141,9% (в реальном выражении) к уровню 2004 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 14 701,4 млрд. руб., что на 53% больше, чем в 2004 году.
Более четверти (29,6%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2004 годом его объем увеличился в 1,5 раза в реальном выражении. В 1,3 раза возросли доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций и налог на прибыль. Удельный вес этих источников доходов республиканского бюджета составил 12,1 и 11,1% соответственно. Доходы государственных целевых бюджетных фондов занимали 28% в общем объеме бюджетных доходов, в том числе республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – 11,4%, дорожного фонда – 7,8%, инновационных фондов – 7,4%.
Финансирование по всем разделам республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации было осуществлено выше уровня 2004 года. Наиболее значительно возросли расходы на социальную политику (в 1,7 раза в реальном выражении), расходы целевых бюджетных фондов (в 1,7 раза), на поддержку реального сектора экономики (в 1,3 раза), на капитальные вложения (в 1,5 раза). Расходы социального характера по разделам: «Социальная политика», «Образование», «Здравоохранение», «Физическая культура и спорт», «Средства массовой информации», «Культура и искусство» составили 19% всех расходов республиканского бюджета. Расходы государственных целевых бюджетных фондов заняли 25,6% расходной части бюджета.
В 2005 году расходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили доходы на 813,2 млрд. рублей, или 1,3% ВВП. С учетом ФСЗН дефицит республиканского бюджета составил 143,9 млрд. рублей, или 0,2% ВВП.
[1] Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП.
Главное управление бюджетной политики

