Студзень - снежань 2005 года

О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов

январь-декабрь 2005 года

 

Динамика ВВП и реального сектора экономики

Финансы субъектов хозяйствования

Инфляция

Доходы населения

Внешняя торговля

Государственные финансы

 

Динамика ВВП и реального сектора экономики

В 2005 году сохранялась тенденция динамичного развития экономики страны. В основном были выполнены параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 года № 437. По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за 2005 год составил в текущих ценах 63 678,9 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 9,2% выше, чем в 2004 году (в 2004 году прирост ВВП по отношению к 2003 году составлял 11,4%), рис.1. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год был предусмотрен рост ВВП на 8,5-10%.

Рис. 1 . Динамика основных макроэкономических показателей Республики Беларусь (в % к предыдущему году)

В определяющей мере рост объемов ВВП в реальном секторе экономики был обеспечен за счет увеличения выпуска продукции промышленности . В 2005 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено на сумму 60,5 трлн. руб., что на 10,4% больше, чем в 2004 году (при прогнозе – 8-9,5%). В отраслевой структуре валового внутреннего продукта удельный вес добавленной стоимости промышленности увеличился с 26,8% в 2004 году до 27,4% — в 2005 году.
Доля предприятий государственной формы собственности в общем объеме произведенной промышленной продукции составила 37,5%, предприятий частной формы собственности, имеющих в уставном фонде долю государства, – 51,9%.
Потребительских товаров выпущено на сумму 14 трлн. рублей, что на 10,3% выше уровня 2004 года (прогноз – 9,5-11%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 14,1%, непродовольственных – на 6,9%.
В 2005 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 14,8 трлн. рублей, или на 23,2% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2004 году (при прогнозных темпах прироста 15,5-17,5%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 21,6% в 2004 году до 23,3% в 2005 году.
На объекты производственного назначения использовано 9,7 трлн. рублей капитальных вложений, что на 24,2% выше уровня 2004 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,7% (в 2004 году – 66,3%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 20,7%. На строительство жилых домов использовано 2,5 трлн. рублей инвестиций, что составило 17,1% к их общему объему и 122,4% к уровню 2004 года. В 2005 году в эксплуатацию введено 3780 тыс. квадратных метров жилья – на 7,9% больше, чем в 2004 году.
Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (47,3%), бюджетные средства (25,3%), кредиты банков (без иностранных кредитов) (12,9%) и средства населения (7,9%). При этом доля бюджетных средств возросла в 1,3 раза по сравнению с 2004 годом при снижении удельного веса остальных источников инвестиций. В 2005 году в экономику страны капитальные вложения за счет иностранных источников (включая иностранные кредиты) составили 375,6 млрд. рублей и занимали 2,5% в структуре источников финансирования.
Объем продукции сельского хозяйства в 2005 году составил 12,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2004 годом в сопоставимых ценах на 2,1% (при прогнозе – -9,5%).
Объем грузооборота предприятий транспорта за 2005 год сложился в размере 46 984,8 млн. ткм и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 7,6%.

Финансы субъектов хозяйствования

В 2005 году предприятиями и организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 119,8 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 12,2% больше, чем в 2004 году. Оплаченная выручка составила 96,9% от всей выручки, или 116 трлн. рублей.
По итогам 2005 года прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась в размере 9,9 трлн. рублей, или 15,6% от произведенного валового внутреннего продукта (за 2004 год – 15,8%), что в реальном выражении на 14,1% больше, чем в 2004 году. Рентабельность реализованной продукции осталась на том же уровне (13,5%), рентабельность продаж увеличилась на 0,1 процентный пункт и составила 8,3%.
В 2005 году хозяйствующими субъектами республики было получено 9,95 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 15,6% ВВП (в 2004 году – 14%). По сравнению с 2004 годом сумма прибыли до налогообложения возросла на 29,4% в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась на 34,9%, составив 6,4 трлн. рублей. Почти 60% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности.

