№ 5 (292) май 2018
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | |
Улучшить качество, сократить затраты Галина КУЗЬМИЧ, начальник отдела финансирования мероприятий по социальной защите Главного управления финансирования социальной сферы и науки Минфина Наблюдаемые в настоящее время демографические тенденции старения населения неизбежно создают предпосылки для увеличения нагрузки на учреждения социального обслуживания и влекут необходимость расширения перечня оказываемых услуг гражданам, которым необходима помощь. Это создает дополнительную нагрузку на бюджет. Данные вызовы вынуждают государство совершенствовать систему поддержки белорусов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Финансовые акценты социальной защиты Виктория ЮОДЕШКО, старший научный сотрудник Центра социально-демографических исследований НИИ труда Минтруда и соцзащиты Основная задача социальной защиты состоит в поддержании уровня жизни граждан, неспособных сделать это самостоятельно в силу различных объективных обстоятельств (детский возраст, болезнь, инвалидность, пожилой возраст, декретный период и т.д.). Право на социальную защиту в Беларуси имеют все члены общества. Наиболее многочисленной группой, которой оказывается такая поддержка, являются семьи с детьми, они составляют около трети от общего числа домохозяйств в стране. При этом по уровню государственных расходов на социальную защиту семей с детьми Беларусь является одним из лидеров в Европе. Однако данные трансферты недостаточно сбалансированы с точки зрения их распределения. |
|
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА | |
О чем нужно договариваться? Анастасия БОБРОВА, заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук В последние годы набирает силу трудовая миграция белорусов в другие страны. По ряду причин (языковая близость, дефицит рабочей силы) чаще всего ими делается выбор в пользу России. Данная ситуация создает ряд трудностей. Одной из них является то, что соотечественники работают на экономику другой страны, но тяжесть пенсионных выплат часто ложится на плечи нашего государства. Противоречия призван разрешить Договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза. Однако первые редакции документа содержат ряд норм, на принятие которых соглашаться Беларуси нецелесообразно. |
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ | |
Бюджетный вклад в АПК Алексей ГИЛЬ, начальник Главного управления финансов агропромышленного комплекса Минфина В Беларуси аграрный сектор входит в число приоритетов развития страны. В настоящее время, наряду с необходимостью повышения экономической эффективности работы агропромышленного комплекса, качества и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, формирования рыночных основ хозяйствования, стоит также задача по финансовому оздоровлению организаций отрасли. При этом важная роль отводится мерам государственной поддержки. В национальных интересах Дмитрий ЛАРЮШИН, консультант Главного управления финансов промышленного и топливно-энергетического комплексов Минфина Динамика поступлений и плательщиков в государственный целевой бюджетный фонд национального развития (ФНР) Республики Беларусь в определенной мере является индикатором работы отечественных государственных организаций. Ухудшение экономического положения предприятий, как правило, сказывается и на доходах фонда. Минувший год не стал исключением тенденции последних лет. Факторы устойчивого развития Александр КУРЛЫПО, заместитель председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Новые реалии, в которых функционирует белорусская экономика, характеризуются нестабильностью мировой финансовой системы. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы оптимизации государственных расходов, повышения их эффективности, что в конечном итоге должно обеспечить устойчивость бюджетной системы в частности и экономики страны в целом. |
|
ЦЕННЫЕ БУМАГИ | |
Что «тянет» вверх фондовый рынок? Василий ЛИХАЧЕВСКИЙ, заместитель директора Департамента по ценным бумагам Минфина По итогам прошедшего года на отечественном рынке ценных бумаг совершено сделок почти на 15,9 млрд. BYN. Сумма выглядит достаточно внушительно, но она несколько ниже (на 16,3%) показателей 2016 года. Неоднозначность результатов стала следствием противоречивых тенденций в отдельных сегментах – если по некоторым направлениям наблюдался существенный рост, то по иным надежды не оправдались. |
|
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ | |
Жить за чужой счет Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» В 2017 году на финансовом рынке наблюдался взрывообразный рост потребительского кредитования. Объем таких займов, выданных банками физлицам, увеличился на 75% по сравнению с 2016 годом. Спрос на чужие деньги у наших соотечественников падать пока не собирается – покупки в долг продолжают набирать популярность. Подобное поведение граждан имеет свои плюсы и минусы. К сожалению, закрывать глаза на возможные негативные последствия слишком опасно. |
