№ 6 (245) июнь 2014
| АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ | |
| Куда спешат цены? Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Одним из последствий финансового кризиса в Беларуси стали высокие темпы инфляции. В 2013 году при прогнозе роста цен в размере 12% они увеличились на 16,5%. Показатель вышел за рамки ожиданий и в начале 2014 года. Соотечественникам вряд ли стоит надеяться на изменение ситуации в краткосрочной перспективе. Наблюдаемая динамика вынудила Нацбанк пересмотреть предполагаемые расчеты инфляции в нынешнем году с 11% до 16–17%. |
|
| ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ | |
| Валютные удобрения Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Калийные минеральные удобрения, без которых сегодня сложно обойтись сельхозпроизводителям, для Беларуси являются одним из важнейших источников поступления валюты. На долю хлористого калия в настоящее время приходится около 6% от всей экспортной выручки страны. От успешности работы Беларуськалия (единственного производителя калия в стране и одного из крупнейших в мире) зависит стабильность бюджета государства. В то же время высокая зависимость экспорта удобрений от внешних факторов (мировых цен, конъюнктуры на рынке и т.д.) делает валютные поступления весьма нестабильными. |
|
| ЛИЗИНГ | |
| В какую сторону направит новый регулятор? Трудности, которые испытывают финансовые рынки, не обошли стороной и лизинг. По итогам 2013 года оказались ниже желаемого уровня все основные показатели эффективности работы профильных компаний: объем нового бизнеса в рублевом эквиваленте практически не изменился (в валютном – вовсе снизился), составная часть направления в ВВП уменьшилась, увеличился уровень просроченной задолженности и т.д. Решать имеющиеся проблемы и выводить лизинг на новый уровень будет пытаться Нацбанк, который Указом Президента от 25 февраля 2014 года № 99 (вступит в силу с 1 сентября 2014 года) назначен новым регулятором направления. |
|
| РАССМОТРЕНО В МИНФИНЕ | |
| Подходы к изменению налоговой системы С инициативой по упрощению налогового законодательства Беларуси в органы государственного управления, а также соответствующую рабочую группу регулярно обращаются предприятия и предпринимательские объединения страны. Взаимодействие бизнеса и государства, как правило, способствует выработке компромиссных решений. В мае текущего года пакет предложений в Министерство финансов и другие госорганы направила Республиканская ассоциация предприятий промышленности «БелАПП». В кратком изложении предлагаем вниманию читателей некоторые пожелания промышленников по изменению налогового законодательства и позицию по ним Минфина. |
|
| СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО | |
| Господдержка и нарушения Главными управлениями Министерства финансов по областям проведена проверка соблюдения законодательства при получении и использовании бюджетных средств, выделенных в качестве государственной поддержки сельскохозяйственным организациям, в том числе крупнотоварным организациям (холдингам) в 2012–2013 годах и эффективность их использования. |
|
| ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | |
| Незадействованный резерв сокращения затрат в ЖКХ Александр КОРЗЮК, заместитель начальника Главного управления финансов, строительства и материальных услуг Минфина В рамках деятельности межведомственной рабочей группы, созданной по распоряжению Главы государства в феврале 2014 года, была проделана значительная работа по выявлению «узких» мест в деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, а также изысканию резервов и устранению недостатков. По оценке Минфина, основной проблемой отрасли являются не злоупотребления отдельных руководителей предприятий или «недостаточность и неритмичность» финансирования (по оценке Минжилкомхоза) и даже не многочисленные факты неэффективного использования бюджетных средств, а отсутствие должной системности в работе отрасли. |
|
| ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО | |
| Новое правовое поле для драгоценных металлов Александр РИМАРОВИЧ, заместитель начальника управления Главного управления драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина С 20 июня 2014 года вступает в силу Закон Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в редакции от 12 декабря 2013 года № 93-З (далее – Закон). Одновременно начнет действовать и ряд нормативных правовых актов, которые были приведены в соответствие с нормами данного Закона. |
|
| ТОЧКА ЗРЕНИЯ | |