Рис. 2 . Финансовые результаты деятельности организаций республики

В 2005 году 370 организаций, или 3,5% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 158 млрд. рублей вместо 629,4 млрд. рублей в 2004 году. Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики сократилась в 5,5 раза, рис. 2.
На 1 января 2006 года предприятия и организации республики имели просроченную задолженность в размере 4,8 трлн. рублей. За 2005 год ее сумма сократилась в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 9,3%. При этом просроченная задолженность по кредитам и займам, занимавшая 9,1% общей просроченной задолженности, возросла на 4,6% в реальном выражении и составила 439,8 млрд. рублей.
Основную долю суммарной просроченной задолженности субъектов хозяйствования республики занимала просроченная кредиторская задолженность – 90,9%. Ее сумма на 1 января 2006 года составила 4,4 трлн. рублей, или 21% всего объема кредиторской задолженности (вместо 25,4% на 1 января 2005 года). По сравнению с началом 2005 года она уменьшилась в реальном выражении на 10,4%.
Задолженность промышленных предприятий занимала 45,8% в общей просроченной кредиторской задолженности по республике, предприятий сельского хозяйства – 22%, жилищно-коммунального хозяйства – 6,4%.
Сумма просроченной дебиторской задолженности на 1 января 2006 года составила 4 трлн. рублей, или 26,4% общей суммы дебиторской задолженности вместо 29,8% на 1 января 2005 года. По сравнению с началом 2005 года она уменьшилась в реальном выражении на 3,1%.
Просроченная кредиторская задолженность по республике на 11,2% превышала просроченную дебиторскую задолженность, в том числе в промышленности – на 17,1%.
Сокращение удельного веса неденежной формы расчетов в оплаченной выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2005 году по сравнению с 2004 годом позволило увеличить платежеспособность предприятий. На 1 января 2006 года денежные средства на счетах предприятий составили 77% от суммы просроченной кредиторской задолженности, что почти в 1,6 раза выше, чем на ту же дату 2005 года.
Внешняя просроченная кредиторская задолженность за товары, работы и услуги за 2005 год в реальном выражении сократилась на 21,8% и составила на 1 января 2006 года 574,2 млрд. рублей. Внешняя просроченная дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 1,8 раза меньше.
Сумма накопленной просроченной кредиторской задолженности белорусских предприятий хозяйствующим субъектам стран СНГ (274,7 млрд. рублей) занимала 47,8% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и превысила просроченную дебиторскую задолженность предприятий стран Содружества предприятиям республики в 1,6 раза.
На просроченную кредиторскую задолженность белорусских предприятий субъектам хозяйствования России, основного торгового партнера республики, приходилось 44,9% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и 93,8% просроченной задолженности странам СНГ. Ее сумма составила 257,8 млрд. рублей, что на 28% меньше (в реальном выражении), чем на начало 2005 года. В просроченной задолженности предприятиям Беларуси просроченная задолженность российских предприятий (162,3 млрд. рублей) занимала 50,5% и 78,9% просроченной задолженности предприятий стран СНГ.

Инфляция

В декабре 2005 года прирост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 1,7%, что на 1,2 процентных пункта выше значения предыдущего месяца и на 0,4 процентных пункта ниже декабря 2004 года.
Всего за 2005 год инфляция на потребительском рынке составила 8%, или 0,6% в среднемесячном исчислении, что соответствует прогнозу на 2005 год (0,6-0,8%). В 2004 году потребительские цены увеличивались в среднем на 1,1% в месяц.
Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен за 2005 год – 4,8% прироста сводного индекса – внесли темпы роста цен на продовольственные товары (на 8,4%). Непродовольственные товары подорожали на 3,2%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 0,7%. Тарифы на платные услуги возросли на 11,5%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2,5%.
Среднегодовой индекс потребительских цен в 2005 году составил 110,3%, рис. 3.


