№ 4 (243) апрель 2014
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ | |
Бюджет-2013: оперативное реагирование на актуальные вызовы Инесса ДАНИЛОВИЧ, начальник Главного государственного казначейства Министерства финансов Наличие в прошлом году трудностей в экономике привело к необходимости существенной корректировки ранее утвержденных показателей республиканского бюджета – доходы были урезаны на 16,7 трлн. Br, расходы – на 13,2 трлн. Br, дефицит прогнозировался в пределах 3,5 трлн. Br. Несмотря на появление дополнительных рисков, отечественные финансисты сумели достойно выйти из непростой ситуации. Расходы республиканского бюджета по итогам 2013 года превысили доходы лишь на 2 трлн. Br. А с учетом профицита местных бюджетов в целом консолидированный бюджет Республики Беларусь исполнен с положительным сальдо. |
|
СТРАХОВАНИЕ | |
Факторы устойчивого развития Ольга ЮШКЕВИЧ, заместитель начальника управления – начальник отдела отчетности, анализа и мониторинга страхового рынка Главного управления страхового надзора Минфина Страховая отрасль продемонстрировала в 2013 году устойчивый рост. Участниками рынка выполнены все утвержденные Совмином целевые прогнозные показатели развития. В частности, общий объем страховых взносов достиг 6,6 трлн. Br, что в текущих ценах на 53,2% больше, чем в 2012 году. Их отношение к ВВП составило 1,04% при плане – 1,0–1,1%. Улучшилось и большинство индикаторов устойчивости страховых организаций. |
|
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ | |
Куда направлены экспортно-импортные потоки? Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Для белорусских предприятий, специализирующихся на внешнеэкономической деятельности, 2013 год связан с отрицательными воспоминаниями. Если в 2012 году положительное сальдо внешней торговли составляло порядка 3 млрд. USD, то в 2013 году показатель обвалился до -1,7 млрд. USD. Отношение показателя к ВВП зафиксировано в размере -2,4%. Главной причиной негативных тенденций стало резкое сокращение продаж белорусских товаров за границу. |
|
МАКРОЭКОНОМИКА | |
Рост внешних обязательств Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Негативные тенденции в экономике Беларуси, которые наблюдались в 2013 году (сокращение экспорта и притока валютной выручки), необходимость поддержания стабильности на валютном рынке способствовали накоплению внешнеэкономических дисбалансов: росту дефицита счета текущих операций, увеличению внешнего долга, снижению объемов золотовалютных резервов. Это, в свою очередь, отражается на показателях платежеспособности страны. |
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ | |
О формировании фонда национального развития Елена ПЕЧЕНЬ, начальник Главного управления финансов промышленного и топливно-энергетического комплексов Минфина Сокращение в 2013 году чистой прибыли в целом по экономике и рост количества убыточных предприятий сказались на объемах поступлений в бюджетный фонд национального развития (ФНР) Республики Беларусь. Снижение доходов фонда является зеркальным отражением эффективности работы белорусской промышленности. |
|
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | |
Как повысить эффективность ЖКХ? Александр КОРЗЮК, заместитель начальника Главного управления финансов строительства и материальных услуг Минфина Предприятия системы Минжилкомхоза оказывают влияние на жизнь каждого гражданина Беларуси. В сферу их ответственности входят уборка улиц, обеспечение водой и теплом жилищного фонда и многое другое. Неудивительно, что численность работающих в профильных организациях превысила 160 тыс. человек, а в ряде районов они вошли в число наиболее крупных и финансово устойчивых предприятий. Однако данные успехи во многом обеспечены не эффективной работой субъектов хозяйствования, а финансированием ЖКХ за счет средств местных бюджетов. |
|
АУДИТ | |
Рейтинг-2013: лидер сохранил позиции Главным управлением регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь подготовлен рейтинг по итогам деятельности аудиторских организаций республики за 2013 год. В рейтинге приняли участие тридцать компаний, пять из которых – впервые. |
|
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА | |
Мониторинг и оценка результатов госпрограмм Михаил ПРОХОРИК, заместитель начальника управления консолидированного бюджета Главного управления бюджетной политики Минфина Основным элементом системы управления государственными финансами любой страны является создание системы для мониторинга и оценки (МиО). В связи с растущим со стороны общества интересом видеть результаты использования бюджетных средств многие страны активно применяют данные инструменты в бюджетном процессе. Эта тема актуальна и для Беларуси. |
|
РЫНОК ТРУДА | |
Трудовые мигранты: прибыло и убыло Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Активный рост заработной платы в Беларуси, наблюдавшийся в последние два года, позволил притормозить отток кадров за рубеж. Кроме того, значительно выросло число работников, приехавших на заработки в нашу страну. Такой вывод можно сделать, изучив данные о трудовой миграции и объеме денежных средств, заработанных гражданами страны за границей.. |
|
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ | |
Где вращаются белорусские рубли? Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит» Показатели платежной системы традиционно являются отражением происходящих в экономике тенденций. Проблемы белорусских организаций оказывали в 2013 году негативное влияние на количество и объемы (в реальном выражении) проводимых расчетов. В то же время поддерживался наличный и безналичный денежный оборот значительным увеличением рублевой денежной базы и развитием современных технологий. |
|
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РАЗЪЯСНЯЕТ | |
О порядке привлечения внешних займов под гарантии Правительства Каролина ВОЙТКО, заместитель начальника Главного управления государственного долга – начальник управления планирования, учета и платежей Минфина Дарья СВИЩЕВА, начальник отдела гарантийных и иных условных обязательств Главного управления государственного долга Минфина Стоящие перед Правительством страны задачи по модернизации экономики и наращиванию экспорта обуславливают высокую актуальность привлечения внешних займов для финансирования высокоэффективных и валютоокупаемых инвестиционных проектов. Отсутствие в достаточном объеме традиционных форм обеспечения по внешним займам (залог, страхование, банковская гарантия) способствует росту интереса со стороны белорусских организаций и иностранных банковских структур к процедуре предоставления такой формы обеспечения, как гарантия Правительства Республики Беларусь. В этой связи Министерство финансов подготовило краткое описание порядка предоставления гарантий Правительства по внешним займам с рекомендациями исходя из сложившейся практики предоставления таких гарантий. |
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ | |
Роль таможни в формировании бюджета ВКЛ Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ С древних времен таможня является источником формирования государственного бюджета путем взимания различных платежей при перемещении товара через границу, реализуя тем самым экономические задачи государства. Позже таможенные органы начали выполнять регулятивную и охранительную функции, предполагавшие ограничения и запреты на ввоз и вывоз товаров. |
|
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ | |
Выбор стратегии автоматизации Александр КОРОЛЕВ, главный инспектор финансово-экономического управления Государственного таможенного комитета РБ Выбор автоматизированных информационных систем (далее – АИС) для организаций и предприятий должен осуществляться на основе многокритериального анализа, с учетом их важнейших параметров и рабочих характеристик. В настоящей статье данный подход описан на примере анализа информационных систем, рассмотренных в качестве «кандидатов» для использования в таможенных органах РБ: ИС «Галактика ERP», 1С:Бухгалтерия, «Ветразь», бухгалтерская программа «Парус», БЭСТ. |