| Голос бизнеса Владимир КАРЯГИН, председатель Президиума СЮЛ «Республиканская конференция предпринимателей» Начиная с 2006 года предпринимательское сообщество Беларуси ежегодно высказывает свою точку зрения о способах совершенствования налоговой сферы. Ряд наших предложений был внедрен в действующее законодательство, и уже доказал свою эффективность. Впрочем, для совершенствования работы субъектов экономики задействованы не все резервы. |
|
| АУДИТ | |
| Модельное законодательство: инициатива Беларуси Владимир ПАНТЮХОВ, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам В мае текущего года Постоянной комиссией по экономике и финансам Межпарламентской Ассамблеи СНГ был обсужден доработанный промежуточный вариант проекта закона «Об аудиторской деятельности», который максимально учитывает замечания и предложения от парламентов государств – участников Содружества. Следует отметить, что при подготовке данного документа за основу был взят белорусский закон об аудиторской деятельности, вступивший в силу с 1 января 2014 года. |
|
| БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА | |
| Опыт Ирландии в сокращении госрасходов Снежана ЯНИЦКАЯ, главный экономист Главного управления бюджетной политики Минфина В 2008–2010 годах Ирландия испытала сильнейший в своей истории финансово-экономический кризис, который стал следствием долгового кризиса в Европе. Он привел к резкому повышению уровня безработицы, ипотечному кризису, профицит федерального бюджета в 2007 году сменился дефицитом в 32% ВВП в 2010 году. Правительство страны было вынуждено обратиться за экстренной финансовой помощью к Евросоюзу и начало проводить крайне жесткие меры экономии. Одним из слагаемых успешного выхода из сложившегося положения стало эффективное сокращение бюджетных расходов. |
|
| СТРАХОВАНИЕ | |
| Роль экспортных кредитных агентств в развитии международной торговли Результаты внешней торговли имеют ключевое значение для стабильности финансово-экономической системы Беларуси. Правительством разработан комплекс мер, реализация которых должна способствовать росту поставок продукции отечественных предприятий на иностранные рынки сбыта. Одним из инструментов, стимулирующих объем внешнеторговых операций, является экспортное страхование и кредитование. Какова международная практика страхования экспортных кредитов, рассказал начальник отдела международного развития Белорусского республиканского унитарного предприятия экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант» Олег Рутковский. |
|
| ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ | |
| Денежное обращение в оккупированной Беларуси Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ В период оккупации гитлеровской Германией (1941–1944) наша республика, наряду с огромными человеческими жертвами, несла и ощутимые финансово-экономические потери. Они были вызваны политикой немецких властей, направленной на грабеж захваченных территорий с помощью различных финансовых механизмов. |
|
| БЕЛГОССТРАХ – ДЕТЯМ | |
| Давайте делать добро! В копилке Белгосстраха много уже реализованных благотворительных и социально- культурных проектов, но один, ставший традиционным, особенно интересен и важен: республиканская акция «Белгосстрах – детям». |
|
| НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ | |
| Финансовый механизм управления воспроизводством человеческого капитала Валентина БОГАТЫРЕВА, кандидат экономических наук, доцент На современном этапе экономического развития общества на первый план в процессе воспроизводства выходит участие человеческого фактора как основного элемента производственного процесса, поскольку знания, умения, навыки работника во многом определяют успешность построения процесса воспроизводства в целом, а также его отдельных стадий. Следовательно, качественный уровень человеческого капитала работника является основой создания прибавочной стоимости в процессе воспроизводственного цикла, которая, в свою очередь, является источником возобновления производственного процесса. |
|
|
|
|
| Оценка социального капитала в сфере инновационного развития Ольга ЖУКОВСКАЯ, аспирант кафедры международных экономических отношений БГУ В долгосрочном периоде времени только ставка на активное внедрение инноваций позволит Беларуси добиться стабильно высоких показателей роста ВВП и сохранить достойный уровень жизни населения. Одним из основных факторов, стимулирующих нововведения, является социальный капитал. Несмотря на тесную взаимосвязь данных понятий, в настоящее время крайне сложно оценить влияние социального капитала на инновационное развитие страны – разрозненные индикаторы и разность подходов исследователей мешают делать корректные выводы. |
|