Рис. 3. Динамика среднегодовых сводных индексов цен

Цены производителей промышленной продукции за декабрь 2005 года относительно ноября возросли на 0,8%, строительно-монтажные работы подорожали на 2,8%. Прирост цен производителей промышленной продукции за 2005 год составил 10,2%, цен на строительно-монтажные работы – 13,9% вместо 17,9 и 21,6%, соответственно, за 2004 год.
Ценовая ситуация в промышленности в 2005 году определялась в основном значительным ростом цен в нефтехимической промышленности, черной металлургии и электроэнергетике, продукция которых подорожала на 20,6; 14,3 и 14,2% соответственно, рис.4.

1 Электроэнергетика 4 Химическая 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная
2 Топливная 5 Нефтехимическая 8 Легкая
3 Черная металлургия 6 Машиностроение и металлообработка 9 Пищевая

Рис. 4 . Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за 2005 год.

Доходы населения

В 2005 году денежные доходы населения составили 37,8 трлн. рублей и выросли по сравнению с 2004 годом на 28% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 10,3%. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2004 годом на 16,1% (при прогнозе на 2005 год — 13-14%), реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольных взносов) – на 15,8%.
Структура денежных доходов населения за 2005 год представлена ниже (в процентах к итогу):

  2005 г. 2004 г.
Всего денежных доходов в том числе: 100 100
оплата труда работников 58,4 55,7
социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и прочие) 21,3 20,9
доходы от собственности 1,7 1,6
другие доходы (от продажи с/х продукции, доходы от официально неучтенной предпринимательской деятельности и прочие) 18,6 21,8
Денежные расходы и сбережения населения в 2005 году составили 37,5 трлн. рублей. Из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 31,1 трлн. рублей (83,1% от общей суммы денежных расходов и сбережений), оплату налогов и добровольных взносов – 4,8 трлн. рублей (12,7%), накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, включая сальдо покупки-продажи иностранной валюты, составило 1,6 трлн. рублей (4,2%). Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в 2005 году начисленная среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики республики составила 469,4 тыс. рублей, что в реальном выражении на 21,5% больше, чем в 2004 году (в том числе за декабрь – 562,2 тыс. руб., реальный рост к декабрю 2004 года – 19,6%). При этом по отраслям экономики сохраняются значительные различия в оплате труда. В отраслях материального производства наиболее низкий уровень заработной платы в 2005 году наблюдался в сельскохозяйственном производстве – 276,2 тыс. рублей, что в 1,7 раза ниже, чем в среднем по республике; а самый высокий – в нефтеперерабатывающей промышленности – 1088,2 тыс. рублей, что в 2,3 раза выше, чем в среднем по республике. В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате являлись банки – 759,9 тыс. рублей, аутсайдером — младший медицинский персонал в здравоохранении с зарплатой в 262,2 тыс. рублей, разрыв составил 2,9 раза, рис. 5. При этом зарплата врачей составила 705,1 тыс. рублей, что в 1,5 раза выше, чем в среднем по республике, профессорско-преподавательского состава – 715,3 тыс. рублей (в 1,5 раза).

1 промышленность 6 торговля и общепит 11 наука и научное обслуживание
2 сельское хозяйство 7 здравоохранение 12 банки
3 транспорт 8 социальное обеспечение 13 страхование
4 связь 9 образование  
5 строительство 10 культура и искусство  

Рис. 5 . Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики в 2005 году, тыс. рублей

Внешняя торговля

В 2005 году объем внешней торговли товарами и услугами , по данным Министерства статистики и анализа, составил 36 127,4 млн. долл. США, что на 9,2% (из расчета в фактических ценах) больше уровня 2004 года (по прогнозу на 2005 год – 10-11%), в том числе экспорт – 18 146 млн. долл. США, импорт – 17 981,4 млн. долл. США. По сравнению с 2004 годом экспорт товаров и услуг возрос на 16,8% (по прогнозу – 11-12%), импорт – на 2,5% (по прогнозу – 9-10%).
Сальдо внешнеторговых операций в 2005 году сложилось положительным в размере 164,6 млн. долл. США, в том числе в торговле услугами – 886,1 млн. долл. США, в торговле товарами – отрицательное – 721,5 млн. долл. США.
Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 90,4% общей суммы торговли товарами и услугами. Объем внешнего товарооборота в 2005 году составил 32 675,9 млн. долл. США, или 108% к уровню 2004 года. Из обшей суммы 55,6% внешнего товарооборота приходилось на страны СНГ. Объем торговли с ними сократился на 5,3%, со странами дальнего зарубежья – возрос на 31,1%.

