№ 5 (280) май 2017

ИНФОРМ-АБЗАЦ  
Корректировка условий
Евразийский фонд стабилизации и развития предоставил Беларуси третий транш финансового кредита в размере 300 млн. USD, средства поступили в республиканский бюджет 26 апреля. При этом были скорректированы условия для получения последующих траншей.
 
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ  
Финансовые стимулы для регионов
Юрий СЕЛИВЕРСТОВ, заместитель министра финансов Республики Беларусь
Местные бюджеты (особенно базового уровня) играют важную роль в реализации государственных функций. Именно районные и городские органы государственного управления и самоуправления финансово обеспечивают предоставление основных социальных услуг – начальное, общее среднее и специальное образование, медицинскую помощь, работу социальных служб, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства.
Прогресс Логойщины
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
В 2017 году немногочисленный список бездотационных регионов Беларуси пополнил Логойский район. Здесь впервые в истории вышли на формирование бюджета за счет собственных доходных источников. Причем район в текущем году не только сможет обойтись без дотаций из областного бюджета, но и поделится частью своих сверхплановых доходов.
 
ДЕЛОВАЯ СРЕДА  
На пути повышения конкурентоспособности
Пока предприятия испытывают трудности, сложно рассчитывать на макроэкономическую стабильность (по крайне мере в долгосрочном периоде). В настоящее время одной из главных проблем коммерческих организаций является падение конкурентоспособности. Что привело к появлению негативных тенденций и как исправить ситуацию? Ответы на эти вопросы искали участники 80-го заседания Республиканского клуба директоров при БСПН им. проф. М.С. Кунявского.
 
АУДИТ  
Рейтинг аудиторских организаций
Журнал «Финансы, учет, аудит» подготовил рейтинг аудиторских организаций Беларуси за 2016 год. Информацию о результатах работы для обобщения и анализа в редакцию представили 36 компаний. На их долю приходится около 75% объема белорусского рынка аудиторских услуг.
 
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО  
Инструментарий управления бюджетом
Елена ПЕЧЕНЬ, начальник Главного управления бюджетной политики Минфина
В рамках международного сотрудничества 12–14 апреля в г. Бишкеке (Кыргызстан) состоялось ежегодное пленарное заседание Бюджетного сообщества по взаимному изучению и обмену опытом в управлении государственными финансами PEMPAL (Public Expenditure Management Peer Assisted Learning), в котором участвует 21 страна, в том числе и Беларусь. Основное внимание в ходе заседания было уделено инструментам управления бюджетом и фискальными рисками.
 
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА  
Цена независимости
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
Современные политические и экономические кризисы наглядно показали важность энергетической безопасности государства. Неудивительно, что ряд стран, порой даже в ущерб краткосрочным интересам, делают ставку на местные виды топлива, при этом на возобновляемые, так как нефть, газ и уголь закончатся уже в обозримом будущем. Имеют высокий потенциал возобновляемые источники энергии и в Беларуси.
Как обойтись без нефти и газа?
Александр ВЕРЕС, директор ООО «Бизнес проектирование»
Энергетика на местных видах топлива во всем мире давно уже перестала быть чем-то экзотичным. При этом отечественный рынок, несмотря на свой высокий производственный потенциал (развитое сельское хозяйство, наличие лесных ресурсов), находится, по сути, в зачаточном состоянии. Хотя те же древесные пеллеты (топливные гранулы) востребованы у потребителя как внутри страны, так и за рубежом. Полагаем, что возведение предприятий по их изготовлению позволит экономить валюту (благодаря снижению закупок природного газа в России) и одновременно зарабатывать на экспортных поставках.
 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА  
Можно ли рассчитывать на Россию?
Евгений НАДОРШИН, главный экономист «ПФ Капитал» (Россия)
Экономика России оказывает ключевое влияние на состояние дел у других участников Евразийского экономического союза. Если в РФ наблюдается рост, то весь регион чувствует себя достаточно хорошо, но если нет, то другие страны начинает «лихорадить». К сожалению, положительного влияния крупный сосед на Беларусь в ближайшие годы оказывать не сможет. Действия правительства России, носящие краткосрочный и реактивный характер, не соответствуют актуальным вызовам.
 
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ  
Секреты ирландского феномена
Алексей БЫКОВ, профессор БГЭУ, д.э.н.,
Наталья ГЛУХОВА, ассистент кафедры экономики и управления БГЭУ,
Ольга ГОРЛОВА, Мытищинский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана, к.э.н.
В настоящее время одной из наиболее актуальных для Беларуси задач является поиск новых точек роста экономики. В этой непростой работе нам может помочь опыт иных успешных государств. В частности, стоит обратить внимание на Ирландию, ВВП которой за 2015 год вырос на 26,3%. Учитывая сопоставимость ряда базовых условий (например, численность населения, климат, обеспеченность ресурсами), отечественной науке целесообразно изучить причины данного феномена, основной из которых стала организация контрактного производства филиалами международных компаний.
 
МСФО  
Повысить эффективность
Наталья МАНУИЛОВА, старший специалист по финансовому управлению Всемирного банка
Доля государственных предприятий (ГП) в экономике Беларуси остается весьма значительной. Например, они производят около 60% белорусского ВВП и дают работу 1,5 миллионам человек. Кроме того, именно такие организации играют ключевую роль в предоставлении услуг в сферах, влияющих на повседневную жизнь граждан, – секторе ЖКХ, здравоохранении, транспорте и т.д. В результате стабильность функционирования страны во многом зависит от эффективности деятельности ГП. Повысить ее позволит внедрение международных стандартов финансовой отчетности.
 
К 100-ЛЕТИЮ МИНФИНА  
Миг и судьба
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
Вячеслав СЕЛЕМЕНЕВ, ведущий научный сотрудник Национального архива РБ, к.и.н.
Сто лет спустя достаточно легко критиковать либо идеализировать вклад большевиков в историю, в том числе и белорусской финансовой системы. Вряд ли справедливо утверждать, что ленинцы хотели навредить. Как ни крути, они пришли в этот мир, чтобы сделать его лучше и построить новое общество. Взявшись за работу, они хотели многого добиться, но большинство из них сгинуло фактически в безвестности. Не стали исключением и первые руководители финансовой системы Беларуси.
 
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ  
«Внутренние займы» для советских граждан
Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ
Шестьдесят лет назад, в марте 1957 года, в СССР было принято решение о прекращении выпуска государственных внутренних займов, распределяемых среди населения по подписке (фактически представлявших собой обязательный налог), и об отсрочке погашения ранее выпущенных гособлигаций на 20 лет. Тем самым завершилась целая эпоха истории советского государственного кредита, опиравшегося на привлечение средств граждан для финансирования государственных потребностей и покрытия бюджетного дефицита.
 
версия для печати