№ 4 (243) апрель 2014

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ  
Бюджет-2013: оперативное реагирование на актуальные вызовы
Инесса ДАНИЛОВИЧ, начальник Главного государственного казначейства Министерства финансов
Наличие в прошлом году трудностей в экономике привело к необходимости существенной корректировки ранее утвержденных показателей республиканского бюджета – доходы были урезаны на 16,7 трлн. Br, расходы – на 13,2 трлн. Br, дефицит прогнозировался в пределах 3,5 трлн. Br. Несмотря на появление дополнительных рисков, отечественные финансисты сумели достойно выйти из непростой ситуации. Расходы республиканского бюджета по итогам 2013 года превысили доходы лишь на 2 трлн. Br. А с учетом профицита местных бюджетов в целом консолидированный бюджет Республики Беларусь исполнен с положительным сальдо.
 
СТРАХОВАНИЕ  
Факторы устойчивого развития
Ольга ЮШКЕВИЧ, заместитель начальника управления – начальник отдела отчетности, анализа и мониторинга страхового рынка Главного управления страхового надзора Минфина
Страховая отрасль продемонстрировала в 2013 году устойчивый рост. Участниками рынка выполнены все утвержденные Совмином целевые прогнозные показатели развития.
В частности, общий объем страховых взносов достиг 6,6 трлн. Br, что в текущих ценах на 53,2% больше, чем в 2012 году. Их отношение к ВВП составило 1,04% при плане – 1,0–1,1%. Улучшилось и большинство индикаторов устойчивости страховых организаций.
 
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ  
Куда направлены экспортно-импортные потоки?
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
Для белорусских предприятий, специализирующихся на внешнеэкономической деятельности, 2013 год связан с отрицательными воспоминаниями. Если в 2012 году положительное сальдо внешней торговли составляло порядка 3 млрд. USD, то в 2013 году показатель обвалился до -1,7 млрд. USD. Отношение показателя к ВВП зафиксировано в размере -2,4%. Главной причиной негативных тенденций стало резкое сокращение продаж белорусских товаров за границу.
 
МАКРОЭКОНОМИКА  
Рост внешних обязательств
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
Негативные тенденции в экономике Беларуси, которые наблюдались в 2013 году (сокращение экспорта и притока валютной выручки), необходимость поддержания стабильности на валютном рынке способствовали накоплению внешнеэкономических дисбалансов: росту дефицита счета текущих операций, увеличению внешнего долга, снижению объемов золотовалютных резервов. Это, в свою очередь, отражается на показателях платежеспособности страны.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ  
О формировании фонда национального развития
Елена ПЕЧЕНЬ, начальник Главного управления финансов промышленного и топливно-энергетического комплексов Минфина
Сокращение в 2013 году чистой прибыли в целом по экономике и рост количества убыточных предприятий сказались на объемах поступлений в бюджетный фонд национального развития (ФНР) Республики Беларусь. Снижение доходов фонда является зеркальным отражением эффективности работы белорусской промышленности.
 
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО  
Как повысить эффективность ЖКХ?
Александр КОРЗЮК, заместитель начальника Главного управления финансов строительства и материальных услуг Минфина
Предприятия системы Минжилкомхоза оказывают влияние на жизнь каждого гражданина Беларуси. В сферу их ответственности входят уборка улиц, обеспечение водой и теплом жилищного фонда и многое другое. Неудивительно, что численность работающих в профильных организациях превысила 160 тыс. человек, а в ряде районов они вошли в число наиболее крупных и финансово устойчивых предприятий. Однако данные успехи во многом обеспечены не эффективной работой субъектов хозяйствования, а финансированием ЖКХ за счет средств местных бюджетов.
 
АУДИТ  
Рейтинг-2013: лидер сохранил позиции
Главным управлением регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь подготовлен рейтинг по итогам деятельности аудиторских организаций республики за 2013 год. В рейтинге приняли участие тридцать компаний, пять из которых – впервые.
 
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА  
Мониторинг и оценка результатов госпрограмм
Михаил ПРОХОРИК, заместитель начальника управления консолидированного бюджета Главного управления бюджетной политики Минфина
Основным элементом системы управления государственными финансами любой страны является создание системы для мониторинга и оценки (МиО). В связи с растущим со стороны общества интересом видеть результаты использования бюджетных средств многие страны активно применяют данные инструменты в бюджетном процессе. Эта тема актуальна и для Беларуси.
 
РЫНОК ТРУДА  
Трудовые мигранты: прибыло и убыло
Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит»
Активный рост заработной платы в Беларуси, наблюдавшийся в последние два года, позволил притормозить отток кадров за рубеж. Кроме того, значительно выросло число работников, приехавших на заработки в нашу страну. Такой вывод можно сделать, изучив данные о трудовой миграции и объеме денежных средств, заработанных гражданами страны за границей..
 
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ  
Где вращаются белорусские рубли?
Антон БОЙКО, «Финансы, учет, аудит»
Показатели платежной системы традиционно являются отражением происходящих в экономике тенденций. Проблемы белорусских организаций оказывали в 2013 году негативное влияние на количество и объемы (в реальном выражении) проводимых расчетов. В то же время поддерживался наличный и безналичный денежный оборот значительным увеличением рублевой денежной базы и развитием современных технологий.
 
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РАЗЪЯСНЯЕТ  
О порядке привлечения внешних займов под гарантии Правительства
Каролина ВОЙТКО, заместитель начальника Главного управления государственного долга – начальник управления планирования, учета и платежей Минфина
Дарья СВИЩЕВА, начальник отдела гарантийных и иных условных обязательств Главного управления государственного долга Минфина

Стоящие перед Правительством страны задачи по модернизации экономики и наращиванию экспорта обуславливают высокую актуальность привлечения внешних займов для финансирования высокоэффективных и валютоокупаемых инвестиционных проектов.
Отсутствие в достаточном объеме традиционных форм обеспечения по внешним займам (залог, страхование, банковская гарантия) способствует росту интереса со стороны белорусских организаций и иностранных банковских структур к процедуре предоставления такой формы обеспечения, как гарантия Правительства Республики Беларусь. В этой связи Министерство финансов подготовило краткое описание порядка предоставления гарантий Правительства по внешним займам с рекомендациями исходя из сложившейся практики предоставления таких гарантий.
 
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ  
Роль таможни в формировании бюджета ВКЛ
Юрий ГРУЗИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент БГЭУ
С древних времен таможня является источником формирования государственного бюджета путем взимания различных платежей при перемещении товара через границу, реализуя тем самым экономические задачи государства. Позже таможенные органы начали выполнять регулятивную и охранительную функции, предполагавшие ограничения и запреты на ввоз и вывоз товаров.
 
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ  
Выбор стратегии автоматизации
Александр КОРОЛЕВ, главный инспектор финансово-экономического управления Государственного таможенного комитета РБ
Выбор автоматизированных информационных систем (далее – АИС) для организаций и предприятий должен осуществляться на основе многокритериального анализа, с учетом их важнейших параметров и рабочих характеристик. В настоящей статье данный подход описан на примере анализа информационных систем, рассмотренных в качестве «кандидатов» для использования в таможенных органах РБ: ИС «Галактика ERP», 1С:Бухгалтерия, «Ветразь», бухгалтерская программа «Парус», БЭСТ.
 
версия для печати