Рис. 6. Консолидированный торговый баланс

За 2005 год экспортировано товаров на сумму 15 977,2 млн. долл. США, что на 16% больше, чем в 2004 году, рис. 6. При этом физический объем экспорта уменьшился на 1,2%, средние цены на экспортируемые товары возросли на 17,4%. Более половины (55,8%) белорусского экспорта приходилось на страны вне СНГ. Объем экспорта в эти страны возрос на 38,2% по сравнению с 2004 годом, в страны Содружества – сократился на 3,5%.
Стоимостной объем экспорта товаров в Российскую Федерацию в 2005 году сократился относительно 2004 года на 11,9% (физический объем – на 10,9%, средние цены экспорта – на 1,2%), составив 5 713,9 млн. долл. США, и занял 35,8% общего объема экспорта. Импорт российских товаров в стоимостном выражении уменьшился на 10%. Сокращение стоимости российского импорта вызвано снижением физических объемов поставок (на 12,9%) при увеличении цен на импортируемые товары на 3,3%. В результате дефицит в торговле с Россией составил 4 379,7 млн. долл. США. В структуре импортных потоков доля России составила 60,4%. В целом товарооборот с Россией за 2005 год сократился на 10,7% по сравнению с 2004 годом, составив 15 807,5 млн. долл. США.
Товарные потоки из стран дальнего зарубежья увеличились на 21,1%. При этом положительное сальдо экспортно-импортных операций с ними составило 3 338 млн. долл. США.

Основные торговые партнеры республики (в % от общего товарооборота):

  1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Россия 55,6 58,6 59,4 57,9 58 58,5 48,4
Украина 5,5 5,7 4,5 3,3 3,3 3,6 5,5
Германия 7,2 5,2 5,4 6,1 5,8 5,3 5,6
Польша 3,4 3,1 2,9 2,9 3,6 4,0 4,4
Великобритания 1,0 1,3 1,8 3,3 4,7 4,2 3,9
Итого 72,7 73,9 74,0 73,5 75,4 75,6 67,8

По данным Национального банка, внешний оборот услуг за 2005 год составил 3 451,5 млн. долл. США (экспорт – 2 168,8 млн. долл., импорт – 1 282,7 млн. долл.) и вырос по сравнению с 2004 годом на 22,9%. При этом экспорт услуг увеличился на 23,2%, импорт – на 22,4%. В структуре предоставленных услуг преобладают транспортные услуги – 54,9% всего экспорта услуг и деловые – 19%. В импорте услуг 47,1% приходилось на поездки, 27% — на транспортные услуги.
Торговля услугами динамично развивалась как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья. Со странами Содружества объемы торговли услугами увеличились на 25,4% по сравнению с 2004 годом, в том числе с Россией – на 20,4%. Прирост в торговле со странами вне СНГ составил 21,4%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 64% общего объема экспорта услуг республики и 57,5% — общего объема импорта услуг.

Государственные финансы

В январе-декабре 2005 года, по предварительным данным, в консолидированный бюджет поступило 30 800,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 23 413,6 млрд. рублей. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 51,6%. При этом четверть всех поступлений в бюджет была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31 181,6 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 24 463,6 млрд. рублей. В реальном выражении это на 30% больше, чем за 2004 год при реальном росте доходов за этот же период на 26%. Дефицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за январь-декабрь 2005 года 1050 млрд. рублей, или 1,6% к ВВП, профицит ФСЗН – 669,3 млрд. рублей, или 1% ВВП. В целом дефицит консолидированного бюджета в 2005 году сложился на уровне 0,6% ВВП (за 2004 год — профицит — 0,9% к ВВП).
Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета представлена на рис. 7.