|
АУДИТ | |
Повышение качества аудита Ольга ТАРАСЕВИЧ, заместитель начальника Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина Министерством финансов в настоящее время осуществляется работа по совершенствованию законодательства по аудиторской деятельности, направленная на повышение качества аудита в нашей стране, что соответствует мировым тенденциям в этой сфере |
|
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | |
Имущественный фактор инвестиционного климата Георгий ГРИЦ, проректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» Минпрома, кандидат экономических наук Леонид ФРИДКИН, член специальной межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь В теории функции налоговой политики должны определяться общенациональными задачами и приоритетами развития. Если генеральным направлением экономической стратегии страны является создание конкурентоспособной экономики в новых реалиях, то, соответственно, и фискальная политика должна иметь такую же цель. Для Беларуси в условиях недостаточной инвестиционной активности в реальном секторе экономики, в том числе и в части привлечения прямых иностранных инвестиций, важнейшей задачей налоговой политики должна стать государственная поддержка процесса перетока капитала из торгово-посреднической сферы в сферу материального производства, в основе которого лежит недвижимость. |
|
СТРАХОВАНИЕ | |
Стабильность – признак класса Ольга ЮШКЕВИЧ, заместитель начальника управления Главного управления страхового надзора Минфина Постепенное оживление экономики благоприятно сказалось на отечественном страховом рынке, который в 2017 году вновь продемонстрировал положительную динамику развития. Достигнутые успехи позволяют рассчитывать на дальнейший, а главное, стабильный рост направления. |
|
РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ | |
Зачем Беларуси ипотека? Сергей ПЕЛИХ, доктор экономических наук, профессор Академии управления при Президенте РБ Иван МАРТУСЕВИЧ, аспирант БГЭУ Развитие института ипотеки во многих странах позволило не только решить проблему дефицита жилой недвижимости, но и в целом способствовало экономическому развитию внедривших ее государств. Добиться аналогичных положительных результатов реально и в Беларуси. |
|
К 100-ЛЕТИЮ МИНФИНА | |
Интеллигент, увлеченный революцией Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ Первым народным комиссаром финансов советского периода нашей страны после создания в 1919 году БССР (первоначальное название – Советская Социалистическая Республика Белорус¬сия) долгое время считался Арон Вайнштейн. Однако изучение исторических архивов, обращение к неизвестным ранее документам и материалам позволяет сегодня утверждать, что первым руко¬водителем являлся другой видный государственный деятель – уроженец Беларуси Исаак Рейн¬гольд. Его без преувеличения можно назвать знаковой фигурой для молодой советской респу¬блики, в создании которой он принимал непосредственное участие. Причем должность наркома финансов он занял, когда ему был всего 21 год. Рейнгольд добился заметного успеха в партийной и хозяйственной деятельности сначала в белорусском, а затем и в советском правительстве, однако его участь, как и многих других активных деятелей того времени, оказалась трагичной. |
|
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | |
Полоцкое княжество: у истоков финансовой системы Алексей ШАЛАНДА, кандидат исторических наук, заведующий отделом Института истории НАН РБ Большинство историков считают первым белорусским государством Полоцкое княжество. Оно имело все атрибуты независимой державы, в том числе и собственную финансовую систему, эф¬фективность которой доказывается внутренними и внешними политическими успехами полочан. За порогом победы Олег АНАНИЧ, «Финансы, учет, аудит» После Великой Отечественной войны, наряду с восстановлением значительно разрушенной эко¬номики Беларуси (промышленности, сельского хозяйства, жилищной и социально-культурной ин¬фраструктуры и т.д.), требовала возрождения и финансовая сфера республики. |
|
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ | |
Новые возможности для корпоративных заемщиков Андрей БЕЛКОВЕЦ, начальник Главного управления государственного долга Минфина В октябре 2017 года эмиссию кредитных нот осуществило ООО «Евроторг», возобновив тем самым присутствие на международном рынке капитала отечественных корпоративных заемщиков. Белорусская компания получила 350 млн. USD на пять лет под 8,75% годовых. Данное размещение признано успешным и наверняка повысит интерес к еврооблигациям (как альтернативе банковскому кредитованию) со стороны иных субъектов хозяйствования. |