Рис. 7. Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов консолидированного бюджета в 2004 — 2005 гг., % (январь 2004 – 2005 гг. = 100%)

Суть данных расчетов заключается в том, что ежемесячные показатели доходов и расходов в январе принимаются за 100%, а по отношению к ним рассчитываются темпы прироста (падения) доходов и расходов ежемесячных показателей последующих месяцев, определяя таким образом величину бюджетной напряженности. Величина бюджетной напряженности зависит от расхождения кривых доходов и расходов. Как видно из рисунка, лезвия бюджетных «ножниц» в декабре 2005 года «раскрылись», что говорит о наличии бюджетной напряженности в конце года — если в ноябре 2005 года дефицит номинальных ежемесячных показателей составлял 69,4 процентного пункта, то в декабре – уже 267,4 п.п. На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2004–2005 гг., наблюдается ситуация, когда при незначительной (0,6%) среднемесячной инфляции в 2005 году темпы роста номинальных доходов и расходов растут значительно, в частности, начиная с мая-июня 2005 года.
Анализ выполнения доходной части бюджета в 2005 году свидетельствует о том, что высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С одной стороны — это опережающие темпы роста макроэкономических показателей по большинству учитываемых при планировании бюджета позиций, которые вызваны улучшением общей экономической ситуации в республике, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций и повышением их платежеспособности. С другой стороны — это внесение радикальных изменений в налоговое законодательство по уплате налога на добавленную стоимость, в частности, в торговле с Россией.
Результаты экономико-статистического анализа эластичности бюджета от индекса потребительских цен (ИПЦ) показывают, что за 2005 год по сравнению с 2004 годом коэффициент эластичности инфляционной части доходов бюджета от уровня потребительских цен увеличился на 0,57 процентного пункта, а расходов — на 1,52 п.п., табл. 1. Другими словами, за январь-декабрь 2005 года прирост ИПЦ на 1% приводил к увеличению инфляционной части доходов бюджета на 1,92%. Аналогичным образом, эластичность расходной части бюджета характеризуется более высокими показателями в январе-декабре 2005 г.: на каждый процент прироста ИПЦ приходилось 3,7% прироста расходов бюджета. Следовательно, инфляция – даже небольшая, вызывая рост налоговых платежей, одновременно стимулирует государственные расходы, причем, как видно из таблицы 1, в опережающем порядке.

Таблица 1
Динамика коэффициента эластичности инфляционной части доходов и расходов бюджета в зависимости от уровня потребительских цен за январь-декабрь 2001-2005 гг., %

Коэффициент эластичности 2001
январь-декабрь
2002
январь-декабрь
2003
январь-декабрь
2004
январь-декабрь
2005
январь-декабрь
- доходов 1,15 1,63 1,38 1,35 1,92
- расходов 1,40 1,75 1,98 2,18 3,70
- разрыв между темпами роста инфляционных расходов и доходов +0,25 +0,12 +0,60 +0,83 +1,78

Если до сих пор мы рассматривали темпы роста доходов и расходов консолидированного бюджета, то сейчас приступим к более детальному анализу доходов. Для сопоставимости ряда значения централизации бюджета в 2004-2005 годах приводятся без учета доходов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, табл. 2.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП [1] (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) в 2005 году по сравнению с 2004 годом выросла с 33,8 до 37,2%, или на 3,4 п.п., в основном за счет включения в консолидированный бюджет инновационных фондов. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 33,6 до 36,8% в сравниваемых периодах (рост на 3,5 п.п.), а недоимка снизилась с 0,5 до 0,4% (падение – на 0,1 п.п.), табл. 2. По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, но без ФСЗН) сократился с 1,4% на 1.01.2005 до 1,2% на 1.01.2006 г. По состоянию на 1 января 2006 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 281,7 млрд. рублей и по сравнению с 1 декабря 2005 года сократилась в реальном выражении на 12,8 процента.

Таблица 2
Динамика централизации доходов консолидированного бюджета

Показатели Ед. изм. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.* 2005 г.*
1. Валовой внутренний продукт млрд. руб. 17173,2 26138,3 36564,8 49991,8 63678,9
2. Доходы консолидированного бюджета (с государ. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами, без ФСЗН) млрд. руб. 5747,1 8636,1 12210,6 16669,1 23413,6
3. Недоимка по доходам и поступлениям млрд. руб. 134,2 218,6 250,0 235,2 281,7
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консол. бюджета (с гос. целевыми фондами) % 2,3 2,5 2,1 1,4 1,2
5. Общая совокупная налоговая нагрузка (централизация) % 34,3 33,9 34,1 33,8 37,2
уд. вес доходов конс. бюджета в ВВП % 33,5 33,0 33,4 33,3 36,8
уд. вес недоимки в ВВП % 0,8 0,9 0,7 0,5 0,4

*без учета ФСЗН

Отметим, что в 2005 году централизация ресурсов консолидированного бюджета в ВВП в сопоставимой с 2001 годом структуре (т.е. в структуре доходов бюджета 2001 года) составила 34,6%. Этот показатель свидетельствует о выполнении параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, в соответствии с которой уровень централизации в консолидированном бюджете к 2005 году необходимо было снизить до 35-37% ВВП.
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов , характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2005 год энергетичность доходов составила 1,106, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 11,7 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что за 2004 год энергетичность доходов составила 1,04).
Необходимо отметить, что если дебиторская задолженность консолидированному бюджету на 1 января 2006 года сложилась в сумме 281,7 млрд. руб., то кредиторская задолженность консолидированного бюджета составила 228,9 млрд. руб., т.е. чистая дебиторская задолженность бюджета равна 52,8 млрд. руб., или 0,2% от доходов консолидированного бюджета за 2003 г. Для сравнения проанализируем данный агрегат за последние пять лет, табл. 3.

Таблица 3
Динамика чистой кредиторской задолженности консолидированного бюджета

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005*
Дебиторская задолженность консолид. бюджету на конец года, млрд. руб. 134,2 218,6 250,0 235,2 281,7
Кредиторская задолженность консолид. бюджета на конец года, млрд. руб. 312,6 243,6 227,3 171,1 228,9
Чистая кредиторская задолженность бюджета:
— в млрд. рублей
178,4 25,0      
Чистая дебиторская задолженность бюджета:
— в млрд. рублей
    22,7 64,1 52,8
- в процентах к доходамконсолидированного бюджета (без ФСЗН) 3,1 0,3 0,2 0,4 0,2

*до заключительных оборотов

В разрезе основных налогов структура консолидированного бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 4. В 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре консолидированного бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль – с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился – 10,3%, акцизы сократились – с 8,2% до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций также вырос — с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п.

Таблица 4
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2001-2005 гг., %

Показатели 2001 2002 2003 2004 2005
НДС 30,7 30,2 28,8 27,9 32,1
Налоги на доходы и прибыль 16,6 12,7 13,4 15,6 16,1
Подоходный налог 11,3 10,8 10,2 10,3 10,3
Акцизы 9,4 8,3 8,4 8,2 7,5
Доходы от внешней торговли 6,4 7,3 9,6 8,0 9,2
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи 5,3 5,3 6,0 6,9 6,7
Капитальные неналоговые доходы 1,3 6,3 0,5 0,2 0,1
Прочие поступления в бюджет 19,1 19,1 23,1 22,9 18,0
Итого доходов (без доходов гос. целевых бюджетных и внебюджетных фондов и ФСЗН) 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Для того, чтобы показать количественное влияние основных налогов на величину общей налоговой нагрузки, были проведены расчеты их удельного веса в текущем и реальном выражении в соответствующих налоговых базах за январь-декабрь 2005 г. по сравнению с январем-декабрем 2004 года, табл. 5.

Таблица 5
Динамика налогового бремени по основным поступлениям в бюджет за январь-декабрь 2004-2005 гг.

  В текущих ценах 2005 г. к 2004 г., % (реал. выр.)
2004 год млрд. руб. 2005 год млрд. руб. 2005 г. к 2004 г., %
НДС 3814,6 5892,3 154,5 140,0
Удельный вес в ВВП, % 7,6 9,3    
Удельный вес в выручке от реализации, % 2,6 4,9    
Акцизы 1121,6 1367,8 121,9 110,6
Удельный вес в ВВП, % 2,2 2,1    
Удельный вес в выручке от реализации, % 0,8 1,1    
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций 1094,8 1682,3 153,7 139,3
Удельный вес в ВВП, % 2,2 2,6    
Удельный вес в выручке от реализации, % 0,7 1,4    
Прямые налоги на доходы и прибыль с юридических лиц 2135,0 2944,5 137,9 125,0
Удельный вес в ВВП, % 4,3 4,6    
Удельный вес в выручке от реализации, % 1,4 2,5    
Удельный вес в прибыли до налогообложения, % 30,6 29,6    
Чрезвычайный налог 391,2 401,5 102,6 93,0
Удельный вес в ВВП, % 0,8 0,6    
Удельный вес в выручке от реализации, % 0,3 0,3    
Удельный вес в фонде оплаты труда, % 2,4 1,8    
Подоходный налог 1403,8 1882,8 134,1 121,6
Удельный вес в ВВП, % 2,8 3,0    
Удельный вес в выручке от реализации, % 0,9 1,6    
Удельный вес в фонде оплаты труда, % 8,5 8,5    
Итого доходов (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) 13677,9 18345,1 134,1 121,6
Удельный вес в ВВП, % 27,4 28,8    
Доходы госуд. целевых бюджетных и внебюджетных фондов 2991,1 5068,5 169,5 153,6
Удельный вес в ВВП, % 6,0 8,0    
Итого доходов (с доходами государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, без ФСЗН) 16669,1 23413,6 140,5 127,3
Удельный вес в ВВП, % 33,3 36,8    
         
Налогооблагаемые базы:        
ВВП 49991,8 63678,9 127,4 109,2
Выручка от реализации 148319,4 119805,7 123,8 112,2
Прибыль до налогообложения 6979,8 9958,0 142,7 129,3
Фонд оплаты труда 16460,7 22076,4 134,1  121,6 

Напомним, что реальный рост доходов консолидированного бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 26,4%. При этом в реальном выражении доходы бюджета (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) увеличились на 21,6%. Реальный рост наблюдался по всем выбранным налогам за исключением чрезвычайного: по НДС — на 40%, по акцизам – на 10,6%, прямым налогам на доходы и прибыль с юридических лиц — на 25%, по подоходному — на 21,6%, по доходам от ВЭД — на 39,3%. В реальном исчислении по сравнению с 2004 годом сократились поступления в 2005 году по чрезвычайному налогу — на 7% (при сокращении номинальной ставки этого налога на четверть — с 4% в 2004 году до 3% в 2005 году). Увеличение доли доходов бюджета в ВВП за 2005 год наряду с включением в его состав инновационных фондов (в составе государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) обусловлено ростом удельных весов поступлений доходов от НДС, внешней торговли и внешнеэкономических операций, прямых налогов на доходы и прибыль, подоходного налога.
Расходы консолидированного бюджета за 2005 год профинансированы в сумме 31 181,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 6 718 млрд. рублей. Государственная политика страны в плане распределения финансовых ресурсов в 2005 году была направлена на поддержание устойчивого экономического роста при реализации социальных потребностей общества. Для бюджета была характерна, в первую очередь, социальная направленность его расходов – значительные бюджетные средства направлялись на развитие здравоохранения, образования, культуры и другие расходы социального характера. В последние годы их доля в бюджетных расходах оставалась на высоком уровне, и в целом расходы на социально-культурную сферу, социальную политику и поддержку населения заняли в 2005 году свыше 60 процентов.
Приоритетным направлением являлись расходы на оплату труда в бюджетной сфере. В 2005 году они возросли по сравнению с 2004 годом на 23,7% и заняли 21,6% в расходах консолидированного бюджета. Это позволило увеличить заработную плату работников бюджетной сферы (включая военнослужащих) на конец 2005 года до 269,2 доллара США в эквиваленте, что выше запланированного уровня на 19,7 процента.
Одновременно за счет средств бюджета оказывалась значительная государственная поддержка реальному сектору экономики (его финансирование из бюджета увеличилось в 2005 году по сравнению с 2004 годом в 1,3 раза), что способствовало стимулированию экономического роста и улучшению финансовых результатов работы предприятий. Основная часть расходов на реальный сектор экономики (45-55 процентов от всех расходов на поддержку реального сектора в течение последних трех лет) направлялась на развитие сельского хозяйства – одного из общегосударственных приоритетов.
Удельный вес расходов, направленных на поддержку отраслей реального сектора экономики (без жилищно-коммунального хозяйства) составил 18,3% (без капитальных вложений) от всех расходов консолидированного бюджета. Из них 5,4% приходилось на прямое финансирование из бюджета, 12,9% — на расходы целевых бюджетных фондов.
Финансирование капитальных вложений возросло на 43,7%, в результате чего доля бюджетных средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал в 2005 году возросла в 1,3 раза по сравнению с 2004 годом. За счет такого роста ассигнований бюджета на инвестиционные цели было обеспечено около 40% прироста всех инвестиций в основной капитал страны .
Расходы целевых бюджетных фондов возросли по сравнению с 2004 годом на 56,7% и составили 15,7% бюджетных расходов.
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2005 году сложились на 50% из расходов республиканского бюджета и 50% — расходов местных бюджетов, рис. 8.

Рис. 8 . Структура расходов консолидированного бюджета.

Доля местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета страны является одним из критериев бюджетной децентрализации. В последние три года для бюджетного процесса республики было характерно повышение уровня централизации ресурсов в республиканском бюджете, рис. 9. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2005 году составил 59,3% вместо 50,1% в 2003 году. В формировании доходной части местных бюджетов значительную роль играют безвозмездные поступления из республиканского бюджета. В 2005 году финансовая помощь местным бюджетам составила 20,1% всех доходов этих бюджетов.


Рис. 9. Структура доходов консолидированного бюджета

Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) в 2005 году составили 13 888,2 млрд. руб., или 141,9% (в реальном выражении) к уровню 2004 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 14 701,4 млрд. руб., что на 53% больше, чем в 2004 году.
Более четверти (29,6%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2004 годом его объем увеличился в 1,5 раза в реальном выражении. В 1,3 раза возросли доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций и налог на прибыль. Удельный вес этих источников доходов республиканского бюджета составил 12,1 и 11,1% соответственно. Доходы государственных целевых бюджетных фондов занимали 28% в общем объеме бюджетных доходов, в том числе республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – 11,4%, дорожного фонда – 7,8%, инновационных фондов – 7,4%.
Финансирование по всем разделам республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации было осуществлено выше уровня 2004 года. Наиболее значительно возросли расходы на социальную политику (в 1,7 раза в реальном выражении), расходы целевых бюджетных фондов (в 1,7 раза), на поддержку реального сектора экономики (в 1,3 раза), на капитальные вложения (в 1,5 раза). Расходы социального характера по разделам: «Социальная политика», «Образование», «Здравоохранение», «Физическая культура и спорт», «Средства массовой информации», «Культура и искусство» составили 19% всех расходов республиканского бюджета. Расходы государственных целевых бюджетных фондов заняли 25,6% расходной части бюджета.
В 2005 году расходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили доходы на 813,2 млрд. рублей, или 1,3% ВВП. С учетом ФСЗН дефицит республиканского бюджета составил 143,9 млрд. рублей, или 0,2% ВВП.

[1] Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП.

Главное управление бюджетной политики

версія для друку